Ответы на вопросы наших читателей (Дебиторская и кредиторская задолженности в отношении разных контрагентов)




У организации имеются дебиторская и кредиторская задолженности в отношении разных контрагентов (в отношении одного – дебиторская, в отношении другого – кредиторская), по которым истек срок исковой давности (задолженности возникли в 2010 г.).

Возможно ли списание данных задолженностей для целей налогообложения прибыли с учетом того, что с контрагентами продолжаются взаимоотношения в рамках иных договоров?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции. Факт совершения между должником и кредитором новых сделок напрямую не свидетельствует о признании должником обязательств по ранее совершенным сделкам. В рассматриваемой ситуации течение сроков исковой давности не прерывалось, и организации следует признать в налоговом учете внереализационные доходы и расходы в виде сумм соответственно кредиторской и дебиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности.

Обоснование позиции

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).

В соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ. Положения указанной нормы не распространяются на списание ипотечным агентом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием.

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

В силу п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются и те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности.

Таким образом, суммы кредиторской и дебиторской задолженностей налогоплательщика с истекшими сроками исковой давности подлежат учету при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов и расходов соответственно.

НК РФ не раскрывает понятия «срок исковой давности», поэтому следует руководствоваться нормами гражданского законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ). В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Из ст. 196, п. 2 ст. 200 ГК РФ следует, что общий срок исковой давности составляет 3 года, который по обязательствам с определенным сроком исполнения начинает течь по окончании срока их  исполнения.

При этом установлено, что течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

В п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 № 15 и Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 № 18 указано, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, исходя из конкретных обстоятельств, в частности, могут относиться: признание претензии; частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга и (или) сумм санкций, равно как и частичное признание претензии об уплате основного долга, если  последний имеет под собой только одно основание, а не складывается из различных оснований; уплата процентов по основному долгу; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или рассрочке платежа); акцепт инкассового поручения. При этом в тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь какой-то части (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам).

В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.12.2006 № Ф04-8062/2006 (29083-А70-33) судьи пришли к выводу о том, что продолжение между должником и кредитором взаимоотношений по иным обязательствам не прерывают срока исковой давности для u1074 взыскания задолженности по ранее возникшим обязательствам.

В письме Минфина России от 16.11.2010 № 03-03-06/1/725 по аналогичной ситуации специалисты финансового ведомства отметили, что истечение срока исковой давности по той или иной дебиторской задолженности является самостоятельным основанием признания задолженности безнадежной.

Учитывая изложенное, считаем, что факт совершения между должником и кредитором новых сделок напрямую не свидетельствует о признании должником обязательств по ранее совершенным сделкам. Это означает, что в рассматриваемой ситуации течение сроков исковой давности не прерывалось и организации следует признать в налоговом учете внереализационные доходы и расходы в виде сумм соответственно кредиторской и дебиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности.

Ответ подготовлен экспертами службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

23.04.2014

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста