Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Ответы на вопросы    О проведении камеральной налоговой проверки

О проведении камеральной налоговой проверки

О проведении камеральной налоговой проверки

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №19 год - 2012

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями территориальных налоговых органов направляет ответы на вопросы, возникающие при осуществлении мероприятий налогового контроля. Ответы опубликованы в письме ФНС РФ от 13.09.2012 № АС-4-2/15309.

Вопрос: Вправе ли налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки истребовать у индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», копии всех первичных документов за 2011 г.?

Ответ: Пунктом 7 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика  дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено этой статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.

Главой 26.2 Кодекса обязательное представление налогоплательщиком первичных учетных документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие  достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 11.11.2008 № 7307/08 указал, что в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.

Вопрос: Имеет ли право налоговый орган истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами?

Ответ: Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде,  установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и  перечисления) налогов, сборов, пени.

Таким образом, налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.

Вопрос: Должен ли руководитель (заместитель руководителя) налогового органа учитывать поступившее в налоговый орган заявление физического лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с его болезнью?

Ответ: Пунктом 1 статьи 101 Кодекса предусмотрены пресекательные сроки, в том числе с учетом продления срока, для рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

Вместе с тем в Кодексе содержатся положения, направленные на обеспечение права налогоплательщика на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (подпункт 15 пункта 1 статьи 21, пункт 2 статьи 101 Кодекса).

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 101 Кодекса неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Учитывая изложенное, заявленное в налоговый орган ходатайство физического лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с его болезнью должно быть учтено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и на основании этого ходатайства принято соответствующее решение с учетом установленных пунктом 1 статьи 101 Кодекса пресекательных сроков.

Вопрос: ООО находится в процессе ликвидации. Все бухгалтерские и учредительные документы передаются ликвидационной комиссии. В течение какого времени налоговые органы могут проводить налоговые проверки после ликвидации юридического лица или прекращения деятельности юридического лица при реорганизации?

Какие именно документы и в течение какого времени после ликвидации юридического лица или прекращения деятельности юридического лица при реорганизации обязана хранить ликвидационная комиссия?

Ответ: Налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юридического лица, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной налоговой проверки.

Пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Учитывая изложенное, после внесения записи в единый государственный реестр  налогоплательщиков о прекращении существования юридического лица налоговый орган не может проводить налоговую проверку такого юридического лица.

Вопрос: В какой срок налогоплательщик вправе представить мотивированные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в налоговый орган?

Ответ: Положениями пункта 1 статьи 101 Кодекса определено, что акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока представления проверяемым лицом в налоговый орган в соответствии с пунктом 6 статьи 100 Кодекса письменных возражений по акту налоговой проверки.

При этом, следует учитывать, что указанный в пункте 1 статьи 101 Кодекса десятидневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, в том числе для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Дополнительные мероприятия налогового контроля, на основании пункта 6 статьи 101 Кодекса, могут проводиться в срок, не превышающий одного месяца.

Кодексом не установлены специальные сроки для подготовки проверяемым лицом возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля и их рассмотрения.

Вместе с тем, право проверяемого лица на ознакомление с вышеуказанными материалами и подготовку возражений обеспечивается соответствующей обязанностью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

При этом срок для ознакомления проверяемого лица с материалами по результату дополнительных мероприятий налогового контроля определяется руководителем (заместителем руководителя) налогового органа с учетом фактических обстоятельств, включая количество указанных материалов и их объем.

Вопрос: Имеет ли право налоговый орган во время приостановления проведения выездной налоговой проверки проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе допрос свидетелей, являющихся работниками организации, в отношении которой назначено проведение выездной налоговой проверки?

Ответ: Пунктом 9 статьи 89 Кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления руководителем (заместителем руководителя) налогового органа проведения выездной налоговой проверки, в том числе для истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса, а также установлено, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, а также  приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Таким образом, в указанный период приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов лишь у налогоплательщика и действия налогового органа, связанные с такой проверкой, на территории (в помещении) этого налогоплательщика.

Необходимо учитывать, что Кодексом не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.

При этом Кодексом не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.

Вопрос: Каков порядок оформления требований о представлении документов, запрашиваемых по месту нахождения налогового органа в рамках выездной налоговой проверки?

Ответ: В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 93 Кодекса истребуемые налоговым органом документы представляются налогоплательщиком в налоговый орган в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Реализация права налогового органа на истребование документов не ставится в зависимость от места проведения выездной налоговой проверки.

Кодексом не предусмотрен порядок представления в налоговые органы копий документов, как и право ФНС России устанавливать какой-либо отдельный порядок по данному вопросу.

Вместе с тем, необходимо учитывать цели представления в налоговые органы копий документов налогоплательщика, а именно их дальнейшее использование в контрольной работе, в том числе в качестве доказательственной базы.

Таким образом, могут быть поддержаны существующие в деловой практике способы заверения многостраничных документов как заверение каждого отдельного листа копии документа, так и прошитие многостраничного документа и заверение его в целом. При этом, в случае заверения копии документа в целом необходимо учитывать толщину пачки и материал прошития ее (шпагат, бечевка и т. д.).

Кроме того, при прошивке многостраничного документа необходимо:

– обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т. д. и т. п.;

– исключить возможность механического разрушения (расшития) пачки при изучении копии документа;

– обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд);

– осуществить последовательную нумерацию всех листов в пачке и при заверении указать общее количество листов в пачке.

Также по этой теме: