Главная    Интернет-библиотека    Бухучет и налоги    Охрана труда    Охраняем труд: поим, кормим…

Охраняем труд: поим, кормим…

23.07.2014

Охраняем труд: поим, кормим…

Опубликовано в журнале "Бухгалтерская газета" №4 год - 2014

Александра Аристова,
юрист, бухгалтер

В соответствии со ст. 209 ТК РФ «охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда работодатель должен проводить, по правилам п. 2 ст. 226 ТК РФ, в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Это правило не относится к государственным унитарным предприятиям и федеральным учреждениям. Одной из форм охраны труда является организация питания сотрудников. Как это сделать – разберемся в этой статье.

Комната с микроволновкой
Если работодатель оборудовал в одном из офисных помещений комнату для приема пищи и с этой целью закупил кухонный гарнитур, плиту, две микроволновые печи, электрочайник, три набора посуды и столовых приборов, то можно ли учесть эти расходы при исчислении налога на прибыль? Кроме того, иметь свою столовую – это право или обязанность работодателя?

Одним из видов расходов на охрану и обеспечение нормальных условий труда являются расходы на организацию и проведение мероприятий санитарно–бытового и лечебно-профилактического обслуживания. В соответствии со ст. 223 ТК РФ в обязанности работодателя входит совершение следующих расходов:
– на оборудование санитарно-бытовых помещений;
– на оборудование помещений для приема пищи;
– на оборудование комнат для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки;
– на оборудование помещений для оказания медицинской помощи (медпункты);
– на оборудование санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратами для оказания первой медицинской помощи;
– другое.

СНиП 2.09.04–87 в п. 2.49 и п. 2.52 устанавливает, что в организациях должны быть столовые и комнаты для приема пищи, оборудованные плитой, холодильником, кипятильником и т. д. Конкретный перечень оборудования организация может определить самостоятельно, издав при этом соответствующий приказ. Следовательно, расходы на приобретение предусмотренных СНиП 2.09.04–87 (или тех, которые организация укажет в приказе) предметов можно считать экономически обоснованными и направленными на получение дохода, и учитывать их при исчислении налога на прибыль по правилам подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) как расходы на обеспечение нормальных условий труда.

Аналогичная позиция высказана судами в решении арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2006 № А40-9485/06-76-9, постановлении ФАС ЦО от 31.08.2005 № А09-18881/04-12, постановлении ФАС УО от 15.10.2007, постановлении ФАС ЦО от 31.01.2007 № А08-13527/05-7, решении арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2006 № А40-9485/06-7695, постановлении ФАС ПО от 27. 04.2007 № А5511750/06-3.

Своя столовая
Очень интересное мнение по вопросу содержания столовой высказало Министерство финансов РФ в письме от 19 декабря 2013 г. № 03-03-10/56009 «Об учете для целей налога на прибыль расходов на содержание столовой, числящейся на балансе организации».

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, установлен ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Согласно ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Для целей налогообложения прибыли к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

При этом предусмотренные ст. 275.1 НК РФ особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль применяются организациями, имеющими на балансе указанные выше объекты.

Следовательно, столовая, числящаяся на балансе организации и оказывающая услуги как своим работникам, так и сторонним лицам, относится к объектам жилищно-коммунального хозяйства, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.

Следует отметить, что согласно подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со ст. 275.1 Кодекса.

Исходя из этого, в случае если столовая находится на территории предприятия и обслуживает только работников этого предприятия, то расходы, связанные с содержанием этой столовой, подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 48 п. 1 ст. 264 Кодекса.

«Приглашенная» столовая
Организация заключила договор на обслуживание столовой, находящейся в ее офисе. Оборудованием столовой организация-заказчик занималась самостоятельно, а в обязанности компании-исполнителя входило закупка продуктов, приготовление пищи, обслуживание сотрудников заказчика и уборка столовой своими силами. Каким образом компания-заказчик должна учитывать расходы на содержание столовой в данном случае, при том что расходы на организацию помещения для нее и покупку оборудования она учла по правилам подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ?

В данном случае расходы на содержание столовой следует учитывать как расходы на оплату договора с компанией-исполнителем. Из чего эти расходы состоят, должно быть указано в гражданско-правовом договоре, но детальная расшифровка не обязательна ни в этом документе, ни в актах сдачи-приемки.

Расходы в данном случае можно учесть по правилам подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как прочие расходы, так как они напрямую связаны с расходами на производство (п. 2 ст. 226 ТК РФ). Впрочем, по мнению некоторых специалистов, данные расходы также можно учитывать по правилам подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, так как они также связаны с расходами на обеспечение нормальных условий труда.

Также по этой теме: