Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Финансовый учет, элементы налогообложения     Налоговый анализ в системе управления предприятием

Налоговый анализ в системе управления предприятием

10.06.2014

Налоговый анализ в системе управления предприятием

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №2 год - 2011

Николаенко А.В.,
докторант кафедры «Бухгалтерский учет
и налогообложение»

Один из видов анализа, который активно развивается в настоящее время, – налоговый анализ, который представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых можно охарактеризовать налоговую политику и провести анализ налоговых изъятий за отдельные периоды времени.

Налоговый анализ – это научный способ познания сущности налоговых обязательств, основанный на расчленении их на составные части и изучении во всем многообразии связи и зависимости. Мнения различных авторов по определению категории «налоговый анализ» представлены в табл. 1.


Действующее налоговое законодательство направлено на сокращение количества налогов и сборов, на оптимизацию налогооблагаемых баз и ставок, что предполагает возможность сокращения налоговой нагрузки на предприятия-налогоплательщиков и повышает их заинтересованность в развитии легального бизнеса.

Целью налогового анализа на предприятии является сведение к минимуму расходов и потерь, связанных с налогообложением.

Налоговый анализ является одной из подсистем внутрифирменного управления. Состав и структура налогового анализа представлены на рис. 1.

Учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется не ради налогоплательщиков, а ради получения прибыли, результатом налогового анализа должна быть оптимизация общего уровня налоговых издержек и снижение налоговой нагрузки организации налогоплательщика.

Информационная база налогового анализа формируется в системе финансового, налогового и управленческого учета. Это обусловливает тесную взаимосвязь налогового анализа с такими подсистемами управления, как финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, управление затратами.

Пользователями информации налогового анализа являются лица, использующие экономическую информацию для принятия решений, связанных с организацией налогового учета и налогообложения.

Информационная система налогового анализа – это функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного подбора технических показателей, которые необходимы для осуществления планирования и подготовки эффективных управленческих решений. Информационная система призвана обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников, но и внешних пользователей.

Информационное обеспечение процесса управления параметрами налогообложения – это совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых для реализации аналитических процедур.

Информационная база налогового анализа состоит из пяти блоков (рис. 2).

Субъектами экономической информации являются участники процесса обложения, которые в отношении аналитической информации выступают в качестве исполнителя и пользователя. Круг пользователей информации ограничен, в него входят только участники процесса налогообложения. Внутренними пользователями являются руководители и работники, внешними – государство в лице налоговых органов. Внешних пользователей интересуют данные, касающиеся вопросов налогообложения, то есть данные налогового учета и налоговой отчетности, первичные документы и т. д.

К внутренней информации экономического субъекта относят:
– учредительные документы;
– приказы, распоряжения, инструкции, бизнес-планы;
– хозяйственные договоры и их результаты.

Налоговый анализ экономического субъекта позволяет охарактеризовать налоговую политику и провести анализ налоговых изъятий за отдельные периоды времени с помощью различных эффективных приемов и способов.

Любые решения в области инвестиционной, научно-технической политики, изменение ассортимента выпускаемой продукции, замена рынка сбыта требуют предвидения налоговых последствий, так как подобные решения затрагивают источники возникновения налоговых обязательств. Недооценение налоговых последствий может привести к непредсказуемым ситуациям.

Налоговый анализ является частью финансово-аналитической деятельности и осуществляется на основе анализа доходов, расходов, прибыли.

Значение налогового анализа обусловлено рядом факторов (рис. 3).

Используя инструменты налогового анализа, можно управлять доходами и расходами, оценивать влияние налогов на основные показатели деятельности налогоплательщика.

Налоговый анализ проводится с учетом ряда принципов (рис. 4).

Проводя налоговый анализ экономического субъекта, необходимо учитывать совокупность использования указанных принципов, эффективность использования которых положительно скажется на финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия.

В целях налогового анализа определяют понятие его методики. Методика налогового анализа представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономической деятельности организации в целях повышения поступлений в бюджет. Методика налогового анализа состоит из четырех этапов (рис. 5).

В процессе проведения аналитических исследований выбирается направление рационального воздействия на экономическую деятельность. Основными разделами налогового анализа являются: анализ налоговых платежей, анализ задолженности по налогам. При анализе налоговых платежей осуществляются следующие виды анализа:
– временной анализ налогов и сборов;
– пространственный анализ налогов и сборов;
– фактический анализ динамики и структуры налоговых платежей.

Временной анализ налогов и сборов включает определение динамики сумм налогов и сборов за исследуемый период; расчет цепных и базовых темпов роста налоговых платежей.

Итак, налоговый анализ в системе управления предприятием опирается и тесно взаимодействует с другими видами анализа: прогнозированием, планированием, экономическим анализом. В своей взаимосвязи получаются наилучшие представления о выборе рационального и продуманного способа улучшения финансово-хозяйственной деятельности организации.

Литература
1. Васильева М.В. Учетно-информационная база проведения налогового анализа как этапа налогового планирования на микроуровне // Управленческий учет. – 2010. – № 1.
2. Налоги и налогообложение : учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. – М. : Кнорус, 2009.
3. [Электронный ресурс] http://www.nalog.ru (официальный сайт Федеральной налоговой службы).

Также по этой теме: