Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Бухгалтерский учет и аудит    Вопросы взаимодействия управленческого и финансового учета

Вопросы взаимодействия управленческого и финансового учета

27.10.2016

Вопросы взаимодействия управленческого и финансового учета

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №6 год - 2009

Федорцова Р.П.,
к. э. н., доцент кафедры
бухучета и анализа
  хозяйственной деятельности
Всероссийского заочного
финансово-экономического института,

 филиал, г. Пенза

Важный момент организации управленческого учета — это разработка плана счетов. Вопрос о разработке плана счетов управленческого учета, его практическом применении на предприятии большинством авторов книг, статей и публикаций не рассматривается. Предлагаемый план счетов для управленческого учета разработан на базе стандартного бухгалтерского учета с небольшими изменениями. Причина — объективная. Создание отдельного плана счетов управленческого учета — это не цель постановки управленческого учета, а средство (способ получения и обобщения информации). Цель — это получение информации и отчетов для принятия решений и контроля исполнения решений. В настоящее время данный план счетов применяется на одном успешно развивающемся предприятии Пензенской области.

Обозначенные в табл. 1 счета — забалансовые. Бухгалтерские проводки осуществляются в корреспонденции перечисленных счетов между собой, обобщенные данные из финансового учета и данные по бюджетам вводятся в корреспонденции соответствующего счета со вспомогательным счетом У00.

Учет первичных документов организуется следующим образом. Все учетные документы поступают к бухгалтеру, ведущему управленческий учет.

Этот бухгалтер должен определить, как хозяйственные операции, учитываемые в первичных документах, должны отражаться в управленческом учете.

По каждому из первичных учетных документов он определяет управленческие проводки. После формирования управленческих проводок первичные документы передаются бухгалтерам, осуществляющим ведение бухгалтерского и налогового учета, которые на основании этих документов определяют официальные бухгалтерские проводки. Затем первичные документы вносятся в программу учета. Электронный документ, созданный по первичному документу, обработанному таким образом, формирует сразу проводки как по управленческому плану счетов, так и по финансовому и налоговому. Специфические проводки управленческого учета формируются электронными документами, разработанными специально для него.


Преимущество этого варианта состоит в том, что он наиболее точно соответствует основным принципам ведения учета и позволяет полнее отразить деятельность организации. Существует также еще несколько положительных моментов:
1) сокращается количество документов и, следовательно, число ошибок при их формировании;
2) первичные документы вводятся один раз, что значительно сокращает объем работы на самом трудоемком этапе учета;
3) первичные документы подвергаются двойному контролю как со стороны управленческой бухгалтерии, так и со стороны финансовой, что также сокращает число ошибок в учете.

Учет материалов (сырья). Ведется по фактической себестоимости как в финансовой, так и в управленческой бухгалтерии. При отпуске в производство материалы оцениваются по фактической средней себестоимости. Ее определяют по себестоимости остатка материалов на начало месяца и себестоимости материалов, заготовленных в отчетном месяце. Учетная запись поступления материалов:
Дебет счета У10 «Материалы»
Кредит счета У60 «Расчеты с поставщиками».

Аналитика по центрам ответственности по счету У10 «Материалы» позволяет контролировать норматив запасов материалов, приобретенных по заказу соответствующего центра ответственности.

Учет основных средств и нематериальных активов. Учет ведется по дебету счета У01, амортизация начисляется по кредиту счета У02. В финансовом и налоговом учете срок полезного использования объекта определяется по утвержденным нормативам, в управленческом учете срок использования определяется руководством. Это требует дополнительно заполнить в справочнике основных средств исходные данные, относящиеся к управленческому учету (счет отнесения затрат, срок полезного использования объекта и т. п.) для автоматического начисления сумм амортизации.

Учет заработной платы. Это один из наиболее трудоемких участков учета.

В управленческом учете приходится выделять постоянную и переменную часть заработной платы по видам продукции, распределять услуги вспомогательных подразделений по основным. Поэтому учет зарплаты ведется по требованиям управленческого учета, а в финансовой бухгалтерии ведется только синтетический учет.

Заработная плата отражается в управленческом учете следующими бухгалтерскими записями:
Дебет счетов затрат У20 «Постоянные затраты», У25 «Полупеременные затраты», У26 «Затраты прямо нераспределенные» У44 «Расходы на продажу»
Кредит счета У70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Учет затрат. В управленческом учете счет У20 «Основное производство» выделен под переменные затраты. Полупеременные затраты со счета У25 распределяются согласно рассчитанным коэффициентам между счетами У20 и У26 по соответствующим уровням аналитики. Постоянные затраты на общехозяйственные и другие нужды расписываются по своему счету (расход материалов, расход комплектующих, заработная плата, коммунальные платежи, налоги и т. д.). Это позволяет разделять переменные и постоянные затраты для использования системы директ-костинга.

Постоянные затраты собираются на отдельном счете и по окончании отчетного периода  списываются на себестоимость продаж (в дебет счета У90.2 «Себестоимость продаж»). Это позволяет изучать взаимосвязь между объемом производства, затратами и прибылью, а следовательно, прогнозировать изменение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от объема производства, находить наиболее выгодные комбинации цены и объема, проводить эффективную политику цен.

Для контроля за работой руководителей центров ответственности учет затрат на производство ведется по нормативному методу, то есть в рабочий план счетов включен счет У40 «Выпуск продукции». По дебету этого счета собираются все фактические затраты, а по кредиту отражается готовая продукция по нормативной себестоимости. Счет У40 позволяет обобщать информацию о выпущенной в течение месяца продукции и выявлять отклонения фактической производственной себестоимости от ее нормативной (плановой) величины. Выявленное на счете У40 отклонение списывается прямой или сторнировочной записью в дебет счета У90.2. Остатка по счету У40 на конец месяца не бывает. Если нормативная себестоимость больше фактической, то это положительный момент. Если нормативная себестоимость меньше фактической, то возникает необходимость проанализировать причины возникшего перерасхода благодаря детальному аналитическому учету затрат. Это в свою очередь позволяет определить виновных в превышении сметы, так как предприятие разбито на центры ответственности.

В себестоимость включаются все затраты, а не только разрешенные нормативными актами, в частности, главой 25 НК РФ, что позволяет получить реальный результат в управленческом учете.

Продажа готовой продукции. Процесс продаж представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции.

Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами с покупателями и заказчиками. Целью отражения хозяйственных операций по продаже на счетах финансового и управленческого учета является выявление финансового результата от продаж продукции. В связи с различиями в начислении амортизации и номенклатуры затрат, включаемых в себестоимость продукции, ограничениями налогового законодательства результат деятельности различается в финансовом, налоговом и управленческом учете.

Существует возможность учета продаж по двум методикам: на дату оплаты продукции или на день отгрузки и предъявления расчетных документов к оплате. На крупных предприятиях, как правило, учет продаж ведется вторым способом, то есть по мере отгрузки продукции; в управленческом учете составляется запись:
Дебет счета У62 «Расчеты с клиентами»
Кредит счета У90.1 «Выручка от реализации товаров, услуг».

Учет взаимодействия между центрами ответственности. Для учета взаимодействия между центрами ответственности в план счетов управленческого учета введен счет У31 «Взаимодействие центров ответственности».

По дебету счета У31 в корреспонденции со счетом У00 заносится стоимость материалов, полученных на складе, и заработная плата, начисленная во вспомогательном подразделении. Затем по фактическому отчету о затратах времени и материалов менеджера вспомогательного центра ответственности эти суммы распределяются по другим центрам ответственности. Это делается бухгалтерской проводкой по счету У31 с аналитикой по субконто «элементы затрат» и «ПЦО».

Дебетовый остаток на счете У31 в разрезе центров ответственности говорит о наличии резервов и дает руководству предприятия повод задуматься о реструктуризации.

В рыночных условиях меняется целевое назначение бухгалтерского учета.

С сохранением его значения как наиболее организованной части информационной системы, функционирующей на качественно новом техническом уровне, он во все большей степени должен становиться составной частью управляющей системы предприятия. К сожалению, этот процесс развивается медленно и явно отстает от темпов совершенствования технического оснащения учета. В результате, несмотря на рост объема учетной информации, вызванный увеличением ее источников и потребителей, возрастание материальных и трудовых затрат на ведение учета, связанное с внедрением ЭВМ, повышением оплаты труда всем категориям учетных работников, потребительская стоимость бухгалтерской информации по существу осталась без изменения. Одна из основных причин такого положения — в отсутствии на многих российских предприятиях нового, соответствующего современным требованиям подхода к организации учета.

Литература
1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. — М.: Омега-Л, 2007.
2. Методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета на российских предприятиях // Главбуху на стол. — 2004. — № 5.
3. 1С: Предприятие 8.0: Конфигурация «Управление производственным предприятием», редакция 1.2: Руководство пользователя. — Ч. 2. — М.: 1С, 2006.

Также по этой теме: