Концептуальные основы формирования налогового механизма в сельском хозяйстве



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №8 год - 2011


Варакса Н. Г.,
к. э. н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение»
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

Налоговый механизм в сельском хозяйстве, выступая косвенным инструментом государственного регулирования и поддержки, призван выполнять стимулирующую функцию, направленную на обеспечение экономически обоснованного изъятия средств в бюджетную систему и сохранения заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в дальнейшем развитии и повышении эффективности производства сельскохозяйственной продукции. Данный факт обусловлен приоритетным положением отрасли в экономике как системообразующего сегмента, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, а также особенностями производства сельскохозяйственной продукции и влиянием природно-климатических условий.

На современном этапе развития экономики России особое значение принадлежит реформированию элементов налогового механизма как основного инструмента реализации налоговой политики государства, направленной на обеспечение экономического роста отраслей экономики и развития предпринимательской активности. Однако осуществляемые налоговые преобразования в аграрной сфере не дают желаемого эффекта, так как не в полной мере учитывают специфику отрасли и финансовое положение налогоплательщиков. Для оценки степени воздействия налогового механизма на развитие сельскохозяйственного производства необходимо рассмотреть эволюцию налогообложения в аграрном секторе.

Налоговые платежи во все времена представляли собой обязательные и принудительные сборы, взимаемые государством с налогоплательщиков.

Во всех странах эволюция системы налогообложения развивается по пути упрощения и сокращения налогов, снижения уровня ставок и расширения налогооблагаемой базы.

Периодизацию элементов налогового механизма в сельском хозяйстве можно представить на основе выделения следующих этапов (табл. 1).

Исторический обзор трансформации налогообложения в сельском хозяйстве позволил определить степень его эффективности и влияния на уровень деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Современная система налогообложения сельского хозяйства в России введена в 1992 г. В последующие годы она корректировалась путем введения дополнительных налогов или отмены уже существующих, но коренных изменений в налоговой системе не происходило.

На всем протяжении периода реформирования экономики государство пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства.

Современная налоговая система функционирования сельского хозяйства представлена на рис 1.

Налоговый механизм сельского хозяйства имеет ряд отличительных признаков, связанных со специфическим положением отрасли в национальной экономике и особенностями производства продукции.

Необходимость формирования гибкого налогового механизма в сельском хозяйстве обусловлена особенностями отрасли (рис. 2).

Так, сезонный характер производства и высокая зависимость от природно-климатических условий, ценовая неэластичность спроса на многие продукты сельского хозяйства и большой разрыв во времени между произведенными затратами и получением дохода и другие особенности приводят к неконкурентоспособности отраслей АПК.

Таким образом, налоговый механизм в сельском хозяйстве должен быть гибким и мобильным, быстро приспосабливаться к различным изменениям  в целях стимулирования развития отрасли и привлечения инвестиций из других отраслей. Эластичность как свойство налогового механизма позволяет сгладить разрыв в уровне доходов по отраслям и диспаритет цен на продукцию.

Основными инструментами налогового механизма, посредством которых реализуется налоговая политика государства, являются прогнозирование, регулирование и контроль. Однако из приведенных инструментов на современном этапе используются только элементы регулирования сельского хозяйства, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на развитие отрасли. Развитие остальных инструментов с учетом отраслевой специфики позволит сформировать экономически устойчивого сельскохозяйственного производителя и оптимизировать бюджетные расходы.

Налоговое регулирование сельского хозяйства как инструмент налогового механизма охватывает не только отдельные предприятия, но и отрасль в целом.

В зависимости от распределения финансовых средств сельскохозяйственных организаций и формирования государством своих доходов налоговое регулирование происходит на двух уровнях (рис. 3).

На макроуровне налоговое регулирование экономики происходит через перераспределение ВВП, а на микроуровне осуществляется путем законодательного установления различных налогов.

Налоговые обязательства распространяются на все сельскохозяйственные предприятия и организации независимо от формы собственности и организационно-правового характера деятельности, за исключением финансируемых из бюджета и тех, которые освобождены от уплаты законодательно.

На микроуровне основными методами налогового регулирования являются:
– изменение налоговых льгот;
– изменение налоговых ставок;
– полное или частичное освобождение от налогов (отдельных налогов);
– применение штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов и другие нарушения налогового законодательства;
– предоставление отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита предприятиям, осуществляющим инвестирование средств в обновление основных фондов.

Перечисленные методы оказывают прямое влияние на финансовое состояние налогоплательщика. Механизм налогового регулирования на микроуровне включает в себя меры не только фискального и регулирующего характера, но и меры, стимулирующие активность сельскохозяйственных организаций.

Налоговое стимулирование в сельском хозяйстве направлено на обеспечение экономически обоснованного изъятия средств в бюджетную систему и сохранения заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в дальнейшем развитии и повышении эффективности производства сельскохозяйственной продукции.

Под методами налогового стимулирования понимается совокупность приемов и способов в рамках проводимой налоговой политики, направленных на предоставление преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в целях снижения их налоговой нагрузки и повышения заинтересованности в осуществлении деятельности.

Методы налогового стимулирования подразделяются на прямые методы, непосредственного влияющие на уровень налогообложения в сельском хозяйстве, и косвенные методы, способствующие привлечению финансовых ресурсов и иных активов в отрасль посредством предоставления преимуществ при налогообложении иных налогоплательщиков.

В современных условиях наибольшее развитие получили прямые методы налогового стимулирования, в частности предоставление налоговых льгот.

Рассмотрим перечень налоговых льгот, предоставляемых отрасли сельского хозяйства (табл. 2).

Из данных табл. 2 видно, что предприятия аграрного сектора имеют значительные льготы при исчислении и уплате установленных законодательством налогов. Причем перечисленные льготы являются дополнением к льготам, установленным Налоговым кодексом РФ для всех категорий налогоплательщиков.

Однако большинство льгот действуют только для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%. Если предприятие не подходит по критерию, установленному в данном определении, то оно облагается налогами по общеустановленным ставкам.

На практике применение отдельных льгот по налогам не дает ожидаемого эффекта от их использования, в частности это относится к НДС. Установление пониженной ставки на большинство продовольственных товаров приводит к возникновению диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и к постоянному возмещению налога из бюджета, что является длительной процедурой для налогоплательщика.

Применение льгот по НДС приводит к отсутствию входного НДС с необлагаемой операции и невозможности уменьшения налога при расчетах с бюджетом. В связи с этим целесообразно установить единую налоговую ставку по НДС на уровне 15%, что соответствует практике европейских стран.

Элементы налогового механизма являются важнейшим средством антициклического развития отрасли. Поэтому налоговое регулирование на макроуровне должно происходить с учетом реально сложившейся обстановки в социальной, политической и экономической сферах. Налоговое регулирование на уровне сельскохозяйственных предприятий – это объективный, закономерный процесс, осуществляемый государством посредством налоговой политики в целях обеспечения поступления налоговых доходов в бюджет и одновременного сохранения финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов.

Основным индикатором эффективности функционирования налогового регулирования и налогового механизма в целом является показатель налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка отрасли представлена в табл. 3.

Налоговая нагрузка на добавленную стоимость сельского хозяйства РФ незначительна по сравнению с нагрузкой по другим отраслям экономики.

В 2006 г. величина налоговой нагрузки на добавленную стоимость равнялась 3,5%. На протяжении исследуемого периода величина данного показателя снижалась, что объясняется увеличением доходности. Размеры валовой добавленной стоимости по сельскому хозяйству за анализируемый период увеличились с 981 285 млн руб. в 2006 г. до 1 529 422,7 млн руб. в 2009 г., то есть на 55,8%.

Размер валового выпуска продукции по сельскому хозяйству имеет тенденцию к росту на протяжении периода 2006–2009 гг. Валовой выпуск продукции в 2007 г. вырос по сравнению с 2006 г. на 21,4%; в 2008 г. рост составил 566 695,3 млн руб., или 26%, в 2009 г. данный показатель увеличился на 3,7%.

Величина налоговой нагрузки на выпуск продукции по сельскому хозяйству составила 1,9% в 2006 г., в 2007–2008 гг. – 1,4%, в 2009 г. – 1,3%.

Поскольку сельскому хозяйству предоставляются значительные налоговые льготы, платежи данной отрасли незначительны, и поэтому начисленные налоговые платежи не занимают значительной доли в валовом выпуске продукции по отрасли.

Для оценки воздействия системы налогообложения на финансовое положение  сельскохозяйственных предприятий рассмотрим показатели платежеспособности и финансовой устойчивости (табл. 4).

Показатели финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий позволили сделать вывод о недостаточности собственных оборотных средств сельскохозяйственных предприятий, неспособности предприятий покрыть свои обязательства собственными средствами и вследствие этого о высоком финансовом риске сельскохозяйственных производителей. В связи с этим совершенствование элементов налогового механизма в сельском хозяйстве необходимо рассматривать как косвенный инструмент регулирования финансовой устойчивости организаций.

Перспективные направления развития налогового механизма в сельском хозяйстве должны базироваться на следующих моментах:
1) обеспечение справедливости и рациональности налоговой системы, содействующей развитию сельскохозяйственного производства, активизации инвестиционной деятельности на сельскохозяйственных предприятиях и позволяющей сбалансировать общегосударственные и частные интересы;
2) упрощение системы налогообложения для сельскохозяйственных предприятий и обеспечение стабильности налоговой системы, определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков, а также неизменности налогового законодательства для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таким образом, налоговый механизм в сельском хозяйстве определен как совокупность инструментов управления налогообложением и реализации налоговой политики в целях повышения финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Литература
1. Варакса Н. Г. Методы налогового стимулирования в сельском хозяйстве // Экономические и гуманитарные науки. – 2010. – № 9.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // СПС «Гарант».


29.11.2016

Также по этой теме: