Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Сделки    Вопросы учета расчетов с дебиторами и кредиторами в торговой организации

Вопросы учета расчетов с дебиторами и кредиторами в торговой организации

06.05.2015

Вопросы учета расчетов с дебиторами и кредиторами в торговой организации

Опубликовано в журнале "Бухгалтерская газета" №10 год - 2014

Иванова В. Г.,
эксперт БГ

В современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно организованный бухгалтерский учет расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки).

При расчетах, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия.

В основе финансовой деятельности коммерческих предприятий лежит постоянный кругооборот денежных средств. В каждом хозяйственном цикле эти средства должны возобновляться, т. е. с прибылью возвращаться предприятию. Дебиторская задолженность является одним из основных источников формирования финансовых потоков платежей. Кредиторская задолженность как  долговое обязательство организации всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле. От состояния расчетов с дебиторами и кредиторами во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.

Любое торговое предприятие в процессе работы пользуется услугами сторонних организаций. При ведении бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами могут быть допущены ошибки (технические, методологические), отрицательно влияющие на ход хозяйственной деятельности организации. Пути решения данной проблемы вытекают из достоверности и правильности проведения анализа организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами организации.

Покупатели и заказчики, дебиторы и кредиторы – это организации, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы.

Для учета расчетов по таким операциям предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На нем учитывают все операции, связанные с расчетами за приобретенные товарно-материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги независимо от времени оплаты.

Продажа товаров является очень сложным процессом, так как в договоре с покупателем должно быть описано множество процедур по транспортировке, хранению и продаже продукции. Соответственно, у торгового предприятия как поставщика такой продукции тоже возникают определенные обязанности: соблюдение сроков реализации продукции, целостности упаковки, соблюдения условий хранения на складах компании.

В случае поставки клиенту товара с коротким/истекшим/отсутствующим сроком реализации, в поврежденной или мокрой/влажной упаковке, при вздутии упаковки и пр. происходит возврат продукции, который оформляется соответствующими документами (акт об установленном расхождении по количеству и качеству продукции, не принятой покупателем). Данный возврат должен быть проверен на правомерность, и в случае обоснованности претензий данное уменьшение реализации должно быть проведено в учетной системе торгового предприятия (сторно Дебет 62–01–01 Кредит 90–01–06).

Учет расчетов со смежными организациями, в которых каждое конкретное предприятие может выступать поочередно в качестве поставщика, подрядчика, покупателя, заказчика, дебитора и кредитора, составляет существенную часть бухгалтерской деятельности.

Учет таких операций осуществляется на счете 76 «Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами». Для этих целей в бухгалтерии создается отдельный участок, специалисты которого хорошо знают кассовые операции и владеют всеми формами безналичных расчетов: платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, аккредитивами, чеками и векселями. Они имеют большие навыки и опыт предъявления претензий по выполнению договорных обязательств.

Нередко договоры на поставку продукции (работ, услуг) заключаются на условиях предоплаты. Становятся популярными неденежные формы расчетов с использованием векселей, бартерные операции, взаимозачетные операции.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммы исполнения обязательств, т. е. оплату счетов. Согласно плану счетов по дебету этого счета отражают также авансы и предварительную оплату по счетам поставщиков в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитывают обособленно.

Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списывают со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитывают обособленно в аналитическом учете.

По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитывают обособленно.

Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списывают со счета 60, а учитывают обособленно в аналитическом учете.

Пример.
Торговая организация заключила с поставщиком договор на поставку товара стоимостью 800 000 руб. Оплата товара осуществляется после его поставки. При приемке товара обнаружено, что часть товара на сумму 200 000 руб. не отвечает требованиям, предъявляемым к аналогичным товарам стандартами качества, и условиям договора купли-продажи.

В связи с этим организация на основании п. 4 ст. 475 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) выставила поставщику претензию о расторжении договора поставки в части некачественного товара. Товар, не отвечающий требованиям по качеству, оплачен не был, организация возвратила его поставщику.

При выявлении фактов отклонения поступивших от поставщика товаров по качеству, установленному в договоре, необходимо составить акт. На основании данного акта выставляют претензию поставщику. Акт составляют по результатам приемки товаров членами комиссии с участием представителей организации поставщика.

Так как на некачественный товар право собственности к организации не переходит, то указанный товар учитывают на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Принятие к бухгалтерскому учету качественного товара отражают по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Сейчас у поставщиков практически нет никаких гарантий, что продукция будет оплачена вовремя. Поэтому предприятие заключило договор с некоторыми поставщиками на поставку продукции (работ, услуг) на условиях предоплаты. В этом случае в счет предстоящей поставки материальных ценностей (выполнения работ, оказания услуг) бухгалтер перечисляет аванс поставщику или подрядчику.

Для учета авансов к счету 60 открыт отдельный субсчет «Расчеты по авансам выданным».

Выданный аванс отражают следующим образом:

Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»

Кредит 50 (51, 52…) – выдан аванс поставщику (подрядчику).

При поступлении материальных ценностей (приемке выполненных работ, оказанных услуг), в счет которых был перечислен аванс, делают проводку:

Дебет 08 (10, 20, 26, 41…) Кредит 60 – оприходованы материальные ценности (приняты выполненные работы, оказанные услуги), в счет оплаты которых ранее был перечислен аванс.

Одновременно сумма НДС по оприходованным материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам) отражают записью:

Дебет 19 Кредит 60 – учтена сумма НДС на основании счета-фактуры поставщика (подрядчика). Затем делают проводку по зачету аванса:

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» – зачтен аванс.

Аванс был перечислен в счет предстоящей поставки материалов и выполнения работ.

При журнально-ордерной форме учета учет расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6.

Синтетический учет сочетается с аналитическим.

Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой включают в конце месяца общим итогом по корреспондирующим счетам в журнале-ордере № 6. Курсовые разницы по приобретенному имуществу после его оприходования или выполненным работам (услугам) учитывают на счетах 60 «Расчеты с подрядчиками» и 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционных доходов и расходов в зависимости от значения суммовых разниц.

В торговой организации учет расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию (работы, услуги) отражают на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Курсовые разницы, возникающие при продаже актива, учитывают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту 90 «Продажи» или счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуют в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.

В организации на конец отчетного года создают резерв по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы, услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительным долгом признают дебиторскую задолженность организации, не погашенную в установленные договором сроки и не обеспеченную соответствующими гарантиями. Резерв создают на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности. Величину резерва определяют отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Резерв создают только в тех случаях, когда имеется достаточно высокая степень уверенности в полной или частичной неоплате сомнительной задолженности.

На сумму создаваемых резервов сомнительных долгов делают записи:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Резерв по сомнительной дебиторской задолженности создают на основе анализа сомнительной дебиторской задолженности: 100% торговой дебиторской задолженности, по которой имеются основания, что задолженность не будет возвращена.

Списание невостребованных долгов, признанных сомнительными, отражают по дебету счета 63 с кредита счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Списанные долги необходимо учитывать в течение 5 лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». По окончании  отчетного года суммы резервов сомнительных долгов, созданные в предыдущем отчетном году и не использованные в отчетном периоде, присоединяют к прибыли отчетного года и записывают в дебет счета 63 с кредита счета 91.

Также по этой теме: