Производство и управление корпоративным знанием фирмы



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2009


Попов Е.В.,
д. э. н., профессор,
главный учёный секретарь
УрО РАН

Симахина М.О.,
стажёр-исследователь
ИЭ УрО РАН

Экономика знаний – это экономика, в которой создание, распространение и использование знаний есть основной фактор экономического роста [1]. В рамках нашего исследования под знанием понимается структурированная и систематизированная информация, предназначенная для решения определённых задач или обеспечения жизнедеятельности человека [2–17]. В отмеченных выше работах проблема институционального оформления корпоративных знаний не была исследована.

Рассмотрим институциональную модель производства и управления корпоративным знанием организации [19]. Группы институтов формируются под воздействием потребностей предприятия при решении производственных задач [9]. Немаловажное значение принимают институты производства новых знаний [4]. Под институтами производства новых знаний понимаются правила и нормы, создающие условия для генерации необходимых организации новых знаний [11]. Но в экономике знаний главное – не столько создать новое знание, сколько продуктивно его использовать [1]. Поэтому целесообразно предложить следующую совокупность институтов, регламентирующих деятельность корпорации:
1) институт использования знаний – это устоявшиеся нормы применения знаний сотрудниками корпорации в своей профессиональной деятельности;
2) институт распространения знаний связан с тем, что для повышения эффективности работы корпорации необходимо повсеместное распространение знаний внутри корпорации [5];
3) институт отношений с контрагентами – это устоявшиеся нормы взаимодействия корпорации с другими хозяйствующими субъектами рыночных отношений [7];
4) институт преобразования знаний представляет собой совокупность норм, позволяющих своевременно дополнять и обновлять необходимые знания [8];
5) институт управления знаниями определяет направления деятельности, возможности и целесообразности финансирования производства новых знаний внутри корпорации [11];
6) институт влияния внешней среды связан с тем, что совокупность экономических, политических, социальных, экологических и инвестиционных условий в месте нахождения корпорации оказывает существенное влияние на её деятельность [12];
7) институты импорта – экспорта знаний регламентируют правила взаимодействия корпорации с фирмой – производителем и фирмой – покупателем знаний [10];
8) институт оценки рисков производства знаний представляет нормы и правила учёта корпорацией возникающих рисков [3];
9) институт оценки добросовестности участников контрактных отношений необходим для регулирования взаимоотношений участников и оценки их добросовестности, что позволяет  снизить риск возможного ущерба от оппортунистического поведения кого-либо из них [12].


Исследование поддержано проектом «Экономика знаний: институты регионального развития» Программы фундаментальных исследований РАН № 28 «Экономика и социология знаний».


Корпоративное знание – это знание, создаваемое (либо приобретаемое), используемое и распространяемое фирмой для достижения поставленных перед ней целей и решения задач. Это результат затраченных сотрудниками организации умственных, временных и иных ресурсов либо это внешнее знание, приобретаемое корпорацией [15].

Корпоративное знание состоит из двух элементов: инновационные знания – все новые знания, которые фирма либо сама создаёт, либо привлекает извне; рутинные знания – устоявшиеся знания фирмы, которые она использует в своей повседневной деятельности.

Рутинные знания представляют стереотипы поведения, которые позволяют снижать трансакционные издержки, облегчают выбор в условиях неопределённости. Инновационные знания делают фирму носителем интерспецифического ресурса, в некотором роде монополистом. С другой стороны, инновационные знания способствуют росту трансакционных издержек, риска неопределённости, а также возникновению условий для оппортунистического поведения, что приводит к повышению уязвимости фирмы.

Существуют условия перехода инновационного знания в рутинное:
- соответствие инновационного знания сфере деятельности корпорации либо её структурных подразделений;
- необходимость данного знания сотрудникам корпорации для повышения эффективности их труда;
- наличие специалистов достаточного уровня квалификации либо возможность их найма;
- полезность для корпорации (экономия различных видов ресурсов, повышение эффективности работы отдела, корпорации).

Другой критерий классификации корпоративных знаний – степень их формализации:
1) формализованные знания – знания, которые могут быть кодифицированы и переданы средствами формального языка от одного лица другому. К этому типу могут быть отнесены знания, содержащиеся в каких-либо документах, представленные в виде таблиц, схем, графиков, формул. Эти знания могут легко храниться и распространяться;
2) неформализованные знания – это знания, не представленные в виде формальной системы или исчисления. Это могут быть идеи сотрудников фирмы, их концепции и предположения, опыт, интуиция, умения, впечатления, мнения, отношения, а также правила и нормы делового оборота, нигде не прописанные, но подразумеваемые и всем известные. Эти знания приобретаются на практике и только частично могут передаваться от одного лица другому в зависимости от способностей людей к приобретению новых знаний.

Корпоративные знания проходят отбор. Это приводит к тому, что часть знаний остается внутри корпорации и становится рутинным знанием, а другая часть экспортируется во внешнюю среду на возмездной основе, принося денежную пользу корпорации [14].

На рис. 2 представлен механизм движения корпоративного знания во внешнюю среду и из неё.

Процесс производства знаний схематично можно представить следующим образом (рис. 3).

Всё больше корпораций создают в своей структуре отдельное подразделение (как правило, небольшое), отвечающее за производство знаний. Это объясняется тем, что коллективная деятельность позволяет решать проблемы по производству знаний для наилучшего удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов в новых знаниях при одновременном уменьшении издержек [11].

Взаимодействие корпоративных знаний с внутренней и внешней средой корпорации представлено на рис. 4.

Все процессы, связанные с производством и применением знаний внутри корпорации, можно разбить на этапы:
- производство инновационных знаний фирмы;
- анализ применимости инновационных знаний (возможно ли благодаря новому знанию повысить эффективность работы корпорации либо отдельных её подразделений);
- если положительный эффект от применения инновационного знания внутри корпорации возможен, то новое знание переводится в разряд устоявшихся, или рутинных знаний;
- если такой положительный эффект невозможен, то лучшим решением является экспорт невостребованного инновационного знания во внешнюю среду на возмездной основе;
- помимо экспорта корпорация также заимствует из внешней среды новые знания, производить которые самостоятельно корпорация не в состоянии (либо издержки производства корпоративных знаний выше приносимой ими полезности).

Литература
1. Гапоненко А.Л. Контуры наукоёмкой экономики // Экономист. – 2005. –  № 10.
2. Друкер П.Ф. Эффективное управление. – М.: АСТ: Астрель, 1998.
3. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском. – М.: Наука, 2002.
4. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. – М.: Наука, 2004.
5. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. – М.: Прогресс, 1966.
6. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник РАН. – 2003. – № 5.
7. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2005.
8. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. – М.: Олимп-Бизнес, 2003.
9. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. – 1999. – Т. 35, № 2.
10. Попов Е.В., Баскакова И.В., Симахина М.О. Корпоративное знание как фактор инновационного развития фирмы: Препринт. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.
11. Попов Е.В., Власов М.В. Институты мини-экономики знаний. – М.: Академия, 2009.
12. Пузыня Н.Ю. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. – СПб.: Питер, 2005.
13. Сергеев А. Интеллектуальный капитал когнитивной микроэкономики: тезаурус и структура // Экономический анализ: теория и практика. – 2005. – № 11.
14. Симахина М.О. Вопросы корпоративного знания фирмы // Регион в условиях формирования экономики знаний: Всероссийская научно-практическая конференция (заочная): Сборник научных трудов. – Курган: Курганский филиал ИЭ УрО РАН, 2008.
15. Симахина М.О. Сущность и классификация корпоративных знаний фирмы // Труды IV Всероссийской конференции молодых ученых по институциональной экономике. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. – Т. 1.
16. Стоунхаус Дж. Управление организационным знанием // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – № 1.
17. Татаркин А.И., Попов Е.В., Власов М.В. Основные термины современной экономической теории: Препринт. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.
18. Татаркин А.И., Пилипенко Е.В. Духовное производство как предмет исследования  экономической теории // Вопросы экономики знаний. – Екатеринбург: ИЭ УрО РАНГ, 2009.
19. Шаститко А.Е. Экономическая теория организаций. – М.: Инфра-М, 2007.
20. Gertler M.S, Wolf D.A. Local Social Knowledge Management: Community Actors, Institutions and Multilevel Governance // Future. – 2004. – Vol. 36, № 1.
21. Hayek F.A. The Use Knowledge in Society // American Economic Review. – 1945. – Vol. 35, № 4.

12.02.2015

Также по этой теме: