Менеджмент в России и за рубежом №2,  2010

Менеджмент в России и за рубежом №2' 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Теория менеджмента
Management theory

Развитие методологии управления человеческими ресурсами на основе системно-синергетического подхода
Катунина И.В., к. э. н., заведующая кафедрой «Менеджмент и маркетинг» Омского государственного университета путей сообщения, ikatunina@mail.ru
Эволюционное движение от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами, отмечаемое в теории практике управления людьми в организации, потребовало формирование новых системных представлений, отражающих изменения в объекте, субъекте и методах управления людьми. В статье рассмотрены основные направления развития методологии управления человеческими ресурсами на основе инвентаризации результатов исследований в рамках системно-синергетического подхода
Ключевые слова: управление персоналом, управление человеческими ресурсами, системный подход, синергетика.

Human resource management methodology development on the basis of system-synergy approach
Katunina I.V., Candidate of economic science, Head of Management and Marketing Chair, Omsk State Transport University, ikatunina@mail.ru
Evolutionary movement from personal management to human resource management noted in theory and practice of human management requires new system concepts presenting changes in human management objects and methods. In the article the main directions of human resource management methodology development on the basis of inventory of the findings within the scope of system-synergy approach are considered.
Keywords: personal management, human resource management, system approach, synergetics.

Литература
1. Апенько С.Н. Методология, теория и практика оценки персонала в современных условиях. — М.: Информ-Знание, 2005.
2. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. — К.: София; М.: ИД «София», 2003.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. — М.: КомКнига/URSS, 2005.
4. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. — СПб.: Наука, 2007.
5. Половинко В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. — М.: Информ-Знание, 2002.
6. Райт П.М., Босвелл У.Р. Интеграция области управления человеческими ресурсами: обзор и синтез микро- и макроподходов к исследованию управления человеческими ресурсами // Российский журнал менеджмента. — 2007. — № 1. — С. 139–172.
7. Хиценко В.Е. Несколько шагов к новой системной методологии // Социс. — 2001. № 3. — С. 8–15.
8. Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности / Избранные труды. — М.: Шк. культ. полит., 1995. — С. 233–280.
9. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. — М.: Издательство иностранной литературы, 1959.
10. Bowen D.E., Ostroff C. Understanding HRM–firm performance linkages: the role of the “strength” of the HRM system // Academy of Management Review, 2004. Vol. 29. № 2. P. 203–221.
11. Ostroff C., Bowen D.E. Moving HR to a higher level: Human resource practices and organizational effectiveness // Multilevel theory, research, and methods in organizations / K.J. Klein, S. W. J. Kozlowski (Eds). San Francisco: Jossey-Bass, 2000. P. 211–266.
12. Purcell J. Best practice and best fit: chimera or cul-de-sac? // Human Resource Management Journal, 1999. Vol. 9. № 3. P. 26–41.
13. Tyson S. Human resource strategy: A process for managing the contribution of HRM to organizational performance // International Journal of Human Resource Management, 1997. Vol. 8. № 3. P. 277–290.

Многокритериальный подход к оценке конкурентоспособности организаций
Абдразаков Р.И., доцент кафедры Экономики ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», abdrazakov@inbox.ru
Проблема определения конкурентоспособности является одной из приоритетных задач в управлении организацией. Эта статья рассматривает процедуры оценки с позиции теории многокритериальной оптимизации. Это позволяет по новому взглянуть на вопрос оценки конкурентоспособности организаций.
Ключевые слова: конкурентоспособность организаций, многокритериальная оптимизация, оптимизационный подход.

The multi-objective approach to an estimation of competitiveness of company
Abdrazakov R.I., candidate of the economic sciences, senior lecturer of chair of Economy, Tyumen state university of building and architecture, abdrazakov@inbox.ru
The problem of definition of competitiveness is one of priority problems in management of company. This article considers procedures of an estimation from an item of the theory of a multi-objective optimization. It allows on new to look at a problem of an estimation of competitiveness of company.
Keywords: competitiveness of company, multi-objective optimization, optimization approach.

Литература
1. Васильев В.Д. Оптимизационный подход к выбору инвестиционных стратегий и проектов в строительстве объектов региона. — СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2004.

Реализация стратегического намерения
Ковалёв А.И., к. т. н., начальник отдела управления проектами ОАО ЭК «Хмельницкоблэнерго», Украина, sintyck@mail.ru
В статье приведен подробный и критический анализ различных наборов сбалансированных показателей деятельности организаций, основанных на предъявляемых к оценке требованиях и соответственном понимании сбалансированности. Показано, что идентифицированные наборы показателей обслуживают свои собственные требования, являются инструментом достижения конкретных целей. Актуальность и перспективность идеи сбалансированных групп параметров побуждает к более полному, системному рассмотрению — к интегральной оценке в контексте целостного восприятия компании. Отмечается важность учета духовности личности применительно к персоналу организаций, что требует исследования и операционализации.
Ключевые слова: наборы сбалансированных показателей, идентификационные наборы показателей.

Realization of strategical intention
Kovalev A.I., The Academic degrees (if there are): PhD.Position / place of employment / training: chief of the projects management department of Khmelnitskoblenergo, Ukraine, sintyck@mail.ru
In article is given detailed and critical analysis different sets of balanced factors organization activities, which is founded on presented to estimation requirement and corresponding understanding of balance. It is shown that identified sets of the factors serve their own requirements and it is an instrument of the achievement of particular aims. The urgency and availability of idea of the balanced groups of parameters stimulates to more complete and systematic consideration — to integral estimation in the context of the holistic perception of company. It is noted the importance to take into account person's spirituality concerning to personnel organization that requires research and operation.
Keywords: sets of balanced factors, identified sets of balanced factors.

Литература
1. Браун М.Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
2. АрмстронгМ., БэронА. Performance Management. Управление эффективностью работы. — М.: HIPPO, 2005.
3. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. — М.: ИД «Вильямс», 2000.
4. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.
5. Друкер П. Энциклопедия менеджмента. — М.: ИД «Вильямс», 2006.
6. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. — М.: ИНФРА-М, 2005.
7. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
8. Эванс Д.Р. Управление качеством: Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
9. Чейз Р., Эквилайн Н. Дж., Якобс Р.Ф. Производственный и операционный менеджмент. — М.: ИД «Вильямс», 2003.
10. Кроуновер Д. Модель премии М. Болдриджа: спутница на всю жизнь // Стандарты и качество. — 2004. — № 11. — С. 68–70.
11. Фелпс Б. Умные бизнес-показатели: Система измерений эффективности как важный элемент менеджмента. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2004.
12. Нивен П.Р. Сбалансированная система показателей — шаг за шагом: Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов. — Днепропетровск: Баланс-клуб, 2003.
13. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2003.
14. Ковени М., Гэнстер Д., Хартлен Б., Кинг Д. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
15. Horvath & Partners. Внедрение сбалансированной системы показателей. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
16. Олве Н.Г., Петри К.Й., Рой Ж., Рой С. Баланс между стратегией и контролем. Заставьте работать карту показателей BSC. — СПб.: Питер, 2005.
17. Фридаг Х.Р., Шмидт В. Сбалансированная система показателей. — М.: Омега-Л, 2006.
18. Вильямс Р. Управление деятельностью служащих. — СПб.: Питер, 2003.

Предпосылки возникновения коллегиального исполнительного органа компании
Заворотченко И.А., Председатель Правления ООО «Холдинговая компания «Домостроитель», zav_i@mail.ru
Тихонов Д.Н., директор по правовым и административным вопросам ОДО «Зет билд», кандидат экономических наук, taxil@list.ru
В настоящей статье авторы предпринимают попытку оценить закономерность возникновения такого организационно-управленческого феномена как коллегиальный исполнительный орган организации. Кроме того, указывается на объективные предпосылки его возникновения. При этом авторы опираются как на собственный практический опыт, так и на известные теоретические концепции. Принимаются во внимание концепция жизненного цикла организации в трактовке Л. Грейнера и И. Адизеса, а также теория «идеального руководителя» И. Адизеса.
Ключевые слова: Корпоративное управление, коллегиальный исполнительный орган, жизненный цикл организации, базовые функции менеджмента, организационная структура, территориальная структура, межфункциональная координация.

The preconditions for origin of company’s executive board
Zavorotchenko I.A., Chairman of the executive Board, “The Domostroitel Holding”, zav_i@mail.ru
Tikhonov D.N., PhD in economics, Director on legal and administrative affairs, “Zet Build”, taxil@list.ru
It is an attempt to catch the tendency for origins of corporate executive board as the corporate governance phenomena. As a result the objective preconditions of that is became explicit. In the base of this researching are the authors’ own practice and the famous theoretic models, first of all — the corporate lifecycle theories by L. Greiner and I. Adizes and the ideas of the book The Ideal Executive: Why You Cannot Be One and What To Do About It by I. Adizes.
Keywords: corporate governance, executive board, corporate lifecycle, management’s basic functions, organizational structure, territorial structure, interfunctional coordination.

Литература
1. Колтунов И. Общества с ограниченной ответственностью в России и Украине: общие черты и различия // Украинский деловой вестник. — 2007. — № 1.
2. Материалы Ярославской торгово-промышленной палаты о предприятиях в Латвии. Материалы сайта http://www.yartpp.ru/ved_obzor12.htm.
3. Материалы компании Engineering and Consulting Group s.r.o. о различиях АО и ООО в Чехии. Материалы сайта http://www.ecgroup.ru
4. Закон КНР «О компаниях». Материалы сайта http://www.chinapro.ru/law/27/
5. Adizes I. The Ideal Executive. Why You Cannot Be One and What To Do About It. Adizes Institute Publications, Santa Barbara, CA, 2004.
6. Адизес Ицхак Кальдерон. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
7. Грейнер Л. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия «Менеджмент» (4), 2002.
8. Adizes I. Corporate lifecycles: How and Why Corporations Grow and Die and What to Do about it. Prentice Hall: Englewood Cliffs, N. J., 1988.
9. Adizes I. Managing Corporate Lifecycles. Prentice Hall: Paramus, N. J., 1999.
10. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. — СПб.: Питер, 2007.
11. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Модели жизненных циклов организаций // Менеджмент: век XX — век XXI. — М.: Экономистъ, 2004.
12. Филонович С.Р., Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов организации И. Адизеса и российская действительность // Социс. — 1996. — № 10.
13. Матвеева А. Рыба растет с головы // Эксперт. — 1999. — № 8.
14. Ивашковская И.В., Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Проблематика корпоративного управления в контексте жизненного цикла организации // Российский журнал менеджмента. — 2004. — № 4.
15. Тихонов Д.Н. Правовая работа на 100%. Эффективное юридическое сопровождение бизнеса. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
16. Заворотченко И.А. Понятие и правовая природа саморегулируемых организаций // Коллегия. Российский правовой журнал. — 2006. — № 4.
17. Заворотченко И.А. Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников фондового рынка // Право и экономика. — 2006. — № 11.
18. Заворотченко И.А. Кто контролирует страховщиков. (О проблемах СРО в автостраховании) // ЭЖ-Юрист. — 2006. — № 26.
19. Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российского права. — 2007. — № 8.

Интеллект как средство формирования компетенций в менеджмент-образовании
Литке Е.С., и. о. зав. кафедрой «Экономика и информатика» КИТБ — филиал РМАТ (Калужский институт туризма и бизнеса — филиал Российской международной академии туризма), litkees@mail.ru
Пудич В.С., д. э. н., доцент кафедры «Менеджмент» ГУУ, г. Москва
Данная статья показывает, что залогом успеха в менеджменте становится скорость новаций, своеобразный вектор развития компетенций, реализуемы на основе интеллектуальных возможностей менеджеров и СЭС в целом. Интеллект, являясь продуктом и инструментом жизнедеятельности менеджера, необходим для его профессиональной деятельности. Поэтому можно говорить о целенаправленном формировании интеллекта, распределенности этого процесса во времени, а также его свойствах, их измеримости и качестве.
Ключевые слова: интеллект, интеллектуальная собственность, профессиональная деятельность, компетенции, менеджмент-образование.

Intelligence as a means to build skills in management-education
Litke E.S., post-graduate GUU, the manager Chair «Economy computer science» KITB — branch RMAT (the Kaluga institute of tourism and business — branch of the Russian international academy of tourism) Kaluga, litkees@mail.ru
Pudich V.S., doctor of economy science, the senior lecturer of chair «Managment», GUU, Moscow
This article shows that the key to success in management is becoming the rate of innovations, a sort of vector of development of competencies, implemented on the basis of the intellectual capacities of managers and SES as a whole. Intelligence, as a product and tool life management, necessary for his professional activities. Therefore, we can speak about the formation of focused intelligence, distributed this process over time, as well as its properties, their measurability and quality.
Keywords: intelligence, intellectual property, professional experience, competence, management-education.

Литература
1. Материалы международной научно-практической конференции «Личность менеджера в современных условиях» от 19–20 апреля 2005 г. — М.: ГУУ, 2005.
2. Соклакова И.В. Интеллектуальный потенциал: содержание и оценка // Актуальные проблемы управления: Сборник. — М.: ГУУ, 2006. Вып. 2. — С. 166–169.
3. Теслинов А.Г. Концептуальное мышление как конструктивная философия // Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе.
Труды 28-й Международной конференции 19–28 мая 2003 г. — Гурзуф. — С. 256–258.

Стратегический менеджмент
Strategic management

История развития и основные факторы финансово-экономического кризиса в России в конце 2008 — начала 2009 года
Кравченко П.П., к.э.н., генеральный директор ЗАО «ИНВЕСТКОМ», главный редактор журнала «Портфельный инвестор», info@portfelinvestor.ru
В статье рассматриваются важнейшие аспекты российской экономики: модель и история возникновения финансово-экономических кризисов, основанных на дефиците поступления валютных средств; основные системообразующие факторы, существенно влияющие на дестабилизацию отечественной финансовой и экономической системы.
В разделе «история финансово-экономических кризисов» на основе анализа кризисов 1990, 1998 и 2008 годов показана модель формирования и развития кризисных явлений в современной России.
Вторая часть материала посвящена негативным факторам, которые являются одними из основополагающих моментов, способствующих созданию критических ситуаций в отечественной экономике: внешний долг, структура платежного баланса, утечка капитала.
Ключевые слова: кризис, внешний долг, капитал, экономика, импорт, доход.

History and major factors of the financial and economic crisis in Russia in the end of 2008 — beginning of 2009
Kravchenko P.P., GEO “INVESTCOM”LTd., cheef-editor of magazine “Portfolio investor”, info@portfelinvestor.ru
In the article we look into the key features of the Russian economy: a model and a history of creation of financial and economic crises based on a currency inflow deficit; the crucial backbone factors which influence drastically on destabilization of the domestic financial and economic system.
Having analyzed the crises of 1990s, 1998s and 2008s, in the chapter “History of financial and economic crises” we showed a model of formation and development of signs of the crisis in modern Russia.
The second part of the article is devoted to the negative factors which are considered to be one of those fundamental issues contributing to creation of critical situations in the domestic economy: external debt, structure of balance of payments, capital outflow.
Keywords: crisis, external debt, capital, economy, import, income.

Литература
1. Кравченко П.П. Курс лекций для портфельного инвестора. — М.: Дело и Сервис, 2010.
2. Материалы сайта www.cbr.ru
3. Материалы сайта www.gks.ru
4. Материалы сайта www.minfin.ru
5. Материалы сайта www.portfelinvestor.ru
6. Материалы сайта www.economy.gov.ru

Разработка стратегии управления холдингом по ключевым показателям стоимости
Синюков А.В., Институт проблем управления РАН, г. Москва, lexx67@gmail.com
Рассматривается задача управления холдингом, в рамках которой приведены разработки и использованы модели стоимости компании, адекватно учитывающую не только операционный, но и инвестиционный процесс. В работе показано применение ключевых показателях факторов стоимости, и применение методов факторного анализа позволяющих эффективно управлять компанией, выбор и обоснование модели факторного анализа для целей оценки и управления стоимостью компаний холдингового типа.
Ключевые слова: стоимость компании, управление холдингом, инвестиционный процесс, эффективность инвестиций, финансовый кризис, факторный анализ, стоимость капитала.

Working out of strategy of management by the holding, based on key cost indexes
Sinyukov A.V., Russian Academy of Sciences (RAS) Institute of Control Sciences, The younger scientific employee, lexx67@gmail.com
The problem of management is considered by holding in which frameworks workings out are resulted and models of cost of the company, adequately considering not only operational, but also investment process.
Keywords: company cost, management of holding, investment process, efficiency of investments, financial crisis, the factorial analysis, capital cost.

Литература
1. Горошникова Т.А., Цвиркун А.Д. Разработка моделей и инструментальных средств оптимизации развития холдинговой компании. — М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2007.
2. Жаров Д. Финансовое моделирование в Excel. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
3. Коуплед Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний. Оценка и управление. — М.: Олимп-Бизнес, 1999.
4. Синюков А.В. Анализ эффективности управлением предприятия на основе метода экономической прибыли // V Всероссийская школа-семинар молодых ученых «Управление большими системами», Липецк 21–24 октября 2008 г.: Сборник трудов. Т. 1. — С. 271–275.
5. Синюков А.В. Совершенствование метода расчёта терминальной стоимости для оценки и управления стоимостью компании// Труды VI Всероссийской конференции молодых ученых по институциональной экономике. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. Т. 1. — С. 164–168.
6. Синюков А.В. Анализ недостатков метода экономической прибыли при управлении предприятием // Информационно-математические технологии в экономике, технике и образовании. Тезисы докладов III Международной научной конференции. — Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. — С. 147–148.
7. Синюков А.В. Совершенствование методики расчета терминальной стоимости компании для целей оценки и управления // Информационно-математические технологии в экономике, технике и образовании. Тезисы докладов III Международной научной конференции. — Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. — С. 149–150.
8. Синюков А.В. Анализ современных методов управления риском на финансовых рынках // Юность науки. Материалы III студенческой научно-практической конференции Института экономики, управления и права РГГУ. — М.: МПА-Пресс, 2007. — С. 65–70.
9. Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласкова Н.С. Международные стандарты финансовой отчётности: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». — М.: Омега, 2006.
10. Международные стандарты финансовой отчётности (на рус. яз.). — М.: Аскери — АССА, 1998, 1999.
11. Четыркин Е.М. Финансовая математика: Учебник. — 8-е изд. — М.: Изд-во «Дело» АНХ», 2008.
12. Пласкова Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ: Учебник. — М.: Эксмо, 2007.
13. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. — М.: ИНФРА-М, 2005.

Задача формирования портфеля технологий промышленного предприятия на основе анализа основных моделей и методов формирования портфелей проектов
Корнилов С.С., к. э. н., ГОУ «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева», директор гуманитарного института, kornilov_sergey@yahoo.de
Автором в статье рассматриваются основные модели и методы формирования портфелей проектов, возможность их применения для формирования портфеля технологий промышленных предприятий, определяется место и роль этого процесса в общей структуре управления процессами промышленного предприятия, дается общая задача формирования портфеля технологий промышленного предприятия.
Ключевые слова: портфель технологий, портфель проектов, формирование, промышленные предприятия, критерии отбора, оценка, трансфер технологий, стратегическое управление.

Technologies portfolio creating for industrial enterprise based on an analysis of the basic models and methods of projects portfolio formation
Kornilov S.S., Director of the Liberal Arts Institute of the Samara State Aerospace University, kornilov_sergey@yahoo.de
The author considers the basic models and methods of projects portfolios formation, possibility of their application for technologies portfolio formation of the industrial enterprises, the place and a role of this process in the industrial enterprise general management structure, the general problem of technologies portfolio formation of the industrial enterprise.
Keywords: Technologies portfolio, projects portfolio, formation, industrial enterprises, selection criteria, technology transfer, rating, strategic management.

Литература
1. Кристенсен Клейтон М. Дилемма инноватора. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
2. Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В. Модели и методы управления портфелями проектов. — М.: ПМСОФТ, 2005.
3. Journal of Finance. 7 (1952). S. 77–91. ISSN 0022-1082.
4. Tobin J. The Theory of Portfolio Selection in F.H. Hahn and F.R.P. Brechling (eds).
5. Sharpe W.E. Portfolio Theory and Capital Markets.
6. Radulescu Z., Radulescu M. Project Portfolio Selection Models and Decision Support. Материалы сайта www.ici.ro
7. Корнилов С.С. Метод формирования портфелей технологий промышленных предприятий (на примере авиационно-космического комплекса Самарской области): Дисс. на соискание степени канд. экон. наук. Специальность 08.00.05.
8. Горбунов В.Д. Организация инвестиционных процессов при управлении проектами. — Тольятти: ТГУ, 2006.

Отраслевой менеджмент
Branch mangement

Этапы конкурентного позиционирования предприятия информационно-технологической отрасли на российском рынке (на примере ИТ-отрасли)
Рубина Э.Ю., к. э. н., помощник ректора Московской финансово-промышленной академии, ERubina@mfpa.ru
В качестве примера деятельности по конкурентному позиционированию субъектов консалтинга рассматривается сфера ИТ-консалтинга. В настоящее время данная сфера является одной из наиболее быстро развивающихся областей консалтинга. В качестве примера деятельности по конкурентному позиционированию субъектов консалтингового предпринимательства в сфере ИТ-консалтинга рассматриваются действия компании IBS.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентное позиционирование, консалтинг, ИТ-консалтинг.

Phases of competitive positioning of IT-company on Russian market
Rubina E.Y., Ph.D.(Econ.), Assistant to the Rector Moscow University of Industry and Finance, ERubina@mfpa.ru
As an example of the competitive positioning activity of the consulting company IT sphere is considered. Nowadays this is an actively developing sphere. The activities of the IBS company are described as an example of competitive positioning activity of IT-company.
Keywords: competititon, competitive positioning, consulting, IT-consulting.

Литература
1. Алешникова В.И. Управленческое консультирование // Экономист. — 1991. — № 1.
2. Бабошин А.В. Конкурентная позиция как конкурентное преимущество компании // Роль бизнеса в трансформации российского общества. Вып. 2. — М.: Маркет ДС, 2007.
3. Блок П. Безупречный консалтинг. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007.
4. Иванов М.С., Фербер М.В. Руководство по маркетингу консалтинговых услуг. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2003.
5. Рубин Ю.Б. Стратегии конкурентного поведения субъектов предпринимательства: в поисках рационального выбора // Общество и экономика. — 2005. — № 2.
6. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. — 5-е изд. — М.: Маркет ДС, 2006.
7. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. — М.: Маркет ДС, 2006.
8. Рубина Э.Ю. Рейтинг консультантов // Российское предпринимательство. — 2008. — № 9.
9. Рубина Э.Ю. Особенности услуг в области ИТ-консалтинга // Экономические науки. — 2008. — № 7.
10. Рубина Э.Ю. Анализ рынка консалтинговых услуг за 2003 и 2006 гг. // Экономические науки. — 2008. — № 7.

Диагностика финансовой несостоятельности в системе анализа и оценки деятельности сельскохозяйственных предприятий
Круш З.А., профессор кафедры финансов и кредита Воронежского ГАУ
Ткачёва Ю.В., аспирант кафедры финансов и кредита Воронежского ГАУ, julchen19@yandex.ru
В условиях, когда финансовая несостоятельность и банкротство являются потенциальной угрозой для каждого агроформирования, качественная диагностика финансовой несостоятельности позволит не только преодолеть финансовую несостоятельность, но и реализовать программы финансового оздоровления, существенно улучшив состояние сельскохозяйственных предприятий. Разграничение уровневых подходов к преодолению финансовой несостоятельности сельскохозяйственных предприятий и определение качественных критериев целесообразности их финансового оздоровления должно позволить предприятию оценить имеющиеся резервы и, по возможности, самостоятельно выйти из кризисной ситуации. При этом внешние методы должны быть направлены не только на обеспечение финансовыми и денежными ресурсами, но и на повышение эффективности менеджмента предприятия.
Ключевые слова: диагностика, экономический анализ, банкротство, финансовая несостоятельность, финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий, финансовое оздоровление.

Diagnostics of a financial inconsistency in system of the analysis and an estimation of activity of the agricultural enterprises
Krush Z.A., candidate of economics, the professor of chair of the finance and the credit of economic faculty VGAU
Tkacheva J.V., the post-graduate student of chair of the finance and the credit of economic faculty VGAU, julchen19@yandex.ru
In conditions when the financial inconsistency and bankruptcy are potential threat for each agroformation, qualitative diagnostics of a financial inconsistency will allow not only to overcome a financial inconsistency, but also to realise programs of financial improvement, essentially having improved a condition of the agricultural enterprises. Differentiation approaches to overcoming of a financial inconsistency of the agricultural enterprises and definition of qualitative criteria of expediency of their financial improvement should allow to the enterprise to estimate available reserves and, whenever possible, independently to leave a crisis situation. Thus external methods should be directed not only on maintenance with financial and monetary resources, but also on increase of efficiency of management of the enterprise.
Keywords: diagnostics, the economic analysis, bankruptcy, a financial inconsistency, a financial condition of the agricultural enterprises, financial improvement.

Литература
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 26 ноября 2002 г. №127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. С. 10060–10200.
2. Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 9 июля 2002 г. № 83–ФЗ // Информационный бюллетень Минсельхоза России. — 2002. — № 9, 10.
3. Бланк И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием. — К.: Эльга, Ника-центр, 2006.
4. Гиляровская Л.Т. Финансово-инвестиционный анализ и аудит коммерческих организаций. — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1997.
5. Любушин Н.П. Анализ финансового состояния организации: Учеб. пособие. — М.: Эксмо, 2007.

Управление предприятием
Operation of business

Управление затратами по критерию себестоимости
Коновалова Г.И., к. э. н., доцент кафедры экономики, организации производства, управления Брянского государственного технического университета, eopuk@mail.ru
Описан подход к управлению затратами на промышленном предприятии в условиях сегодняшней производственной и конкурентной среды. Используемый для этого метод обеспечивает целевое снижение себестоимости разработки и проектирования нового продукта и управление отклонениями от нормативных издержек для непрерывного усовершенствования себестоимости на стадии производства.
Ключевые слова: предприятие, система, управление, затраты, модель, метод.

Cost management by cost criterion
Konovalova G.E., associate professor of Bryansk State Technical University, economics, Industrial engineering and management department
Approach to the cost management on the industrial enterprise on terms of today’s productive and competitive environment is described. Method used for this purpose ensures the target cost saving of new product’s design and engineering and management of standard cost’s deviations for the continuous cost improvement on the phase of production.
Keywords: enterprise, system, management, cost, model, method.

Литература
1. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
2. Коновалова Г.И. Практический подход к сбалансированному управлению промышленным предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. — 2009. — № 3.
3. Коновалова Г.И. Система интегрированного управления затратами предприятия на основе подетального метода // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 4.
4. Коновалова Г.И. Требования к информационной системе управления затратами на промышленном предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. — 2006. — № 2.

Методический подход к управлению имиджем предприятия
Мамон Н.В., к. э. н., доцент кафедры «Экономика и управление» ГОУ ВПО Костромского государственного технологического университета, mamon@kostroma.ru
Смирнова Ю.А., аспирант кафедры «Экономика и управление» ГОУ ВПО Костромского государственного технологического университета, yuliasmir@rambler.ru
В статье дана авторская трактовка определений понятий имидж и репутация, приведены принципиальные отличия имиджа от репутации. Уточнена и дополнена типология имиджа организации, на основе которой сформированы требования к имиджу. В данной работе представлена принципиальная трех контурная модель процесса управления имиджем предприятия, разработанная авторами. Кроме того, приведен авторский вариант структуры имиджа компании, представлен механизм целенаправленного процесса управления имиджем предприятия на основе его оценки, рассмотрены процессы управления и формирования имиджем предприятия, уточнена и дополнена модель коммуникационного процесса.
Ключевые слова: имидж, репутация, типология имиджа, функции имиджа, процесс управления имиджем компании, процесс формирования имиджа предприятия, структура имиджа, элементы имиджа предприятия, целевые аудитории имиджа предприятия, оценка имиджа, коммуникационный процесс.

Technical approach to company image management
Mamon N.V., candidate of economics science, associate professor in economics and management of Kostroma State Technology University, mamon@kostroma.ru
Smirnova Y.A., postgraduate student in economics and management of Kostroma State Technology University, yuliasmir@rambler.ru
In the article you can find a definition of terms “image” and “reputation”, main differences between these terms are produced. Typology of company image — which is the base for image requirements — has been revised and supplemented. In the research a principle 3 — outline model of company image management has been worked out by authors and presented. There is also authors’ variant of company image, mechanism of task-oriented company image management on the base of its evaluation, procedures of company image creating and management are treated in the research, model of communication process has been researched and supplemented.
Keywords: image, reputation, image typology, image functions, process of company image management, process of company image creating, image structure, units of company image, target group of company image, image evaluation, communication process.

Литература
1. Смирнова Ю.А. Сравнительный анализ подходов к определению понятий «имидж» и «репутация» // Маркетинг. — 2009. — № 3.
2. Бинецкий А.Е. Паблик рилейшнз. Защита интересов и репутации бизнеса: Учеб.-практ. пособие. — М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд.– М.: Гардарики, 2002.
4. Политическая имиджелогия. — М.: Аспект Пресс, 2006.
5. Смит П. Коммуникации стратегического маркетинга: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Анализ состояния системы корпоративного управления на примере промышленной компании машиностроительного профиля
Третьякова Е.П., к. т. н., доцент Южно-Уральского технического университета, sky_is_over@bk.ru
Хафизова Л.З., специалист Управления по делам молодежи администрации г. Челябинска
В статье обоснована связь результативности корпоративного управления и стратегической эффективности компании. Предлагается результативность корпоративного управления оценивать на двух уровнях: стратегическом и оперативном. Выделены группы показателей состояния корпоративного управления. В соответствии с теоретическими основами корпоративного управления предложен, обоснован и опробован алгоритм исследования состояния корпоративного управления. Выявлены проблемы корпоративного управления промышленной компании, предложены направления их разрешения.
Ключевые слова: качество и результативность корпоративного управления, стратегическая эффективность компании, структура системы корпоративного управления, алгоритм исследования корпоративного управления, показатели состояния корпоративного управления, проблемы корпоративного управления промышленной компании.

Analysis of corporate management situation illustrated by industrial company of mechanical engineering profile
Tretyakova E.P., сandidate of technical sciences, associated professor of South Ural State university, Chelyabinsk sky_is_over@bk.ru
Khafizova L. Z., specialist of Board of Youth Affairs in Chelyabinsk Administration
The article claims connection between quality of corporate management and company strategic efficiency. It formulates principles of building methodology of analysis, offers a particular algorithm of corporate management research in accordance with theoretical bases of corporate management. Groups of indices of corporate management are present in the article. It also indicated problems of corporate management in an industrial company, as well as offers ways of solving them.
Keywords: quality and efficiency of corporate management, strategic company efficiency, structure of corporate management system, algorithm of corporate management research, indices of corporate management, problems of corporate management in industrial companies.

Литература
1. Панфилова Е.Е. Некоторые аспекты формирования системы корпоративного управления в промышленной организации // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — № 4. — С. 48–60.
2. Вдовенко З.В., Андреева И.А. Особенности методологии управления корпоративными структурами в современном обществе // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 6. — С. 10–17.
3. Ивашковская И., Пономарёва М., Сеттлз А. Деятельность советов директоров и стратегическая эффективность компаний // Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 8. — С. 76–87.
4. Исаев Д. Сущность корпоративного управления // Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 7. — С. 64–69. // Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 12. — С. 75–84.
6. Панфилова Е.Е. Формирование системы корпоративного управления в глобально-интегрированной промышленной организации (часть 2) // Менеджмент сегодня. — 2008. — № 3. — С. 131–145.
7. Панфилова Е.Е. Формирование системы корпоративного управления в глобально-интегрированной промышленной организации // Менеджмент сегодня. — 2008. — № 2. — С. 71–77.
8. Дементьев В. Корпоративные планы как инструмент корпоративного управления в компаниях с государственным участием // Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 8. — С. 68–75.
9. Маслов Д.В., Ватсон П.Р., Чилиши Н.Д. Применение функциональной модели оценки менеджмента для достижения устойчивых конкурентных преимуществ // Менеджмент в России и за рубежом. — 2007. — № 3. — С. 10–31.

Управление персоналом
Stuff management

Мотивационный менеджмент как фактор повышения эффективности управления персоналом
Коблева А.Л., к.псих.н. ,доцент каферы андрагогики, ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт, ankobleva@yandex.ru
В представленной статье я попыталась рассмотреть и проанализировать базу мотивационного менеджмента. Я считаю, что способность мотивировать и стимулировать персонал является главным индикатором профессионализма и обеспечивает преуспевание организации. Профессиональная компетенция и способности сотрудников не принесут желаемый результат, если у них не будет главного — желания работать. Поэтому каждый руководитель первоначально должен думать о повышении мотивации своих подчиненных. Их энтузиазм принесет больше прибыли, чем принуждение и ежеминутный контроль.
Ключевые слова: мотивационный менеджмент, приверженность идее.

Motivational management as a factor of increase of the efficiency of the staff management
Kobleva A.L., the senior lecturer of chair of andragogics, the candidate of psychological sciences SEO HPE Stavropol State Pedagogical Institute, ankobleva@yandex.ru
In presented article we have tried to consider and analyze methodological bases of motivational management. We believe that ability to motivate and stimulate the staff is a leading indicator of the head professionalism, providing the prosperity of the organization. Professional competence and abilities of employees will not bring desirable result if they will not have a main thing — a desire to work. That is why that each head first of all should aspire to raise the motivation of his subordinates–their enthusiasm will bring more advantage, than compulsion and the every minute control.
Keywords: motivational management, desire to work.

Литература
1. Бычкова А.В. Управление персоналом: Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, прогресс. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
3. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие для вузов. – М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004.
4. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
5. Яккока Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1991.

 

Руководство и мотивация персонала в успешном достижении эколого-экономических целей бизнеса
Бабина Е.Н., к. э. н., руководитель учебно-консультационного информационного центра СтГАУ, kazakova-77@mail.ru
В статье представлен процесс формирования системы корпоративного экологического менеджмента, выявлены причины экологических катастроф и последствия технократического метода управления, обозначены подходы к решению данных проблем. Раскрыты социальные вопросы в рамках концепции корпоративного экологического менеджмента, решаемые по средствам комплекса взаимосвязанных методов и функций управления персоналом. Дана оценка экологически релевантной мотивации персонала.
Ключевые слова: экологический менеджмент, экологическая политика, экологическая квалификация, метод «самоселекции», экологически ориентированное развитие персонала.

Management and personnel motivation for successful achievement of ecologic-economical aims of enterprise
Babina E.N., c. e. s., manager of Training and consulting center StGAU
This article is devoted to formation process of corporate ecological management, causes of ecological catastrophes, results of technocratic management methods and ways which can help to solve such  kind of problems. Also the topic of social questions within corporate ecological management is covered. The estimation of ecologically relevant personnel motivation is disclosed.
Keywords: ecological management, ecological policy, ecological qualification, method of “self-breeding”, ecologically-oriented personnel development.

Литература
1. Бабина Ю.В. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды. – М.: МНЭПУ, 2003.
2. Браун Л. Экоэкономика: Как создать экономику, оберегающую планету. – М.: Весь мир, 2003.
3. Голуб А., Сафонова Г. Экономика окружающей среды и природных ресурсов. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.
5. Москаленко А.П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. – М.: ИКЦ «Март», 2003.
6. Пахомова Н., Рихтер К. Экономика природопользования и охрана окружающей среды. – СПб.: СПбУ, 2001.
7. Холина В.Н. Основы экономики природопользования. – СПб.: Питер, 2005.

Матричный метод экспертных оценок в статистических исследованиях персонала (на примере определения коммуникативной готовности студентов технических вузов)
Лимарева Ю.А., канд. пед. наук, доцент кафедры экономики и маркетинга Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова
Лимарев П.В., независимый консультант, lavrenty_p@mail.ru
В статье рассматривается применение матричного метода экспертных оценок для определения уровня коммуникативной готовности студентов технического вуза, соответствие самооценки студентов реальному уровню готовности и степень согласованности экспертной группы при оценке коммуникативной готовности студентов.
Ключевые слова: коммуникативная готовность, матричный метод, экспертная оценка.

Matrix method of expert estimation at statistical inquiries on the personnel (by the determination on communication readiness of students in technical high schools)
Limareva J.A., PhD, the assistant of professor on the economy and marketing at Magnitogorsk state technical university
Limarev P.V., independent expert, lavrenty_p@mail.ru
There is considered using the matrix method of expert estimation for determination level of student’s technical high school communication readiness, correspondence to himself estimation student real level to readiness and consensus degree of the expert group at estimation of communication readiness student in article.
Keywords: communication readiness, matrix method, expert estimation.

Литература
1. Кывэрялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. – Таллин: Валгус, 1980.
2. Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию – интерпретации невербального поведения // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. – № 5. – С. 75–80.
3. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок: Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Закон и право», ЮНИТИ, 1997.

Организационная культура и электронная почта
Немцов Э.Ф., к. ф.-м. н., edward-on-ya@ya.ru
О влиянии человеческой психики, организационной культуры и управленческих информационных потоков на производительность труда
Ключевые слова: организационная культура, электронная почта, состояние потока, информационный обмен в организации.

Organizational culture ande-mail
Nemtsov E.F., c. p.-m. s., edward-on-ya@ya.ru
About influence of human mentality, organizational culture and administrative information flows on labor productivity.
Keywords: organizational culture, e-mail, flow, organization information exchange.

Литература
1. Немет Эви и др. UNIX: руководство системного администратора / Пер. с англ. – Киев: BHV, 1997.
2. Демарко Т., Листер Т. Человеческий фактор: успешные проекты и команды. – Спб.: Символ-Плюс, 2005.
3. Гроув Эндрю. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
4. Garvin D.A. The processes of organization and management // Sloan Management Review, Cambridge, Summer // http://openlearn.open.ac.uk/mod/resource/view.php?id=88914.
5. Брукс Ф. Мифический человеко-месяц, или Как создаются программные системы. – СПб.: Символ-Плюс, 2000.

Организационная культура в контексте гуманитарных технологий
Семёнов Ю.Г., канд. соц. наук, начальник Дорожной лаборатории социологических исследований, г. Екатеринбург, Usemenov@svrw.mps
По мере усложнения организационной жизнедеятельности и накопления управленческих знаний происходит смещение основных доминант освоенных управленческих концепций в сторону социально-психологических методов регулирования организационных процессов с использованием приёмов и технологий социальной инженерии. Об этом и пойдет речь в статье.
Ключевые слова: организационная культура, социальные технологии.

Organizational culture in connection to humanist science
Semenov U.G., c. s. s., head of Road Laboratory of sociological studies, Yekaterinbur , Usemenov@svrw.mps
While organizational structure is getting more complex and amount of management knowledge is growing, major dominants of assimilated management concepts are moving to  social-psychological methods of organizational process administration with using of technologies of social engineering. This article is devoted to this problem.
Keywords: organizational culture, social technologies.

Литература
1. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. — М.: Инфра-М, 2000.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2000.
3. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: МЦФЭР, 1995.
4. Капитонов Э.А., Зинченко Г.Н., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. – М.: Альфа-Пресс, 2005.
5. Казмиренко В.П. Социальная психология организации. – К.: МЗУУП, 1993.
6. Удальцова М.В. Социология управления: Учебник. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2002.

Бессознательное организации
Лаврова О.В., канд. психол. наук, доцент, консультант по корпоративному управлению сети медклиник «Медведь», lov8@mail.ru
В статье определяются и описываются бессознательные феномены, наблюдаемые в группах и организациях, которые часто не учитываются в управлении ими. Понимание символического языка бессознательного, который остается за пределами компетентности руководства, может повысить эффективность управления. Некоторые примеры символического языка приводятся в данной статье, но его освоение требует специальной психологической подготовки.
Ключевые слова: бессознательное организации, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, архетип, Самость, Эго, Анима, Анимус, Тень, организационные мифы, организационная культура, адхократическая организационная культура, команда, дисфункциональные организации.

The unconscious of organization
Lavrova O.V., Ph.D., is a couch and a consultant in corporate management with medical clinics “Medved”, St-Petersburg, lov8@mail.ru
In article the unconscious phenomena observed in groups and the organizations which often are not considered in management by them are defined and described. The understanding of symbolical language unconscious which remains outside of competence of a management can raise management efficiency. Some examples of symbolical language are resulted in given article, but its development demands special psychological preparation.
Keywords: corporate unconscious, individual unconscious, collective unconscious, archetype, Self, ego, anima, animus, shadow, corporate myths, corporate culture, corporate culture of adhocracy, team, dysfunctional group.

 

Литература
1. Фрейд З. Избранное. – СПб., 1997.
2. Холлис Д. Под тенью Сатурна: мужские психологические травмы и их исцеление. – М., 2009.
3. Юнг К.Г. Эон. – М., 2009.
4. ЮнгК.Г. Mysterium Conjunctionis. – М., 1997.
5. Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи. – СПб., 1999.
6. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 1994.
7. Юнг К.Г. Аналитическая психология // История зарубежной психологии. – М., 1986.
8. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб., 1995.
9. Юнг К.Г. Божественный ребёнок. – М., 1997.
10. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. – 1988. – № 1.
11. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. – М., 1996.
12. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. – СПб., 1994.
13. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. – М.: Высшая школа, 1991.
14. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. – М.: РХГИ, 1997.
15. Лаврова О.В. Глубинная топологическая психотерапия. – СПб.: ДНК, 2001.
16. Кэрс де Врис. Мистика лидерства. – М.: Альпина, 2003.
17. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2002.
18. Болмэн Ли Дж., Дил Т.Е. Рефрейминг организаций. – СПб.: Стокгольмская Школа экономики, 2005.

Краткие сообщения
Briefs

Обзор деятельности малых и средних предприятий Нижегородской области в условиях кризисной внешней среды
Кирсанова Е.В., аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, person11@mail.ru
В статье рассматриваются основные проблемы, возникшие на малых и средних предприятиях в условиях развивающегося в настоящее время экономического кризиса. В качестве основного инструмента выживания предлагается разработать концепцию антикризисного развития, изложенную в виде комплексной программы по повышению эффективности работы предприятия. Использование предложенной методики с последующим проведением рассмотренного комплекса мероприятий позволит снизить влияние негативных факторов на деятельность предприятия и обеспечить устойчивое функционирование предприятий малого и среднего бизнеса в современных неблагоприятных внешних условиях.
Ключевые слова: эффективность, малые и средние предприятия, кризис.

Effective work of the enterprises of small and average business in an economic crisis
Kirsanova E.V., the post-graduate student of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, person11@mail.ru
In article the basic problems which have arisen at the small and average enterprises in the conditions of an economic crisis developing now are considered. As the basic tool of a survival it is offered to develop the concept of anti-recessionary development stated in the form of the complex program on increase of an overall performance of the enterprise. Use of the offered technique with the subsequent carrying out of the considered complex of actions will allow to lower influence of negative factors on activity of the enterprise and to provide steady functioning of the enterprises of small and average business in modern adverse external conditions.
Keywords: efficiency, small and average business, crisis.

Литература
1. Предприятия и организации в регионе: Нижегородская область [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.firmdata.ru/cat/52/1 (дата обращения: 12.05.2008 — 30.08.2009).