Главная    Интернет-библиотека    Финансы    Теоретические аспекты и практическая реализация    Эффективность функционирования научных школ в условиях инновационной экономики России

Эффективность функционирования научных школ в условиях инновационной экономики России

11.11.2014

Эффективность функционирования научных школ в условиях инновационной экономики России

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №4 год - 2011

Семенова Е.М.,
к. э. н., доцент, член Совета молодых ученых
ФГОУ ВПО «Госуниверситет– УНПК»,
EM_Semenova@mail.ru

Развитие науки в современной России сталкивается с рядом трудностей, выражающихся, главным образом, в недостаточной открытости рыночных структур для научных разработок и трудностях их учета в составе нематериальных активов предприятий. Ввиду намеченного инновационного пути развития нашей страны необходимо принимать безотлагательные меры для решения таких проблем. Основным средством их решения является создание и развитие современных научных школ, представляющих собой нечто вроде «коллективного мозга», аккумулирующего научные знания ученых, входящих в их состав, их интеллектуальную собственность и накопленный профессиональный опыт.

С помощью научных школ можно решать как конкретные практические задачи, так и осуществлять развитие и продвижение научных идей. Этому способствует организация научных исследований на основе сочетания фундаментальных и прикладных разработок. При этом  конечной целью деятельности научных школ является рыночная реализация идей и разработанных интеллектуальных продуктов. Достижение этой цели предполагает активное продвижение  результатов научных исследований в современном информационном пространстве, в частности с использованием средств массовой информации и Интернета. Наличие в научной сфере  многочисленных конкурсов, грантов, государственного заказа на научные разработки  подчеркивает востребованность идей ученых, объединенных в рамках научной школы.

Ученые, входящие в состав научной школы, обладают большим интеллектуальным капиталом. Результатом его реализации являются интеллектуальные продукты, инновации, то есть материализованный результат, полученный от вложения капитала в создание нового или усовершенствование уже имеющегося на рынке продукта. Инновационная направленность российской экономики сегодня обеспечивает довольно широкие горизонты развития научных школ страны.

Российские интеллектуальные продукты содержат большой научный и коммерческий потенциал. Так, большой объем инноваций разрабатывается в высших учебных заведениях, на инновационно активных предприятиях, крупных промышленных предприятиях. Наибольший интерес представляют инновационно активные вузы, где научными школами создан большой объем инновационных разработок. Среди таких – Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский физико-технический институт (государственный университет), Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева, Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет), Таганрогский государственный радиотехнический университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники и др. Но рыночная реализация и последующее внедрение интеллектуальных продуктов научных школ в производственный процесс затрудняются технологическими, экономическими, политическими и другими причинами, присущими российской экономике.

Огромный интеллектуальный потенциал российских научных школ не находит своего полного выражения в процессе создания интеллектуальных продуктов. Главными препятствиями на пути их создания и рыночной реализации, как правило, являются следующие:
1) недостаточное инвестирование средств для НИОКР и создание необходимого количества выставочных образцов продукции;
2) недостаток средств для привлечения, профессионального обучения и удержания квалифицированных специалистов;
3) административные препятствия при продвижении интеллектуальных продуктов на локальные и мировые рынки и т. п.

Отсюда очевидна необходимость поддержки научных школ (выступающих в роли инноваторов – собственников интеллектуального капитала) как со стороны государственных, так и со стороны коммерческих структур. Ведь именно инноваторы выступают в роли главных и доминирующих субъектов рынка интеллектуального капитала, обладающих интеллектуальным потенциалом и являющихся генераторами идей создания, разработки и внедрения интеллектуальных продуктов.

Исследование функционирования российского рынка инноваций предполагает наличие следующей зависимости (рис. 1).

Необходимым условием существования любой научной школы и ее системообразующим фактором является исследовательская программа, основой которой является научная идея. В том случае, если исследовательская программа является перспективной, в ходе ее выполнения происходит создание интеллектуальных продуктов, а затем их рыночная реализация посредством рынка инноваций. Процесс создания и реализации инновационных продуктов в рамках научной школы представим графически (рис. 2).

Среди основных интеллектуальных продуктов, создаваемых учеными в рамках научной школы и подлежащих рыночной реализации, можно отметить доклады, статьи, монографии, патенты, лицензии, ноу-хау и т. п. На рынок инноваций поступают лишь те из них, которые представляют собой ценность для науки и (или) производства, что можно оценить при проведении научных и маркетинговых исследований.

В первую очередь важно проанализировать спрос на интеллектуальные продукты со стороны всех групп потребителей. При этом необходимо определить основные направления маркетинговых исследований:
1) анализ потребности в интеллектуальном продукте;
2) анализ влияния на него различных факторов;
3) анализ влияния интеллектуального продукта на результаты деятельности компании, приобретающей его;
4) определение максимально возможного объема сбыта интеллектуальных продуктов с учетом проведенного анализа рынка.

Структурно маркетинг интеллектуальных продуктов представляет собой разработку инновационной стратегии, анализ рынка и оперативный маркетинг (рис. 3).

Проведение маркетинговых исследований в настоящее время является довольно дорогостоящим мероприятием, и, к сожалению, не все научные школы в состоянии исследовать потенциальный рынок сбыта созданных ими интеллектуальных продуктов. Поэтому сегодня необходимо создать действенный механизм поддержки инновационного бизнеса, основанный на маркетинге рынка инноваций и способствующий в продвижении интеллектуальных продуктов к конечным  потребителям.

Таким образом, с помощью рынка инноваций происходит коммерциализация научных идей и разработок ученых, входящих в состав научных школ.

Наиболее сложным вопросом, определяющим вектор и глубину научных разработок, является их финансирование. Среди инвесторов могут быть и физические лица, и отдельные фирмы – заказчики инновационной продукции, но все же главная роль здесь принадлежит государству (табл. 1) [2].

Очевидно, что основная часть средств, расходуемых на финансирование исследований и разработок, поступает из бюджетов различных уровней и организаций государственного сектора. С 2000 г. объем поступлений увеличился более чем в 7,6 раза. При этом удельный вес таких затрат в общих затратах в 2009 г. составил 65% (в 2000 г. – 53,7%).

Увеличению доли бюджетного финансирования исследований и разработок способствует активная государственная политика в области поддержки инновационного развития страны. Так, в 2008 г. была разработана федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (далее – Программа). Она рассчитана на 2009–2013 гг. и предполагает выделение из федерального бюджета более 80 млрд руб. на финансирование мероприятий, проводимых в рамках этой программы. Кроме того, ожидается выделение на эти цели еще 10 млрд руб. внебюджетных средств.

Роль этой программы в развитии научных школ была определена Председателем Правительства РФ В.В. Путиным, который отметил, что «…это позволит нам повысить качественный уровень профессионализма отечественных специалистов, создаст четкую систему стимулирования притока и закрепления молодых перспективных ученых» [3]. В свою очередь, министр образования и науки РФ А. Фурсенко определил цель данной Программы:
«Создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании» [1].

Система мероприятий Программы сочетает адресное финансирование научных исследований в научно-образовательных центрах России (около 450 проектов в год с объемом финансирования до 5 млн руб. каждый), исследований под руководством ведущих российских ученых – кандидатов и докторов наук (всего около 1000 проектов в год с объемом финансирования до 2 млн руб. каждый), исследований, проводимых молодыми учеными и целевыми аспирантами (около 800 проектов с объемом финансирования до 1 млн руб. каждый).

Продвижению идей и разработок научных школ способствует также практика выполнения работ по заказу Аппарата Правительства РФ [4].

Мировая практика подтверждает, что одним из наиболее эффективных механизмов  финансирования научных исследований является система грантов. Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, система грантов Президента РФ по поддержке молодых ученых призваны реализовать научный потенциал современных научных школ.

В целом государственная политика в области развития науки в нашей стране ориентирована в первую очередь на создание резерва базовых научных идей и подготовку профессионалов для разработки новейших технологий, что возможно только в рамках вузовских научных школ.

Вузам принадлежит особая роль в создании и продвижении идей научных школ, выражающаяся в следующем:
1) именно в рамках вузовских научных школ возможно расширенное воспроизводство интеллектуального и научно-технического потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации научных идей;
2) в составе вузовской структуры возможно инкубирование и генерация компаний малого наукоемкого бизнеса, посредством которых и происходит рыночная реализация интеллектуальных продуктов, созданных учеными той или иной научной школы;
3) заинтересованность вузов в повышении своего научного статуса должна выражаться в создании благоприятной для деятельности ученых инфраструктуры, позволяющей развивать систему внутривузовских грантов;
4) развитие научных исследований должно опираться на имеющийся накопленный учеными научной школы интеллектуальный потенциал. Его увеличение возможно за счет привлечения молодых ученых, аспирантов, студентов к различным формам научной работы.

В целом можно выделить ряд преимуществ научных школ перед отдельными учеными-инноваторами или инновационными фирмами при реализации интеллектуальных продуктов на рынке инноваций:
1) научная школа формируется под эгидой ученого-лидера, имеющего весомые идеи и темы для разработок и способного реализовать интеллектуальный потенциал членов научной школы;
2) научная школа способна решать целый комплекс задач по определенному направлению деятельности;
3) в научной школе одновременно могут разрабатываться и защищаться различные научные идеи;
4) в научной школе возможно выполнение крупной интеллектуалоемкой задачи, недоступной для отдельных ученых-инноваторов и инновационных фирм;
5) в научной школе происходит подготовка молодых ученых, что является одним из важнейших условий сохранения и дальнейшего продвижения ее идей и разработок;
6) в научной школе существует тесная взаимосвязь ее членов, направленная на решение общей задачи.

Кроме того, в рамках научных школ разрабатываются инновационные продукты, внедрение в производство которых уже сегодня может внести заметный вклад в развитие современной инновационной экономики.

Таким образом, научные школы имеют большой потенциал для воздействия на процессы формирования национальной инновационной системы, определения основных направлений повышения инновационной активности страны в целом посредством формирования инновационной культуры общества, создания и развития объектов инновационной инфраструктуры и стимулирования развития интеллектуального капитала научных кадров.

Кроме того, важна всесторонняя поддержка научных школ, что является залогом успеха на пути движения нашей страны к инновационной экономике, основанной на знаниях.

Литература
1. О мерах, направленных на подготовку научных и научно-педагогических кадров инновационной России // Материалы к выступлению министра образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко на заседании Президиума Правительства России [Электронная версия]. – Режим доступа:
http://mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/4741.
2. Российский статистический ежегодник. 2010 : стат. сб. / Росстат. – М., 2010.
3. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России : федеральная целевая программа [Электронная версия]. – Режим доступа: http://www.fcpk.ru/.
4. Федотова М.А. Научный потенциал // Финансист. – 2009. – № 106.

Также по этой теме: