Методика реализации налогового планирования на промышленном предприятии



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №7 год - 2011


Маслов И. Б.,
докторант кафедры
 «Бухгалтерский учет и налогообложение»
ФГОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК»

Сложность современной российской налоговой системы, ее нестабильность требуют постоянного и пристального внимания руководителей организации и особенно бухгалтеров-аналитиков, финансистов, несущих основную ответственность за финансовый результат деятельности промышленного предприятия. В данной статье рассматривается понятие «налоговое планирование», его предмет, объект, субъект, информационная база и виды, формируемые в рамках реализации налогового планирования на промышленном предприятии.

Эффективное управление финансами коммерческой организации возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений экономического субъекта.

Не существует единого определения понятия «планирование». Одни авторы утверждают, что планирование — это форма деятельности, содержанием которой является разработка, утверждение, доведение планов до исполнителей и контроль за их выполнением. Конкретным результатом планирования является план.

План — это документ, в котором отражены наиболее существенные характеристики экономики предприятия (документ, отражающий желаемое состояние производства).

Другие авторы отмечают, что планирование — один из основных компонентов системы внутрифирменного управления на базе концепции, определяющей общие цели фирмы, приоритеты в распределении ресурсов, главные направления развития инвестиционной деятельности.

В современных условиях хозяйствования особую роль приобретает налоговое планирование на предприятии. Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности любого коммерческого предприятия.

В словаре Б. Г. Федорова дано следующее определение налогового планирования предприятия: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ» [1].

Словарь деловых терминов Дж. Фридмана определяет налоговое планирование как «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах» [9].

Как элемент финансового планирования, налоговое планирование выступает одним из факторов реализации его целевой функции — обеспечения финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с плановыми значениями и конъюнктурой рынка.

На наш взгляд, налоговое планирование — это составная часть бизнес-планирования налогоплательщика, направленная на уменьшение налоговых платежей с помощью допустимых законом средств, приемов и способов для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Выделяют три пути сокращения налоговых платежей: уклонение от уплаты налогов, налоговое планирование и избежание налогов (рис. 1).

Наиболее легальным способом оптимизации налоговых обязательств является налоговое планирование, так как оно основано на принципе законности и ориентируется на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.

Избежание налогов, с юридической точки зрения, не предполагает нарушения законных интересов бюджета, но избежание налогов несет в себе дополнительные риски, связанные с огромными сложностями на пути судебных тяжб с налоговыми органами.

Уклонение от уплаты налогов базируется на использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.

Исходя из вышесказанного налоговое планирование можно рассматривать как положительное социально-экономическое явление современности, так как оно соответствует перспективным экономическим интересам государства и одновременно способствует развитию бизнеса.

Основной задачей налогового планирования на предприятии является предварительный расчет вариантов сумм налогов по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Налоговому планированию, как виду экономического планирования, присущ комплексный характер. Налоговое планирование тесно взаимодействует с маркетингом, финансами предприятий, бухучетом, кадровой политикой, снабжением. Оно служит одним из основных инструментов расчета показателей эффективности деятельности предприятия. Налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплексе финансового менеджмента.

Организация налогового планирования на предприятии предусматривает несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков (рис. 2).

Первый уровень предполагает знание не только перечня всех налогов и сборов, их объектов налогообложения, ставок, источников и сроков уплаты.

При принятии решения относительно осуществления любой хозяйственной операции следует внимательно изучить законодательное поле и пользоваться только официальными нормативными документами.

Для второго уровня под оптимальной уплатой налоговых платежей понимается планирование соразмерности доходов и затрат в одном налоговом периоде, избежание дебиторской задолженности по расчетам с бюджетом.

Третий уровень обусловлен тем, что отсутствие в налоговом законодательстве таких понятий, как «налоговое планирование», «налоговая оптимизация», позволяет фискальным органам любое налоговое планирование считать противозаконной деятельностью. Поэтому одним из основных принципов планирования на предприятии должен быть принцип законности.

Другие принципы налогового планирования:
1. Принцип выгодности – подразумевает снижение налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования.
2. Принцип альтернативности. Необходимо рассмотреть несколько альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального для конкретной организации.
3. Принцип оперативности, т. е. корректировка процедуры налогового планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.
4. Принцип понятности и обоснованности. Это требование к схеме налогового планирования, чтобы она была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование.
5. Принцип научности, т. е. учет последних достижений науки и техники.

Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.

Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию:
– придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;
– свести к минимуму налоговые обязательства;
– максимально увеличить прибыль;
– разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;
– эффективно руководить денежными потоками;
– избегать штрафных санкций.

Использование налогового планирования на предприятии выгодно для самого предприятия в плане укрепления его платежеспособности. Выгодой для хозяйствующего субъекта будет точное соблюдение порядка исчисления и уплаты налога, правильное определение налоговой базы, применение налоговых вычетов, ставок, льгот и, следовательно, отсутствие штрафов и пеней в результате правильного и умелого определения и перечисления суммы налога. Кроме того, это выгодно и для государства — в плане совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты налогов, а также в плане стабильности поступления налоговых доходов в бюджеты всех уровней.

Решения в области налогового планирования на уровне промышленного предприятия способны принимать три основные группы лиц (рис. 3).

Среди сторонних пользователей информации налогового планирования выделяют сторонних пользователей с прямым финансовым интересом, с косвенным финансовым интересом и без финансового интереса.

Сторонними пользователями информации налогового планирования с прямыми финансовыми интересами выступают состоявшиеся или потенциальные инвесторы, поставщики и другие кредиторы. По ее данным делается вывод об инвестиционном потенциале предприятия.

К сторонним пользователям информации по налоговому планированию с косвенными финансовыми интересами относятся органы Федеральной налоговой службы.

Налоговые органы имеют право получать не только отчетную информацию, но и другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности начисления налогов. Учетная информация предоставляется по требованию контролирующих органов, а также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку.

К сторонним пользователям без финансового интереса относятся органы статистики, аудиторы и юристы-консультанты.

Финансовая база организации налогового планирования промышленного предприятия формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора для достижения положительных результатов процесса налогового планирования [8].

Информационная база по налоговому планированию на промышленном предприятии состоит из четырех крупных комплексов данных, различающихся степенью систематизации (рис. 4).

Информационная база налогового планирования формируется с учетом действующих нормативных документов, которые несут в себе определенную информацию, инвариантную по отношению к конкретному хозяйствующему субъекту [9].

В научной литературе и на практике налоговое планирование подразделяется на различные виды в зависимости от критериев классификации (рис. 5).

Методы налогового планирования представлены на рис. 6.

Ситуационный метод налогового планирования можно представить в виде следующих блоков (рис. 7).

Метод микробалансов заключается в оценке того или иного варианта экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования – выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия.

Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, и выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение полученных микробалансов позволит выбрать более выгодный вариант.

Метод графоаналитических зависимостей основывается на выделении одного или нескольких важнейших параметров баланса, которые могут оказать решающее влияние на финансовые итоги работы организации.

Для полных и всесторонних исследований можно применить достаточно простой многопараметрический матрично-балансовый метод, позволяющий прогнозировать финансовые результаты и выявлять критические места баланса. Суть матрично-балансового метода состоит в представлении бухгалтерского баланса в виде матричного уравнения 1:

где Y(t) — матрица хозяйственных средств и их источников на текущий момент времени (t);
y(t l ) — матрица хозяйственных средств и их источников на предыдущий момент времени (t – 1);
A(t) — матрица коэффициентов хозяйственных операций текущего момента (t).

Статистический балансовый метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются опосредованные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретной организации от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности [8].

Комбинированный численный балансовый метод заключается в одновременном использовании всех или большинства рассмотренных методов.

Таким образом, налоговое планирование — это одна из главных составляющих частей процесса бизнес-планирования. В процессе налогового планирования происходит предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Литература
1. Федоров Б. Г. Англо-русский банковский энциклопедический словарь. — СПб. : Лимбус Пресс, 1995. — 490 с.
2. Большой экономический словарь / под общ. ред. А. Н. Азрилияна. – М., 1994. C. 295.
3. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Я. Словарь рыночной экономики. – СПб., 1995. С. 205.
4. Краткий экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – М., 2001. C. 562.
5. Попова Л. В. Прогнозирование и планирование в налогообложении : учеб. пособие для вузов / Л. В. Попова, Н. Г. Варакса, М. В. Васильева. — Орел : ОрелГТУ, 2007. — 264 с.
6. Райзенберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – М., 2001. С. 286.
7. Методы налогового планирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа pnalog.ru
8. Организация и методы налогового планирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа auditorium.ru
9. [Электронный ресурс]. – Режим доступа distribut.net/article/a-178.html
10. [Электронный ресурс]. – Режим доступаmajesticarticles.ru

31.05.2016

Также по этой теме: