Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Бюджетирование    Единый портал бюджетной системы

Единый портал бюджетной системы

10.06.2015

Единый портал бюджетной системы

Опубликовано в журнале "Бухгалтерская газета" №11 год - 2014

Сухова Н.А.,
эксперт БГ

Приказом Минфина России от 27.12.2013 № 141н утвержден Порядок создания и ведения Единого портала бюджетной системы Российской Федерации.

Портал бюджетной системы входит в состав государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», создаваемой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 1275-р. Размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и имеет доменное имя www.budget.gov.ru.

Портал бюджетной системы состоит из открытой и закрытой частей. Открытая часть портала бюджетной системы предназначена для публикации в сети Интернет информационного ресурса портала бюджетной системы. Закрытая часть портала бюджетной системы предназначена для обеспечения авторизованного доступа пользователей к системе «Электронный бюджет».

О возможности совмещения функций контрактной службы и члена комиссии по осуществлению закупок

В соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд» заказчик вправе создать контрактную службу, если его совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб. При этом уполномоченный только на определение поставщика орган вправе не создавать контрактную службу.

Как отмечено в письме Минэкономразвития России от 23.08.2013 № Д28 и-974, возможно совмещение функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) и члена комиссии по осуществлению закупок.

Разъяснения по применению конкурса с ограниченным участием

В ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ указан перечень случаев применения конкурса с ограниченным участием, а именно:
1) при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнении работ, оказании услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда;
2) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.

Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень  квалификации, устанавливаются Правительством РФ.

Согласно положениям ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик обязан при осуществлении закупки устанавливать единые требования к участникам закупки. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются в том числе путем проведения конкурсов с ограниченным участием, дополнительные требования. Перечень документов, подтверждающих соответствие установленным Правительством Российской Федерации требованиям к участникам закупки, также утверждается Правительством Российской Федерации.

На основании изложенного, в связи с отсутствием установленных Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупки товаров, работ, услуг, непосредственно поименованных в ст. 56 Закона о контрактной системе, а также перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки предъявляемым требованиям, осуществление в данном случае закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием неправомерно. Заказчик вправе осуществить такую закупку любым иным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без предъявления дополнительных требований к участникам закупки, не предусмотренных положениями Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утвержден перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования, предъявляемые к участникам такой закупки, и перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям.

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями гл. 3 указанного Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Таким образом, в случае проведения конкурса с ограниченным участием на закупку товара, работы, услуги, указанных в постановлении

Правительства РФ № 1089, заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные данным постановлением.

Вместе с тем, в случае принятия решения об осуществлении закупки товара, работы, услуги, указанных в постановлении Правительства РФ № 1089, иным способом (закупка у единственного поставщика, запрос котировок, электронный аукцион) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования,  предусмотренные данным постановлением.

Соответствующие разъяснения даны в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 21.02.2014 № 3422-ЕЕ/Д28, АЦ/6139/14.

Передача части полномочий распорядителя или получателя бюджетных средств

В соответствии с ч. 2 ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Вместе с тем, исполнение вышеуказанных полномочий осуществляется в комплексе с основной (отраслевой) деятельностью главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и получателя бюджетных средств. Передача части бюджетных полномочий повлечет вмешательство лица (лиц), которому они переданы, в оперативную деятельность соответствующего государственного (муниципального) органа, учреждения.

Анализ правоприменительной практики, сложившейся к настоящему времени, показывает, что выявляемые органами государственного (муниципального) финансового контроля случаи нецелевого использования бюджетных средств обусловлены неправомерными действиями в процессе принятия и (или) исполнения бюджетных обязательств.

Как отмечено в письме Минфина России от 11.03.2014 № 02–10–10/10495, при однократном совершении нецелевого использования бюджетных средств назначение уполномоченного по бюджету является излишним.

Вместе с тем, при повторном совершении указанного нарушения санкции, предусмотренные КоАП РФ в отношении виновного лица, должны быть ужесточены.

С учетом изложенного Минфином России подготовлены поправки о признании утратившей силу ч. 2 ст. 306.4 БК РФ, а также предложения по внесению изменений в КоАП РФ,  предусматривающие отдельный состав административного правонарушения в виде повторного в течение года совершения нецелевого использования бюджетных средств и устанавливающих административную ответственность за него в виде дисквалификации должностных лиц на срок от 2 до 3 лет.

Отдельные муниципальные образования могут контролироваться дополнительно

В соответствии с п. 4 ст. 136 БК РФ в муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов субъектов Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов местных бюджетов, а также не имеющих годовой отчетности об исполнении местного бюджета за 1 год и более из трех последних отчетных финансовых лет, осуществляются дополнительные к установленным п. 3 указанной статьи проверки.

К указанным проверкам относятся проверки не реже 1 раза в два года годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации или в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами государственного финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Проведение указанной проверки необходимо осуществлять как в муниципальных образованиях, не имеющих годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех отчетных финансовых лет и не являющихся дотационными муниципальными образованиями, так и в муниципальных образованиях, доля межбюджетных трансфертов в бюджетах которых превышает установленные БК РФ ограничения.

Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 13.12.2013 № 02–10–010/54938.

Порядок наделения финансовых органов муниципальных образований полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля

Согласно ст. 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля – Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.

Таким образом, финансовые органы муниципальных образований могут быть наделены полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, предусмотренными ст. 269.2 БК РФ. На это обращено внимание в письме Минфина России от 25.11.2013 № 02–11–010/50647.

Также в соответствии с п. 3 ст. 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.

Такой порядок является достаточным для наделения финансовых органов муниципальных образований полномочиями по внутреннему муниципальному финансовому контролю.

В случае наделения финансового органа полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусмотренными ст. 269.2 БК РФ, состав его структурных подразделений должен быть сформирован таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые решения.

То есть структурные подразделения (должностные лица), осуществляющие указанные полномочия по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, должны обладать организационной и функциональной автономией по отношению к структурным подразделениям (должностным лицам), осуществляющим составление и организацию исполнения соответствующих бюджетов. Уведомления в данном случае должны направляться структурным подразделением (должностным лицом) финансового органа, осуществляющим полномочия по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, в адрес  структурного подразделения (должностного лица), осуществляющего составление и организацию исполнения бюджета.

Закрытые способы определения поставщиков и реестр контрактов
В соответствии с положениями ст. 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд» закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в случаях:
– закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта
– в иных случаях, предусмотренных пп. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона № 44-ФЗ, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в том числе в случае закупки товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну.

Вторая группа случаев применяется в силу необходимости ограничить круг участников закупки, а не с целью неразмещения информации о закрытых способах закупки в единой информационной системе в сфере закупок.

Согласно ч. 7 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ в отдельный реестр контрактов включаются только сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении контрактов, составляющие государственную тайну.

По мнению Минфина России, высказанному в письме от 14.04.2014 № 02–02–06/16835, информация о контрактах, заключенных по результатам проведения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), и не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, размещается в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

Также по этой теме: