Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Финансовый учет, элементы налогообложения     Особенности бухгалтерского (налогового) учета взносов во внебюджетные фонды по Орловской области

Особенности бухгалтерского (налогового) учета взносов во внебюджетные фонды по Орловской области

12.05.2015

Особенности бухгалтерского (налогового) учета взносов во внебюджетные фонды по Орловской области

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №5 год - 2011

Малкина Е.Л.,
к. э. н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет
и налогообложение», ФГОУ ВПО
«Госуниверситет – УНПК»

С 1 января 2010 г. единый социальный налог был заменен на страховые платежи. Вместо ЕСН работодатели осуществляют уплату страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

В связи с этим была отменена гл. 24 «Единый социальный налог»

Налогового кодекса РФ. Новая система платежей во внебюджетные фонды регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд

Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

С 2010 г. не нужно начислять страховые взносы с суммы суточных (независимо от размера), а также с сумм фактически произведенных и документально подтвержденных целевых расходов:
– на проезд до места назначения и обратно;
– на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок;
– на провоз багажа;
– на оплату услуг связи;
– на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту;
– по найму жилого помещения. [1]

В новом порядке исчисления страховых взносов есть и положительные изменения. Так, теперь не нужно облагать страховыми взносами не только суммы, израсходованные работодателем на оплату обучения и повышения квалификации работников в случае, если работодатель сам производил такую оплату, но и суммы, которые работодатель возместил работнику за обучение и повышение квалификации (выплатил ему компенсацию расходов на учебу, ранее оплаченных работником самостоятельно). Также теперь все работодатели не будут облагать страховыми взносами суммы материальной помощи в размере до 4000 руб. в год (как и в целях исчисления НДФЛ).

Но есть и некоторые ухудшения. Например теперь придется начислять страховые взносы на такие выплаты, как:
– компенсация за неиспользованный отпуск (в том числе при увольнении работника);
– выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда (кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов);
– единовременная материальная помощь, выплачиваемая членам семьи умершего работника.

А единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем в случае рождения (усыновления или удочерения) ребенка (не более 50 000 руб. на каждого ребенка), не будет включаться в базу для начисления страховых взносов только в том случае, если такая помощь будет выплачена в течение года после рождения (усыновления или удочерения).

В отличие от ранее применявшегося единого социального налога страховые взносы никак не связаны с правилами налогового учета, а это неизменно повлечет за собой увеличение количества видов выплат, с которых должны начисляться страховые взносы.

Относительно предприятий, использующих общую систему налогообложения, ставки в 2010 г. следующие (рис. 1).

Однако тарифы оставались на уровне ставки бывшего единого социального налога только в 2010 г.

В Федеральном законе № 212 не предусмотрены льготы по страховым взносам. Однако в соответствии со ст. 58 указанного закона в переходный период до 2015 г. для некоторых категорий плательщиков взносов, в частности для сельхозтоваропроизводителей, для плательщиков ЕСХН, для тех, кто производит выплаты физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы (в отношении таких выплат), для общественных организаций инвалидов и ряда других предусмотрены пониженные тарифы.

Для организаций, применяющих другие режимы налогообложения, тарифы по взносам во внебюджетные фонды в 2010 г. были следующие (табл. 1).

В 2010 г. с выплат работникам 1966 года рождения и старше всю сумму пенсионных взносов необходимо направить на финансирование страховой части пенсии. А взносы в Пенсионный фонд РФ с выплат работникам, которые моложе, следует распределять между страховой и  накопительной частью трудовой пенсии [2].

Распределение ставок в Пенсионный фонд РФ на страховую и накопительную часть пенсии для предприятий, применяющих общий режим налогообложения, представлено в табл. 2.

К 2015 г. для всех организаций с разными режимами налогообложения ставка по взносам во внебюджетные фонды будет одинакова – 34%.

По единому социальному налогу существовали авансовые платежи. Их нужно было уплачивать в течение квартала, а в конце квартала делать окончательный расчет по налогу.

Теперь авансовые платежи отсутствуют. Последний день оплаты взносов в Пенсионный фонд РФ, как и в фонд социального страхования – 15-е число месяца, следующего за отчетным периодом. Начиная с 15-го числа должникам будут начислять пени.

В 2010 г. замена единого социального налога на взносы во внебюджетные фонды не привела к увеличению нагрузки на предприятия, так как общая ставка оставалась неизменной и составляла 26% (ПФ – 20%, ФСС – 2,9%, ФФОМС – 1,1%, ТФОМС – 2%). Но с 2011 г. ставки существенно увеличены.

Общая ставка по взносам во внебюджетные фонды увеличилась до 34%. Распределение ставок между внебюджетными фондами представлено на рис. 2.

Кроме того, введен предел, при превышении которого организация перестает начислять страховые взносы. Эта грань равна 415 000 руб. на каждого работника, которая рассчитывается нарастающим итогом с начала года. С выплат сверх этой предельной величины взносы до конца года платить не надо.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. администрирование, то есть контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование работающих граждан осуществляет Пенсионный фонд РФ. Фонд социального страхования РФ администрирует взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности.

Пенсионный фонд РФ осуществляет учет платежей, зачет и возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам.

Отделение Пенсионного фонда РФ по Орловской области, как и ранее, принимает от работодателей расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

По данным на 25 октября 2010 г., территориальными органами Пенсионного фонда РФ принято 11 648 расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, что составляет 73%  необходимого количества. Из них 2538 расчетов представлено посредством электронного документооборота (с электронной цифровой подписью) – это 21,8% фактически принятого количества [3].

При этом в Орловской области по-прежнему имеются страхователи, которые не платят взносы за своих сотрудников. На 1 ноября 2010 г. задолженность орловских предприятий по страховым взносам составила 141 965,5 тыс. руб., в том числе 126 122,0 тыс. руб. на обязательное пенсионное страхование и 15 843,5 тыс. руб. на обязательное медицинское страхование. Структура общей задолженности представлена на рис. 3.

Самая большая задолженность по страховым взносам сформировалась у предприятий, находящихся на территории г. Орла. Общая сумма задолженности в данном случае составила 82 287,8 тыс. рублей, из них:
– 72 873,7 тыс. руб. предприятия должны за обязательное пенсионное страхование;
– 9414,1 тыс. руб. – за обязательное медицинское страхование.

Крупнейшими неплательщиками г. Орла являются следующие предприятия (рис. 4).

Данные по задолженности перечисленных предприятий представлены в табл. 3.

Таким образом, из табл. 3 видно, что крупнейшим из неплательщиков страховых взносов является приборостроительное предприятие ЗАО «ОРЛЭКС».

На втором месте в ряду должников – предприятия г. Ливны и Ливенского района. Общая сумма задолженности – 22 310,7 тыс. руб., из них:
– 19 998,5 тыс. руб. – на обязательное пенсионное страхование;
– 2312,2 тыс. руб. – на обязательное медицинское страхование.

Крупнейшими неплательщиками в Ливенском районе являются следующие предприятия (рис. 5).

Данные по задолженности перечисленных предприятий представлены в табл. 4.

Руководителям рассмотренных предприятий следует обратить внимание на то, что, не уплачивая сейчас страховые взносы, они лишают своих сотрудников будущей пенсии, обрекая их на необеспеченную старость. Более того, из-за таких работодателей страдает гарантированная медицинская помощь, поскольку должники не уплачивают взносы на обязательное медицинское страхование.

Таким образом, реформирование единого социального налога, проявившееся в появлении взносов во внебюджетные фонды, продолжается. К 2015 г. в Российской Федерации установится общая ставка по данным взносам для всех предприятий, независимо от применяемого режима налогообложения, в размере 34%.

Литература
1. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в ред. Федерального закона от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ).
2. Нестеров С.Е. Страховые взносы : вопросы начисления и признания в целях исчисления налога на прибыль // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2010. – № 5.
3. pfrf.ru (официальный сайт Пенсионного фонда РФ).

Также по этой теме: