Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Налоги и налогообложение    Формы и способы налогового стимулирования инновационного развития предприятия ОПК

Формы и способы налогового стимулирования инновационного развития предприятия ОПК

30.09.2014

Формы и способы налогового стимулирования инновационного развития предприятия ОПК

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №1 год - 2009

Ерыгин Ю.В.,
д. э. н., зав. кафедрой
«Финансы и кредит»
СибГАУ,

Голощапова О.С.,
к. э. н., доцент кафедры
«Финансы и кредит»
СибГАУ

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) – одно из основных межотраслевых образований социально-экономической системы страны, на долю которого приходится более половины всех производственных мощностей. За годы реформ объем выпуска предприятиями оборонно-промышленного комплекса снизился более чем в пять раз, загрузка производственных мощностей упала до 12–13%, объем инвестиций снизился более чем в десять раз.

Государственные расходы на научные исследования сегодня составляют 0,3% ВВП при пороговом значении этого показателя с точки зрения экономической безопасности страны 2% (в США этот показатель составляет 3% ВВП).

Сохранение производственного и инновационного потенциала на предприятиях ОПК, а также обеспечение их устойчивого инновационного развития в этих условиях возможно только на основе осуществления конверсионных программ, реализующих инновационный потенциал предприятий.

Это обеспечит развитие как самих предприятий ОПК, так и экономики региона, на территории которого они расположены. Важнейшим фактором, сдерживающим развитие конверсионного производства, является отсутствие эффективных механизмов финансирования инновационной деятельности со стороны государства, а также неразвитость финансового рынка и недостаточный объем собственных источников финансирования.

Традиционные подходы к решению проблемы финансирования инновационной деятельности, осуществляемой в рамках государственного оборонного заказа, оказываются неприменимыми для конверсионного производства. Отсутствие четкой определенности в финансово-кредитной политике, дефицит собственных источников финансирования инноваций и низкая инвестиционная привлекательность предприятий ОПК определяют необходимость совершенствования форм и способов финансирования, обеспечивающих привлечение нетрадиционных для предприятий ОПК источников финансовых ресурсов. В этой связи важная роль в активизации инновационной деятельности отводится государству. Одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования инновационной сферы выступает налоговое стимулирование.

Вместе с тем основное направление государственной налоговой политики в настоящее время связано с пересмотром и отменой большинства налоговых льгот, что свидетельствует о снижении роли и значения данного инструмента в регулировании инновационной сферы.

Исследование современного состояния, тенденций и закономерностей развития инновационной сферы позволяют сделать вывод о различном характере влияния инструментов налогового стимулирования на активизацию инновационной деятельности. В ходе изучения теоретических основ было выявлено, что существующие группировки и признаки налоговых льгот не являются универсальными и отвечают целям и задачам определенных исследований, а также особенностям функционирования отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому возникает необходимость разработать классификацию налоговых льгот, отражающую особенности инновационной деятельности предприятий ОПК, к числу которых, на наш взгляд, необходимо отнести тип инноваций, фазу жизненного цикла продукта, стадии инновационного процесса.

Определение характера налоговых льгот в зависимости от типа инноваций играет значительную роль, так как разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения и, как следствие, различный объем затрат и уровень коммерческого и финансового риска. В связи с этим возникает необходимость учета типа инноваций, осуществляемых на предприятии.

Следует отметить, что наибольший стимулирующий эффект имеют инновации с высоким уровнем затрат и значительной долей риска, к их числу могут быть отнесены продуктовые и технологические инновации.

Стимулирующий характер налоговых льгот также зависит и от фазы жизненного цикла продукта. Фаза внедрения, ускоренного роста, на наш взгляд, характеризуется отсутствием или низким объемом производства и, как следствие, низким уровнем рентабельности. Налоговые льготы на этих фазах жизненного цикла продукта, безусловно, носят стимулирующий характер, обеспечивающий рост производства и тем самым рост будущих налоговых поступлений. В фазах насыщения, замедленного роста, упадка жизненного цикла продукта предоставление налоговых льгот будет носить дотационный характер и целесообразно лишь при социальной значимости инновационного проекта.

Вместе с тем необходимо учитывать, что инновационный процесс состоит из ряда последовательно реализуемых стадий. По мере реализации стадий инновационного процесса изменение затрат имеет квадратичную зависимость.

При этом вся сумма налогов на предшествующей стадии становится условно-постоянными расходами на последующих стадиях. Поэтому возникает необходимость декомпозировать виды налоговых льгот по стадиям инновационного процесса, так как на каждой стадии уровень налогообложения на предшествующих стадиях увеличивает долю условно-постоянных затрат на последующих стадиях и тем самым увеличивает уровень коммерческого и финансового риска.

Наряду с этим инновационная деятельность предприятий ОПК характеризуется высокой степенью условно-постоянных затрат, материалоемкостью, наукоемкостью, фондоемкостью производства, с одной стороны, и высоким уровнем износа основных средств, с другой стороны, что приводит к росту эффекта операционного рычага. В этих условиях очень важным представляется выделение налогов, имеющих различный характер в зависимости от объемов производства.

В соответствии с этим признаком налоги можно классифицировать на условно-постоянные налоги, величина которых в данный период времени не зависит от объема выручки, и условно-переменные, величина которых в данный период времени зависит от объема выручки.

Результаты классификации позволяют предположить различный характер влияния налоговых льгот на активизацию инновационной сферы. Изучение этих различий может стать основой для формулировки принципов налогового стимулирования, отражающих особенности осуществления инновационного процесса на предприятиях ОПК. С этой целью были выявлены факторы, оказывающие влияние на эффективность налогового стимулирования инновационной деятельности, а также осуществлена их систематизация.

Группа факторов, связанная с материальными и прочими расходами, в большей степени оказывает влияние на условно-переменные налоги из-за значительных затрат на приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий. При этом следует отметить, что для целей налогообложения в этом случае становится очень важным своевременное и грамотное осуществление налоговых вычетов по условно-переменному налогу на добавленную стоимость.

Рост незавершенного производства в отрасли позволяет выделить фактор, связанный с незавершенным производством, и оценить его влияние на формирование налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Рассчитанная на конец месяца сумма незавершенного производства уменьшает сумму прямых расходов текущего месяца, а в следующем месяце данная сумма подлежит включению в состав материальных расходов. Таким образом, незавершенное производство увеличивает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в текущем периоде. Комплексное управление материальными ресурсами предприятия приводит к определению фактической себестоимости в производстве.

К следующей группе относятся факторы, связанные с имуществом и имущественными правами. От количества основных средств, их стоимости, технического уровня, эффективности их использования во многом зависит результат инновационной деятельности предприятия.

Инновационная деятельность предприятий ОПК связана с высокими расходами на приобретение основных средств. Стоимость объектов мобилизационного назначения и законсервированных или не используемых в производстве мобилизационных мощностей, а также имущество, отнесенное к объектам особого назначения, начиная с 2005 г. увеличивают налогооблагаемую базу по налогу на имущество. Следовательно, факторы, связанные с имуществом и имущественными правами, являются условно-постоянными, так как воздействуют на формирование налога на имущество.

Проведенный анализ вышеуказанных факторов показал, что факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование налоговых обязательств по условно-постоянным налогам, наиболее важное значение приобретают на стадиях фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также на стадии опытного производства в фазах внедрения, ускоренного роста. Факторы, оказывающие влияние на формирование налогооблагаемых баз по условно-переменным налогам, наиболее значимы в случае при трансформации условно-переменных налогов в условно-постоянные налоги на последующих стадиях инновационного процесса. Для стадии промышленного производства в фазах ускоренного роста и упадка имеют стимулирующий эффект льготы, оказывающие влияние на условно-переменные налоги. В фазах замедленного роста и насыщения, упадка факторы, влияющие на условно-переменные и условно-постоянные налоги, не являются значимыми, по этому предоставление льгот в этих фазах жизненного цикла продукта не будет носить стимулирующего характера и будет являться дотационным. Наиболее наглядно результаты представлены в табл. 1.

Систематизация представленных выше факторов позволяет сформировать следующие принципы налогового стимулирования:
- в фазе внедрения, ускоренного роста жизненного цикла продукта налоговые льготы должны быть установлены по условно-постоянным налогам;
- в фазе замедленного роста и насыщения, упадка жизненного цикла продукта налоговые льготы по условно-переменным налогам не имеют стимулирующего эффекта и носят дотационный характер;
- на стадии фундаментальных исследований, научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, опытного производства формы налогового стимулирования должны быть установлены по наиболее значимым условно-постоянным налогам исходя из структуры затрат отрасли;
- на стадии фундаментальных исследований, научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, опытного производства формы налогового стимулирования могут быть установлены по условно-переменным налогам из-за их преобразования в условно-постоянные налоги для последующих стадий инновационного процесса;
- на стадии промышленного производства в фазе ускоренного роста налоговые льготы должны быть связаны с условно-переменными налогами для проекта или предприятия в целом в зависимости от наличия задолженности по привлеченным источникам;
- налоговые льготы должны быть предоставлены для всех предприятий конкурентов, таким образом, льготы направлены на повышение конкурентоспособности по импортозамещающим товарам;
- льготное налогообложение должно учитывать сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.

Предложенная система принципов, основанная на выявленных закономерностях и учитывающая особенности и цели инновационного развития предприятий ОПК, положена в основу построения методики определения форм и методов налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий.

Предложенная авторами методика позволяет создать условия для активизации инновационной деятельности предприятий ОПК, а также учесть интересы государства и региона, что в свою очередь обеспечит рост производства и увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Алгоритм методики определения форм и методов налогового стимулирования представлен на рис. 1.

На первом этапе на основе систематизации налоговых льгот осуществляется определение форм налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК в зависимости от типа, стадии инновационного процесса, фазы жизненного цикла продукта.

В соответствии с предложенным алгоритмом для технологических и продуктовых инноваций определяем фазу жизненного цикла продукта, каждой из которой соответствует определенная стадия инновационного процесса. Если инновация находится в фазе внедрения, то для этой фазы характерна стадия фундаментальных исследований, научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ и опытного производства. Соблюдение предложенных принципов налогового стимулирования для этих стадий инновационного процесса решает задачу предоставления налоговых льгот по условно-постоянным налогам и условно-переменным налогам. По условно-переменным налогам налоговые льготы предоставляются в случаях:
- научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские работы осуществляются совместно с научно-исследовательскими институтами или организациями;
- научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, опытное производство осуществляются самостоятельно на действующем предприятии при наличии задолженности по привлеченным источникам финансирования.

Для фаз жизненного цикла продукта ускоренного роста, замедленного роста, насыщения и упадка характерна только стадия промышленного производства, поэтому согласно принципам налогового стимулирования налоговые льготы предоставляются для фазы ускоренного роста в случаях:
- погашения задолженности по привлеченным источникам финансирования – по условно-переменным и условно-постоянным налогам только по инновационному проекту;
- непогашения задолженности по привлеченным источникам финансирования – по условно-переменным и условно-постоянным налогам по предприятию в целом.

Для фаз жизненного цикла инновационного продукта «замедленный рост», «насыщение», «упадок» налоговые льготы не носят стимулирующего характера, так как в этом случае они будут являться дотационными.

Определение налоговых льгот в зависимости от типа инновационного процесса, фазы жизненного цикла продукта и стадии инновационного процесса позволяет осуществить выбор форм налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК.

Результаты анализа, проведенного авторами, позволяют установить соответствие между видами налогов и рекомендуемыми формами налогового стимулирования (табл. 2).

Выбор форм налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК по условно-переменным налогам требует количественной оценки, поэтому следующий этап исследования представляется в разработке методов определения количественных параметров налогового стимулирования.

На втором этапе исследования переходим к оценке потребности в источниках финансирования. Целью такой оценки является выявление дефицита или избытка финансовых ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта. Выявление дефицита или избытка финансовых ресурсов определяется исходя из общей потребности в источниках финансирования и ожидаемой величины финансовых ресурсов, формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников. Исходя из условий дефицита или избытка в источниках финансирования определяется метод количественной оценки параметров, исследуемых форм налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК. Определение количественных параметров налогового стимулирования со стороны хозяйствующего субъекта предполагает принятие решения о предоставлении налоговых льгот со стороны государства, поэтому переходим к реализации третьего этапа алгоритма.

На третьем этапе осуществляется оценка бюджетной эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий. При этом учитываются условия реализации инновационного проекта, который может осуществляться как на действующем предприятии, так и на вновь созданном предприятии.

Последовательная реализация этапов позволяет определить наиболее эффективные формы и способы налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК в зависимости от фазы жизненного цикла продукта, стадий и типа инновационного процесса, а также количественные параметры налоговых льгот, обеспечивающие согласование интересов государства и хозяйствующих субъектов.

Для количественной оценки определения налоговых льгот предложены два метода, учитывающие следующие условия:
- дефицит банковских источников кредитования;
- избыток банковских источников кредитования.

Первый метод, используется в случаях:
а) ограниченности собственных внутренних источников финансирования, связанных с низким уровнем рентабельности производства;
б) ограниченности собственных внешних источников финансирования, связанных с низкой ликвидностью акций, из-за недостаточного развития финансового рынка;
в) ограниченности получения кредитных ресурсов из-за высокого уровня процентных ставок и низкого уровня ликвидности залогового обеспечения.

Алгоритм определения количественных параметров налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК исходя из условий дефицита источников финансирования представлен на рис. 2. В соответствии с предлагаемым алгоритмом количественные параметры определяются по условно-переменным налогам для таких форм, как уменьшение налога, налоговый вычет, корректировка налоговой ставки, инвестиционный налоговый кредит.

На первом этапе определяем оптимальную структуру капитала по критерию максимальной рентабельности собственного капитала. Использование данного критерия позволяет определить долю собственного капитала, позволяющего повысить его эффективность как для собственников, так и для государства, осуществляющего финансирование в форме налоговых льгот. На следующем шаге определяем ожидаемую величину собственного капитала, формируемого как за счет внутренних, так и за счет внешних источников. Как уже отмечалось выше, низкая рентабельность и высокий уровень износа основных фондов приводят к снижению объема финансирования из внутренних источников, а низкая ликвидность акций из-за недостаточного развития финансового рынка – к снижению объема финансирования из внешних источников.

В этой связи особая роль в финансировании отводится государству. В этом случае финансирование осуществляется со стороны государства в форме налоговых льгот на безвозвратной основе.

На втором этапе исходя из дефицита собственного капитала определяем размер невозвратных налоговых льгот применительно к таким формам налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий, как уменьшение налога, корректировка налоговой ставки, налоговый вычет. Размер максимальной величины налоговых льгот по условно-переменным налогам определяется исходя из расчета сумм налоговых обязательств по максимальным налоговым ставкам. В этом случае возможны следующие варианты:
а) льготное налогообложение предоставляется на величину дефицита, если сумма привлекаемых за счет других источников собственных финансовых ресурсов не обеспечивает общую потребность в собственном капитале и составляет меньший размер, чем максимальная величина налоговых льгот;
б) льготное налогообложение предоставляется на всю сумму, если сумма привлекаемых за счет других источников собственных финансовых ресурсов не обеспечивает общую потребность в собственном капитале и равна максимальной величине налоговых льгот;
в) льготное налогообложение предоставляется на необходимую сумму при условии привлечения дополнительных средств из других источников собственного капитала, если сумма привлекаемых за счет других источников собственных финансовых ресурсов не обеспечивает общую потребность в собственном капитале и составляет больший размер, чем максимальная величина налоговых льгот.

Если у хозяйствующего субъекта существует потребность в привлечении заемного капитала, то переходим к третьему этапу.

На третьем этапе определяется необходимый размер привлекаемых заемных источников. Объем привлечения заемных средств диктуется исходя из суммы собственного капитала и рассчитанного коэффициента финансового левериджа. Учитывая возможности хозяйствующего субъекта в привлечении источников, определяем ожидаемую величину заемного капитала.

На следующем шаге рассчитываем дефицит или избыток заемных финансовых источников. В случае дефицита заемных источников финансирования возникает необходимость пересмотра структуры капитала, так как государство в данном случае выступает как заемщик, заинтересованный в первую очередь в возврате денежных средств, поэтому может обеспечить для хозяйствующего субъекта наименьший уровень финансового риска заемного капитала. Исходя из дефицита заемного капитала определяем размер возвратных налоговых льгот применительно к инвестиционному налоговому кредиту. Размер максимальной величины налоговых льгот определяется исходя из расчета сумм налоговых обязательств по максимальным налоговым ставкам. В этом случае количественные параметры для условно-переменных налогов на возвратной основе определяются в форме инвестиционного налогового кредита. Возможны следующие варианты:
а) льготное налогообложение предоставляется на величину дефицита, если сумма привлекаемых за счет других источников заемных финансовых ресурсов не обеспечивает общую потребность в заемном капитале и составляет меньший размер, чем максимальная величина налоговых льгот;
б) льготное налогообложение предоставляется на всю сумму, если сумма привлекаемых за счет других источников заемных финансовых ресурсов не обеспечивает общую потребность в заемном капитале и равна максимальной величине налоговых льгот;
в) льготное налогообложение предоставляется на необходимую величину при условии привлечения дополнительных средств из других источников заемного капитала, если сумма привлекаемых за счет других источников собственных финансовых ресурсов не обеспечивает общую потребность в заемном капитале и составляет большую потребность, чем максимальная величина налоговых льгот.

Однако следует учитывать, что могут возникать случаи, выходящие за рамки принятых допущений, в частности при наличии достаточного объема кредитных ресурсов, поэтому данный метод должен быть несколько скорректирован.

В этом случае третий этап методики должен предусматривать возможность отбора допустимых источников финансирования. Алгоритм определения количественных параметров налогового стимулирования исходя из условия избытка банковских источников кредитования представлен на рис. 3.

В этом случае проводится оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансовых рисков. Выбор данного критерия оптимизации объясняется тем, что рост заемных источников повышает финансовый риск, так как предполагает расчеты по долговым обязательствам в сочетании с объективно присущей инновационной деятельности неопределенности конечных результатов.

На следующем этапе определяем необходимую величину и источники заемного капитала, а также оцениваем их стоимость. Наряду с этим определяем ожидаемый уровень рентабельности хозяйствующего субъекта, используемый в предлагаемом методе в качестве максимальной стоимости привлеченного капитала. В связи с этим возникает необходимость решения задач оценки и учета неопределенности, что в конечном итоге сводится к проблеме идентификации, оценки и учета рисков реализации инновационного проекта. Инновационный характер деятельности предприятия не позволяет установить устойчивые закономерности влияния определенных факторов на показатели эффективности проекта, что обусловливает использование экспертных методов оценки рисков, в частности использование метода субъективных вероятностей позволяет оценить вероятность получения финансовых результатов и, как следствие, рассчитать ожидаемый уровень рентабельности.

На следующем шаге, определив источники заемного капитала, которые могут быть использованы для финансирования, рассчитываем дефицит или избыток заемных финансовых источников.

На третьем этапе исходя из дефицита заемных финансовых источников определяем количественные параметры налогового стимулирования по аналогии.

Таким образом, предложенные методы позволяют определить количественные параметры предлагаемых форм налогового стимулирования, обеспечивающие повышение эффективности осуществления инновационной деятельности на предприятиях ОПК.

Наряду с этим было выявлено, что необходимость поддержки посредством налоговых льгот не вызывает возражений на всех уровнях управления, однако в силу неизбежных бюджетных ограничений и многообразия целей социально-экономического развития всегда существует проблема, связанная с оценкой эффективности предоставления налоговых льгот. В связи с этим для действующего предприятия представляется целесообразным разработка инструмента, упрощающего принятие решения о предоставлении налоговых льгот, с одной стороны, и полностью отвечающего критериям оценки бюджетной эффективности, с другой стороны.

Формально данное условие может быть выражено следующим неравенством:

где – ставка налога на прибыль;
* – ставка рефинансирования Центрального банка;
* норма прибыли хозяйствующего субъекта;
* налоговая нагрузка проекта по условно-переменным налогам;
* ожидаемые обороты от реализации инновационного проекта;
обороты хозяйствующего субъекта от всех видов деятельности;
* – срок предоставления налоговых льгот;
* период жизненного цикла проекта;
* коэффициенты налоговой льготы.

Учитывая сложность прогнозирования результатов, вполне обоснованным может оказаться следующее допущение о постоянном уровне величин НН, В, R, Дипр. При данных допущениях преобразование предложенного неравенства относительно Дипр, позволяет получить условие (2) для оценки бюджетной эффективности проекта:

Как видим, значение Дипр не зависит от абсолютных оценок, поэтому данное выражение может быть использовано для расчета нормативного значения показателя.

Таким образом, инструменты налогового стимулирования являются важнейшим источником финансирования не только инновационного развития предприятий ОПК, но и экономики страны и региона на основе реализации конверсионных программ инновационного характера.

Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ. – М.: Финансы и статистика, 2008.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ. – М.: Финансы и статистика, 2008.


Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка стратегических ориентиров инновационного развития экономики Красноярского края на основе научно-производственного потенциала предприятий ОПК в регионе», № 08-02-00261а.



Также по этой теме: