Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Менеджмент в России и за рубежом №5,  2009

Менеджмент в России и за рубежом №5,  2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

Теория менеджмента
Management Theory

Социокультурная концепция менеджмента: управление устойчивым развитием диссипативных структур экономики и социума
Алексеевский В.С., д. э. н., профессор кафедры государственного и муниципального управления Кубанского государственного университета
Современные поиски новых теоретических оснований и практических возможностей эффективного управления неравновесными социальными структурами (организациями) представляют значительный интерес в непрерывно изменяющихся условиях рыночной и социокультурной среды, которые обеспечили бы данным социальным объектам устойчивое развитие и достижение ожидаемых результатов. Социально-культурный подход раскрывает возможности достижения более высоких ценностей в виде самореализации потенциала личности, группы, организации в корпоративных формах организации капитала и его использования. Посредством такого использования социокультурного менеджмента раскрывается смысл новой менеджеристской модели цивилизационного развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие, социокультурная концепция менеджмента, организация, синергия, самоорганизация.

Socio-cultural conception of the management: managing the sustanable divelopment of the Economic and Society
Alekseevsky V.S., professor of the Chair of State and Municipal Administration State Kuban University.PhD(Economica)
Nowadays the search of a new  theoretical grounds and practical possibilities of effective management is of great interest especially in conditions of constant change of market and social and cultural environment which would provide these social objects with sustanaible development and achievement of expected results. The social-cultural approach reveals the opportunities for achieving higher values in the form of self realizations of a person, group, organization in cirporative form of capital and its using. Thereby using this social-cultural approach reveals the
concept of a new manageristic  model of civilized development.
Keywords: sustanaible development, social-cultural conception of management, organization, synergetik, self-organization.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989.
2. Мильнер Б.З. Теория организации: курс лекций. – М.: Инфра-М, 2004.
3. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2008.
4. Корниенко В.И. Основы менеджмента устойчивого развития: курс лекций. – М.: Ступени, 2002.
5. Алексеевский В.С. О формировании единого энергоинформационного и социокультурного исследовательского пространства // Проблемы новой политической экономии. – 2004. – № 1.
6. Алексеевский В.С. Менеджмент и синергетика устойчивого развития социальных объектов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003.
7. Алексеевский В.С. Управление диссипативными системами экономики и социума: Дис. … д. э. н. – Кострома, 2004.
8. Кезин А.В. Менеджмент: методологическая культура. – М., 2000.
9. Алексеевский В.С. Условия эффективности отношений управления: социокультурный подход // Вестник Костромского университета им. Н.А. Некрасова. – 2003. – № 2.
10. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и аксиология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. – СПб.: Политехника, 2001.
11. Алексеевский В.С. Аксиосфера менеджмента обучения как основа для управления устойчивым развитием социальных объектов // Современные условия модернизации профессионального образования: Сборник работ преподавателей профессиональных учебных заведений. – Вязьма: Моск. гос. технологич. академия, 2001.
12. Алексеевский В.С. Динамика ценностей в культуре менеджмента // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития. – СПб., 2002.
13. Грувман Т.Б. Использование социальных технологий в реализации устойчивого развития машиностроительных предприятий // Управление персоналом. – 2007. – № 10.
14. Сафаров С.М. Социокультурные основы управления развитием кадрового потенциала (на примере реформы ЖКХ) // Управление персоналом. – 2007. – № 15.
15. Дручек С.В. Стратегии инновационного развития минерально-сырьевой базы стекольной промышленности: автореферат дис. … к. э. н. – М., 2008.

Системно-синергетическая концепция организационного развития
Катунина И.В., к. э. н., заведующий кафедрой «Менелджмент и маркетинг», Омский государственный университет путей сообщения
Усложняющаяся динамичная среда и неудачи проектов организационных изменений и программ развития поставили вопрос о смене парадигмы в организационной науке. Развиваемая автором системно-синергетическая концепция призвана объяснить феномен организационного развития, определить возможные формы и методы управления развитием.
Ключевые слова: организационное развитие, сложная адаптивная система, синергетика, теория сложных систем, самоорганизация.

System-synergy concept of organization development
Katunina I.V., Candidate of economic science, Head of Management and Marketing Chair, Omsk State Transport University
The becoming complicated dynamical environment and failures of organizational changes projects and development programs have caused a paradigm shift in organizational science. The system-synergy concept developed by the author is urged to explain an organization development phenomenon and to define possible forms and methods of development management.
Keywords: organization development, complex adaptive system, synergy, complex theory, self-organization.

Литература

1. Jacobs R.L. Institutionalizing organizational change through cascade training // Journal of European Industrial Training. – 2002.
2. Beer M., Nohria N. Breaking the code of change. – Boston Massachusetts: Harvard Business School Press, 2000.
3. Beer M., Eisenstat R., Spector V. Why change programs don’t produce change // Harvard Business Review. – 1990. – Vol. 6, № 68.
4. Pool M.S., Van de Ven A., Dooley K., Holmes M.E. Organizational change and innovation processes: theory and method for research. – N. Y.: Oxford University Press, 2000.
5. Chia R. A «rhizomic» model of organizational change and transformation: perspectives from a metaphysics of change // British Journal of Management. – 1999. – Vol. 10.
6. Holbrook M.B. Adventures in complexity: an essay on dynamic open adaptive systems, butterfly effects, self-organizing order, co-evolution, the ecological perspective, fitness landscapes, market spaces, emergent beauty at the edge of chaos and all that jazz: [Электронная версия]. – Режим доступа http://www.amsreview.org/articles/holbrook06–2003.pdf.
7. Mitleton-Kelly E. Complex systems and evolutionary perspective of organizations: application of complexity theory to organizations: ten principles of complexity and enabling infrastructures. – L.: Elsevier Ltd., 2003.
8. Dooley K., Johnson T., Bush D. TQM, Chaos, and Complexity // Human Systems Management. – 1995. – Vol. 14, № 4.
9. Stacey R.D. Complexity and creativity in organizations. – San Fransisco: Berrett-Koehler, 1996.
10. Wheatley M.J., Kellner-Rogers M. Bringing life to organizational change // Journal of Strategic Performance Measurement. – 1998. – April/May.
11. Lissack M. Mind your metaphors: lesson from complexity science // Long Range Planning. – 1997. – Vol. 30, № 2.
12. Морган Г. Имидж организации: восемь моделей организационного развития. – М.: Вершина, 2006.
13. Burnes B. Kurt Lewin and complexity theories: back to the future? // Joumal of Change Management. – 2004. – Vol. 4, № 4.
14. Rosenhead J. Complexity theory and management practice (Working Paper Series, LSEOR 98.25). – L.: London School of Economics and Political Science, 1998.
15. Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности: избранные труды. – М.: Шк. культ. полит., 1995.
16. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. – М.: Наука, 1994.
17. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. – М.: Прогресс, 1986.
18. Dooley K. A nominal definition of complex adaptive system // The Chaos Network. – 1996. – Vol. 8.
19. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.
20. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории/Пер. с нем. – СПб.: Наука, 2007.
21. Tsoukas H., Chia R. On organizational becoming: Rethinking organizational change // Organization Science. – 2002. – Vol. 13, № 5.
22. ПригожинА. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003.

Инновационное развитие отрасли как марковский процесс
Исламутдинов В.Ф., к.э.н., заведующий кафедрой «Налоги и налогообложение» Югорского государственного университета
Рассматривается эволюционный подход к обоснованию процесса инновационных преобразований и научно-технического прогресса. Обосновывается рассмотрение НТП как разновидности марковского процесса. На основе этого предлагается введение инновационной семантики — специального языка, обозначающего состояние инноваций в отрасли в конкретный момент времени. В итоге предлагается способ прогнозирования инновационных изменений в отрасли на основе анализа частоты появлений тех или иных «слов» — последовательных сочетаний знаков инновационной семантики.
Ключевые слова: инновации, развитие, отрасль, марковский процесс, семантика.

Innovation development of branch as markov process
Islamutdinov V.F., D. Ph. by economics, chairman by faculty «Taxes and taxation» of Ugra state university
The evolutionary approach to a substantiation of process of innovation transformations and scientific and technical progress is considered. The consideration of scientific and technical progress as versions of markov process is proved. On the basis of it the introduction of innovation semantics - special language designating a condition of innovations in branch at the concrete moment of time is offered. In a result the way of forecasting of innovation changes in branch is offered on the basis of the analysis of frequency of occurrences of those or other «words» — consecutive combinations of marks of innovation semantics.
Keywords: innovations, development, branch, markov process, semantics.

Литература

1. Нельсон Ричард Р., Уинтер Сидней Дж. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: Дело, 2002.
2. Занг В.Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории. – М.: Мир, 1999.
3. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. – М.: Эдиториал УРСС, 2003.
4. Кристенсен К., Скотт Э., Рот Э. Что дальше? Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
5. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. – М.: Эксмо, 2008.

Проблемы и подходы к методическому обеспечению процесса формулирования стратегии на предприятии
Городилов С.В., преподаватель кафедры МиМ, ВятГУ;
Воробьев А.Д., к. э. н., доцент каф. ЭиУП ВятГУ
В настоящее время у руководителей-практиков накопилось очень много вопросов к процессу формулирования и внедрения стратегии, которые вызваны наличием серьезных проблем в теоретическом и методическом обеспечении стратегического менеджмента, таких как проблема выбора между опытно-интуитивным и рационально-логическим подходами, приоритет внешней или внутренней среды, выбор между конкурентным и предпринимательским поведением и выбор между системным и ситуационным подходом.
Решение перечисленных проблем может стать выходом из сложившейся ситуации, однако поиск решения данной задачи нельзя назвать простым. В настоящей статье предлагаются ряд подходов к структуризации стратегий и стратегических способностей организаций, предложений к модификации методологии стратегического менеджмента Игоря Ансоффа, к использованию современных достижений в области менеджмента и информационных технологий.
Ключевые слова: стратегический менеджмент, Игорь Ансофф, стратегия развития, стратегия использования способностей.

The problems in and approaches to the methodological support for the strategy development process in an enterprise
Gorodilov S.V., teacher, Management and Marketing Department, Vyatka State University
Vorobjev A.D., Candidate of economics science, Associate professor, Economics and Enterprise Management Department, Vyatka State University
Practicing managers have a number of serious questions for the strategy analysis process today. These questions are the result of problems which exist and are accumulated in a theory and methodology of strategy management science by years. Some of them are: the problem of selection between rational and intuitive decision making techniques, priority of external or internal factors, selection between competitive and entrepreneurial behavior, between system and situational approaches.
The solution of problems mentioned above leads to the outlet of the current situation, but the way to it cannot be short. Current article describes some approaches to strategy process and organizational strategy skills structuring, making some suggestions for Igor Ansoff’s theory customization and using some contemporary management and information technology science achievements.
Keywords: strategy management, Igor Ansoff, development strategy, skills use strategy.

Литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999.
2. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. Библиотека финансового менеджера. – К.: Ника-центр, 2004.
3. Воробьёв А.Д. Использование фрактальной теории в стратегическом планировании и управлении // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – № 1.
4. Дафт Р. Организации: Учебник. – СПб., 2001.
5. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений: Учебник. – М.: Логос, 2000.
6. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2000.
7. Минцберг Г., Куинн Дж., Гошал С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2004.
8. Полозова А.Н. Теоретические и методологические основы стратегического управления развитием промышленных организаций: Дис. … д. э. н.: 08.00.05. – М.: ПроСофт-М, 2005.
9. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
10. Прахалад К.К., Хамел Г. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. – М.: Олимп-Бизнес, 2002.
11. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1998.
12. Уилсон Й. Универсальности стратегической формулы не существует. Курс MBA по стратегическому менеджменту. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
13. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2004.
14. Черноморский Д.А. Систематизация методов и разработка технологии стратегического анализа при формировании стратегий бизнес-уровня: Дис. … к. э. н.: 08.00.05. – СПб., 2004.
15. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide) 3rd, PMI, 2004.
16. Ansoff I. Strategic Management. – S. l., 1979.
17. CMMISM for Systems Engineering, Software Engineering, Integrated Product and Process Development, and Supplier Sourcing (CMMI-SE/SW/IPPD/SS, V1.1). Staged Representation. – Carnegie Mellon Software Engineering Institute, 2002.
18. Kaplan R.S., Norton D.P. Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System // Harvard Business Review. – 1996. – January-February.
19. Kerzner H. Strategic planning for project management using a project management maturity model. – N. Y.: John Wiley & Sons, 2001.

Базовая модель систем оперативного менеджмента
Ситников С.Г., профессор, ректор СибГУТИ
Системы оперативного менеджмента (СОМ) является одним из малоисследованных видов организованного управления; в равной мере это относится и к модельному обеспечению этих систем. В данной статье представлена главная модель СОМ – модель производства и качества выпускаемой продукции, методика составления которой служит основой для моделирования комплекса задач оперативного менеджмента производственно-коммерческой деятельности предприятия.
Ключевые слова: модель, менеджмент, производство, качество, продукция/

A basic model of operational management systems
Sitnikov S.G., prof., rector of SibSUTIS
Operational Management Systems (OMS) are scantily investigated kinds of organizational management; equally it concerns model maintenance of these systems. This paper introduces the main model the OMS — the model of manufacture and quality of let out production which technique forms a basis for modelling a complex of operative management problems of
industrial-commercial activity of the enterprise.
Keywords: model, management, manufacture, quality, production.

Литература

1. Ситников С.Г., Винокуров Г.З. Системы оперативного менеджмента. – Новосибирск: СибГУТИ, 2007.
2. Винокуров С.Г., Ситников С.Г. Системы оперативного менеджмента: проблемы которые необходимо решать // Материалы Российской НТК «Информатика и проблемы телекоммуникаций». – Т. 3. – Новосибирск, 2006.
3. Винокуров Г.З. Микропроцессорные системы управления в лёгкой промышленности. – М.: Легпромбытиздат, 1988.

Количественные методы медиапланирования
Попов Е.В., д. э. н., заместитель директора ИЭ УрО РАН;
Шматов Г.А., с. н. с. УрГУ, к.ф-м. н
В статье обосновывается применимость аналитических методов для решения задач эффективного размещения рекламы. Излагаются основные принципы количественной теории медиапланирования, позволяющей решать задачи оптимизации рекламного бюджета при размещении рекламы в СМИ. Показано, что аналитический аппарат теории дает возможность прогнозировать все практически важные количественные характеристики медиапланов, обходясь при этом минимальным набором данных измерений.
Ключевые слова: рекламное медиапланирование, оптимизация, рекламное размещение.

Quantitative methods of media planning
Popov E.V., Deputy Head of the Institute of Economics, the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Physics and Mathematics, Doctor of Economics, epopov@mail.ru
Shmatov G.A., Senior Researcher, Ural State University, Candidate of Physics and Mathematics, sga36@mail.ru
This paper is a valid demonstration of analytical methods applicability to making decision about the effective advertising placement. The basic principles of quantitative media planning theory are presented which give the opportunity to achieve the advertising budget optimization when placing advertisements in the media. The analytical instrument of the theory in question enables to predict practically all quantitative characteristics of media plans, with the minimum set of data measurements.
Keywords: advertising media planning, optimization, reach, advertising placement

Литература

1. Сиссорс Дж.З., Бэрон Р.Е. Рекламное медиапланирование. — СПб.: Питер, 2004.
2. Хопкинс К. Реклама: Научный подход. — М.: Альфа-Пресс, 2000.
3. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. — М.: Сирин, 2001.
4. Росситер Дж.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. — СПб.: Питер, 2000.
5. Батра Р., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент. — СПб.: Вильямс, 1999.
6. Дю Плесси Э. Психология рекламного влияния. — СПб.: Питер, 2007.
7. Рекламный бизнес/Под ред. Дж.Ф. Джоунса. — М.: Вильямс, 2005.
8 Rust R. Advertising Media Models: A Practical Guide. — Lexington: Lexington Books, 1986.
9. Dayer R.F., Forman E.H., Musstafa M.A. Decision Support for Media Selection Using the Analytic Hierarchy Process // Journal of Advertising. — 1992. — Vol. 21, № 1.
10. Балабанов А.В. Занимательное медиапланирование. — М.: РИП-холдинг, 2001.
11. Назайкин А.Н. Медиапланирование на 100%. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
12. Бузин В.Н., Бузина Т.С. Медиапланирование для практиков. — М.: Вершина, 2006.
13. Кочеткова А.В. Медиапланирование: социологические и экономические аспекты. — М.: РИП-холдинг, 2005.
14. Кокрен У. Методы выборочного исследования. — М.: Статистика, 1976.
15. Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. — М.: Наука, 1989.
16. Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. — К.: Наукова думка, 1982.
17. Данько Т.П., Косоруков О.А. и др. Количественные методы анализа в маркетинге. — СПб.: Питер, 2005.
18. Мищенко А.В., Джамай Е.В. Динамическая задача определения оптимальной производственной программы // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 3.
19. Власов М.В., Попов Е.В. Оптимизация процесса управления новыми знаниями // Менеджмент в России и за рубежом. — 2007. — № 4.
20. Шматов Г.А. Основы медиапланирования: эвристический подход. — Екатеринбург: УрГУ, 2005.
21. Шматов Г.А. Математические основы медиапланирования // Деп. ВИНИТИ 04.06.03, № 1090-В2003. — Екатеринбург: УрГУ.
22. Рязанов Ю.Г., Шматов Г.А. Медиапланирование. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2002.
23. Шматов Г.А. Оценка эффективности рекламы методом дисконтированных денежных потоков // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 2005. — № 3.
24. Шматов Г.А. Медиапланирование: новый подход // Реклама. Теория и практика. — 2006. — № 1.
25. Шматов Г.А. Оптимизация периода размещения рекламы // Реклама. Теория и практика. — 2008. — № 1.

Сбалансированные наборы показателей – инструмент, но чего?
Ковалёв А.И., к. т. н., начальник отдела управления проектами ОАО ЭК «Хмельницкоблэнерго», Украина
В статье приведен подробный и критический анализ различных наборов сбалансированных показателей деятельности организаций, основанных на предъявляемых к оценке требованиях и соответственном понимании сбалансированности. Показано, что идентифицированные наборы показателей обслуживают свои собственные  требования, являются инструментом достижения конкретных целей. Актуальность и перспективность идеи сбалансированных групп параметров побуждает к более полному, системному рассмотрению – к интегральной оценке в контексте целостного восприятия компании. Отмечается важность учета духовности личности применительно к персоналу организаций, что требует исследования и операционализации.
Ключевые слова: ключевые показатели деятельности, баланс, предприятие, измерение, системный подход.

Balanced scorecard — an instrument but what?     
Kovalev A.I., The Academic degrees (if there are): PhD.Position / place of employment / training: chief of the projects management department of Khmelnitskoblenergo, Ukraine.
In article is given detailed and critical analysis different sets of balanced factors organization activities, which is founded on presented to estimation requirement and corresponding understanding of balance. It is shown that identified sets of the factors serve their own requirements and it is an instrument of the achievement of particular aims. The urgency and availability of idea of the balanced groups of parameters stimulates to more complete and systematic consideration - to integral estimation in the context of the holistic perception of company. It is noted the importance to take into account person's spirituality concerning to personnel organization that requires research and operation.
Keywords: key performance indicators, balance, business, measurement, systematic approach.

Литература

1. Браун М.Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
2. АрмстронгМ., БэронА. Performance Management. Управление эффективностью работы. – М.: HIPPO, 2005.
3. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. – М.: ИД «Вильямс», 2000.
4. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. – М.: Олимп-Бизнес, 2002.
5. Друкер П. Энциклопедия менеджмента. – М.: ИД «Вильямс», 2006.
6. Лейф Эдвинссон. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. – М.: Инфра-М, 2005.
7. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
8. Эванс Дж.Р. Управление качеством: Учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2007.
9. Чейз Р., Эквилайн Н.Дж., Якобс Р.Ф. Производственный и операционный менеджмент. – М.: ИД «Вильямс», 2003.
10. Кроуновер Д. Модель премии М. Болдриджа: спутница на всю жизнь // Стандарты и качество. – 2004. – № 11.

Стратегический менеджмент
Strategic Management

Система оценки активов: институты и кризисы
Криничанский К.В., доцент кафедры финансов и кредита Южно-Уральского государственного университета, кандидат экономических наук
Одним из наиболее острых проявлений экономического кризиса 2007–2009 годов является паралич на кредитных рынках, снижение активности в некоторых других сегментах финансового рынка, нарушения в работе системы оценки активов. Причины таких явлений находят в неудовлетворительном управлении рисками финансовых посредников при одновременном стремлении с их стороны максимизировать прибыль, сложности новых финансовых продуктов, которые возникли относительно недавно и достаточно быстро стали предметом операций значительной части игроков, потере доверия банков друг к другу, необдуманных (высоколевериджных) инвестициях нефинансовых корпораций, легкомысленности потребителей, живущих в кредит, мягкой денежной политике властей и прочих весьма различающихся по своему содержанию вещах. В настоящей статье из всего этого клубка причин, событий и явлений мы выделяем и пытаемся отследить причины прежде всего институционального характера, замыкая их на том, как они могут воздействовать на работу той части рыночного механизма, который, главным образом, связан с функцией оценки активов и финансовых инструментов, циркулирующих в рамках финансового рынка.
Ключевые слова: новая институциональная экономическая теория, финансовые рынки и институты, оценка активов, финансовый кризис, государственная политика, регулирование.

The estimation of value assets: institutions and crisises
Krinichansky K.V., associate professor of Finance & Credit Department of South Ural State University, candidate of economics
Credit crash, decrease of trading activity in a large segment of the financial market, disarrangement of the system of the estimation of value assets are the most acute aspects of the economic crisis of 2007–2009. The causes of these phenomena are found (1) in inadequate risk management by financial intermediaries combined with their endeavours to maximize profit, (2) in the complexity of new financial products, which arose fairly recently and quickly became the subject of operations of a significant part of agents, (3) in loss of trust among bankers, (4) in rash (high-leverage) investments of non-financial corporations, (5) in light-minded attitude of the consumers taking too many loans, (6) in the soft monetary policy, and other things, greatly differing by their nature. In this article we single out, above all, the institutional factors and try to trace them in this tangle of causes, events and phenomena. We explore their influence on the part of the market mechanism which is mainly connected with the function of estimation of value assets and financial instruments circulating in the financial market.
Keywords: The New Institutional Economics, Financial Markets and Institutions, Value Assets, Financial Crisis, Government Policy, Regulation.

Литература

1. Григорьев Л., Салихов М. Финансовый кризис-2008: вхождение в мировую рецессию // Вопросы экономики. – 2008. – № 12.
2. Велиева И. Жизнь после кризиса: три вопроса к рейтинговым агентствам // Рынок ценных бумаг. – 2008. – № 15.
3. Ершов М. «Кризис 2008 года: «Момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России // Вопросы экономики. – 2008. – № 12.
4. Кокшаров А. Щадящая бухгалтерия // Эксперт. – 2008. – № 46.
5. Криничанский К.В. Эволюция и трансформация институтов рынка ценных бумаг и их функций. IX–XXI вв. – Миасс: Геотур, 2008.
6. Маслов О. Банковский кризис и «мировая финансовая архитектура»: [Электронная версия]. – Режим доступа www.polit.nnov.ru/2008/03/26/crisbankglob.
7. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. – М.: Аспект Пресс, 1999.
8. Наумов Ф. Реструктуризация корпоративных долгов (рублёвых облигаций) // Рынок ценных бумаг. – 2009. – № 9–10.
9. Новиков А. Рейтинговый бизнес в условиях мирового финансового кризиса // Рынок ценных бумаг. – 2009. – № 1–2.
10. Сонин К. Правила игры: дело не в доверии // Ведомости. – 2009. – 9 фев.
11. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции. – М.: Инфра-М, 1998.
12. Шаститко А. Мировой финансовый кризис – возможность для ремонта институтов?// Вопросы экономики. – 2008. – № 12.
13. Bank For International Settlements. 79th Annual Report. 1 April 2008–31 March 2009. Basel, 29 June 2009.
14. Материалы сайта www.bis.org (сайт Банка международных расчётов).
15. Материалы сайта www.census.gov (сайт Бюро переписи населения, США).
16. Материалы сайт

Определение основных тенденций стратегического инвестиционного развития промышленных предприятий в эпоху глобализации экономики
Ахмедов Н.А., к. э. н., доцент РЭА им. Г.В. Плеханова
Выделены основные тенденции стратегического инвестиционного развития промышленных предприятий в эпоху глобализации экономики и показана необходимость исследования проблем долгосрочного экономического роста отечественных промышленных предприятий.
Ключевые слова: инвестиционная политика, инновационная активность, стратегии инвестирования, антикризисные стратегии.

Main trends in the strategic investment of industrial enterprises in the era of globalization
Akhmedov N.A., c.e.s., senior lecturer of Russian Economics Academy named by Plekhanov
Identified the main trends in the strategic investment of industrial enterprises under economic globalization; and shows the need for research of domestic industries in long-time period is analyzed.
Keywords: investment policy, industrial enterprise, investment strategy, innovative activity, anti-crisis strategy.
Литература
1. Конотопов М.В., Тебекин А.В. Апрельские тезисы 2009 года (О мировом экономическом кризисе) // Инновации и инвестиции. – 2009. – № 1.
2. Нехаев С.А. Основные тенденции развития инвестиционного рынка в эпоху глобализации. – СПб.: Инвестиционное партнёрство, 2004.
3. Ребров А.С. Комплексный подход к анализу, моделированию и прогнозированию инвестиционной деятельности экономических систем производственного типа: Автореферат дис. … канд. экон. наук. – М.: ГАСИС, 2009.
4. Сильвестров С.Н. Глобализация и формирование нового миропорядка: реальные тенденции и перспективы // Материалы международной научно-практической конференции «Вызовы современности в свете истории, философии и мировой экономики» (17–18 декабря 2007 г., г. Чебоксары).
5. Тебекин А.В. Управление инновационно-инвестиционной деятельностью в сфере информационных технологий. – М.: Палеотип, 2006.
6. Тебекин А.В. Формирование модели инновационного развития экономики.– М.: Риалтекс, 2008.

Оценка эффективности стратегического планирования на промышленном предприятии
Бойко Ю.А., аспирант кафедры «Экономика и организация производства» МГТУ «МАМИ»
Современные экономические условия страны на фоне мирового финансового кризиса определяют необходимость выживания предприятий во всех отраслях экономики, что невозможно без создания системы эффективного управления и планирования, учитывающей влияние внешней среды. Создание эффективной системы стратегического планирования приобретает особую значимость. Отсутствие стройной теории стратегического планирования и управления создает множество проблем для ее практического применения. Одна из ключевых проблем заключается в оценке эффективности действий по стратегическому планированию, в частности, разработанной стратегии, и создании, на основе этого, эффективной системы стратегического планирования на промышленном предприятии.
Ключевые слова: стратегическое планирование, эффективная система стратегического планирования, оценка эффективности стратегического планирования, интегральный показатель стратегического планирования, профиль стратегии развития предприятия.

Estimation of efficiency of strategic planning at the industrial enterprise
Boiko Y.A., postgraduated student of Economics and industrial engineering of MSTU “MAMI”
The nowadays economic situation of the country during the world financial crisis leads the enterprises of any branches of economy to survive, which is impossible without creation of system of effective management and planning that must help to protect the enterprises of dangerous environment influence. That’s why the creation of effective system of strategic planning at the industrial enterprise is becoming very important. The absence of the complete theory of strategic planning and management creates many problems for its practical application. One of the key problems is an estimation of efficiency of any activities concerning the strategic planning and, as a result of it, the developing strategy. To resolve this problem is possible with the creation of effective system of strategic planning at the industrial enterprise.
Keywords: strategic planning, the effective system of strategic planning, estimation of efficiency of strategic planning, the integrated indicator of strategic planning, the profile of developing strategy for the industrial enterprise.

Литература

1. Томпсон-мл. А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. — М.: ИД «Вильямс», 2007.
2. Balanced Scorecard (BSC) в России: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.balancedscorecard.ru/.
3. Бригхэм Ю.Ф., Эрхардт М.С. Финансовый менеджмент. — СПб.: Питер, 2007.
4. Этрилл П. Финансовый менеджмент для неспециалистов. — СПб.: Питер, 2007.
5. Ионов В.И., Тайво М.И. Механизм оценки конкурентоспособности автомобильной продукции двигателестроения // Известия МГТУ «МАМИ». Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2007. — № 2.

Методы анализа социальной сферы организации как этапа стратегического менеджмента
Парахина В. Н., д. э. н., профессор, заведующая кафедрой менеджмента Северо-Кавказского государственного технического университета
Калюгина С.Н., к. э. н., доцент кафедры менеджмента Северо-Кавказского государственного технического университета
Рассмотрено содержание, цели и задачи анализа социальной сферы организации, предложены методы его проведения. Сделаны выводы о необходимости комплексного подхода к его осуществлению. Разработана факторно-критериальная модель оценки уровня качества социальной сферы фирмы.
Ключевые слова: социальная сфера организации, комплексный анализ, социальные процессы, психологические методы, социологические методы, правовые методы, альтернативы социального поведения, управленческие методы, экономические методы, факторно-критериальная модель.

Methods of analysis of organization's social sphere as stage of strategic management
Parahina V.N. Doctor of Economics, Professor, Head of Management Department at North Caucasian State Technical University
Kalyugina S.N. Ph.D in Economics, associate professor of Management Department at North Caucasian State Technical University
The subject matter, purposes and problems of the analysis of organization's social sphere are considered. Methods of its implementation are offered. Conclusions on necessity of the complex approach to realize it are drawn. Factor and criterion model to estimate firm's social sphere quality is developed.
Keywords: social organization sphere, complex analysis, social processes, psychological methods, sociological methods, legal methods, alternatives of social behavior, administrative methods, economic methods, factor and criterion model.

Литература

1. Ильин Е.Н. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
2. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб.: Речь, 2000.
3. Системный анализ в менеджменте / Попов В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. – М.: Кнорус, 2007.
4. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент. – М.: Кнорус, 2008.

Государственное управление
Public management

Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса
Кузнецов И.А., cтарший преподаватель РГСУ, tikuz@muctr.ru
Раскрыты принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса. Автор определяет пути его финансирования применительно к современной российской экономике с учётом глобальных трансформационных процессов. Он выделяет 12 наиболее важных принципов государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса.
Ключевые слова: финансирование инновационно-инвестиционного процесса; государственная финансовая поддержка инноваций/

Principles of state support of the innovation investment process
Kuznetsov I.A., supervisor of RGSU
The subject-matter of this article is the principles of state support of the innovation investment process. The author says that innovation investment process and problems of its financing is the important part of the sistem of social reproduction. It is emphasized that there are 12 important principles of state support of the innovation investment process.
Keywords: financing of the innovation investment proces; state support of the innovation investment process.

Литература

1. Данилов А.И. Общественное воспроизводство: комбинационный экономический эффект. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.
2. Ларионов И.К. Экономическая теория, путь в XXI век. – М.: Наука, 2007.
3. Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. – М.: РНЦ ИСПИ РАН, 2003.
4. Игошин Н.В. Инвестиции. – М.: Юнити, 2006.
5. Формирование национальной финансовой стратегии России/Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2004.

Государственное управление постиндустриальным переходом регионов россии к инновационно активному обществу
Кабанов В.Н., к. э. н., доцент кафедры финансов и банковского дела Санкт-Петербургского Государственного Инженерно-Экономического Университета ИНЖЕКОНа филиал в г. Чебоксары, Директор по качеству ОАО «Досчатинский завод медицинского оборудования»;
Стерхова Н.Г., к. э. н., декан факультета финансов и бухгалтерского учета Санкт-Петербургского Государственного Инженерно-Экономического Университета (ИНЖЕКОНа) филиал в г. Чебоксары;
Кириллова Н.В., к. э. н., доцент, зав.кафедрой финансов и банковского дела Санкт-Петербургского Государственного Инженерно-Экономического Университета (ИНЖЕКОНа) филиал в г. Чебоксары.
В статье рассматривается проблема постиндустриального перехода регионов России к инновационно активному обществу, которое позволит значительно снизить уровень «бедности» и нацелит пассивные слои населения страны на достижение экстенсивного и интенсивного темпа роста организаций (отраслей). Такой результат способствует модификации парадигмы экономического роста в стране, делая акцент на информатизацию инноваций регионов как основного ресурса конкурентоспособности России в целом.
Ключевые слова: государственное управление, инновационно активное общество, постиндустриальный переход, конкурентоспособность региона, уровень бедности, экономическая надежность, экономические угрозы, экономическая политика.

Government postindustrialnym transition to russian regions innovatsionno aktivnomu society
Kabanov V.N., candidate of the economic sciences, assistant professor of the pulpit finance and bank deal SANKT-PETERSBURG State Engineering-Economic University INZHEKONA branch in CHeboksary, Director on quality OAO “Doschatinskiy plant of the medical equipment”;
Sterhova N.G., candidate of the economic sciences, dean of the faculty finance and accounting SANKT-PETERSBURG State Engineering-Economic University (INZHEKONA) branch in Cheboksary;
Kirillova H.V., candidate of the economic sciences, assistant professor, head of the chair finance and bank deal SANKT-PETERSBURG State Engineering-Economic University (INZHEKONA) branch in CHeboksary
In article is considered problem postidustrialinogo transition region to Russia to innovacionno active society, which will allow vastly to reduce the level "poverty" and targeted passive layer of the population of the country on achievement ekstensive and intensive rate of growth organization (the branches). Such result promotes the modification of the paradigm of the economic growing in country, making accent on informatization innovacion region as the main resource to competitiveness to Russia as a whole.
Keywords: state management, innovacionno active society, postindustrialiny transition, competitiveness of the region, the level to poverty, economic reliability, the economic threats, economic policy.

Литература

1. Марков М.М. Усиление структурной деформации российской экономики как основная угроза экономической безопасности России // Вестник ИНЖЕКОНа. – Серия экономика. – 2007. – № 3.
2. Седых А.М. Мы стремимся опережать время // Металлоснабжение и сбыт (спецвыпуск). – М.: МС, 2007.
3. Селищева Т.А. Информационная парадигма экономического роста // Вестник ИНЖЕКОНа. – Серия экономика. – 2007. – № 4.
4. Шеховцева Л.С. Интегральная оценка стратегической конкурентоспособности российских регионов // Вестник ИНЖЕКОНа. – Серия экономика. – 2007. – № 4.
5. Чувашская Республика и регионы Приволжского федерального округа. 2006: Стат. сборник/Госкомстат Чувашской Республики. – Чебоксары, 2006.

Управление инновационно-циклическим развитием: пример Казахстана
Хан В.А., д. э. н., Казахстан, Алматы
Уточнены закономерности в развитии стран с позиций экономической теории технического развития и теорий длинных волн. Выполнена верификация прогноза макроэкономического развития Казахстана, сделанного пятнадцать лет  назад. Уточнены особенности развития экономики Казахстана. Осуществлена оценка уровня экономики. Оптимальная структурная политика в условиях кризиса заключается в формировании шестого технологического уклада.
Ключевые слова: инновационно-циклическое развитие, технологический уклад.

Management of innovative cyclic development by example
Khan V.A., Doctor of Economics, Kazakhstan, Almaty
Laws in development of the countries from positions of the economic theory of technical development and theories of long waves are specified. Verification of the forecast of macroeconomic development of Kazakhstan made fifteen years ago is executed. Features of development of economy of Kazakhstan are specified. The optimum structural politics in conditions of crisis consists in formation of the sixth technological way.
Keywords: innovative cyclic development, technological way.

Литература

1. Через кризис к обновлению и развитию: Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 6 марта 2009 г.
2. Длинные волны: НТП и социально-экономическое развитие. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1991.
3. Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. – М.: Наука, 1990.
4. Хан В.А. Особенности роста экономики Казахстана // Деловой мир. – 2000. – № 4.
5. Хан В.А. Экономический рост в Казахстане // Деловой мир. – 2000. – № 7.

Выработка модели управления государственной недвижимостью
Завьялов А.А., к. э. н., заведующий кафедрой теории и практики управления собственностью Высшей школы приватизации и предпринимательства
Статья посвящена проблеме государственного управления имуществом, в первую очередь частным. Формирование множественности форм собственности в России потребовало создания системы государственного управления недвижимостью, определения условий построения такой системы и ее отличий от управления государственным имуществом. В статье обосновывается необходимость системного подхода, показана множественность форм государственного регулирования, необходимость учета частного интереса.
Ключевые слова: недвижимость, государственное управление, государственное имущество.

Elaboration of government real estate model
Zavyalov A.A., candidate of the economic sciences, head of theory and practice in real estate management department Higher school of privatization and entrepreneurship
The article deals with a problem of the public management of property, first of all private. Formation of multiplicity of patterns of ownership in Russia has demanded creation of a system of the public management of real estate, determination of conditions of construction of such system and differences from management of the state property. The article proves the necessity of system approach, showing multiplicity of forms of state regulation, necessity of the private interests representation.
Keywords: realty, state administration, public property.

Литература

1. Сакс Д.Д., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. — М.: Дело, 1996.
2. Mauro P. Corruption and growth // Quarterly Journal of Economics. — 1995. — Vol. 110.
3. Knack S., Keefer Ph. Does social capital have an economic payoff. A cross-country investigation // Quarterly Journal of Economics. — 1995. — Vol. 112.
4. Acemoglu D., Johnson S. Unbundling Institutions/MIT. — Massachusetts: Department of economics, July 2003 (mimeo).
5. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. — М.: Статут, 1998.
6. Амунц Д.М., Вихрян А.П. Значение Федерального закона «О концессионных соглашениях» для развития государственно-частного партнерства // Экономика и управление собственностью. — 2006. — № 1.
7. Налоговый кодекс РФ.

Примеры государственного регулирования экономики во Франции
Фоменко О.О., магистр менеджмента
В статье характеризуется эволюция механизма государственного регулирования и планирования экономики во Франции начиная со второй половины XX века – от индикативного планирования к стратегическому. Этот процесс рассматривается в контексте изменений, происходящих как внутри самой страны, так и на международном уровне. Акцент делается на системе мер государственного регулирования применительно к компаниям сферы ТЭК как одного из ключевых секторов экономики для большинства развитых стран.
Ключевые слова: индикативное планирование; государственное регулирование экономики; стратегическое планирование; топливно-энергетический комплекс; финансовый и экономический кризис.

Problem of state regulation and planning of the economy in France
Fomenko O.O., master of management with knowledge of a foreign language in the branch «Management»
The article describes the evolution of the system of state regulation and planning of the economy in France since the 2nd half of the 20th century – from the indicative planning to the strategic one. This process is treated in the context of changes both in the country and on the international scale. The particular attention is given to the system of state regulation measures for companies in the sphere of energy as one of the key sectors of the economy for the majority of developed countries.
Keywords: indicative planning; state regulation of the economy; strategic planning; fuel and energy complex; financial and economic crisis.

Литература

1. Драганов В.Г., Филиппов В.А. Опыт использования индикативного планирования. VI План экономического и социального развития Франции. – М.: КомКнига, 2006.
2. CAC 40: [Электронная версия]. – Режим доступа: www.fr.wikipedia.org.
3. Commissariat general du plan: [Электронная версия]. – Режим доступа: www. fr.wikipedia. org.
4. Francois Fillon apporte son soutien a Total: [Электронная версия]. – Режим доступа: www.lemonde.fr.
5. Loi № 2005–781 du 13 juillet 2005 de programme fixant les orientations de la politique energetique: [Электронная версия]. – Режим доступа: www.legifrance.gouv.fr.
6. Rapport «Les perspectives energetiques de la France a l’horizon 2020–2050»: [Электронная версия]. – Режим доступа: www.strategie.gouv.fr.
7. Total (entreprise): [Электронная версия]. – Режим доступа: www.fr.wikipedia.org.

Управление предприятием
Operation of business

Управление сбалансированностью деятельности нефтяных компаний
Карнаухов М.Н., к. э. н., доцент кафедры менеджмента в отраслях топливно-энергетического комплекса Тюменского государственного нефтегазового университета
Статья посвящена вопросам оценки сбалансированности звеньев технологической цепочки в рамках вертикально-интегрированных нефтегазовых структур. Для проведения данной оценки рекомендуется построение статистической модели операционного анализа деятельности компании, позволяющей выявить «узкие» места и неиспользуемые резервы производственных мощностей организации. Результаты подобной диагностики могут быть полезны при выработке стратегически важных для развития нефтяных компаний решений.
Ключевые слова: управление сбалансированностью, структурные изменения, операционный анализ, статистическая модель, нефтяная компания, мощность компании

Management of equilibration of oil companies’ activity
Karnauhov M.N., Ph.D. in Economics, Senior Lecturer in Institute of Management and Business, Tyumen State Oil and Gas University
The article is devoted to the questions of the estimation of links’ equilibration of the technological chain within the limits of the vertically-integrated oil and gas structures. The construction of statistical model of the operational analysis of activity of the company, allowing to reveal the problems and not used reserves of organization productive capacities is recommended for realization of this estimation. Results of such diagnostic can be useful for at making strategically important decisions to development of the oil companies.
Keywords: management of equilibration, structural changes, the operational analysis, statistical model, the oil company, capacity of the company.

Литература

1. Ленкова О.В., Дебердиева Е.М. Корпоративное управление реструктуризацией бизнеса предприятий нефтегазового профиля. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2007.
2. Чавкин А.М. Методы и модели рационального управления в рыночной экономике: разработка управленческих решений. — М.: Финансы и статистика, 2001.

Развитие и роль технологий CRM в производственном секторе
Кокуева Ж.М., к. т. н., доцент МГТУ им. Баумана;
Кулагин В.Е., аспирант МГТУ им. Баумана
В последнее время термин CRM (Customer Relationship Management) стал достаточно часто употребляться в прессе и обзорах современного рынка IT-интеграции и уже прочно вошел в обиход, также как когда-то это сделали системы планирования ресурсов предприятия (ERP), а несколько позже – системы управления цепочками поставок (SCM). И если пионерами по внедрению данного класса систем стали телекоммуникационные и финансовые компании, то предприятия производственного сектора достаточно долго оставались в стороне и большого интереса к этим инновационным технологиям управления бизнеc–процессами не проявляли. В представленной статье предпринята попытка ответить на вопросы, насколько необходимы CRM-системы производственным компаниям, какую практическую пользу они могут получить, и какие особенности необходимо учитывать для успешного достижения целей в проекте внедрения CRM-стратегии.
Ключевые слова: CRM, производство, стратегия, клиентский центр, продажи, маркетинг

The role of the Customer Relation Management systems for manufacturing sector
Kokueva J.M.,Moscow State Technical University n.a. N.E. Bauman;
Kulagin V.E., BMSTU, Sputnik Labs
Effective customer relationship management connects sales, marketing, and services across a diverse array of manufacturing relationships–partners, direct and indirect sales channels, distributors, retailers, and service providers. The CRM strategy helps manufacturers manage this complexity and build a customer-centric business.
Keywords: Customer Relationship Management, CRM, manufacturing, strategy, customer-centеr, sales, marketing, customer service

Литература

1. Гринберг П. CRM со скоростью света. Привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет. – СПб., М.: Символ-Плюс, 2006.
2. Ньюэлл Ф. Почему не работают системы CRM. – М.: Добрая книга, 2004.
3. Трофимов С. CRM для практиков. – М.: Автокод, 2006.

Управление формированием имиджа вуза и продажами образовательных услуг
Сиротина М.А., руководитель рекламно-информационного центра Российского химико-технологический университета им. Д.И. Менделеева, may@muctr.ru
Современное состояние рынка образовательных услуг определяется доминирующей ролью государства. Насколько эффективно применение маркетинговых технологий и коммуникаций в продвижении образовательных услуг высшего учебного заведения? Рассматриваются вопросы организации рекламной деятельности в вузе на примере Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева.
Ключевые слова: маркетинг образовательных услуг, организация рекламной деятельности, вуз.
Ключевые слова: маркетинг сферы образования, управление рекламной деятельностью, вуз.

Management of image formation in higher education and selling of educational services
Sirotina M.A., head of department of advertising and information center, MUCTR
Modern conditions in educational market are specified by dominative role of state. How effective can be marketing technologies when forwarding educational services of institute of higher education? Some problems of advertising management in institute of higher education by example of Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia are reviewed.
Keywords: educational service marketing, management of advertising, institute of higher education, college.

Литература

1. Федеральный портал «Статистика российского образования» // Материалы сайта www.stat.edu.ru
2. Николаева Е.М. Формирование рынка образовательных услуг и его регулирование. Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.01 (1). Москва, 2006. – 26 с.
3. Наумова А.В. Научно-методологические основы планирования и организации рекламной кампании [Электронный ресурс]: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. Новосибирск: РГБ, 2007 (Фонд Российской государственной библиотеки).
4. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности до 2015 года // Материалы сайта www.minprom.gov.ru/
5. Азарьева В.В. Разработка бренда высшего учебного заведения как элемент построения системы менеджмента качества/В.В. Азарьева // Университетское управление: практика и анализ. – 2004. – №2. – С. 110–125.

Управление персоналом
Stuff management

К вопросу о формировании личного бренда
Давыденко Е.А., к. э. н., ассистент кафедры экономики предприятия и предпринимательства Экономического факультета Санкт-Петербургского Государственного университета
В настоящее время понятие «бренд» стало шире и применяется не только по отношению к компаниям и товарам. Сегодня все может стать брендом. Учитывая то, что сейчас многие компании занимаются рекрутингом, ценность человека как отдельного бренда резко возросла. Как лучше позиционировать себя на рынке и как оценить свой личный бренд? Эти и другие вопросы рассматриваются в данной статье.
Ключевые слова: личный, бренд-менеджмент, имидж, ассоциация, позиционирование

To a Question on Formation of a Personal Brand
Davydenko E. A., Cand. Econ. Sci., Assistant of Professor Department of Economics and Entrepreneurship, Faculty of Economics Saint-Petersburg State University
Nowadays the concept of a brand leaves for frameworks of the separate companies and goods. Today everything can become a brand. In the terms of continuous “head hunting” which is conducted by many companies, value of persons as separate brands promptly increases. How to become that desired head, how to position itself competently in the market and to estimate personal brand – these and other matters are considered in this article.
Keywords: personal, brand management, image, association, positioning.

Литература

1. Юрьева Е. Как создать имя на рынке: [Электронная версия]. – Режим доступа: http://personafactor.ru.
2. Алексеева О.В., Николаева О.Е. Система сбалансированных показателей – комплексный подход в управленческом учёте // Аудит и финансовый анализ. – 2002. – № 3.
3. Казаков А. Что нам стоит бренд построить // Компания. – 2006. – № 5.
4. Самохин М. Брендинг личности: [Электронная версия]. – Режим доступа: http://www.marketingacademy.ru.

Система количественных показателей диагностики и оценки при проведении аудита управления кадровым резервом промышленного предприятия
Фокин К.Б., Начальник отдела подготовки персонала ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат
Современный этап развития экономики характеризуется увеличением роли человеческого ресурса в достижении стратегических целей бизнеса. Это объясняет актуальность детального анализа всех направлений системы управления персоналом,  при проведении общего аудита кадрового потенциала компании. Важным направлением в развитии персонала является управление кадровым резервом руководителей и оценка состояния данного процесса. Исследования системы управления кадровым резервом позволили сформировать совокупность показателей, обеспечивающих объективную оценку текущего состояния системы.
Ключевые слова: Управление кадровым резервом, оценка состояния системы, показатели количественной оценки, аудит персонала

The system of quantity parameters of diagnostics and estimation during conducting audit of management of a personnel reserve industrial enterprise
Fokin K.B., The head of the department of staff preparation of Public Corporation “West-Siberian Steel Corporation”
The present stage of the development of economy is characterized by the increasing role of human resources in the achievement of the strategic purposes of business. It explains urgency of the detailed analysis of all directions of the control system of the personnel during conducting the general audit of the company stuff potential. The management of the personnel reserve of managers and the estimation of this process are important directions in personnel development. Research of the control system of the personnel reserve let form a set of the quantity parameters providing an objective estimation of the system in the present situation.
Keywords: management of personnel reserve, estimation of system condition, parameters of a quantitative estimation, audit of the personnel

Литература

1. Аудит и контроллинг персонала организации: Учеб. пособие/Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2007.
2. Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом. Оценка эффективности. – М.: Экзамен, 2007.
3. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала организации: Учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2004.
4. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда. – М.: Инфра-М, 2007.
5. Фокин К.Б. Использование информационных технологий в управлении развитием персонала // Актуальные проблемы управления и экономики России на современном этапе: материалы региональной научно-практической конференции. – Томск: Изд-во НТЛ, 2008.
6. Касаткин И.А. Методология статистической оценки эффективности управления персоналом: Дис. … к. э. н. – М., 1999.
7. Как оценить деятельность службы персонала: [Электронная версия]. – Режим доступа: http://www.kadrovik.ru.
8. Мальцева И.Н. Механизмы оценки результативности работы HR-cлужбы // Справочник по управлению персоналом. – 2003. – № 12.
9. Петров Е.В., Югов А.А., Гурина О.В. Видимый результат, или Система сбалансированных показателей для службы персонала: [Электронная версия]. – Режим доступа: http://www.kadrovik.ru.
10. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учеб.-практ. пособие. – М.: Интел-Синтез, 2002.
11. Юрыгина М.Ю. Кадровый резерв: [Электронная версия]. – Режим доступа: http://www.pprofy.ru/articles/17art.html.
12. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2001.

Рационализация распределения функциональных обязанностей специалистов
Жигун Л.А., д. э. н., заведующий кафедрой менеджмента Тихоокеанского государственного экономического университета
Статья посвящена решению проблемы недостаточной эффективности работы сотрудников различных компаний из-за несовершенного закрепления за ними функциональных обязанностей. Предложен методический подход поиска рационального закрепления этих обязанностей, проиллюстрированы его возможности. Изложенная методика рационализации применима на предприятиях различных отраслей экономики. Цель – снятие несоответствий, возникающих в результате взаимодействия организационных требований и квалификационных возможностей работников.
Ключевые слова: рационализация; функциональные обязанности; концепция; оптимизация; эффективность.

The Functional Duties Distribution Methods Engineering to Experts
Zhigun L.A., professor of Pacific State University of Economy
Article is devoted to the decision of an insufficient overall performance of employees’ problem in various companies, because of imperfect fastening to them the functional duties. The methodical approach of search the rational fastening of these duties is offered. Its opportunities are illustrated. The stated technique of rationalization is applicable at the enterprises of various branches of economy. The purpose - move off the discrepancies arising as a result of organizational requirements interaction and qualifying performance capabilities of experts.
Key words: methods engineering; functional duties; conception; optimization; efficiency.

Литература

1. Анкин Д.В. Рациональность и рационализация в философском дискурсе: [Электронный вариант]. – Режим доступа http://www. philosophy. ru/library/ankin/ankin_ratio.html.
2. Ерманский О.А. К постановке проблемы рационализации // Плановое хозяйство. – 1929. – № 2.
3. Гамова В.В., Жигун Л.А., Лемесова Л.В. Розничная торговля и общественное питание на Дальнем Востоке: проблемы комплексной рационализации. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1988.
4. Путь в ХХI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. – М.: Экономика, 1999.
5. Смирнов Э.А. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2000.
6. Чижова Е.Н. Что считать рационализацией деятельности предприятия? // Российское предпринимательство. – 2003. – № 10.
7. Щербаков В.Н. Основы рациональной системы хозяйствования. – М.: Мысль, 1998.

Краткие сообщения
Briefs

Проблемы бенчмаркинга экологического управления в производственной деятельности предприятий АПК России
Савкин В.И., Всероссийский научно-исследовательский институт социального развития села ФГОУ ВПО Орел ГАУ
Дается понятие бенчмаркинга в отношении экологического управления и обосновывается его связь с производством. Раскрываются основные принципы и обсуждаются аспекты экологического менеджмента применительно к предприятиям АПК. Анализируется механизм поддержки развития экологического менеджмента и его модель применительно к производственной деятельности предприятий агропромышленного комплекса.
Статья представляет интерес для руководителей и специалистов предприятий АПК, консультантов и менеджеров, представителей органов власти и местного самоуправления, студентов и аспирантов, а также других заинтересованных лиц.
Ключевые слова: экологический менеджмент, поддержка экологического менеджмента, экологическая политика.

Problems benchmarking of ecological management in industrial activity of the enterprises of agrarian and industrial complex of Russia
Savkin V.I., The All-Russia scientific research institute of social development of village OrelSAU
The concept benchmarking is given concerning ecological management and its communication with manufacture is proved. Main principles are opened and aspects of ecological management with reference to the enterprises of agrarian and industrial complex are discussed. The mechanism of support of development of ecological management and its model with reference to industrial activity of the enterprises of agriculture is analyzed.
Article is of interest for heads and experts of the enterprises of agrarian and industrial complex, advisers and managers, representative bodies of authority and local self-management, students and post-graduate students, and also other interested persons.
Keywords: Ecological management, support of ecological management, ecological politics.

Литература

1. Чепурных Н.В., Мерзлов А.В., Антипов А.Н. Устойчивое развитие сельской местности в России: концепция и рекомендации. — М., Иркутск, 2000.
2. Мерзлов А.В. Концептуальные основы устойчивого развития сельской местности// Вестник РАСХН. — 2005. — № 3.
3. Козлов В.В. Устойчивое развитие сельских территорий и консультационная поддержка этого развития // Ваш сельский консультант. — 2006.– № 2.
4. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экологический менеджмент. — Р-н/Д: Феникс, 1997.
5. Пахомова Н., Эндарс А., Рихтер К. Экологический менеджмент. — СПб.: Питер, 2003.
6. Дайман С.Ю., Островкова Т.В., Заика Е.А., Сокорнова Т.В. Системы экологического менеджмента для практиков. — М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004.
7. Борисов В.Ю. Влияние инновационной деятельности отрасли на процессы ресурсосбережения/ВИНИТИ // Экономика природопользования. — 2007. — № 5.

Оптимизация процессов регионального развития лизинговой компании
Пацанов С.В., магистр экономики, старший менеджер лизинговой компании ЗАО «Европлан»
В настоящей статье автор выявляет основные проблемы, с которыми сталкиваются федеральные лизинговые компании, выходящие на региональные рынки, и предлагает пути их решения.
Ключевые слова: лизинговая компания, региональный рынок, региональное развитие, арендные отношения, региональный рынок лизинговых услуг, канал продаж, точка самоокупаемости.

Optimization of the processes of leasing company regional development
Patsanov S.V., Master of economics, senior manager of the Europlan leasing company
In this article the author shows main problems which coming to regional markets federal leasing companies face with, and offers the solutions.
Keywords: leasing company, regional market, regional development, leasing relationships, regional market of leasing services, channel of selling, point of self-repayment.


Подписаться на издание: Менеджмент в России и за рубежом



Ранее просмотренные страницы