Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Финансовый учет, элементы налогообложения     Организация управленческого учета затрат на абразивном производстве

Организация управленческого учета затрат на абразивном производстве

Организация управленческого учета затрат на абразивном производстве

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №6 год - 2006

Михайлова И.Г.

 

В процессе управления производственной организацией перерабатываются многочисленные потоки разнообразной информации в виде сведений и сообщений об операциях, действиях и процессах производства, отражающих изменения состояний системы в соответствии с ее сложностью и структурными особенностями. Все потоки информации распределяются по объектам управления. Особое место в системе информации, генерируемой в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности, занимает экономическая информация. Ведущая роль при этом принадлежит информации, формируемой в системе бухгалтерского учета. Данный приоритет обусловлен тем, что бухгалтерский учет, функционируя в системе управления и охватывая процессы производства, обращения и распределения продукта, формирует полную информацию о кругообороте средств предприятия.

Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской федерации на среднесрочную перспективу, разработанная по решению Правительства Российской Федерации.

Основным направлением развития бухгалтерского учета и отчетности признано повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности (п. 2.1).

Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица и консолидированную финансовую отчетность. Информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности (п. 2.1).

Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.

Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта использования ее в управлении хозяйствующим субъектом (п. 2.1).

Поскольку «управление начинается с получения и восприятия информации, включает принятие решения на основе информации и завершается контролем выполнения этого решения также на основе соответствующей информации», информация должна быть качественной, своевременной и достоверной. Бухгалтерская информация выступает источником выработки оптимальных управленческих воздействий на конкретный объект, что позволяет совершенствовать и объект, и систему управления в целом.

Организации абразивного производства используют метод учета затрат по фактической себестоимости. Данный метод исключает возможность оперативного контроля за использованием ресурсов, выявления и устранения причин перерасхода и недостатков в организации производства, нарушений технологических процессов, изыскания и мобилизации внутрипроизводственных резервов. Поэтому наиболее прогрессивными оказываются варианты учета нормативных затрат, особенно в условиях рыночных отношений и конкуренции.

По нашему мнению, в абразивном производстве рационально использовать вариант нормативного метода учета затрат с элементами метода «стандарт-кост». В его основе лежит четкое, твердое установление норм затрат материалов, энергии, заработной платы и всех других расходов, связанных с изготовлением какой-либо продукции или полуфабрикатов.

Использование метода «стандарт-кост» предусматривает бухгалтерское отражение отклонений на специальных счетах с подразделением по факторам. Текущий учет изменений норм не ведется. Косвенные расходы относятся на себестоимость в пределах норм, отклонения выявляются с учетом объема производства и относятся на результаты финансовой деятельности.

Использование нормативного метода учета затрат предусматривает применение счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»: по дебету этого счета отражается фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции, по кредиту – нормативная. Учет изменений норм ведется в разрезе причин и инициаторов. Косвенные расходы в сумме фактических затрат распределяются между объектами калькулирования индексным методом. Основными задачами нормативного метода учета затрат на производство являются своевременное предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в хозяйстве, содействие выявлению имеющихся в производстве резервов и результатов внутризаводского хозрасчета.

Особенностью варианта нормативного метода учета затрат с элементами метода «стандарт-кост» является то, что учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты можно было подразделить на расходы по нормам и отклонения от норм. При этом мы предлагаем вести учет отклонений от норм:
по расходу сырья и материалов;
по суммам начисленной заработной платы;
по учету отклонений по расходам на обслуживание производства и управление.

Вышеуказанные отклонения от норм можно учитывать на счете 36 «Отклонение затрат». Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 36 «Отклонение затрат» на последнее число месяца определяется экономия (перерасход). Экономия, то есть превышение нормативной себестоимости над фактической, сторнируется по кредиту счета 36 «Отклонение затрат» и дебету счета 90 «Продажи». Перерасход, то есть превышение фактической себестоимости над нормативной, списывается со счета 36 «Отклонение затрат» в дебет счета 90 «Продажи». Нормативная себестоимость будет отражаться на счете 20 «Основное производство».

К счету 36 открываем субсчета:
36.10 – «Отклонение в стоимости материалов»;
36.70 – «Отклонения по заработной плате»;
36.25 – «Отклонение общепроизводственных затрат»;
36.26 – «Отклонение общехозяйственных затрат».

В таблице 1 представлены нормативные и фактические затраты организации абразивного производства, а также отклонения от норм.

Таблица 1

Затраты ОАО «Белгородский абразивный завод» за месяц, руб.

Статьи затрат

Нормативные затраты

Фактические затраты

Экономия (-) / перерасход (+)

Материальные затраты

23 853 000

23 932 567

–79 567

Заработная плата

6 041 599

4 715 730

1 325 869

Общепроизводственные затраты

978 000

995 170

–17 170

Общехозяйственные затраты

2 877 620

2 163 545

714 075

Итого

33 750 219

31 807 012

1 943 207

 

Сравним фактический метод учета затрат, нормативный метод и вариант нормативного метода учета затрат с элементами метода «стандарт-кост», используя данные таблицы 1.

Порядок бухгалтерских записей при использовании варианта нормативного метода учета затрат с элементами метода «стандарт-кост» отражен на рисунке 1.

Рис. 1. Схема бухгалтерских записей при использовании варианта нормативного метода учета затрат с элементами метода «стандарт-кост»

При использовании метода учета фактических затрат произведенные затраты в учете отражаются следующим образом.

1. Списаны материалы в производство:

Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10 «Материалы» – 23 932 567 руб.

2. Начислена заработная плата рабочим:

Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 4 715 730 руб.

3. Списаны общепроизводственные расходы:

Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 25 «Общепроизводственные расходы» – 995 170 руб.

4. Списаны общехозяйственные расходы:

Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 26 «Общехозяйственные расходы» – 2 163 545 руб.

5. Фактическая себестоимость выпущенной из производства готовой продукции:

Дебет 43 «Готовая продукция»
Кредит 20 «Основное производство» – 31 807 012 руб.

6. Списывается себестоимость проданной продукции:

Дебет 90 субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кредит 43 «Готовая продукция» – 31 807 012 руб.

Развернуто схема счета 20 «Основное производство» выглядит следующим образом:

Счет 20 «Основное производство»

Сн.- 0

 

23 932 567

31 807 012

4 715 730

 

995 170

 

2 163 545

 

Об. 31 807 012

Об. 31 807 012

При применении нормативного метода учета затрат произведенные затраты в учете отражаются так.
1. Списаны материалы в производство:

Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10 «Материалы» – 23 932 567 руб.

2. Начислена заработная плата:

Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 4 715 730 руб.

3. Списаны общепроизводственные расходы:

Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 25 «Общепроизводственные расходы» – 995 170 руб.

4. Списаны общехозяйственные расходы:

Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 26 «Общехозяйственные расходы» – 2 163 545 руб.

5. Фактическая себестоимость выпущенной из производства готовой продукции:

Дебет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
Кредит 20 «Основное производство» – 31 807 012 руб.

6. Нормативная себестоимость выпущенной из производства готовой продукции:

Дебет 43 «Готовая продукция»
Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» – 33 750 219 руб.

7. Списывается нормативная себестоимость проданной продукции:

Дебет 90 субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кредит 43 «Готовая продукция» – 33 750 219 руб.

8. Сторнируется сумма экономии:

Дебет 90 «Продажи»

 

Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» – 1 943 207 руб.

 

Порядок бухгалтерских записей при использовании нормативного метода учета затрат отражен на рисунке 2.

Рис. 2. Схема бухгалтерских записей при использовании нормативного метода учета затрат

Развернуто схемы счетов 20 «Основное производство», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция» выглядят следующим образом:

Счет 20

Сн. – 0

 

23 932 567

31 807 012

4 715 730

 

995 170

 

2 163 545

 

Об. 31 807 012

Об. 31 807 012

Ск. – 0

 

 

Счет 40

Сн. – 0

 

31 807 012

33 750 219

 

1 943 207 руб.

Об. 31 807 012

Об. 31 807 012

Ск. – 0

 

 

Счет 43

Сн. – 0

 

33 750 219

33 750 219

Об. 33 750 219

Об. 33 750 219

Ск. – 0

 

 

Таким образом, общая сумма экономии составила 1 943 207 руб., но сразу не можем ответить, в связи с чем произошла экономия.

Теперь отразим в учете произведенные затраты по варианту нормативного метода учета затрат с элементами метода «стандарт-кост»:

1. Списаны материалы в производство:

Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10 «Материалы» – 23 853 000 руб.

2. Отражено отклонение в стоимости материалов:

Дебет 36/10 «Отклонение в стоимости материалов»
Кредит 10 «Материалы» – 79 567 руб.

3. Начислена заработная плата:

Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 6 041 599 руб.

4. Отражено отклонение по заработной плате:

Дебет 36/70 «Отклонения по заработной плате»

 

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 1 325 869 руб.

 

5. Списаны общепроизводственные расходы:

Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 25 «Общепроизводственные расходы» – 978 000 руб.

6. Отражено отклонение общепроизводственных расходов:

Дебет 36/25 «Отклонение общепроизводственных затрат»
Кредит 25 «Общепроизводственные расходы» – 17 170 руб.

7. Списаны общехозяйственные расходы:

Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 26 «Общехозяйственные расходы» – 2 877 620 руб.

8. Отражено отклонение общехозяйственных расходов:

Дебет 36/26 «Отклонение общехозяйственных затрат»

 

Кредит 26 «Общехозяйственные затраты» – 714 075 руб.

 

9. Нормативная себестоимость выпущенной из производства готовой продукции:

Дебет 43 «Готовая продукция»
Кредит 20 «Основное производство» – 33 750 219 руб.

10. Списывается нормативная себестоимость проданной продукции:

Дебет 90 субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кредит 43 «Готовая продукция» – 333 750 219 руб.

11. Отражается экономия:

Дебет 90 «Продажи»

 

Кредит 36 «Отклонение затрат» – 1 943 207 руб.

 

Развернуто схемы счетов 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция» и 36 «Отклонение затрат» выглядят следующим образом:

Счет 20

Сн. – 0

 

23 853 000

 

6 041 599

 

978 000

 

2 877 620

333 750 219

Об. 333 750 219

Об. 333 750 219

Ск. – 0

 

 

Счет 43

Сн. – 0

 

333 750 219

333 750 219

Об. 333 750 219

Об. 333 750 219

Ск. – 0

 

 

Счет 36

Сн. – 0

 

79 567

 

 

17 170

 

1 943 207

Об. 1 943 207

Об. 1 943 207

Ск. – 0

 

Таким образом, общая сумма экономии составила 1 943 207 руб., и мы видим, за счет каких статей затрат.

Из «Сводной ведомости производственных расходов за месяц» (табл. 2) видно, что на общую сумму экономии положительно повлияло снижение расходов на оплату труда и общехозяйственных расходов на 1 325 869 руб. и 714 075 руб. соответственно. Фактическую и нормативную себестоимость готовой продукции также можно увидеть в сводной ведомости. Причем ведомость составляется на основании данных счетов синтетического и аналитического учета по каждому месту возникновения затрат (цеху, участку и т. д.) и по организации в целом.

Таблица 2

Сводная ведомость производственных расходов за месяц


счета

С кредита счетов (виды
расходов

Элементы затрат на производство (руб.)

 

 

В дебет счетов

Материальные затраты

Заработная плата

Общепроизводственные
расходы

Общехозяйственные
расходы

Итого

А

Б

1

2

3

4

5

20

Основное производство (нормативная себестоимость)

23 853 000

6 041 599

978 000

2 877 620

33 750 219

36

Отклонение затрат

79 567

–1 325 869

17 170

–714 075

–1 943 207

36.10

Отклонение в стоимости материалов

79 567

 

 

 

79 567

36.70

Отклонения по заработной плате

 

–1325869

 

 

–1 325 869

36.25

Отклонение общепроизводственных затрат

 

 

17 170

 

1 717

36.26

Отклонение общехозяйственных затрат

 

 

 

–714075

–714 075

Итого статьи затрат (фактическая себестоимость)

23 932 567

4 715 730

995 170

2 163 545

31 807 012

 

После выбора метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции для организации управленческого учета в организациях абразивного производства с целью получения оперативных данных о величине затрат и эффективности использования ресурсов необходимо разработать План счетов для управленческого учета.

Для этого в утвержденный Минфином План счетов вводим субсчета, которые потребуются для получения данных, необходимых для управленческого учета. Исходя из специфики абразивного производства, можно дополнительно ввести дополнительные субсчета к счетам. Рабочий план счетов по счетам затрат оформим в виде таблицы 3.

Таблица 3

Рабочий план счетов по счетам затрат, разработанный исходя из специфики абразивного производства

№ счета/ субсчета

Название счета (субсчета)

1

2

10

Материалы

10.1

Основные виды сырья

10.1.1

Смола

10.1.2

Шлифзерно

10.1.3

Ткань

10.1.4

Шлифшкурка

10.2

Прочие материалы

10.3

Топливо

10.3.1

Бензин

10.3.2

Дизельное топливо

10.3.3

Масла и смазочные материалы

20

Основное производство

20.1

Прямые расходы

20.1.1

Цех №1

20.1.1.1

Прямые переменные расходы

20.1.1.2

Прямые постоянные расходы

20.1.2

Цех №2

20.1.2.1

Прямые переменные расходы

20.1.2.1.1

Шлифовальная шкурка на бумажной основе

20.1.2.1.2

Шлифовальная шкурка на тканевой основе

20.1.2.2

Прямые постоянные расходы

20.1.2.2.1

Шлифовальная шкурка на бумажной основе

20.1.2.2.2

Шлифовальная шкурка на тканевой основе

20.1.3

Цех изделий

20.1.3.1

Прямые переменные расходы

20.1.3.2

Прямые постоянные расходы

20.2

Косвенные расходы

25

Общепроизводственные расходы

25.1

Эксплуатация оборудования

25.2

Износ оборудования

25.3

Текущий ремонт оборудования и транспортных средств

25.4

Капитальный ремонт оборудования и транспортных средств

25.5

Внутренняя перевозка грузов

25.6

Электроэнергия

25.7

Прочие расходы

26

Общехозяйственные расходы

26.01

Представительские расходы нормируемые

26.02

Командировочные расходы нормируемые

26.02.1

Командировочные расходы рабочих нормируемые

26.02.2

Командировочные расходы АУП нормируемые

26.03

Расходы на рекламу нормируемые

26.04

Зарплата АУП

26.05

Начисления на зарплату

26.06

Подготовка кадров

26.07

Почтово-канцелярские расходы

26.08

Информационные расходы

26.09

Транспортный налог

26.10

Земельный налог

26.11

Содержание вневедомственной охраны

26.12

Содержание служебного легкового автотранспорта

26.13

Содержание зданий / оборудования

26.14

Содержание техотдела

26.15

Содержание зданий и сооружений

26.17

Содержание лабораторий и ОТК

26.18

Износ основных средств

26.19

Расходы по охране окружающей среды

26.20

Расходы по охране транспорта и территории

26.21

Расходы по рационализаторству и изобретениям

26.22

Спецмолоко

26.23

Аудиторские услуги

26.24

Спецодежда

26.25

Прочие расходы

26.26

Постоянные разницы

26.26.01

Представительские расходы ненормируемые

26.26.02

Командировочные расходы ненормируемые

26.26.03

Расходы на рекламу ненормируемые

36

Отклонение затрат

36.10

Отклонение в стоимости материалов

36.70

Отклонения по заработной плате

36.25

Отклонение общепроизводственных затрат

36.26

Отклонение общехозяйственных затрат

 

При разработке рабочего плана счетов по счетам затрат следует отказаться и от автономной, и от интегрированной систем учета. Для сохранения коммерческой тайны в условиях автоматизированного учета необходимо ввести различные уровни доступа к информации, отраженной на счетах бухгалтерского учета.

После составления рабочего плана счетов необходимо распределить расходы организации по центрам затрат и поддержки (рис. 3).

Расходы организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

/

 

 

 

 

\

/

 

 

 

Центр затрат

 

 

 

Центр поддержки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

/

\

/

\

/

 

\

/

\

/

Цех №1

Цех №2

Цех готовых изделий

 

Общие расходы

Административные расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

/

\

/

\

/

 

 

 

 

 

Участок шлифовальных лент

Участок лепестковые круги

Участок товаров народного потребления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Центры затрат и поддержки

Важным условием организации бухгалтерского учета по центрам затрат является возможность нормирования и установления задания на снижение издержек производства, а также получение учетной информации о фактической величине расходов по каждому центру затрат. В зависимости от уровня управления производством в качестве автономного центра затрат можно рассматривать организацию в целом, цех, участок, группу оборудования и машин и т. д. Многие из таких центров затрат — самостоятельные хозрасчетные подразделения и, следовательно, совпадают с центрами ответственности.

В центре затрат учитывают все расходы, связанные с производством абразивной продукции в разрезе цехов и участков. В центре поддержки отражают затраты, связанные с управлением производством и организацией в целом. Впоследствии эти суммы относят на центр затрат.

Чтобы проанализировать, где произошел перерасход ресурсов, а где получилась экономия, какие факторы на это повлияли, необходимо составить бюджет затрат (табл. 4). За план можно принять утвержденные нормативы, показатели работы организации в предыдущем году (или за тот период, когда прибыль была максимальной) и др.

Таблица 4

Бюджет затрат организации абразивного производства за отчетный период (руб.)

Статьи затрат

План

Факт

Экономия «-» / перерасход«+»

1

2

3

4

Материальные затраты

23 853 000

23 932 567

79 567

Сырье и материалы

21 760 000

21 858 295

98 295

Смола

5 400 000

5 456 789

56 789

Шлифзерно

9 960 000

9 970 041

10 041

Ткань

1 150 000

1 140 395

–9 605

Шлифшкурка

4 500 000

4 543 211

43 211

Топливо

158 000

153 242

–4 758

Масла и смазочные материалы

36 000

38 542

2 542

Запчасти

92 000

91 298

– 702

Строительные материалы

96 000

96 436

436

Прочие материалы

368 000

368 341

341

Пользование ресурсами

696 000

687 497

–8 503

Электроэнергия

590 000

581 589

–8 411

Вода

106 000

105 908

–92

Основные средства до 10 000 руб.

170 000

165 320

–4 680

Прочие материальные затраты

1 227 000

1 221 455

–5 545

Почтово-канцелярские товары

85 000

85 622

622

Спецмолоко

14 000

13 250

–750

Спецодежда

45 000

45 158

158

Хозинвентарь

230 000

229 448

–552

Содержание зданий и сооружений

300 000

301 349

1 349

Содержание лабораторий, ОТК

127 000

126 219

–781

Содержание техотдела

360 000

354 228

–5 772

Содержание служебного легкового автотранспорта

66 000

66 181

181

Содержание персонала

6 147 599

4 820 335

–1 327 264

Заработная плата и ЕСН

6 041 599

4 715 730

–1 325 869

Заработная плата производственного персонала

2 697 415

2 286 619

–410 796

ЕСН производственного персонала

974 794

823 421

–151 373

Заработная плата непроизводственного персонала

1 808 223

1 238 257

–569 966

ЕСН непроизводственного персонала

561 167

367 433

–193 734

Прочие затраты на персонал

106 000

104 605

–1 395

Подготовка кадров

72 000

72 204

204

Командировки рабочих

0

0

0

Командировки АУП

32 000

31 384

–616

Прочие затраты на персонал

2 000

1 017

–983

Амортизация

1 846 000

1 845 531

–469

Амортизация основных средств

1 800 000

1 799 639

–361

Амортизация нематериальных активов

46 000

45 892

–108

Прочие затраты

1 380 230

1 448 420

68 190

Налоги

187 000

186 646

–354

Налог на землю

120 000

118 050

–1 950

Прочие налоги

67 000

68 596

1 596

Реклама

0

0

0

Консультации и юридические услуги

57 730

106 922

49 192

Информационные расходы

7 000

8 173

1 173

Аудиторские услуги

41 730

89 593

47 863

Юридические услуги

9 000

9 156

 156

Расходы на связь

49 000

49 583

583

Расходы на ремонт и обслуживание

978 000

995 170

17 170

Эксплуатация оборудования

343 000

344 994

1 994

Текущий ремонт оборудования и транспорта

535 000

534 809

–191

Капитальный ремонт

0

 0

0

Внутренняя перевозка грузов

100 000

115 367

15 367

Прочие затраты

108 500

110 099

1 599

Услуги по охране

1 500

1 511

11

Расходы по охране окружающей среды

25 000

25 000

0

Услуги банка

63 000

63 750

750

Расходы по рационализаторству и изобретениям

1 000

0

–1 000

Представительские расходы

18 000

19 838

1 838

Прочие затраты

0

0

0

Итого

33 226 829

32 046 853

–1 179 976

Расходы за отчетный период составили 32 046 853 руб., что на 1 179 976 руб. меньше, чем планировалось. Это связано, в первую очередь, с уменьшением затрат на содержание персонала на 1 327 264 руб., также выявлен перерасход материальных затрат на 79 567 руб.

После выявления отклонений в бюджете затрат можно понять, насколько эти отклонения существенны. Для этого следует определить структуру затрат (табл. 5).

Таблица 5

Структура затрат организации абразивного производства за отчетный период

Статьи затрат

Руб.

%

1

2

3

Материальные затраты

23 932 567

74,68

Сырье и материалы

21 858 295

68,21

Смола

5 456 789

17,03

Шлифзерно

9 970 041

31,11

Ткань

1 140 395

3,559

Шлифшкурка

4 543 211

14,18

Топливо

153 242

0,478

Масла и смазочные материалы

38 542

0,12

Запчасти

91 298

0,285

Строительные материалы

96 436

0,301

Прочие материалы

368 341

1,149

Пользование ресурсами

687 497

2,145

Электроэнергия

581 589

1,815

Вода

105 908

0,33

Основные средства до 10 000 руб.

165 320

0,516

Прочие материальные затраты

1 221 455

3,811

Почтово- канцелярские товары

85 622

0,267

Спецмолоко

13 250

0,041

Спецодежда

45 158

0,141

Хозинвентарь

229 448

0,716

Содержание зданий и сооружений

301 349

0,94

Содержание лабораторий, ОТК

126 219

0,394

Содержание техотдела

354 228

1,105

Содержание служебного легкового автотранспорта

66 181

0,207

Содержание персонала

4 820 335

15,04

Заработная плата и ЕСН

4 715 730

14,72

Заработная плата производственного персонала

2 286 619

7,135

ЕСН производственного персонала

823 421

2,569

Заработная плата непроизводственного персонала

1 238 257

3,864

ЕСН непроизводственного персонала

367 433

1,147

Прочие затраты на персонал

104 605

0,326

Подготовка кадров

72 204

0,225

Командировки рабочих

0

0

Командировки АУП

31 384

0,098

Прочие затраты на персонал

1 017

0,003

Амортизация

1 845 531

5,759

Амортизация основных средств

1 799 639

5,616

Амортизация нематериальных активов

45 892

0,143

Прочие затраты

1 448 420

4,52

Налоги

186 646

0,582

Налог на землю

118 050

0,368

Прочие налоги

68 596

0,214

Реклама

0

0

Консультации и юридические услуги

106 922

0,334

Информационные расходы

8 173

0,026

Аудиторские услуги

89 593

0,28

Юридические услуги

9 156

0,029

Расходы на связь

49 583

0,155

Расходы на ремонт и обслуживание

995 170

3,105

Эксплуатация оборудования

344 994

1,077

Текущий ремонт оборудования и транспорта

534 809

1,669

Капитальный ремонт

 0

0

Внутренняя перевозка грузов

115 367

0,36

Прочие затраты

110 099

0,344

Услуги по охране

1 511

0,005

Расходы по охране окружающей среды

25 000

0,078

Услуги банка

63 750

0,199

Расходы по рационализаторству и изобретениям

 0

0

Представительские расходы

19 838

0,062

Прочие затраты

 0

0

Итого

32 046 853

100

 

В ходе произведенного анализа было выявлено, что основная часть расходов приходится на материальные затраты, а именно на сырье и материалы. Следовательно, перерасход сырья и материалов существенно влияет на себестоимость продукции, так как доля этих расходов составляет 74,68%. Вторая по величине статья затрат – это расходы на содержание персонала (доля этих расходов в общей сумме затрат составляет 15,04%).

После определения структуры затрат руководство организации должно принять решение об анализе наиболее существенных из них. Бухгалтер оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. При определении уровня существенности можно воспользоваться Правилом (стандартом) № 4 «Существенность в аудите», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

При разработке плана анализа отклонений от норм бухгалтер устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) отклонений. Также необходимо рассмотреть возможность отклонений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на себестоимость продукции.

Для определения уровня существенности отклонений от норм используем систему базовых показателей (в нашем случае это элементы затрат) (табл. 6).

Таблица 6

Система базовых показателей и порядок определения уровня существенности

Статьи затрат

Значение базового показателя затрат, руб.

Уровень существенности показателя, %

Значение, определяемое для определения уровня существенности, руб.

1

2

3

4

Материальные затраты

23 932 567

74,68

17 872 841,04

Содержание персонала

4 820 335

15,04

724 978,384

Амортизация

1 845 531

5,759

106 284,1303

Прочие затраты

1 448 420

4,52

65 468,584

 

Порядок определения уровня существенности статей затрат организацией определяется самостоятельно. Бухгалтеру необходимо установить критерий существенности в рублях или в процентах от общей суммы затрат организации.

На основании данных таблицы 6 составим следующий расчет.

Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:

(23 932 567 + 4 820 335 + 1 845 531 + 1 448 420) : 4 = 8 011 713 руб.

Наименьшее значение отличается от среднего на 81,92 % ((8 011 713 – 1 448 420) : 8 011 713 х 100 %).

Наибольшее значение отличается от среднего на 198,72% ((23 932 567 – 8 011 713) : 8 011 713 х 100%).

Новое среднее арифметическое составит 3 332 933 руб. ((4 820 335 + 1 845 531) : 2).

Полученную величину допустимо округлить до 3 000 000 руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет 9,99% ((3 332 933 – 3 000 000) : 3 332 933 х 100), то есть находится в пределах 20%.

Таким образом, для определения существенности отклонения фактических затрат от норм принимается уровень существенности в 3 млн руб. Причем уровень существенности необходимо пересчитывать ежегодно.

Установленный таким образом единый уровень существенности распределяется между значительными статьями затрат в соответствии с их удельным весом в общем итоге (табл. 7). К значительным относим статьи затрат с удельным весом в общем итоге затрат свыше 1%.

Таблица 7

Определение уровня существенности значительных статей затрат

Статьи затрат

Сумма, руб.

Доля статьи в общем итоге, %

Уровень существенности

Экономия «-» / перерасход «+»

1

2

3

4

5

Материальные затраты

23 932 567

74,68

2 240 400

79 567

Сырье и материалы

21 858 295

68,21

2 046 300

98 295

Смола

5 456 789

17,03

510 900

56 789

Шлифзерно

9 970 041

31,11

933 300

10 041

Ткань

1 140 395

3,559

106 770

–9 605

Шлифшкурка

4 543 211

14,18

425 400

43 211

Прочие материалы

368 341

1,149

34 470

341

Пользование ресурсами

687 497

2,145

64 350

–8 503

Электроэнергия

581 589

1,815

54 450

–8 411

Прочие материальные затраты

1 221 455

3,811

114 330

–5 545

Содержание техотдела

354 228

1,105

33 150

–5 772

Содержание персонала

4 820 335

15,04

451 200

–1 327 264

Заработная плата и ЕСН

4 715 730

14,72

441 600

–1 325 869

Заработная плата производственного персонала

2 286 619

7,135

214 050

–410 796

ЕСН производственного персонала

823 421

2,569

77 070

–151 373

Заработная плата непроизводственного персонала

1 238 257

3,864

115 920

–569 966

ЕСН непроизводственного персонала

367 433

1,147

34 410

–193 734

Амортизация

1 845 531

5,759

172 770

–469

Амортизация основных средств

1 799 639

5,616

168 480

–361

Прочие затраты

1 448 420

4,52

135 600

68 190

Консультации и юридические услуги

106 922

0,334

10 020

49 192

Расходы на ремонт и обслуживание

995 170

3,105

93 150

17 170

Эксплуатация оборудования

344 994

1,077

32 310

1 994

Текущий ремонт оборудования и транспорта

534 809

1,669

50 070

–191

Прочие затраты

110 099

0,344

10 320

1 599

Итого статьи затрат

32 046 853

100

3 000 000

–1 179 976

Оценка существенности отклонений, относящаяся к отдельным статьям затрат, помогает бухгалтеру решить, какие статьи затрат проверять, что в свою очередь позволяет в совокупности уменьшить трудоемкость анализа выявленных отклонений.

Сравнив уровень существенности статей затрат с их отклонением, можно сделать вывод, что существенной признается экономия расходов на содержание персонала и перерасход расходов на консультации и юридические услуги. Необходимо выявить причины возникновения отклонений по этим статьям затрат и принять меры, направленные на минимизацию или устранение возникших отклонений.

Себестоимость продукции зависит от условий производства в отдельных цехах и на участках. Поэтому очень важно организовать повседневный учет себестоимости продукции для контроля за ее уровнем в каждом цехе и участке в ходе оперативного управления ими. Однако ежедневное определение себестоимости продукции в указанном разрезе громоздко, поэтому определяют затраты на производство объема работ.

Детальный анализ различных методов учета и практический опыт, приобретенный на объекте исследования, позволили разработать вариант нормативного метода учета затрат с элементами метода «стандарт-кост» для абразивного производства. При применении данного метода появляется возможность выявленные отклонения списывать напрямую на финансовые результаты деятельности, а не на производство. Следовательно, отпадает необходимость в применении счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», поскольку себестоимость продукции сразу формируется на счете 20 «Основное производство» по нормативной себестоимости. Это, в свою очередь, позволяет приблизить отечественную систему нормативного учета к зарубежной системе учета «стандарт-кост» (Standard Costing).

 

ЛИТЕРАТУРА

1.

Жебрак М.Х. Принципы организации анализа себестоимости. — М.: Изд. сектор ведомственной литературы ОНТИ НКТП, 1935.

2.

Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд. стер. – М.: Омега-Л, 2005.

3.

Типовые указания по применению нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование нормативной (плановой) и фактической себестоимости продукции (работ): Утверждены Министерством финансов СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и ЦСУ СССР 24 января 1983 г. № 12.

4.

Карпова Т.П. Основы управленческого учета. – М.: ИНФРА-М,1997.

Также по этой теме: