Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Финансовый учет, элементы налогообложения     Неналоговые государственные доходы

Неналоговые государственные доходы

16.12.2014

Неналоговые государственные доходы

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №4 год - 2011

Крючкова Т.В.,
аспирант ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

На всех этапах исторического развития государство изыскивает способы добывания доходов. С момента своего возникновения государственные доходы претерпели значительную эволюцию.

Различного рода натуральные повинности и сборы существовали с древнейших времен, а с развитием товарно-денежных отношений постепенно уступали место денежным налогам и сборам. Государство принудительно собирает с подданных пошлины, подати и налоги. Подати – это различные денежные налоги с феодально-зависимого населения России. Во второй половине XIX в. Подати в России были заменены системой налогов, охватывающей все население России. Традиционно государство имело собственные доходы – это домены и регалии. На протяжении веков, вплоть до XX в., источником государственных доходов являются регалии или монополии, которые занимают промежуточное положение между прямыми и косвенными доходами  государства. Регалии – это доходные права, исключительно принадлежащие верховной власти или государству. Регалии составляют нечто среднее между податями и доменами. С доменами регалии объединяет то, что они принадлежат к системе частного хозяйства, потому что если государство имеет известный промысел, например фабрику, то оно должно вложить в нее средства и приемы, которые приносит и каждый частный человек, а именно капитал и труд. Особенность регалий заключается в том, что конкуренция здесь вовсе не допускается либо она ограничивается известными пределами. Большое значение для государства имели неналоговые доходы от фискального имущества – регалии, к которым относятся движимые богатства, военные приспособления (оружие, корабли, лошади), домашняя обстановка, карты, книги, картины, статуи, различные монополии. Промыслы структурируются в зависимости от сфер приложения  государственного капитала:
1) земледельческий и горный в связи с владением недвижимым имуществом;
2) фабричный (например, казенные типографии, фабрики, фарфоровые заводы, заводы для изготовления военных приспособлений и принадлежностей);
3) торговый, состоящий из обыкновенной торговли, которая в условиях рыночного хозяйства утратила прежнее значение, и банковской торговли.

Создание государством различного рода монополий (соляной, табачной, винной и т. д.) происходило в течение многих лет. Так, образование питейной монополии, инициатором которой был Александр III, начал еще министр финансов Витте, продолжил Бунге, Вышнеградский, подобной практики не существовало в то время ни в одной стране. Винная монополия – это исключительное право государства на приобретение и продажу спиртных напитков.

Допускается частное производство при условии, что вся готовая продукция обязательно продается государству. Государству принадлежит и право ввоза спиртных напитков. Потеря винной и других государственных монополий привела к увеличению налогового бремени и существенному увеличению удельного веса налогов в бюджетной системе.

Особенность регалий заключается в том, что конкуренция здесь вовсе не допускается либо она ограничивается известными пределами.

Государственные доходы финансовая наука делит на частноправовые и общественно-правовые. И.Х. Озеров дает критерии этого деления: «Там же, где мы имеем избыток, но избыток такой, который получило бы и всякое частное лицо, эксплуатируя известные институты, то есть избыток, не превышающий средней коммерческой прибыли на затраченный капитал, там мы имеем дело с частноправовым источником дохода. Если же доходы от такого института не только покрывают расходы и среднюю коммерческую прибыль, но и дают еще избыток, который обусловливается тем, что государство, пользуясь своим правом принуждения к эксплуатации института, берет его в свои руки, не позволяя никому другому эксплуатировать аналогичные институты (табачная монополия и т. д.), то этот избыток мы называем налогом, так как он идет уже на покрытие общих государственных расходов» [1]. Так же как в регалиях: государство производит продукты и продает их по цене, которая выше по сравнению с ценой продуктов частного производства. Этот излишек между ценой производства и ценой продажи и составляет налог (акциз), который уплачивается потребителем при покупке государственного товара.

Итак, регалии и домены, с одной стороны, а с другой – налоги. Они совмещают и тот и другой источник дохода. Налоги – это принудительные сборы, взимаемые государственной властью с отдельных лиц для покрытия общих государственных расходов без предоставления лицам, с которых эти сборы взимаются, какого-либо специального эквивалента. Пошлина взимается за услугу общественного характера, и доходы от нее не превышают издержек по оказанию самой услуги.

С экономической точки зрения прямые государственные доходы – это такие доходы, которые государство, провинция или община непосредственно извлекают из своего имущества.

Доходность, как и в доменах, зависит от вкладываемого государством капитала. Чем больше капитал, тем больше доход, но есть в регалиях и другая сторона, которая сближает их с податями и налогами. Подати и налоги – исключительный доход государства. Для покрытия чрезвычайных потребностей государство использовало чрезвычайные источники, которые финансовая наука подразделила на четыре вида:
1) продажа доменов и фабричных предприятий;
2) использование резервного фонда или запасной казны;
3) повышение установленных или введение новых налогов;
4) заключение займов.

Первый вид чрезвычайных доходов – продажа государством доменов, отчуждение их в частную собственность. Продажа доменов имела большое значение в средние века, но утратила свое значение в условиях капитализма. Различные системы управления государственным имуществом оказались такими громоздкими и неэффективными, что это побудило цивилизованные государства продать большую часть своего имущества.

И в конце XX в. остаются актуальными возражения против государственной собственности (как теперь называется фискальное имущество), высказанные еще в начале века.  

«Во-первых, государственная собственность по своему статусу имеет больше прав, чем частная, что чревато столкновением интересов государства и граждан.  Во-вторых, управление казенными имуществами требует большого аппарата чиновников, усиливает влияние исполнительной власти. В-третьих, в случае войны казенное имущество прежде всего подвергается разграблению, и это вызывает значительные материальные убытки. В-четвертых, с точки зрения экономической изъятие значительного количества богатств из частной собственности составляет важное препятствие успеху промышленности и принуждает граждан к жертвам, намного превышающим те, которые доставили бы казне более крупные доходы при системе налогов» [2].

М.И. Боголепов в начале XX в. обращает внимание на «изумительный рост государственных бюджетов во всех странах из года в год. Растут не только бюджетные цифры, но и размеры государственного хозяйства вообще. Государство в ряду других предпринимателей является крупнейшим предпринимателем, капиталистом, землевладельцем, железнодорожником, банкиром, издателем, торговцем. И никто не скажет, где конец росту современных бюджетов, где предел расширению сферы хозяйственной инициативы и деятельности государственных органов и государственного вмешательства в народнохозяйственную жизнь» [3].

Если сравнивать структуру государственных доходов, сложившуюся к началу XX в., и современную, то надо сказать, что и сегодня она включает доходы от государственного имущества, пошлины, налоги, акцизы, которые государство получает не только с доходов от производств, являющихся исключительно монополией государства. Ушли в историю как устаревшие термины «домены» и «регалии». Что изменилось, так это соотношение между различными видами обыкновенных государственных доходов в пользу налогов.

Структура государственных доходов в России в 1906 г.: доходы от фискального имущества составили 641 млн руб., пошлины и налоги – 458 млн руб., доходы от регалий (фискальных монополий) – 741 млн руб. Таким образом, в государственных доходах России начала века доля чистых налогов составляла 25%. Если сюда прибавить доходы от фискальных монополий, то эта доля повысится до 65% [4].

Неналоговые доходы как источник формирования государственного бюджета также рассматривались в советский период развития права. Однако в отличие от современного финансового права перечень доходов, относимых к неналоговым, был иным. Кроме того, неналоговым доходам уделялось незаслуженно мало внимания. Объяснением этому служит существовавшая в советский период иная экономико-политическая ситуация в стране. Вопросами правового регулирования доходов государственного бюджета в период развития советского финансового права занимались такие известные ученые, как Е.А. Ровинский, Н.И. Химичева, С.Д. Цыпкин.

К неналоговым доходам относились:
– платежи за пользование некоторыми видами государственного имущества, за оказание государственными органами определенных услуг и производство некоторых других действий;
– суммы, полученные от реализации переходящего в собственность государства в установленном законом порядке имущества (бесхозного, вымороченного);
– суммы, изымаемые в бюджет в связи с тем, что их оставление в распоряжении отдельных предприятий и организаций поощряло бы нарушение финансовой дисциплины и не содействовало бы укреплению хозрасчета (суммы кредиторской и депонентской задолженности с истекшими сроками исковой давности, депозитные суммы и т. д.);
– поступления, связанные с размещением денежно-вещевых лотерей, а также некоторые другие суммы.

Неналоговые поступления – составная часть доходов всех видов бюджетов: федерального, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К неналоговым доходам относятся как обязательные платежи – доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, так и штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, доходы от продажи конфискованных товаров и т. п. В доходы госбюджета включаются и доходы целевых бюджетных фондов. Неналоговые доходы в узком смысле слова – это доходы, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами или имуществом, либо компенсации за оказанные государством услуги юридическим или физическим лицам.

Современное финансовое право Российской Федерации иначе регулирует неналоговые доходы. В ст. 41 Бюджетного кодекса РФ дается перечень следующих неналоговых доходов:
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
– доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
– иные неналоговые доходы.

Перевод части природных активов в финансовую форму неналоговых доходов требует изъятия всех рентных доходов, расчета эффективности инноваций в сфере рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и организационно-экономических методов природопользования.

Термин «рента» имеет латинское происхождение и означает вид дохода, не требующий для его получателя затрат труда. Правительство собирает только часть земельной ренты в виде налогов, но это далеко не рента в полном объеме. Природная рента включает все виды рентного дохода; она должна быть установлена государством в целях обеспечения устойчивого развития, удовлетворения жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих. С учетом специфики присвоения природных ресурсов, в том числе и недр, их собственником должно быть общество в целом, и рента должна присваиваться им. Мы согласны с выводами 30 ведущих экономистов мира (среди них 4 лауреата Нобелевской премии), изложенными в открытом письме М.С. Горбачеву, о недопустимости передачи земли и природных ресурсов в частную собственность и считаем, что государство напрасно потеряло многовековой источник неналоговых доходов, который назывался «домены».

Сложившиеся экономические отношения по поводу изъятия и распределения природной ренты, обобщающей все основные виды ренты от использования природных ресурсов привели к непропорциональности между экономическим результатом от природопользования и эффективностью распределения полученного сверхдохода природно-ресурсного потенциала.

Бюджетную систему РФ формируют в основном налоговые доходы, которые в среднесрочном плановом периоде до 2013 г. будут прирастать.

Российская посткризисная налоговая система имеет ряд недостатков, требует, на наш взгляд, перераспределения удельного веса налоговых доходов федерального, регионального и местного бюджетов и увеличения удельного веса неналоговых доходов.

Литература
1. Озеров И.Х. Основы финансовой науки. – Рига, 1923.
2. Косса Л. Основы финансовой науки. – М., 1900.
3. Боголепов М.И. Финансы, правительство и общественные интересы. – СПб. : Изд-во О.Н. Поповой, 1907.
4. Озеров И.Х. Русский бюджет. – М., 1907.

Также по этой теме: