Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Финансовый учет, элементы налогообложения     Системная концепция гармонизации учетно-налоговой системы в соответствии с МСФО

Системная концепция гармонизации учетно-налоговой системы в соответствии с МСФО

24.11.2015

Системная концепция гармонизации учетно-налоговой системы в соответствии с МСФО

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №6 год - 2011

Попова Л. В.,
д. э. н., профессор,
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

Концепция (conception) – комплекс ключевых положений (идей, связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов, принципов), дающих целостное представление о каком-либо явлении или событии, позволяющих более глубоко понять и проникнуть в существо проблемы, определяющих методологию и организацию практической деятельности.

В настоящее время в стране наблюдается низкий уровень жизни населения и спад экономического роста. Россия в значительной степени пострадала от кризиса: снижение реального ВВП составило 8,7%; профицит бюджета, который в 2008 г. составлял более 4% ВВП, сменился дефицитом в 7% ВВП. Кроме того, до конца текущего года уровень бедности может превысить показатель в 17%. Уровень общей безработицы в октябре 2010 г. составил почти 8%. При этом зимой наблюдалось ее дальнейшее повышение вследствие сезонности, характерной для безработицы в России.

Большинство исследователей видят выход из кризисной ситуации российской экономики в иностранных инвестициях.

Примерами этому может послужить ряд развивающихся стран, которые продемонстрировали миру высокие темпы экономического роста за счет поддержки иностранных инвесторов.


(1) Статья подготовлена в рамках выполнения ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы (Госконтракт № 16.740.11.0098).


В настоящий момент времени важно, чтобы средства вкладывались в те отрасли, которые переживают наибольший кризис. На практике инвесторов привлекает сырьевая база России и некоторые не очень значительные отрасли (пищевая, фармацевтическая). Для того чтобы привлечь внимание инвестора, необходимо создать как можно больше привлекательных условий для вложения капитала. Большая часть иностранных инвестиций – частные инвестиции.

Как правило, это прибыльные компании, для которых национальный рынок стал слишком тесен, и они, стремясь к расширению, внедряются в рынки других стан. Естественно, отсутствие прибыли или убытки отпугивают такие компании. Кроме того, важным моментом является предоставление сведений о деятельности предприятия на языке, доступном для пользователя.

Следовательно, информация разных стран должна быть сопоставимой. Это делает актуальным гармонизацию информационных потоков в рамках учетно-налоговых систем государств, участвующих в международных отношениях [1].

В целом гармонизация – это приведение в состояние гармонии. Следовательно, вся суть в рамках учетно-налоговой системы заключается в том, что в каждой стране может существовать своя система учета и система стандартов, регулирующих ее. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам других стран.

Совершенствование национальных учетных систем на основе гармонизации позволит сблизить динамические характеристики деятельности, подтянув менее развитые в экономическом отношении страны к уровню более развитых. Информация, полученная в гармонизированных учетных системах и обладающая одинаковыми качественными характеристиками, создаст объективные условия ускорения позитивных процессов и развития бизнеса в мировом хозяйстве.

Основная цель гармонизации учетно-налоговой системы заключается в формировании единого рынка и обеспечении свободной торговли за счет взаимного согласования, сведения в систему, унификации, координации, упорядочения информационных потоков в рамках такой системы.

Дальнейшее развитие данного процесса необходимо осуществлять по следующим направлениям:
1) повышение качества информации, формируемой в финансовой отчетности;
2) создание инфраструктуры для целей гармонизации национальных стандартов бухгалтерского учета и МСФО;
3) существенное повышение квалификации специалистов, занятых ведением учета и подготовкой финансовой отчетности;
4) гармонизация порядка ведения налогового учета в сторону его обособления и независимости;
5) унификация налогового законодательства;
6) повышение качества управленческой отечности и формирование инфраструктуры с целью гармонизации российских информационных потоков и развитых стран;
7) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России со стороны государства;
8) усиление независимого контроля качества бухгалтерской отчетности;
9) существенное повышение квалификации специалистов, занятых аудитом бухгалтерской отчетности.

Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО. Таким образом, в рамках гармонизации учетно-налоговой системы особую роль играет сближение российских правил ведения учета и МСФО [2].

Для реализации данного процесса необходимо решить ряд задач:
а) устранить разногласия, возникающие на начальном этапе подготовки отчетности, и максимально гармонизировать следующие моменты:
– МСФО по сравнению с РСБУ носят рекомендательный характер;
– целью составления отчетности по МСФО является объективное отражение деятельности фирмы;
– при подготовке отчетности по МСФО возможно использование профессионального суждения;
– пользователями отчетности являются в большинстве случаев инвесторы;
б) сделать обязательным в России переоценку стоимости имущества с целью представления пользователям отчетности информации о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия исходя из его реальной цены;
в) систематизировать действующее законодательство, необходимое для ведения учета, и представить в виде отдельных ПБУ. Данный момент касается норм, содержащихся в Гражданском кодексе, Трудовом кодексе, Бюджетном кодексе и не нашедших отражения в российских положениях ведения учета. В первую очередь необходимо ориентироваться на состав МСФО и формирование таких стандартов, как:
– МСФО (IAS) 17 «Аренда»;
– МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»;
– МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам»;
– МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования»;
– МСФО (IFRS) 2 «Выплаты долевыми инструментами»;
– МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса»;
– МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»;
– МСФО (IAS) 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых учреждений»;
– МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»;
г) способствовать внедрению в практику самостоятельного установления сроков службы основных средств; разрешить законодательно возможность изменять метод амортизации при необходимости;
д) максимально сблизить с МСФО оценку запасов: по наименьшей из двух величин (себестоимости и возможной чистой цене реализации).

Необходимым условием сближения МСФО и РСБУ в Российской Федерации является создание инфраструктуры, основными элементами которой являются:
– законодательное признание в России необходимости гармонизации установленных расхождений между РСБУ и МСФО;
– разработка рекомендаций по процедуре сближения расхождений МСФО и РСБУ;
– порядок официального перевода МСФО на русский язык;
– контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по новым правилам, с учетом изменений в рамках гармонизации РСБУ и МСФО.

В России в обязательном порядке должна быть разработана и принята концепция гармонизации отечественных и международных информационных потоков в рамках учетно-налоговой системы. Данный документ должен быть одобрен Министерством финансов.

На базе данной концепции необходима разработка методических рекомендаций по отдельным вопросам в рамках гармонизации подсистем. Данные документы должны быть утверждены Министерством финансов, при необходимости Министерством экономического развития, а также одобрены другими вышестоящими органами.

При гармонизации финансового учета и отчетности в Российской Федерации следует регулярно переводить официальный текст МСФО на русский язык. В связи с этим необходим постоянно действующий государственный орган, который должен: подготавливать официальный текст на русском языке; отслеживать изменения в тексте на английском языке и своевременно вносить их в официальный текст на русском языке; вести глоссарий терминов МСФО на русском языке. Данный орган должен состоять из высококвалифицированных переводчиков и профессионалов в области бухгалтерского учета и отчетности, аудита, финансового анализа, менеджмента и в иных смежных областях.

Необходимость гармонизации порядка ведения налогового учета вытекает из требований МСФО. Большое значение имеет независимость профессионального суждения бухгалтера, которое должно формироваться исключительно на принципах бухгалтерского учета.

Кроме того, налоговый учет во многом не только расходится с бухгалтерским учетом, но и по ряду параметров абсолютно с ним несовместим. В данном случае проблема связана с противоположностью целей любой коммерческой организации во взаимоотношениях с двумя группами пользователей – налоговыми органами и потенциальными инвесторами. Перед налоговыми органами организация стремится выглядеть как можно беднее и убыточнее, а перед потенциальными инвесторами – как можно богаче и благополучнее. Однако организация не обладает полной свободой в формировании принципов построения отчетности.

Таким образом, мировая тенденция идет в направлении, предполагающем обособление бухгалтерского учета от налогового. Этот процесс благоприятно сказывается как на качестве бухгалтерской отчетности, так и на эффективности налогообложения. Бухгалтерский учет освобождается от факторов, способствующих искажению отчетных показателей. Налоговый учет формирует собственные цели, освобождаясь от многочисленных показателей бухгалтерского учета, не связанных напрямую с налогообложением.

Основными задачами в данном направлении гармонизации являются:
– пересмотр статей Налогового кодекса РФ (ст. 313–333);
– изменения порядка ведения налогового учета и утверждение данных изменений.

Помимо пересмотра статей 313–333 НК РФ, внесения изменений требуют и остальные.

Согласно проведенному анализу проблема в данном случае определяется присутствием понятий и терминов бухгалтерского учета в законодательстве о налогах и сборах. Следовательно, пересмотра требует весь Налоговый кодекс РФ.

При этом возможно и сближение с МСФО без изменения налогового законодательства. В том случае, когда расчет налога напрямую или опосредованно связан с данными бухгалтерского учета и отчетности, его расчет может измениться, поскольку отчетность, составленная на базе сближения российских правил и МСФО, может содержать иной перечень статей в иной оценке. Гармонизация РСБУ и МСФО может повлиять только на те налоги, расчет которых напрямую связан с данными о составе и оценке статей баланса.

Для реализации данного направления необходимо решение ряда проблем:
– включение данной дисциплины во все учебные программы экономических специальностей;
– формирование программ обучения руководителей и другого управленческого персонала хозяйствующих субъектов основам управленческого учета и экономического анализа;
– разработка рекомендаций по постановке управленческого учета на предприятии;
– разработка программного обеспечения по автоматизации управленческого учета с учетом особенностей функционирования предприятий в России [3].

Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели – разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессиональных сообществ.

К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:
– выработка государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;
– признание необходимости гармонизации установленных расхождений между РСБУ и МСФО;
– разработка рекомендаций по процедуре сближения расхождений МСФО и РСБУ;
– организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности с целью сближения их содержания с МСФО;
– государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета и отчетности;
– мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
– взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета и отчетности.

К ведению профессиональных сообществ должны быть отнесены:
– представление и защита интересов профессиональных сообществ;
– подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета и отчетности с целью их гармонизации с МСФО;
– участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности в силу гармонизации учетной подсистемы с МСФО, а также их разъяснений;
– профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;
– разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета и отчетности при сближении с МСФО;
– обобщение и распространение передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в формате МСФО;
– разработка норм профессиональной этики в силу изменений содержания стандартов в процессе их гармонизации, контроль соблюдения их членами профессиональных сообществ;
– контроль за соблюдением членами профессиональных сообществ стандартов бухгалтерского учета и отчетности;
– повышение квалификации членов профессионального сообщества с целью повышения знаний в области МСФО;
– мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
– взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета и отчетности.

Принимая во внимание общественную значимость стандартов бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание, основанное, в первую очередь, на доверии к ним и убежденности в их адекватности и качестве. Для признания требований МСФО необходимо включение в процесс их принятия профессиональных сообществ. При этом профессиональное сообщество разрабатывает проекты национальных стандартов и (или) проводит профессиональную общественную экспертизу стандартов. Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверждению (одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов.

Включение профессионального сообщества в процесс принятия стандартов целесообразно осуществить через специальный орган из высококвалифицированных, широко известных и авторитетных представителей профессионального сообщества, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности.

Первоначально этот орган должен действовать в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов в качестве совещательного при федеральном органе исполнительной власти, на который возложена выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и отчетности. Основной задачей специального органа должна стать:
профессиональная общественная экспертиза проектов российских стандартов в области бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений их; перевод текста МСФО на русский язык и формирование глоссария.

Профессиональная общественная экспертиза проектов стандартов и иных нормативных правовых актов предполагает определение соответствия их в первую очередь потребностям  заинтересованных пользователей информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. При этом потребности органов государственной власти принимаются во внимание наряду с потребностями иных пользователей и не рассматриваются в качестве приоритетных. Кроме того, должно определяться соответствие проектов стандартов и других нормативных правовых актов: общим принципам бухгалтерской отчетности в рыночной экономике;
законодательству Российской Федерации; экономическим условиям хозяйственной деятельности в Российской Федерации; отраслевой специфике деятельности хозяйствующих субъектов; требованию практической реализуемости.

Как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.

Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности.

Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности в процессе гармонизации информационных потоков учетно-налоговой системы являются:
– качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;
– высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО, МСА) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;
– контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны, прежде всего профессиональных общественных объединений;
– эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами.

Для отечественной учетной практики рекомендован единственный рациональный способ применения МФСО – гармонизация отечественных и международных информационных потоков в рамках учетно-налоговой системы, предполагающая постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленная на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов.

Литература
1. Попова Л. В. Структура элементарных связей, составляющих модели учетно-налоговой системы // Управленческий учет. – № 10. – 2010.
2. Миславская Н. А. Современные учетные системы и факторы, их определяющие // Финансовый менеджмент. – 2004. – № 4.
3. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы : учеб.-метод. пособие / Л. В. Попова, И. А. Маслова, С. А. Алимов, М. М. Коростелкин. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 448 с.

Также по этой теме: