Формирование налоговой стратегии промышленного предприятия в целях повышения эффективности планирования налоговых обязательств



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №5 год - 2011


Псарева О.В.,
старший преподаватель кафедры
«Бухгалтерский учет и аудит»,
Ливенский филиал ФГОУ ВПО
«Госуниверситет УНПК»,

Налоговый план, с одной стороны, – неотъемлемая часть финансового плана (бюджета) организации. Он должен содержать график оптимизированных налоговых платежей, которые в финансовом плане признаются расходами организации. Кроме того, налоговый план в определенной мере взаимодействует с планом маркетинга (например, в части предпочтительности маркетинговой экспансии в регионы с наиболее благоприятным режимом налогообложения), капиталовложений и НИОКР.

С другой стороны, налоговый план – это самостоятельный документ, регулирующий  управленческую деятельность по оптимизации налоговых платежей организации в  государственный бюджет.

Налоговая стратегия представляет собой долговременный курс налоговой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных социально-экономической стратегией предприятия.

Предлагаемый процесс формирования налоговой стратегии промышленного предприятия целесообразно осуществлять по этапам, представленным на рис. 1.

Важным условием определения периода формирования стратегии промышленного предприятия в области налогообложения выступает предсказуемость развития экономики страны в целом, налоговой политики государства, конъюнктуры тех сегментов финансовых рынков, с которыми связана предстоящая финансовая деятельность предприятия. В условиях нестабильного развития экономики страны этот период не должен быть слишком продолжительным и в среднем должен определяться рамками трех лет [1].

Условиями, определяющими период формирования налоговой стратегии предприятия, служит его отраслевая принадлежность, размер уставного капитала, стадия жизненного цикла и др.

Главной целью формирования стратегических направлений деятельности промышленного предприятия выступает повышение уровня благосостояния собственников и максимизация рентабельности производства за счет снижения налоговых расходов. Вместе с тем эта цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего развития предприятия.

Система поставленных налоговых стратегических целей промышленного предприятия обеспечивает:
– формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала;
– оптимизацию совокупности налогооблагаемых баз;
– приемлемость уровня налоговых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т. п.

Воздействие на налоговые базы, управление ими являются одной из основных задач налогового планирования предприятия. Для этого налоги дифференцируются по одинаковой или сходной налоговой базе, принимаемой за основу.

Это значительно упрощает процедуру плановых расчетов, а значит, и процесс анализа и управления налоговыми обязательствами. Следуя этому принципу, составляется несколько налоговых групп. Основными базами, принимаемыми за исходную точку расчетов, являются: объем выручки от реализованной продукции (работ, услуг), фонд оплаты труда, стоимость имущества, прибыль.

Внутри налоговой группы определение налогооблагаемой базы по каждому конкретному налогу происходит по принципу «от простого к сложному», а между группами фиксируются прямые и косвенные связи.

Далее устанавливаются и фиксируются связи между налогооблагаемыми базами и группами налогов. Например, объем выручки и фонд заработной платы напрямую влияют на величину прибыли организации. Взносы в социальные фонды как часть затрат на производство продукции также непосредственно влияют на размер прибыли и, соответственно, на сумму налога на прибыль.

Это взаимное влияние налогов и налоговых баз оценивается финансовым директором предприятия, то есть определяется, на какую величину изменяется каждый налог при увеличении (уменьшении) той или другой налогооблагаемой  базы и как эти изменения в итоге воздействуют на размер общей налоговой нагрузки и сумму чистой прибыли предприятия [2].

Внутри группы анализируется состав налоговых баз по каждому налогу с целью регулирования величин элементов, входящих в налоговые базы, и размеров налогов. Это направление включает анализ предоставленных законодательством налоговых льгот и оценку эффективности их применения, а также определение оптимальных вариантов ведения налогового и бухгалтерского учета.

На основе расчета налоговых баз составляются конкретные планы налоговых платежей. Далее составляется налоговый календарь.

Главная задача при составлении налогового календаря – четкий прогноз суммы уплаты налогов по конкретным датам. Необходимы точные, выверенные данные, подлежащие ежедневному уточнению. Задачей этого этапа планирования является контроль своевременности уплаты налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, так как нарушение сроков их перечислений неизбежно влечет за собой серьезные штрафные санкции.

Налоговое планирование предполагает проведение анализа всех сделок на стадии их оформления, заключения договоров, которое производится непосредственно финансовым директором и главным бухгалтером фирмы. Оттого, как изложены те или иные условия соглашения, во многом зависит величина возникающих при этом налоговых обязательств.

На большинстве промышленных предприятий существуют специально разработанные виды типовых бухгалтерских проводок, а также регистры налогового учета.

Наиболее эффективным считается такое сочетание методов налоговой оптимизации, которое позволяет предприятию достичь поставленных целей в наиболее короткий промежуток времени с наименьшими затратами. Этим методом является ситуационный метод, а также численные балансовые методы бухгалтерского учета и налогового планирования. Ситуационный метод налогового планирования можно представить в виде следующих блоков, представленных на рис. 2.

В первом блоке определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать предприятию, уточняются ставки, льготы и формируется так называемое налоговое поле организации.

Во втором формируется система договорных отношений организации с учетом налогового поля.

В третьем подбираются типичные хозяйственные операции, которые предприятию предстоит выполнять повседневно или эпизодически.

Далее разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие самые разнообразные стороны экономической жизни предприятии, реализуемые в нескольких вариантах.

На основе всестороннего исследования ситуации выбираются оптимальные варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок.

В пятом блоке из оптимальных ситуационных блоков хозяйственных операций составляется реальный журнал хозяйственных операций, который и служит источником данных бухгалтерского и налогового учета.

Последний блок – оценочный. На нем сопоставляются полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями. Данный блок требует повышенного внимания из-за ряда санкций и существенного размера возможных потерь [2].

После определения границ налогового поля промышленного предприятия проводятся уточнения по каждому конкретному налогу. Для этого анализируются конкретные законы и инструкции налоговых служб, регулирующие налоги, уплачиваемые предприятием.

Определение налогового поля предприятия тесно связано с выбором договорных отношений и используемым методом бухгалтерского учета. Поэтому данная операция проводится комплексно – в рамках всей учетной политики предприятия.

Для уменьшения вероятности возникновения ошибок при исчислении налогов важно в повседневной работе бухгалтерии использовать набор стандартных кодировок блоков хозяйственных операций в виде серии известных бухгалтерских проводок.

Налоговое планирование имеет особое значение, когда предприятие планирует проводить такие хозяйственные операции, которые в ее практике ранее не встречались. Для этих целей финансовому директору предприятия предлагается использовать метод микробалансов, который заключается в том, что для оценки того или иного варианта экономической деятельности предприятия в разных условиях хозяйствования выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, и выполняются расчеты балансов для каждого из них. Выбор наиболее выгодного варианта осуществляется посредством сравнения полученных микробалансов.

Сравнение плановых и фактических показателей величин налоговых платежей производится при подведении итогов выполнения тех или иных планов. Одновременно определяются причины отклонений – внешние и внутренние, которые необходимо проанализировать [3].

Для оценки степени точности составления планов налоговых платежей и страховых взносов устанавливаются максимально допустимые размеры отклонений.

Допустимым пределом отклонений на предприятии являются отклонения величиной до 15% от плановых показателей. Как правило, они связаны с текущей деятельностью предприятия, варьированием налоговых баз, некоторыми изменениями норм налогообложения. Отклонения свыше максимально допустимого предела (более 15%) свидетельствуют либо о существенных изменениях в экономической и политической жизни страны, либо о низком уровне планирования и исполнения планов.

Уровень налогообложения измеряется различными абсолютными и относительными показателями, среди которых можно выделить факторные и результирующие. Результирующие абсолютные показатели, характеризующие уровень налогообложения на промышленном предприятии, в соответствии с методами их определения детализируются на три вида:
1) исчисленные методом начисления – совокупность налоговых издержек;
2) исчисленные кассовым методом – денежные потоки организации, формирующиеся в процессе налогообложения;
3) исчисленные балансовым методом – обязательства перед государством по уплате налогов.

Факторные показатели влияют на уровни результирующих показателей.

Например, на совокупность налоговых издержек оказывает влияние величина налоговых баз и ставок по каждому из начисляемых налогов.

Литература
1. Каратаев А.С. Налоговая нагрузка в России // Экономические и гуманитарные науки. – 2009. – № 8.
2. Дрожжина И.А. Интегрированная система налогового планирования и регулирования в учетно-аналитическом пространстве // Экономические и гуманитарные науки. – 2009. – № 9.
3. Поздняев А.С. Планирование и прогнозирование в системе налогового регулирования // Экономические и гуманитарные науки. – 2010. – № 2.

09.06.2015

Также по этой теме: