Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Управление финансами банков и страховых организаций    Кредитный мониторинг как система управления кредитным риском

Кредитный мониторинг как система управления кредитным риском

Кредитный мониторинг как система управления кредитным риском

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №1 год - 2008

Арсанукаева
Альбика Султановна,
зам. начальника отдела
активных и пассивных
операций ОАО «МИнБ»

 

Увеличение объемов осуществляемых операций и появление новых форм кредитных отношений на фоне меняющихся регулирующих норм требуют от банков повышения качества управления кредитной деятельностью и пересмотра подходов, положенных в основу формирования кредитного мониторинга, который, являясь одной из важнейших составляющих кредитной политики, должен адаптировать новые экономические условия и потребности субъектов экономической жизни к общей стратегии развития банка и разработать адекватные стандарты управления кредитным процессом и кредитным риском. Кредитный мониторинг в коммерческом баке может быть эффективным, только если он является научно обоснованным и формируется в соответствии с законами экономики и закономерностями управления деятельностью банка.

Таким образом, комплексная разработка теоретических и практических вопросов, раскрывающих все аспекты формирования и реализации кредитного мониторинга в коммерческом банке, является важной и актуальной проблемой современной банковской системы России.

Проблемой возвратности кредитов обеспокоено все международное банковское сообщество,  значимость ее в настоящее время возросла. Для России она связана с наличием проблемных ссуд, объем которых при активизации кредитной политики банков увеличился. На рисунке 1  представлена динамика просроченной задолженности по кредитам, депозитам и прочим  размещенным средствам.

Одним из путей минимизации кредитного риска банков является создание эффективной системы банковского контроля. Составной частью этой проблемы является своевременное выявление и организация работы с проблемными ссудами.

Кредитный мониторинг – сложная информационно-аналитическая система, включающая контроль за качеством предоставленных ссуд, его оценку и прогнозирование будущего развития для организации своевременных и адекватных управленческих решений, уменьшающих кредитный риск на всех стадиях работы со ссудой.

Можно выделить две основные особенности объектов кредитного мониторинга, первой из которых является их динамичность, а второй – наличие или возможность опасности, возникающей в процессе функционирования объекта мониторинга. Поэтому кредитный мониторинг необходимо идентифицировать прежде всего как многофакторный процесс, направленный на снижение рискованности кредитных операций и недопущение отрицательных операций, связанных с возникновением сложностей в процессе погашения кредита.

Основное отличие системы мониторинга от системы контроля состоит в прогнозировании будущего развития объектов.

Информационно-аналитическая база для проведения кредитного мониторинга в коммерческих банках формируется из сведений, поступающих из различных источников:

  • Данные, предоставленные заемщиком. К их числу относятся ходатайство о выдаче кредита, анкета заемщика, юридические документы, финансовые документы, информация об объекте кредитования, информация об обеспечении кредита.
  • Внутрибанковская информация, существующая в условиях действия единого информационного поля банка (кредитная история в данном банке, данные о движении средств по счетам заемщика, качество обслуживания долга, информация, получаемая кредитным работником при посещении офиса или производства заемщика).
  • Информация, полученная от третьих лиц, в том числе:

- органов регулирования и надзора (налоговая инспекция, регистрационные палаты и органы лицензирования);

  • кредитных учреждений, обслуживающих данного заемщика;
  • судебных органов;
  • информационных и рейтинговых агентств;
  • СМИ, Интернета;
  • бюро кредитных историй.

Очень важно, чтобы эта информация постоянно обновлялась, так как в противном случае наступающие признаки проблемности кредита могут остаться незамеченными.

Адекватная система определения, оценки, мониторинга и контроля кредитных рисков является неотъемлемым элементом кредитной политики. Под кредитным риском понимается вероятность потери ликвидности и/или финансовых потерь, из-за несвоевременного выполнения или невыполнения заемщиком своих обязательств в результате действия различных внутренних и внешних факторов. Специфика системы организации мониторинга кредитных рисков состоит в том, что неудовлетворительный государственный контроль и слабое корпоративное управление являются причинами ограниченной финансовой прозрачности, что затрудняет правильную оценку рисков.

Кредитный риск, которому подвергается коммерческий банк, зависит от ряда факторов, характеризующих кредитный портфель и кредитную политику банка. Основными среди этих факторов являются следующие:

  • степень диверсификации кредитного портфеля по заемщикам, регионам, отраслям (чем выше диверсификация, тем ниже риск, чем выше концентрация кредитного портфеля, тем выше риск);
  • доля просроченных кредитов в портфеле (включая неявную и реструктурированную просроченную задолженность);
  • кредиты в нетрадиционные сферы бизнеса (что способствует повышению кредитного риска за счет невозможности предсказать, как будет развиваться бизнес в будущем);
  • доля в кредитном портфеле новых заемщиков, не имеющих кредитной истории (также способствует потенциальному увеличению риска невозврата кредита за счет того, что заемщик может оказаться недобросовестным);
  • залог неликвидных и малоликвидных активов (увеличивается риск возникновения трудностей в случае необходимости реализации залога);
  • организация кредитования в банке как технологического процесса.

Основная сфера практического применения мониторинга – это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности. Мониторинг представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явление. Он используется в различных сферах и с различными целями, но при этом обладает общими характеристиками и свойствами.

Остановимся несколько подробнее на критериях классификации кредитного мониторинга.

I. По объектам кредитного мониторинга различают:

  • мониторинг конкретного заемщика (ссуды);
  • мониторинг кредитного портфеля банка.

Руководствуясь принципами анализа и оценки систем управления, можно выделить два типа мониторинга первый из которых направлен на реализацию задач функционирования, а второй – задач развития. Иначе говоря, одни системы мониторинга, выполнив свою конкретную задачу, прекращают свое существование (мониторинг заемщика), другие могут существовать неограниченно долго (мониторинг кредитного портфеля банка).

II. В зависимости от источников сбора информации следует выделить несколько видов кредитного мониторинга как информационной системы. Информационно-аналитическая база для проведения кредитного мониторинга в коммерческих банках формируется из сведений, поступающих из различных источников:

  • мониторинг СМИ, текущего законодательства, мониторинг различных отраслей и рынков, на которых оперируют заемщики;
  • мониторинг финансового состояния заемщика;
  • мониторинг денежных потоков заемщика;
  • мониторинг состояния обеспечения, принятого в залог по ссуде;
  • мониторинг исполнения обязательств кредитного договора (целевое использование, своевременная уплата процентов и комиссий);
  • мониторинг деловой репутации заемщика, организации менеджмента на предприятии – заемщике;
  • мониторинг внутрибанковской отчетности.

Очень важно, чтобы вся информация постоянно обновлялась, так как в противном случае наступающие признаки проблемности кредита могут остаться незамеченными.

III. Отталкиваясь от методики проведения кредитного мониторинга, можно отметить несколько типов мониторинга. Система мониторинга предприятий представляет собой широкий комплекс мер организационного, методологического и управленческого характера. Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов мониторинга с учетом особенностей конкретной ситуации. Целесообразно выделить три основных вида:

  • измерение параметров объекта с привлечением технологий научного исследования, с использованием системы хорошо разработанных критериев и показателей (т.е. анализ финансового состояния заемщика, его платежеспособности и пр.);
  • анализ динамики, т.е. когда в качестве основания для экспертизы используются данные о динамике развития объекта во времени;
  • сравнение, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования другого объекта кредитного мониторинга. Изучение двух или нескольких объектов проводится параллельно, одним инструментарием, в одно и то же время.

Значительной проблемой для кредитного мониторинга является обеспечение высокого качества инструментария, разработка критериев оценивания, индикаторов и показателей, сам процесс измерения, статистическая обработка результатов и их адекватная интерпретация.

IV. В зависимости от целей кредитного мониторинга можно выделить три его вида:

  • информационный – структуризация, накопление и распространение информации об объекте мониторинга. Не предусматривает специально организованного изучения;
  • базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом кредитного мониторинга организуется постоянное слежение с помощью периодичного измерения показателей, которые достаточно полно его определяют;
  • проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, которые возникают при кредитовании, иными словами, речь идет прежде всего об идентификации безнадежных или проблемных ссуд.

 V. Принимая во внимание ориентацию на конкретного пользователя, отметим два вида мониторинга. При проведении мониторинга возникает необходимость получения информации, репрезентативной относительно различных объектов (соотношение системы и части системы).

Первый вид кредитного мониторинга ориентирован на внешних потребителей. Целью такого мониторинга является формирование статистической базы, составление отчетности, соблюдение нормативов деятельности, установленных Банком России.

Второй вид мониторинга ориентирован на внутренних пользователей, т.е. специалистов соответствующих подразделений банка, с целью принятия управленческих решений. Средством распространения информации, получаемой в ходе такого рода мониторинга, являются аналитические отчеты, рекомендации, проекты.

При этом в рамках каждого вида решаются проблемы представления и распространения информации, получаемой в процессе мониторинга.

Современной наукой был выработан ряд принципов мониторинга в банковской сфере. Кредитный мониторинг основан на нескольких главных принципах:

  • необходимость периодической проверки всех видов кредитов, что способствует постоянному отслеживанию недостатков на всех этапах мониторинга и их устранению;
  • тщательная разработка этапов и программ кредитного контроля, с тем чтобы обеспечить проверку всех важнейших условий по каждому кредиту, в том числе:
  • соответствие фактических платежей по кредиту расчетным (что позволяет делать выводы о качестве обслуживания долга);
  • качество и состояние обеспечения по кредиту (дает возможность оценить ликвидность принятого залога);
  • полноту соответствующей документации, возможность получить в свое распоряжение обеспечение и юридическое право предпринимать при необходимости судебные действия в отношении заемщика;
  • оценку изменений финансового положения и прогнозы относительно увеличения или сокращения потребностей заемщика в сумме кредита;
  • оценку соответствия выданного кредита кредитной политике банка и стандартам, разработанным контролерами со стороны регулирующих органов в отношении кредитного портфеля банка%
  • увеличение числа проверок проблемных кредитов, увеличение частоты проверок по мере роста проблем, связанных с конкретным кредитом;
  • увеличение числа проверок кредитов в условиях экономического спада или появления значительных проблем в тех отраслях, в которые банк вложил значительную часть своих ресурсов (например, заметное изменение налогового или экспортно-импортного законодательства; появление новых конкурентов или изменение технологий, требующее использования новых методов производства и реализации продукции).

Вышеизложенные аспекты позволяют нам сделать вывод о том, что кредитный мониторинг – это многофакторный процесс, который имеет свои особенности и тенденции, социально обусловленные институциональные факторы (производственные, правовые, управленческие), направленный на снижение вероятности невозврата выданных кредитов и (или) уменьшение связанных с этим убытков.

Следует особо отметить тот факт, что исходной причиной снижения ликвидности большинства банков до критического уровня является игнорирование высокой степени кредитного риска, характерного для российской банковской сферы. П. Найберг также отмечает, что «главными причинами неплатежеспособности банков в странах с переходной экономикой являются плохое качество активов и непрекращающаяся выдача новых не погашаемых в срок ссуд» [3].

Таким образом, работа коммерческого банка по кредитному мониторингу должна носить комплексный характер, охватывать всю организацию и содержание кредитной деятельности банка с целью оперативной диагностики состояния объектов исследования в динамике, тем самым создавая возможность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий.

Самым важным в процессе кредитного мониторинга является организация эффективного функционирования механизма воздействия по его результатам, так как проведение всех вышеперечисленных мероприятий и результаты их проведения необходимы для регулирования кредитных операций и принятия соответствующих управленческих решений. Значительной проблемой для кредитного мониторинга является обеспечение высокого качества инструментария, разработка критериев оценивания, индикаторов и показателей, сам процесс измерения, статистическая обработка результатов и их адекватная интерпретация.

В конечном счете, экономическое назначение реализации системы кредитного мониторинга в коммерческом банке сводится к более эффективному использованию взаимозависимости политики кредитования и потенциальных возможностей банка, а также в превращении функции прогнозирования кредитной политики в источник конкурентных преимуществ коммерческого банка, выражающихся в максимизации прибыли и минимизации рисков в процессе формирования ресурсной базы и эффективного размещения привлеченных средств.

 

Литература

1. Батракова Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. М.: Логос, 2005.
2. Лаврушин О.И., Афанасьева О.Н., Корниенко С.Л. Банковское дело. Современная система кредитования: Учеб. пособие – М.: КноРус, 2005.
3. Найберг П. Системные структурные преобразования в банковской сфере //Деньги и кредит, 1995, № 5.
4. «Обзор банковского сектора Российской Федерации» 2003–2007 гг., официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (www.cbr.ru).

Также по этой теме: