Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Краткие сообщения    Методы и итоги проведения земельной реформы в Китайской Республике (остров Тайвань)

Методы и итоги проведения земельной реформы в Китайской Республике (остров Тайвань)

04.08.2016

Методы и итоги проведения земельной реформы в Китайской Республике (остров Тайвань)

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2016

Широков П.Н.,
советник отдела
 управления госимуществом
Управления имущества,
информатики и науки
Федерального агентства
водных ресурсов

Китайская Республика (КР) в настоящее время располагается на острове Тайвань и примыкающих островах.

Общая площадь страны составляет 36 тыс. км2; площадь пахотной земли – 895 тыс. га. До проведения земельной реформы 1949 г. 60% фермерских семей выступали как арендаторы. Они обрабатывали около 41% общей площади сельскохозяйственных земель. Высокие арендные ставки и неуверенность в выполнении арендных договоров делали условия для жизни фермерских семей невыносимыми.

Земельная реформа на Тайване проводилась с учётом принципов Сунь Ятсена. Сунь Ятсен подчёркивал, что фермер должен владеть той землей, которую он обрабатывает и возделывает, самостоятельно распоряжаться выращенными плодами. В Распоряжении о защите прав землевладельцев и фермеров, работающих на арендованных земельных участках правительством КР во главе с Чан Каши были указаны мирные и последовательные методы земельной реформы с уравниванием земельных прав.

Реформа на селе
Сельская земельная реформа была осуществлена в три стадии: сокращение арендной платы; продажа земель общего пользования; предоставление земли тем, кто её обрабатывает.

Сокращение арендной платы до 37,5% цены урожая с 1949 г. осуществлялось для увеличения объёмов сельскохозяйственной продукции, улучшения условий для арендаторов, стабилизации общественного порядка в сельской местности, а также для создания предпосылок для реализации реформы на сельскохозяйственных землях. Уменьшение арендной платы объяснялось следующим образом. Рабочий капитал, обеспеченный фермером, арендующим землю, допускался в  эквиваленте 25% от стоимости произведённой продукции. После его вычета оставшаяся  продукция была поделена на две равные части. Одна часть предназначалась для землевладельца, другая – для фермера.

Перед уменьшением арендных платежей до 37,5% цены урожая фермерские арендные ставки в Тайване достигли 50–60% от общего ежегодного сбора урожая.

При этом арендаторы должны были нести дополнительные расходы, связанные с обеспечением безопасности и платой за аренду (авансом или продуктами). Земледельцы бедствовали, сельское хозяйство не развивалось.

При осуществлении указанной программы максимальная арендная плата не должна была превышать 37,5% от общего ежегодного урожая основной сельскохозяйственной продукции. Если начальная арендная плата была меньше, то она сохранялась неизменной. Кроме того, все дополнительные налоги были отменены.

До сокращения арендной платы большинство контрактов аренды не имело временных  ограничений и было устным. После осуществления реформы подобные контракты заключались в письменной форме на срок не менее шести лет, впоследствии срок аренды можно было продлить до завершения контрактов.

Снижение арендной платы принесло пользу:
1) общая площадь арендуемых сельскохозяйственных земель, задействованных при выполнении программы земельной реформы, составляла 256 560 га, и в 1949 г. на них работали 296 тыс. фермерских семей. Арендуемая по договорам площадь постепенно уменьшалась, так как осуществлялась программа «Земля для тех, кто её обрабатывает». Арендаторы выкупали земли у землевладельцев за счёт займов правительства.

Арендуемые площади снизились до 108 750 га в 1953 г. и до 23 771 га в 1997 г.;
2) за счёт снижения арендных платежей увеличились доходы фермеров;
3) в ходе проведения земельной реформы цены на арендуемые сельскохозяйственные земли снизились. Это дало фермерам дополнительную возможность покупать земельные участки у землевладельцев. Из-за дополнительного притока рабочей силы и капитальных вложений объём сельскохозяйственной продукции значительно увеличился.

Продажа сельскохозяйственных земель
В 1951 г. правительство в соответствии с тезисом «Земля для тех, кто её обрабатывает»  форсировало продажу сельскохозяйственных земель фермерам. Это было сделано в целях:
- наглядной демонстрации землевладельцем решимости правительства осуществить программу «Земля для тех, кто её обрабатывает» (далее – Программа);
- приобретения опыта работы, необходимого для осуществления Программы;
- создания фондов для проведения земельной реформы за счёт доходов, полученных от продажи сельскохозяйственных земель.

Для продажи земли была установлена цена, эквивалентная 2,5 стоимости среднего объёма ежегодного сбора урожая. Покупатели должны были вносить плату равными взносами в течение 10 лет. При желании фермеры могли оплатить всё сразу. В результате с 1951 по 1977 г. 286 700 семей фермеров улучшили благосостояние. Им было продано 139 тыс. га сельскохозяйственной земли.

В 1953 г. правительство предприняло заключительное усилие для завершения

Программы. Были поставлены ближайшие цели:
- увеличение фермерских хозяйств;
- увеличение объёма сельскохозяйственной продукции;
- улучшение условий труда и жизни фермеров;
- вложение капиталов землевладельцев в промышленность.

Для этого были выработаны правила:
1) арендованные сельскохозяйственные земли, кроме тех, которые имели специальный статус, установленный правительством, обязательно должны быть выкуплены правительством для их последующей перепродажи фермерам, арендующим эти земли;
2) для каждой покупки и продажи стоимость земли оценивалась в размере 2,5 стоимости среднего объёма ежегодного сбора урожая основных сельскохозяйственных культур, выращенных на данной земле. Для расчёта брались цены на рис или сладкий картофель. Покупка земли оплачивалась после 20 равных полугодовых взносов в течение 10 лет. Сертификаты, удостоверяющие право собственности на землю, выдавались сразу после уплаты первого взноса;
3) 70% стоимости земли должно быть компенсировано землевладельцам от продажи урожая риса и сладкого картофеля с наценкой 4% в год. Оставшиеся 30% оплачивались за счёт прибыли, получаемой в государственных отраслях промышленности.

В результате реализации частные сельскохозяйственные земли общей площадью 139 250 га были перепроданы 194 820 семьям фермеров.

Реализация равенства прав на землю
В ходе выполнения программ земельной реформы, а также в результате экономического развития и демографического роста значительно увеличился спрос на городские земли. Вследствие ограничения сделок с городскими землями стоимость их росла постоянно. Это привело к спекуляции и манипуляциям с землей. В 1954 г. правительство приступило к осуществлению программы по уравниванию прав на землю в городах. Целью программы было:
- оптимальное использования земель;
- предотвращение спекуляции земельными участками;
- применение доходов от использования земель для повышения уровня благосостояния граждан.

Работа в рамках реализации программы проводилась в направлениях:
- оценки и добровольного декларирования земельной ценности;
- сбора налогов на землю;
- выкупа правительством земель в соответствии с декларированной земельной ценностью;
- взимания налога на добавленную стоимость земли.

Оценка земельной ценности была главной задачей для уравнивания прав на землю. Задача решалась в три этапа: исследование земельной ценности; объявление земельной ценности правительством; добровольное декларирование земельной ценности землевладельцами.

Согласно декларированной земельной ценности осуществлялся сбор налогов на землю. При этом базовой была стоимость земельного участка площадью 700 м2, за исключением земель промышленности и сельскохозяйственных земель в специальных округах и муниципалитетах.

Прогрессивные ставки налогообложения составляли от 1,0 до 5,5%.

Льготная ставка налогообложения использовалась для земель муниципальных образований,  земель промышленности, а также земель, зарезервированных для общественных нужд.

Правительство могло выкупать землю в соответствии с декларированной земельной ценностью в следующих случаях:
- если декларированная земельная ценность меньше 80% от установленной земельной ценности;
- если права на собственность земельных участков были переданы другим лицам и декларированная земельная ценность меньше, чем реальная стоимость земельного участка.

В случае, когда права на собственность земельных участков передавались другим лицам, правительство взимало налог на добавленную стоимость земли, чтобы исключить присвоение незаработанной прибыли.

Ставки налогообложения были возрастающие и учитывали изменение стоимости земли, которая была выше, чем первоначально декларированная земельная ценность.

Налоговые ставки применялись в размере 40, 50 и 60% для первоначального 100-процентного увеличения земельной ценности, вторичного и для следующих увеличений соответственно. Получаемые доходы от налога на добавленную стоимость должны были использоваться для выполнения обязательств правительства в социальной сфере. Программа реализации равенства прав на землю (1954–1977 гг.) была завершена в 1977 г. и применялась также к землям, расположенным в сельской местности. Основные итоги земельной реформы представлены в табл. 1.

Программы земельной консолидации
Для улучшения использования земли на Тайване кроме программ земельной реформы осуществлялись программы консолидации городских земель и земель сельскохозяйственного назначения.

В результате экономического роста, развития промышленности и градостроительства увеличился спрос на земли, которые могли быть использованы для жилищного строительства и других потребностей городского населения. Правительство с 1958 г. осуществило программу консолидации городских земель, чтобы ускорить темп развития городов. Цели программы:
- улучшение экономических показателей использования земель, перепланировка земельных участков для строительства и других задач;
- ускорение развития городов;
- обеспечение комфортных условий для жизнедеятельности в городах;
- прокладка коммуникаций и улучшение работы транспорта в городах;
- уточнение кадастров земельных участков и объектов недвижимости, а также уменьшение вероятности споров между землевладельцами.

Для проведения программы требовалось согласие более половины владельцев участков земли, предназначенных для перепланировки. Правительство не вкладывало финансов – расходы на проведение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ распределялись между землевладельцами в пропорциях, которые зависели от приносимой пользы. Площади, необходимые для общественных целей (дороги, торговые комплексы, парки), обеспечивались в полном объёме.

Были получены следующие результаты:
1) в конце 1997 г. общая площадь городских земель, на которых программа была успешно реализована, составляла 10 410 га;
2) правительство бесплатно получило большие площади земли для общественных и государственных целей;
3) использование земли осуществлялось с большей экономической эффективностью;
4) увеличился государственный ежегодный доход в результате увеличения ценности земель;
5) совершенствовалась технология кадастрового учёта, были разработаны кадастровые планы, содержащие более точные сведения об участках земли и объектах недвижимости.

Программа консолидации земель сельскохозяйственного назначения осуществлялась с 1959 г. для:
- улучшения оросительных и дренажных систем, а также дорожной сети в сельской местности;
- увеличения производства сельскохозяйственной продукции за счёт улучшения систем орошения и дренажа, а также внедрения высокотехнологичных методов производства;
- уменьшения стоимости сельскохозяйственной продукции за счёт улучшения структуры сельскохозяйственного производства;
- изменения формы и увеличения размеров участков земли для использования механизированных методов обработки.

В конце июня 1997 г. общая площадь консолидированных земель сельскохозяйственного назначения составляла около 380 тыс. га.

Успешное выполнение программ земельной реформы обеспечили решительное стремление правительства осуществить реформу и тщательная подготовка каждого проекта, поддержка реформы народом, а также сотрудничество землевладельцев и фермеров.

Осуществление земельной реформы дало серьёзный толчок для развития сельскохозяйственного сектора и ускорило промышленное развитие острова Тайвань, улучшило его инфраструктуру. В настоящее время ведётся новая реформа изменения структуры экономики от сельскохозяйственной к промышленной, а также для изменения видов управления фермерским хозяйством. Руководством Китайской Республики принимаются следующие меры:
- содействие объединению (укрупнению) фермерских хозяйств;
- ускорение консолидации земель фермерских хозяйств для завершения полной механизации сельского хозяйства;
- широкое внедрение методов механизации для увеличения производительности труда в сельском хозяйстве;
- предоставление фермерам долгосрочных и низкопроцентных кредитов для покупки земель, необходимых для эффективного ведения фермерского хозяйства;
- пересмотр нормативных правовых актов, связанных с реформой земель фермерских хозяйств, для обеспечения текущих и будущих потребностей страны.

Опыт земельной реформы на Тайване могут и должны быть учтены ведомствами, ответственными за земельную политику в России.

Литература
1. Семигин Г.Ю. Антология мировой политической мысли [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: gumer.info/bibliotek-Buks/Polit/Sem/07.php/
2. Сунь Ятсен. Избранные произведения. – М., 1985.


Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы