Формирование информационных потоков в рамках гармонизации отечественных и международных учетно-налоговых систем



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №3 год - 2011


Попова Л.В.,
д. э. н., профессор, г. Москва

В современных условиях существенно повышается значимость учетно-налоговой информации, необходимой для принятия решений на всех уровнях управления экономического субъекта. В связи с этим актуальность приобретают проблемы научного обоснования, создания и гармонизации составляющих учетно-налоговых систем, формирующих информационное пространство при разработке, принятии и реализации эффективных управленческих решений, способствующих устойчивому развитию экономических субъектов.

Из множества учетных систем только бухгалтерский и налоговый учет признаны на  государственном уровне. Официальный статус бухгалтерского и налогового учета обусловливает необходимость их гармонизации в целях согласования учетной информации на различных уровнях экономики, а также их сближения и объединения в единую систему.

Возможность гармонизации учетно-налоговой системы объясняется такими близкими характеристиками, присущими учетным системам в целом, как использование денежных измерителей, экономических категорий в понятийном аппарате; ориентация на внешних пользователей информации; применение счетоводства; агрегирование полученных данных; др. Особый интерес в рамках гармонизации отечественных и международных информационных потоков учетно-налоговой системы представляет зарубежный опыт регулирования основных составляющих ее подсистем.

Во многом российский учет ближе к налоговому, а не к финансовому учету, в США же он не является основным. Одной из причин этого является специфика американского законодательства, которое основано на системе прецедентного права. Поэтому принципы налогового права США не только не оформлены в законодательстве, но даже не описаны в каком-либо ограниченном наборе подзаконных актов. Система налогового учета США не является настолько самостоятельной, как в России, а базируется на принципах финансового учета и отчетности.

Обособлением подсистемы налогового учета из системы бухгалтерского учета российское государство обеспечило соблюдение в первую очередь своих интересов, отдав на решение руководителям и собственникам предприятий и организаций вопросы структуры и принципов построения учетной системы в целом.

Исходя из изложенного, можно утверждать, что под влиянием внешней среды на российских предприятиях возникла объективная необходимость в организации финансового учета в том его понимании, которое принято в зарубежной практике, – как процесса, заканчивающегося подготовкой финансовой отчетности.

Несмотря на то что и бухгалтерский, и налоговый учет предназначены для решения специфических задач и ведутся наравне с другими, оба они образуют единую систему учета, имеют общую базу первичной информации, а порой и единые методы ведения. Дублирование учетных операций прямо ведет к росту накладных расходов, поэтому возникает реальная потребность в разработке единой системы сбора, обработки и анализа экономической информации предприятия. Формирование единой учетно-налоговой системы информационного обеспечения создает надежные основы для принятия управленческих решений, а также позволяет осуществить контроль за производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия.

Налоговая подсистема законодательно регулируется Налоговым кодексом РФ [1], согласно которому налоговый учет внутри хозяйственного субъекта организуется налогоплательщиком самостоятельно (ст. 313 НК РФ), при этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных и первичных документов разрабатываются налогоплательщиком также самостоятельно (ст. 314 НК РФ). Налоговый кодекс РФ закрепляет только основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных всей налоговой подсистемы. В нем не содержится указаний на конкретную методологию налогового учета [4].

Основными назначениями нормативно-правовой документации в сфере бухгалтерского финансового учета являются: грамотное ведение первичных документов финансового учета, от которых зависит дальнейшее прохождение всех учетных операций; упорядочивание ведения финансового учета; обеспечение сохранности собственности организации, устранение факторов хищения; избежание ошибок при постановке финансового учета.

Основополагающим звеном всей учетно-налоговой системы является финансовая составляющая, характеризуемая в первую очередь финансовым учетом. Финансовый учет строго регламентирован и подчиняется установленным положениям (стандартам).

Для ведения финансового учета необходимо формировать информационные потоки, образуемые как внутри предприятия, так и поступающие из внешней среды (рис. 1).

Финансовая подсистема как основополагающий компонент учетно-налоговой системы формирует основной информационный поток данных, которые направляются в налоговую и управленческую подсистемы для дальнейшей их обработки и принятия на их основе управленческих решений.

Налоговая составляющая системы представляет собой не менее важный и предопределяющий компонент, включающий налоговый учет, налоговый аудит, налоговый анализ и налоговую отчетность.

Информационные потоки налогового учета представлены на рис. 2.

Финансовый учет находится в тесной взаимосвязи с управленческим учетом, которая осуществляется путем передачи учетно-аналитических данных в сферу управленческого учета для их обработки и систематизации, а также принятия впоследствии управленческих решений. Управленческий учет включает производственный учет и часть финансового учета, необходимую для внутреннего управления (составление отчетов о затратах на производство продукции для внешних пользователей). Информационные потребности и запросы руководителей и менеджеров не могут быть удовлетворены бухгалтерским учетом в полном объеме.

 

Управленческая составляющая учетно-налоговой системы, объединяющая управленческий учет, управленческий анализ, управленческий аудит и составление управленческой отчетности, обеспечивает руководство организации информацией, необходимой для планирования, управления, контроля (рис. 3).

Так, финансовый учет формируется под влиянием данных, прямо поступивших из внешней среды, налогового и управленческого учета. Содержание сообщения по первой входящей связи носит первичный и аналитический характер – это первичные документы финансового учета, аналитическая и синтетическая информация финансового, управленческого и налогового учета (рис. 4).

Информационные потоки учетно-налоговой системы можно разделить по ее составляющим:
– 1-я связь: информационный поток автономных данных финансового учета поступает непосредственно к учету;
– 2-я связь: автономные данные налогового учета поступают в налоговый учет, на основе которого формируется информация финансового учета;
– 3-я связь: данные, прямо поступившие из внешней среды, формируют поток информации в управленческий учет, затем поступают в налоговый учет.

Информационные потоки финансового учета оказывают значительное влияние на формирование данных управленческого учета, в связи с этим было выделено два подхода к определению взаимосвязи данных направлений учета. Первый подход предполагает, что регистры управленческого и бухгалтерского учета ведутся в единой интегрированной системе предприятия.

В данном случае системность учета предполагает единство принципов отражения учетной информации, взаимосвязь регистров учета и внутренней отчетности, обеспечение в необходимых случаях согласования данных управленческого учета с показателями финансового учета и отчетности, формирование единой учетной политики финансового и управленческого учета. В интегрированной системе учета финансовый учет реорганизуется в альтернативную информационную базу по формированию управленческих решений.

Другой вариант построения системы управленческого учета называется автономным, когда финансовый и управленческий учет выделяются как самостоятельные, и каждый из них представляет собой замкнутую подсистему.

 

Взаимосвязь финансового и налогового учета осуществляется посредством финансового и налогового анализа. Между данными составляющими можно выделить ряд элементарных связей. И финансовый, и налоговый учет базируются на первичных документах, поскольку первичные документы для налогового учета – это фактически бухгалтерские первичные документы. Эти же первичные документы относятся к аналитическим регистрам как бухгалтерского, так и налогового учета, что приводит к дублированию документов и, соответственно, усложняет документооборот.

Финансовый и налоговый учет предназначены прежде всего для внешних пользователей. На основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности акционеры могут принимать управленческие решения, а инвесторы определять свою инвестиционную политику. Решение о кредитовании той или иной организации также принимается на основе финансовой отчетности. В то же время круг пользователей отчетности несколько уже и ограничивается в основном  налоговыми органами и органами государственного управления.

Данные бухгалтерского учета всегда являются информационной базой для налогового учета. Возникновение налогового учета было обусловлено возможностью определения, по какому принципу и в каком порядке первичные данные группируются для получения показателей, используемых при расчете налога на прибыль.

В настоящее время на большинстве предприятий финансовый и налоговый учет являются практически неразрывными, а их наиболее полная взаимосвязь достигается путем применения информационных потоков нормативно-правовой документации, данных, полученных в ходе проведения финансового и налогового анализа.

Взаимодействие налогового и управленческого учета достигается посредством ведения финансового учета. Через потоки данных финансового учета устанавливается передача информации из учета управленческого в учет налоговый.

Взаимосвязь налогового учета и налогового аудита может устанавливаться посредством организации системы внутрифирменного контроля, при анализе и оценке финансовых и налоговых показателей, установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и т. п. Причем налоговый учет является источником потока информации для проведения налогового аудита, который осуществляется посредством использования информации и методологии финансового аудита. Налоговый аудит, в свою очередь, является в данной взаимосвязи адресатом. Соответственно, налоговый аудит основывается на сформированных данных налогового учета о начислении и уплате налогов, налоговой политики предприятий и т. д. Налоговый аудит взаимодействует с налоговым анализом путем передачи сформированных внутри него информационных потоков в аналитическую сферу. Налоговый анализ в ряде случаев является услугой, сопутствующей проведению налогового аудита. В то же время налоговый анализ выступает и как самостоятельный элемент, функционируя в целях обработки информации о величине и полноте начисления и уплаты налогов, о выявлении резервов снижения налогового бремени и возможных путей оптимизации налогообложения внутри хозяйствующего субъекта.

Налоговый анализ может воздействовать и на налоговый аудит путем передачи полученных в ходе анализа данных аудиторам для проведения проверки. Это могут быть такие данные, как динамика налоговых платежей как по всем налогам в совокупности, так и по отдельным видам налогов за несколько периодов; структура налоговых платежей; мероприятия по оптимизации налоговой базы и т. д. В то же время через налоговый аудит в сферу налогового анализа могут передаваться данные финансового анализа, к которым можно отнести анализ динамики и структуры доходов и расходов организации, динамику таких показателей, как выручка, себестоимость, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, среднегодовая стоимость имущества и т. п.

Финансовая составляющая учетно-налоговой системы также представлена структурной взаимосвязью ее основных элементов. Прежде всего, финансовый учет является адресатом для финансового аудита и финансового анализа. Данные финансового учета и отчетности в процессе проведения аудита непосредственно проверяются аудиторами. Причем в процессе проведения аудита могут быть выявлены рекомендации по совершенствованию финансового учета, а также ошибки, которые необходимо впоследствии устранить. Это представляет собой своеобразную взаимосвязь финансового учета и финансового аудита.

Финансовый анализ как элемент учетно-налоговой системы является одновременно «адресатом» и для финансового учета, и для финансового аудита.

Базируясь на данных финансового учета, финансовый анализ дает наиболее полную и всестороннюю характеристику финансово-хозяйственной деятельности субъекта, позволяет выявить сильные и слабые стороны, сформировать рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия. Посредством получения информации из финансового аудита финансовый анализ позволяет охарактеризовать основные отклонения в деятельности  предприятия, выявленные аудитором, степень риска деятельности предприятия и возможные пути его преодоления и т. д. В свою очередь, данные финансового анализа могут быть использованы при проведении финансового аудита для характеристики деятельности предприятия за ряд периодов и выявления реальной картины финансово-хозяйственной деятельности субъекта.

Управленческая составляющая содержит аналогичный комплекс элементарных взаимосвязей между своими компонентами. Во-первых, управленческий учет является информативной базой для проведения управленческого анализа и управленческого аудита. Воздействуя на управленческий аудит, управленческий учет передает в систему аудита данные аудита финансового.

При взаимодействии управленческого анализа и управленческого учета связь устанавливается посредством использования данных финансового анализа об учетной политике, структуре затрат предприятия, контрагентах, производстве и реализации продукции (работ, услуг) и т. д.

Управленческий анализ, базируясь на данных управленческого учета и отчетности, характеризует структуру и объем затрат предприятия, позволяет выявить резервы снижения по «проблемным» статьям затрат, оптимизировать их общую структуру, а также сформировать спектр информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. Во-вторых, управленческий аудит не может проводиться без предварительно сформированных управленческих данных.

В-третьих, данные управленческого анализа могут послужить ценным источником информации для управленческого аудита в целях характеристики производственной деятельности предприятия. В то же время посредством управленческого анализа могут быть сформированы пути оптимизации управленческого учета, что производится с помощью анализа данных управленческого аудита, в ходе которого аудитор указывает нарушения, недостатки и рекомендации для проверяемого хозяйствующего субъекта. Между управленческим анализом и управленческим учетом существует и обратная связь.

Это означает, что данные управленческого анализа поступают в учетную составляющую и служат впоследствии источником принятия управленческих решений в отношении оптимизации затрат на производство, сбытовой политики и т. п. Взаимосвязь также устанавливается между управленческим анализом и налоговым анализом. Причем основными информационными  потоками в данной взаимосвязи являются данные управленческого учета и управленческого анализа.

В модель учетно-налоговой системы был включен элемент «отчетность» в разрезе финансовой, управленческой и налоговой отчетности, так как в связи с реформированием национальной системы учета в России в соответствии с МСФО повышается значимость бухгалтерской отчетности как основного источника информации для пользователей, принимающих управленческие решения.

Отчетность является базовым информационным элементом, обеспечивающим все подсистемы потоками информации для проведения соответствующих мероприятий. Финансовая отчетность содержит данные, являющиеся объектами финансового анализа и аудита. На основе налоговой отчетности аудитор выражает свое мнение о функционировании учетно-налоговой системы на предприятии. На основе управленческой отчетности проводится управленческий анализ, результаты которого представляют особую ценность для хозяйствующих субъектов. Также отчетность каждой из выделенных подсистем находится в постоянной взаимосвязи. Отчетность является структурным звеном учетно-налоговой системы, несущим информативно-коммуникационную функцию как для каждой из подсистем, так и для отдельных структурных элементов, обеспечивая тем самым установление элементарных взаимосвязей между ними.

Таким образом, модель элементарных связей составляющих учетно-налоговой системы представляет собой формализованное отражение взаимосвязей ее элементов и информационных потоков между ними. Однако структура выявленных связей является достаточно обширной и включает ряд прямых и обратных процессов, а также вовлекает в процесс сразу несколько  элементов учетно-налоговой системы. На основе данных учетно-налоговой системы осуществляется управление конкретным предприятием. Однако учетно-налоговая информация может быть использована для аналитических и управленческих целей на уровне государства.

Рациональное сближение российской системы учета и международных стандартов, использование международного опыта бухгалтерского учета позволят усовершенствовать российскую учетную практику. Полная замена российских правил учета и отчетности на МСФО невозможна в связи с имеющимися национальными особенностями системы бухгалтерского учета. Поэтому для отечественной практики рекомендован единственный рациональный способ применения МФСО – это гармонизация отечественных и международных информационных потоков в рамках учетно-налоговой системы, предполагающая постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленная на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов.

Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М. : Эксмо, 2010.
2. О бухгалтерском учете : Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп.).
3. Попова Л.В., Маслов Б.Г., Маслова И.А. Основные теоретические принципы построения учетно-аналитической системы // Финансовый менеджмент. – 2003. – № 5.
4. Формирование учетно-аналитической системы затрат на промышленных предприятиях : учеб. пособие / Л.В. Попова, И.А. Маслова, В.А. Константинов, М.М. Коростелкин. – М. : Дело и Сервис, 2007.


Статья подготовлена в рамках выполнения ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. (госконтракт № 16.740.11.0098).


09.09.2014

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста