Международные пробелы налогообложения при транснациональной электронной коммерции



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №3 год - 2008


Тедеев А.А.,
Проректор международной
академии предпринимательства,
д-р юрид. наук, канд. экон. наук, профессор

В сфере финансовых отношений в последние годы острой проблемой выступают вопросы международного экономического и юридического двойного (многократного) налогообложения, а также пробелы налогообложения в целом. При этом смешенная экономико-правовая сущность таких явлений является обстоятельством, порождающим необходимость их комплексного рассмотрения.

Под пробелами налогообложения мы понимаем ситуацию, когда в результате наличия пробелов права, иных юридических или экономических обстоятельств какие-либо экономические  отношения (группы правоотношений) оказываются вне сферы налогообложения.

При этом представляется, что в зависимости от внутриэкономического либо внешнеэкономического характера таких отношений следует различать два основных вида пробелов налогообложения:

а) пробелы налогообложения, встречающиеся на практике достаточно часто, когда, в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности и в иных отношениях с иностранным элементом вследствие несоответствия налогового законодательства и налоговых систем различных стран мира какой-либо субъект налогообложения (налогоплательщик) или объект (экономические отношения того или иного вида) не относится к национальной налоговой юрисдикции ни в одном из этих государств и не признается в качестве подлежащего налогообложению ни в одной из стран (либо не подлежит налогообложению ввиду отсутствия основанного на законе механизма такого налогообложения). Далее мы будем именовать такую проблему международным пробелом налогообложения;

б) пробелы налогообложения, возникающие в случаях, когда в результате несовершенства национального законодательства, какой-либо субъект налогообложения (налогоплательщик) или объект (экономические отношения того или иного вида) фактически не признаются в качестве подлежащих налогообложению (либо не подлежат налогообложению ввиду отсутствия основанного на законе механизма такого налогообложения) в этом государстве и выпадает из сферы национального налогового регулирования (внутренние пробела налогообложения).

Применительно к электронной экономической деятельности в ряде случаев мы вправе будем говорить о наличии пробелов налогообложения обоих видов.

Во-первых, обратимся к рассмотрению налоговых аспектов осуществления хозяйствующими субъектами электронной внешнеэкономической деятельности с использованием глобальной компьютерной сети Интернет. В качестве примера рассмотрим один из наиболее распространенных и в то же время простых экономических процессов, протекающих в электронной форме в глобальных компьютерных сетях: осуществление физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, или российскими организациями через сеть Интернет операций по возмездной реализации гражданам и организациям различных стран мира программного обеспечения или иных программных продуктов.

Как известно, в настоящее время при осуществлении такой электронной экономической деятельности какие-либо юридически и фискально значимые документы сторонами не составляются. Заключение сделки осуществляется в электронной форме, как правило, путем акцепта покупателем размещенной на специальном интерактивном веб-сайте продавца (в так называемом интернет-магазине) публичной оферты. Например, в знак принятия оферты покупатель нажимает курсором на необходимую зону на сайте продавца, оформленную в виде кнопки и заполняет открывшуюся на экране электронную заявку. Поставка реализованного товара после оплаты его покупателем осуществляется в режиме реального времени непосредственно через сеть Интернет. При этом оплата приобретенного товара может также быть осуществлена в электронной форме с помощью систем электронных расчетов, технологии которых основаны на использовании банковских карт, либо принятой в данной зоне сети Интернет системы электронных денег. Используемые сегодня технологии таких электронных расчетов (особенно в сфере электронных денег), а также отсутствие практически во всех индустриально развитых странах мира унифицированной адекватной нормативной базы делают их юридически и фактически «незримыми» для налоговых органов. Остается добавить, что вышесказанное равно справедливо и по отношении к более сложным экономическим процессам, протекающим в глобальной компьютерной сети Интернет, таким, например, как осуществление в электронной форме банковской и биржевой деятельности.

Вместе с тем правомерен вопрос, должна ли такая возмездная реализация товаров (работ, услуг) признаваться подлежащей налогообложению (например, по налогам с оборота, скажем, по налогу на добавленную стоимость) и если да, то каков практический механизм такого налогообложения и в какой стране оно должно осуществляться.

Следует отметить, что на сегодняшний день ни в одной стране мира не существует основанного на законе механизма налогообложения такой электронной экономической деятельности и не разработаны унифицированные международные критерии (правила) отнесения субъектов электронной внешнеэкономической деятельности к налоговой юрисдикции того или иного государства. Таким образом, представляется, что применительно к электронной внешнеэкономической деятельности с учетом рассмотренного примера мы вправе вести речь о наличии международного пробела налогообложения в данной сфере.

Во-вторых, следует признать наличие рассматриваемой проблемы и при осуществлении электронной экономической деятельности, не обремененной иностранным элементом, скажем, когда в качестве и продавцов, и покупателей электронных товаров (работ, услуг) выступают российские физические лица и (или) российские организации, признаваемые таковыми в соответствии с положениями ст. 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Видимо, неоспоримо наличие и в данном случае внутреннего пробела налогообложения. Вопрос о том, должна ли такая возмездная реализация товаров (работ, услуг) признаваться подлежащей налогообложению и каким должен быть механизм такого налогообложения (например, с учетом экстерриториальности сети Интернет как должно определяться место реализации таких товаров (работ, услуг)), и в этом случае, к сожалению, остается открытым.

Таким образом, как мы видим, разрешение этих и иных финансовых проблем, устранение выявленных пробелов налогообложения в сфере электронной экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, видимо, невозможно без устранения соответствующего системного пробела в позитивном регулировании в процессе совершенствования государственной финансовой политики.

Литература
1. Клименко С.В., Юровицкий В.М. Интернет как финансово-коммерческая среда // Банковское дело. – 1998. – № 10.
2. Козье Д. Электронная коммерция. – М.: ИТД «Русская редакция», 1999.
3. Попович А.С. Электронное ведение бизнеса в России. – М., 2008.
4. Степаненко Е. Электронная коммерция в России. Основные вопросы // Хозяйство и право. – 2000. – № 12.
5. Тедеев А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. – М.: Новый Индекс, 2002.
6. Терещенко Л. Глобальная сеть: пробелы в праве // Российская юстиция. – 2000. – № 2. – С. 49–50.

Также по этой теме: