Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Контроллинг, экономический анализ    Управленческий анализ затрат предприятий молочной промышленности

Управленческий анализ затрат предприятий молочной промышленности

26.07.2016

Управленческий анализ затрат предприятий молочной промышленности

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №7 год - 2011

Кузнецова Е. Н.,
аспирант,ФГОУ ВПО
«Ставропольский государственный
аграрный университет»

В данной статье представлена научно-методическая разработка анализа затрат на предприятии в целях управленческого учета. Проведена сравнительная характеристика экономического, финансового и управленческого анализа. Определены этапы его проведения. Представлены некоторые из существующих видов анализа, такие как вероятностный, детерминированный, факторный.

Деятельность любого предприятия направлена на получение дохода, что является результатом сложного циклического процесса. Достичь наибольшего эффекта возможно только путем систематизации всего процесса жизнедеятельности предприятия. При ее осуществлении можно выявить некоторые зависимости и рассмотреть возможность их оптимизации.

Такой процесс называется анализом деятельности организации, который может дать ответы на вопросы, характеризующие финансовое состояние предприятия. Наиболее быстрый анализ можно получить, изучив баланс предприятия. Однако анализ финансовой деятельности организации основывается как на балансе, так и на других документах организации. Он призван исследовать не только финансы предприятия, но и другие стороны функционирования организации.

Существуют следующие виды анализа:
экономический – определяет достоверность и надежность выводов, которые делаются в отношении состояния, перспектив развития и эффективности деятельности субъектов хозяйствования разного уровня;
финансовый – проводит оценку состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости, прогнозирование доходов и потоков денежных средств и т. д.

Финансовый и экономический анализ дают оценку в разрезе экономических показателей (табл. 1).

Развитие отраслей производства, тем не менее, требует более эффективных действий и быстрых и обдуманных решений. Реализовать поставленную задачу способен управленческий анализ (рис. 1), особенностями которого являются:
– отсутствие регламентации с внешней стороны;
– комплексное изучение всех сторон деятельности организации;
– интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений в организации;
– использование всех доступных источников информации;
– ориентация результатов анализа на руководство организации;
– максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;
– границы информационного инструментария анализа (простираются практически на все стороны хозяйственной жизни);
– методическое обеспечение аналитических процедур (включает современные рыночные инструменты, апробированные в практике зарубежных и отечественных аналитиков);
– управленческий анализ (в основном носит прогнозный характер, направлен на оценку деятельности коммерческой организации в будущем);
– аналитические процедуры (нацелены на оценку бизнес-деятельности, обоснование оптимальных управленческих решений на основе выявления неиспользованных возможностей).

Прежде чем приступать к выполнению анализа, следует определиться с источниками информации. Для этого устанавливают объем и параметры необходимых данных, их содержание и методику проведения.

Источники данных могут быть внутренними и внешними. Внутренние – это учетная система предприятия, что является основным источником. Внешние – это законодательство, рыночная конъюнктура, справочная информация.

Рекомендуется пользоваться всеми источниками, что в совокупности даст более правдивые сведения.

В управленческом учете основной упор делается на затраты: процесс их формирования, распределения и учета (что составляет его основу и является главной задачей), поэтому рассматривать управленческий анализ лучше всего в разрезе затрат.

Для осуществления управленческого анализа необходимы:
1. Оценка деятельности предприятия.

В этом разделе можно использовать методы экономического и финансового анализа. Например, можно оценить:
– текущую ликвидность (общая обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств):

где  – коэффициент текущей ликвидности;
ОбА – оборотные активы;
КОб – краткосрочные обязательства;
– быструю ликвидность – характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости:

где З – запасы предприятия.

В целях управленческого учета можно рассчитать рентабельность издержек производства:

где ПВ – валовая прибыль;
ИЭг – издержки эксплуатации.

Целесообразным будет применение оперативного анализа, – это, прежде всего, своевременность выявления и исследования краткосрочных изменений, происходящих в экономических процессах, которые либо угрожают вывести управляемую систему из заданного направления и темпа развития, либо сигнализируют о появлении дополнительных резервов, позволяющих быстро перевести ее на более эффективный режим функционирования. Пропуск отрезка времени, в течение которого действуют причины, порождающие отклонения от программы, делает бесполезными даже результаты оперативного анализа, так как после этого момента возникает новая хозяйственная ситуация с новыми причинно-следственными взаимосвязями элементов и новыми экономическими последствиями [6]. Использование оперативного анализа позволяет оценить показатели финансово-экономического положения организации за те промежутки времени, информация по которым актуальна на текущий момент.

2. Выделение влияния факторов и показателей на конечный результат, обобщение полученных результатов, изучение возможных путей исправления отрицательных явлений в хозяйственной деятельности предприятия.

Величина обобщающего показателя деятельности структурных подразделений и всего производственного формирования зависит от большого числа факторов, действующих либо в определенной последовательности, либо одновременно, разнонаправленно и с различной силой.

По характеру воздействия они подразделяется на два вида:
– вероятностный фактор, при котором влияние одной величины на изменение другой может иметь возможный (вероятностный) характер, например зависимость выработки продукции в единицу времени в расчете на одного работающего от его квалификации, стажа работы, возраста. Изучение проводится с помощью корреляционного, регрессионного, дисперсионного анализа. Эти методы позволяют на основе анализа статистических рядов обнаружить закономерности, скрытые среди случайностей;
– детерминированный фактор, означающий зависимость результативного показателя от факторов: каждому значению фактора-аргумента соответствует одно-единственное значение  результативного показателя-функции. Изучается с помощью дифференциального,  логарифмического и интегрального метода исследования детерминированных взаимосвязей факторов, объясняющих наличие «неразложенного» остатка ошибками в расчетах (проведенных традиционными методами) влияния факторных показателей на результативный показатель.

Факторы, влияющие на издержки производства, можно выделить различными способами в зависимости от их вида. Если это социальные факторы, то достаточно провести небольшие социологические исследования, например, для того, чтобы найти потребителя производимой продукции, пересмотреть ценовую политику, соответствующую потребителю и о твечающую целям предприятия.

Проблему влияния внутренних факторов нужно определять посредством анализа изменения уровня затрат на один рубль продукции, себестоимости отдельных видов продукции, затрат фонда оплаты труда и т. д.

В большинстве своем влияние факторов можно выразить тремя составляющими: норма, цена и замена.

В отраслях производства, специфика которых требует соблюдения определенных нормативов и регламентов, определяют отклонения от установленных стандартов, оценивают их масштабы и возможные пути исправления. Если это допустимо, то возможна корректировка текущей деятельности в соответствии с выявленными отклонениями (положительными или отрицательными).

Фактор цен определяет исходную стоимость заготовительных материалов или товарно-материальных ценностей – то, из чего складывается основная часть себестоимости продукции. Для проведения анализа в части цен можно использовать данные аналитического счета 10 «Материалы». Ценовую политику лучше проводить исходя из себестоимости продукции, т. е. установив наценку на товар такую, которая бы позволила:
– получить прибыль;
– не потерять клиентскую базу, а, по возможности, наработать новую;
– устоять в конкурентной борьбе.

Существенно снизить затраты по ценовому фактору можно как раз используя замену одних материалов другими. Это называется фактором замены.

Его применение позволяет определить, в какой степени себестоимость продукции зависит от используемых материалов, возможна ли замена их другими и к чему это приведет – к увеличению или понижению себестоимости.

Методы проведения факторного анализа довольно многообразны, поэтому решать, какими из них пользоваться, должно, прежде всего, руководство предприятия. Оно ставит перед собой задачу достижения определенной цели и, осуществив анализ финансового положения, может установить, в какой области существуют недостатки. Соответственно, информация по этим участкам  требуется более детальная, что и позволяет получить факторный анализ.

Сведения, полученные из управленческого анализа затрат, в дальнейшем применяют для  снижения себестоимости производимой продукции, для осуществления которого определен  следующий типовой перечень технико-экономических факторов, обусловливающих снижение себестоимости продукции:
– повышение технического уровня производства;
– улучшение организации производства и труда;
– изменение объема, структуры и размещения производства;
– улучшение использования природных ресурсов;
– развитие производства.

Этот перечень мероприятий является стандартным, представляя собой лишь общую схему работы по реализации намеченной программы. В каждой отрасли мероприятия будут разными в зависимости от специфики производства.

Использование управленческого анализа затрат в целом позволит руководству предприятия, компании или организации установить, насколько правильны были их методы ведения бизнеса.

Себестоимость также является тем показателем, который определяет рациональность хозяйствования и представляет один из основных факторов формирования прибыли. Поэтому анализ затрат в целях управленческого учета имеет большое финансово-экономическое значение.

Литература
1. Бороненкова С. А. Управленческий анализ. – М. : Финансы и статистика, 2001.
2. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет : учебник для студентов вузов по экономическим специальностям. – Изд. 7-е, стер. – М. : Омега-Л, 2008. 570 с.
3. Гиляровская Л. Т. Экономический анализ : учебник для вузов / под ред. проф. Л. Т. Гиляровской. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 156.
4. Ковалев В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности организации / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. – М. : Проспект, 2002. С. 267.
5. Николаева О. Е. Управленческий учет. – М. : УРСС, 2000.
6. Шеремет А. Д. Управленческий учет : учеб. пособие / под ред. А. Д. Шеремета. – М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 1999. С. 211.

Также по этой теме: