Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Менеджмент в России и за рубежом №3,  2010

Менеджмент в России и за рубежом №3,  2010

Менеджмент в России и за рубежом №3' 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Теория менеджмента
Management theory

Основы аксиологической концепции менеджмента
Максименко А.А., канд. псих. наук, докторант кафедры управления социально-экономическими системами Костромского ГУ им. Н. А. Некрасова, alex-maximenko@yandex.ru
В настоящей статье, основываясь на ценностном походе, представлено принципиально новое понимание менеджмента. Заявленная концепция построена с позиции методологической диалектики системного анализа и синтеза и является универсальным основанием любой концепции менеджмента, объясняя природу многочисленных организационных феноменов.
Ключевые слова: ценностное управление, аксиологический менеджмент, идентичность, общенаучный пентабазис, организационная культура, бренд.

Essential principles of axiological management
Maximenko A.А., candidate of science in psychology, presently working for doctor’s degree at The Institute of economics of Kostroma state university, alex-maximenko@yandex.ru
In this article the author introduces a new conception of management, based on the value approach. The conception is built on the methodological dialectic of the systems analysis and synthesis. It explains the nature of a variety of organizational phenomena and therefore is a universal basis for any conception of management.
Keywords: management by value, axiological management, identity, interdisciplinary pentabasis, organizational culture, brand.

Литература
1. Философия: энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004.
2. Смит А. Теория нравственных чувств или опыт исследования законов, управляющих суждениями, естественно составляемыми нами сначала о поступках прочих людей, а затем и о своих собственных / А. Смит. – М.: Республика, 1997.
3. Максименко А. Экономисты и украденный Смит / А. Максименко // Российское предпринимательство. – 2008. – № 12. – C. 40–43.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
5. Толстой Л.Н. Путь жизни / Л.Н. Толстой. – М.: Республика, 1993.
6. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. – СПб.: Питер, 2001.
7. Питерс Т. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки / Т. Питерс, Р. Уотерман. – М.: Вильямс, 2008.
8. Rokeach M. The Nature of Human Values / M. Rokeach. – N.Y., 1973.
9. Майджер К. Ценностно-ориентированное управление. Революционный подход к достижению успехов в бизнесе и личному процветанию / К. Майджер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
10. Долан С. Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в ХХI веке / С. Долан, С. Гарсия. – М.: Претекст, 2008.
11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккет // Культурология: ХХ век. Антология. – М.: Юрист, 1995.
12. Яхонтова Е.С. Управление ценностями как элемент управления человеческими ресурсами компании / Е.С. Яхонтова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 4.
13. Максименко А. Место и роль понятия «идентичность» в теориях управления / А. Максименко // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – № 3.
14. Ганзен В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.
15. Зимичев А.М. Психология политической борьбы / А.М. Зимичев. – СПб.: Санта, 1993.
16. Максименко А. Об идентичности в организационной культуре: исследование теории вопроса / А. Максименко, О. Павлова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова / Отв. ред. Н.П. Гибало. – 2008. – № 2 (14). – С. 36–42. – (Серия «Экономические науки. Проблемы новой политической экономии»).
17. Харский К. Принципы ценностного управления / К. Харский // www.harsky.ru.
18. Максименко А. Организационная культура: системно-психологические описания / А. Максименко. – Кострома: Изд-во Костромского ГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.
19. Михельсон-Ткач В.Л., Скляр Е.Н. Процесс согласования ценностей: проблемы и оценка / В.Л. Михельсон-Ткач, Е.Н. Скляр // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 1.
20. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк: капитал пляшет под дудку таланта / К. Нордстрем, Й. Риддерстрале. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003.
21. Павлова О.В. Ценностный отбор как технология обеспечения идентичности организационной культуры / О.В. Павлова // Управление персоналом. – 2009.
22. Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. – Т. 2 / М.А. Булгаков. – М.: Художественная литература, 1990.

Технология прогнозирования временных рядов с сезонной составляющей
Дзюба С.А., доцент Иркутского государственного технического университета, dfirk@mail.ru
В статье представлена реализация метода мнимых переменных, позволяющего решать задачу прогнозирования помесячных временных рядов с сезонной составляющей. Предложена методика анализа рядов, содержащих помимо тренда и сезонности другие нерегулярные системные компоненты. Конструктивная простота методики позволяет реализовать её в электронных таблицах и других программных приложениях и использовать для решения широкого круга бизнес-задач.
Ключевые слова: тренд, сезонность, прогнозирование, метод мнимых переменных.

The technology of seasonal time-series forecasting
Dzuba S.A., the professor assistant of Irkutsk state technical university, dfirk@mail.ru
In the article are examined the method of dummy variables for predicting of time series value with season component. The method adapted for analyzing not only trend and seasonality but other irregular components. Technological simplicity of the method allowed makes it table process applications.
Keywords: trend, seasonal component, forecasting, method of dummy variables

Литература
1. Юзбашев М.М. О правильном измерении тренда при наличии сезонных колебаний / М.М. Юзбашев // Вопросы статистики. – 2003. – № 3. – С. 72–73.
2. Кошечкин С.А. Алгоритм прогнозирования объема продаж в MS Excel / С.А. Кошечкин // Режим доступа http://www.cfin.ru/finanalysis/sales_forecast.shtml/
3. Бондаренко А.В. Доработка алгоритма прогнозирования объема продаж / А.В. Бондаренко // Режим доступа http://www.cfin.ru/finanalysis/math/add_to_kosh.shtml/
4. Дмитриев С. Уязвимость прогнозной модели продаж Кошечкина / С. Дмитриев // Режим доступа http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/sales/brand_portfolio.htm/
5. Загинайло И.В. Периодические линии тренда в прогнозировании объемов продаж / И.В. Загинайло // Режим доступа http://www.cfin.ru/finanalysis/math/add_to_koshbond.shtml/
6. Коренев А. Прогноз продаж статистическим методом / А. Коренев // Режим доступа http://www.cfin.ru/finanalysis/math/statistical_method.shtml/
7. Орлов А.С. Прогнозирование сезонных колебаний цен на лекарственные средства / А.С. Орлов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 3. – С. 13–24.
8. Дзюба С.А. Метод построения матрицы оценки позиции товара / С.А. Дзюба // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – № 4. – С. 3–11.
9. Айвазян С.А. Основы эконометрики. Т. 2 / С.А. Айвазян. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
10. Дзюба С.А. Технология эмулирования баз данных в электронных таблицах на примере инвестиционного анализа / С.А. Дзюба // Экономический анализ: теория и практика. 2007. – № 18. – С. 43–53.

Содержание и факторы, формирующие качество управленческих решений
Салимова Т.А., д. э. н., профессор, зав. кафедрой управления качеством ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», tasalimova@yandex.ru,
Салимов М.Ш., к. э. н., доцент кафедры менеджмента ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
Успех деятельности любой организации во многом зависит от качества принимаемых управленческих решений. В статье рассматривается содержание понятия «качество управленческого решения». Приводится характеристика свойств, отражающих качество управленческого решения, а также методов оценки его уровня. Исследованы факторы, оказывающие существенное влияние на качество управленческого решения.
Ключевые слова: управленческое решение, качество, методы определения уровня качества управленческого решения, факторы, формирующие качество управленческого решения.

Content and factors determining the quality of management decisions
Salimova T.A., doctor of economics, professor, chairperson of the quality management chair, State Educational Institution of Higher Professional Education “Mordovian State University named after N. P. Ogaryov”, tasalimova@yandex.ru,
Salimov M.S., candidate of economics, assistant professor (dotzent) of the management chair, State Educational Institution of Higher Professional Education “Mordovian State University named after N. P. Ogaryov”
The success of any organization activity depends greatly on the quality of management decisions made. The article considers the content of the notion “quality of management decision”. It gives the characteristic of features reflecting the quality of management decisions and methods assessing its level as well. Factors influencing strongly the quality of management decision are thoroughly examined.
Keywords: management decision, quality, methods assessing the quality level of management decision, factors determining the quality of management decision.

Литература
1. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции / А.В. Гличев. – М.: Стандарты и качество, 2001.
2. Салимова Т.А. Управление качеством / Т.А. Салимова. – М.: Омега-Л, 2008.
3. Управление организацией: Учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1999.
4. Финансовое управление фирмой / под ред. В.И. Терехина. – М.: Экономика, 1998.

Стратегический менеджмент
Strategic management

Предпосылки образования и формы развития стратегических альянсов
Королёв В.И., д. э. н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Всероссийской академии внешней торговли, janiven@rambler.ru,
Королёва Е.В., специалист по внешнеэкономической деятельности ООО «НПО «Интерэлектромонтаж»
В статье рассматриваются причины образования стратегических альянсов а также формы их развития. Важное место отводится процессам интеграции, наблюдающимся в глобальном – межстрановом масштабе, так и в национальных экономиках. Проведен анализ основных факторов образования стратегических альянсов во внешней и внутренней среде. В систематизированном виде представлена современная типологизация стратегических альянсов.
Ключевые слова: партнерство, стратегический альянс, интеграция, слияния и поглощения, глобализация, конкуренция, экономические системы, бизнес-группы, хозяйственные объединения.

Precondition of foundation and forms of strategic alliances
Korolev V.I., doctor of economics, professor, head of marketing and management department, The Russian Academy for Foreign Trade, janiven@rambler.ru,
Koroleva Eugenia Viktorovna, specialist of foreign economic department, LLC «NPO «Interelectromontage».
The article examines the reasons for strategic alliances establishment and forms of their development. The most important place is dedicated to the processes of integration in the global, inter-country field as in the national economy. The most important factors of strategic alliances formation in the internal and external environment are determined. Modern classification of strategic alliances is produced in a systematized way.
Keywords: partnership, strategic alliance, integration, mergers and acquisitions, globalization, competition, economic systems, business groups, economic association.

Литература
1. Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2005. – С. 468–469.
2. Гарретт Б. Стратегические альянсы / Б. Гарретт, П. Дюссож. – М.: Инфра-М, 2002. – С. 53.
3. Ноздрева Р.Б. Стратегические альянсы в международном бизнесе / Р.Б. Ноздрева. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 6. – С. 90–91.
4. Harrigan K.R. Strategic Alliances and Partner Assymmetries / in Contractor F.J., Lorange P. (eds.). – Cooperative Strategies in International Business, Lexington Book, 1988.
5. Harvard Business Review. Идеи, которые работают. Стратегические альянсы. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – С. 33.
6. Бобина М. Стратегические альянсы в глобальной экономике / М. Бобина // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 11. – С. 109.

Организация управления финансовым обеспечением предприятия в современных условиях
Кузнецов Н.В., Государственная академия инноваций (ФГОУ ДПО ГАИ), kuznetsov@gain.ru
В статье рассмотрены типовые организационно-функциональные решения в сфере управления финансовым обеспечением предприятия. Предложена модель системы управления, объединяющая три ключевых уровня менеджмента (стратегия, бюджетирование, оперативное управление).
Ключевые слова: организационно-функциональные решения, система управления, управление финансовым обеспечением, уровни управления, финансовый менеджмент

The organization of the enterprise’s financial provision management in modern conditions
Kuznetsov N.V., State academy of innovations, kuznetsov@gain.ru
In the article is considered the typical organizational-functional decisions in sphere of the enterprise’s financial provision management. The model of the management system consolidation three key levels of management (strategy, budgeting, and operational management) is offered.
Keywords: financial management, management of financial provision, management system, management levels, organizational-functional decisions

Литература
1. Миляков Н.В. Финансы: Учебник / Н.В. Миляков. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Финансовый менеджмент как система управления [Электронный ресурс] // http://fin-management.info/
3. Фомин П.А. Методология формирования и планирования финансового потенциала предприятия в рамках стратегии экономического роста: Монография / П.А. Фомин. – М.: Дашков и К, 2008.
4. Кузнецов Н.В. Управление финансовым обеспечением предприятия в условиях экономического кризиса / Н.В. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2009.

Отраслевой менеджмент
Branch mangement

Сравнительный анализ современного состояния морских портов в разных странах
Макашина Е.В., менеджер коммерческого отдела по работе с импортными грузами OOO «Рускон», makashinaevg@mail.ru
В статье рассматриваются различные существующие схемы деятельностью морских портов, каждая из которых предусматривает свое соотношение «частный сектор» — «государственный сектор». Показано, что практически для любого порта существует возможность разработать свою успешную схему, с учетом присущих стране и порту специфических факторов.
Ключевые слова: морской порт, частный сектор, государственный сектор, специфические факторы, транспортное предприятие, судоходство, эксплуатация.

Comparative analysis of contemporary condition of sea ports in various countries
Makashina E.V., Import manager of commertial department Ltd. "Ruscon", makashinaevg@mail.ru
The various existing schemes of activity of seaports, each of which provides the parity "private sector" — "public sector" are considered in the article. It is shown, that practically for any port there is an opportunity to develop the successful scheme, taking into consideration specific factors inherent to the country and port.
Keywords: seaport, private sector, public sector, specific factors, transport enterprise, shipping, operation.

Литература
1. Иванов Г.Г. Правовой режим морских портов / Г.Г. Иванов. – М.: Транспорт, 1988.
2. Port Development International. – 1999. – № 7/8. – p. 33, 34.
3. Гриценко А.И. Влияние логистических факторов на экономическую устойчивость предприятия (на примере морских портов России): Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / А.И. Гриценко. – Ростов-на-Дону, 2004.
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2006.

Оценка потенциала энергосбережения в регионах
Мешалкин В.П., д. т. н., профессор, директор Международного института логистики ресурсосбережения и технологической инноватики, заведующий кафедрой логистики и экономической информатики Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева,
Михайлов С.А., к. т. н., директор департамента энергетической политики и энергоэффективности Министерства энергетики РФ,
Балябина А.А., аспирант Смоленского филиала Московского энергетического института (Технического университета), anna.smolensk@mail.ru
В статье рассмотрены проблемы, связанные с оценкой потенциала энергосбережения на региональном уровне. Показана роль прогнозных топливно-энергетических балансов в оценке и предложена процедура составления данных балансов, позволяющая определить «узкие» места в энергетике регионов и проанализировать возможности местных источников энергии и потребности потребителей с учетом сценариев развития регионов. Представлена система резервов энергосбережения, предложена формула их определения и показатели, которые целесообразно использовать в расчетах.
Ключевые слова: энергоресурсы, энергосбережение, потенциал энергосбережения, энергоэффективность.

Estimation of potential the savings of energy in regions
Meshalkin V.P., Dr. Sci. Tech., the professor, the Director of the International institute of logistic by savings of resources and technological innovations, managing faculty of logistic and economic computer science of the Russian chemical-technological university it. D.I. Mendeleeva,
Mihajlov S.A., Cand. Tech .Sci., the director of department of a power efficiency and a power politics of the Ministry of power in RF,
Baljabina A.A., the post-graduate student of Smolensk branch of the Moscow power institute (Technical university), anna.smolensk@mail.ru
In clause the problems connected to an estimation of potential энергосбережения at a regional level are considered. The role прогнозных fuel and energy balances of an estimation is shown and procedure of drawing up of the given balances is offered, allowing to define "narrow" places in power of regions and to analyse opportunities of local energy sources and needs of consumers in view of scripts of development of regions. The system of reserves by savings of energy is submitted, the formula of their definition and parameters which are expedient for using in calculations is offered.
Keywords: power resources, the savings of energy, potential by the savings of energy, power efficiency.

Литература
1. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Михайлов С.А. Место стратегии энергосбережения в стратегии социально-экономического развития региона / С.А. Михайлов, В.П. Мешалкин, А.А. Балябина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – № 2 – С. 52 – 58.
3. Михайлов С.А. Стратегическое управление энергосбережением: региональные аспекты / С.А. Михайлов, А.А. Балябина. – Смоленск: Смоленский ЦНТИ, 2008.

Технология управления
Management technology

Применение метода реальных опционов в повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности судостроительных предприятий
Ветрова Е.Н., к. э. н., доцент, LenaVetrova2006@rambler.ru
В статье обосновывается возможность использования метода реальных опционов для повышения инвестиционной привлекательности предприятий судостроения. Рассмотрены основные виды реальных опционов, которые могут быть использованы при оценке инвестиционных проектов в судостроении. Определены особенности и алгоритм использования метода реальных опционов для предприятий судостроения.
Ключевые слова: конкурентоспособность, инвестиционная привлекательность, судостроение, метод реальных опционов.

Applying real option to improve the competitiveness and investment attractiveness of shipyards
Vetrova E.N., candidate of economic sciences, associate professor, LenaVetrova2006@rambler.ru
The article is justified by the possibility of using real option for enhancing the investment attractiveness of shipbuilding. There are considered the main types of real options that can be used in evaluating investment projects in the shipbuilding. There are defined features and the algorithm using real option for enterprises of shipbuilding.
Keywords: competitiveness, investment attraction, shipbuilding, real option.

Литература
1. Ветрова Е.Н. Стратегия повышения конкурентоспособности судостроения России / Е.Н. Ветрова // Теоретические основы управления инновационным развитием экономики отраслей и предприятия (коллективная монография). СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2007. – С. 298–347.
2. Сергеев И.Б. Метод реальных опционов в оценке стоимости нефтегазовых проектов Арктического шельфа / И.Б. Сергеев, Е.В. Шварева // Современное управление. – 2007. – № 4.
3. Black F. The pricing of options and corporate liabilities / F. Black, M. Scholes // Journal of Political Economy. – 1973. – №. 81. – р. 637–654.

Некоторые правовые вопросы регулирования способов управления залоговым имуществом
Лупу А.А., магистр частного права, super-lex1983@mail.ru,
Оськина И.Ю., к. ю. н.
Не редко предметом залоговых сделок является имущество стоимость которого довольно дорогая, а следовательно у всех участников залоговых правоотношений возникает потребность в эффективном и адекватном способе контроля за указанным имуществом с целью защитить его от снижения стоимости в результате повреждения либо негативных последствий экономики переходного периода, кроме того, эта необходимость породила совершенно новый пока неосвоенный сегмент рынка – управление залоговым имуществом.
Ключевые слова: залог, залоговый управляющий, залоговый хранитель, склад, складское свидетельство, производные залоговые ценные бумаги.

Some legal questions of regulation of ways of management of mortgaging property
Lupu A.A., the master of private law, super-lex1983@mail.ru,
Oskina I.Y., the candidate of jurisprudence
Be not rare a pledge subject rather expensive property can, hence at the present stage all participants of mortgaging relations have a necessity of a choice adequate and efficient control the given property, and on purpose not only to keep it in the material plan: without damages or damage but also to protect its cost from the negative phenomena of economy, but it also an additional segment of the market which is till now only at an origin and formation stage - managements of mortgaging property.
Keywords: Pledge, mortgaging, the mortgaging managing director, the mortgaging keeper, warehouse.

Государственное управление
Public management

Системы оценки результатов деятельности бюджетных организаций. критерии и анализ эффективности
Кирикова О.А., к. э. н., советник Департамента финансирования, учета и отчетности Министерства обороны РФ
Для управления организацией необходимо сопоставлять результаты деятельности с достижением целей. Бюджетные организации, министерства и ведомства сталкиваются проблемой существования целого ряда отдельных задач и функций, реализация которых ведет к различным результатам. Отсутствие единого критерия, позволяющего оценить деятельность бюджетных организаций, актуализирует вопрос совершенствования методологических подходов в данных оценках.
Ключевые слова: результативность бюджетных расходов; оценка эффективности; стратегические цели; тактические задачи; показатели деятельности; бюджетные ассигнования; федеральные органы исполнительной власти; бюджетные организации.

On improvement of results evaluation system for government-financed organization activity. performance criteria and analysis
Kirikova O.A., c. e. s., expert of Financial Department of the Russian Federation Ministry of Defense
In order to manage an entity it is necessary to compare results of its activity with achievement of a goal. Government-financed organizations, ministries and agencies are faced with a problem of presence of quite a namber of the independent tasks and functions, the implementation of which leads to different results. Lack of the uniform criterion, which makes it possible to evaluate activity of government-financed organizations, renders urgent a matter of improvement of methodological approaches to the said estimations.
Keywords: effectiveness of budgetary expenditures; performance evaluation; strategic objectives; tactical tasks; activity indices; budgetary appropriations; federal executive authorities; government-financed organizations.

Литература
1. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
2. Дэвис Нил В. Окупаемые проекты, сотрудничество на государственном и частном уровнях. Опыт Министерства обороны Великобритании. Материалы семинара NATO/RUSSIA / В. Нил Дэвис. – Департамент экономической статистики МО Великобритании, 2008.
3. Дэвис Нил В. Оптимизация оборонных ресурсов и управление оборонными ресурсами: опыт Великобритании. Материалы семинара NATO/RUSSIA / В. Нил Дэвис. – Управление экономической статистики и консультирования МО Великобритании, 2004.
4. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2002.

Роль государства в формировании конкурентных стратегий производителей гражданской авиатехники
Приходько Ю.Г., коммерческий директор ООО «Сигма-2001», juliagp@pochta.ru
Статья посвящена рассмотрению деятельности государства на рынке гражданской авиатехники. Обосновано влияние государства на стратегии развития авиапроизводителей. Описаны основные аспекты государственной поддержки отечественных авиапроизводителей. Рассмотрен опыт стран лидеров мирового авиастроения.
Ключевые слова: авиастроение, стратегии развития, государственная поддержка, Боинг, Эйрбас, финансирование НИОКР, финансирование экспорта, стимулирование сбыта.

The government influence on aircraft producers competitive strategy
Prikhodko Y.G., master of management. Commercial manager of limited liability company «Sigma-2001», juliagp@pochta.ru
The article is dedicated to the consideration of government activity on the world civil aerotechnics market. The influence of government activity on aircraft producers strategy is grounded in the article. The main aspects of government support of national producers are described. The article also contains the experience of the world aerotechnics market leaders.
Keywords: aircraft construction, development strategy, government support, Boeing, Airbus, R&D financing, export financing, sale promoting.

Литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – М.: Экономика, 1999.
2. Lawrence K.P. Aerospace Strategic Trade / K.P. Lawrence. – Aldershot (England), 2001.
3. Lawrence K.P. Deep stall / K.P. Lawrence, W. D. Thornton. – Aldershot (England), 2005.
4. The U.S. Jet Transport Industry Competition, Regulation, and Global Market Factors Affecting U.S. producers // U.S. Department of Commerce International Trade Administration. Washington, DC. – March 2005 // www.ita.doc.gov/

Модель эффективного использования туристского потенциала России на основе государственного регулирования организационно-экономических отношений в туристском секторе регионов
Забаева М.Н., к. э. н., доцент, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, m_zabaeva@rambler.ru
В статье обосновывается необходимость инновационного осмысления традиционных экономических теорий и подходов к пониманию и рациональному использованию туристских возможностей субъектов нашей страны и предлагается методология эффективного использования туристского потенциала регионов России. Изложены методологические принципы и механизмы макроэкономического регулирования туристской отрасли для достижения субъектами нашей страны прогнозных результатов использования туристского потенциала территорий. Представлен пошаговый алгоритм и показаны выгоды реализации предложенных инноваций в регионах России.
Ключевые слова: методология, механизм, метод, инструмент, модель.

Model of an effective utilisation of tourist potential Russia on the basis of state regulation of organizational-economic relations in tourist sector of regions
Zabaeva M.N., associate professor, Nizhny novgorod state university of architecture and civil engineering, m_zabaeva@rambler.ru
In article necessity of innovative judgement of traditional economic theories and approaches to understanding and rational use of tourist possibilities of subjects of our country is proved and the methodology of an effective use of tourist potential of regions of Russia is offered. Methodological principles and mechanisms of macroeconomic regulation of tourist branch for achievement by subjects of our country of look-ahead results of use of tourist potential of territories are stated. The step-by-step algorithm is presented and benefits of realisation of the offered innovations in regions of Russia are shown.
Keywords: methodology, mechanism, method, tool, model.

Литература
1. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Федеральное агентство по туризму. Органы управления туризмом субъектов РФ : [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФАТ: http:/ /www.RussianTourism.ru, 2009.
4. Федеральное агентство по туризму. Реестр действующих и разрабатываемых региональных целевых программ развития туризма в субъектах России : [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФАТ: http:/ /www.RussianTourism.ru, 2009.

Управление персоналом
Stuff management

Особенности организации стимулирования труда специалистов
Попова Н.В., к. э. н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Пензенской государственной технологической академии, n1968p@yandex.ru
В статье рассматриваются особенности организации стимулирования специалистов современного предприятия, рассматривается авторская модель распределения поощрительного фонда в зависимости от качества труда, его эффективности, особенностей деятельности подразделения и других значимых критериев.
Ключевые слова: заработная плата, премирование, стимулирование труда, поощрительный фонд, персональная надбавка, персональный коэффициент.

Features of the organization of stimulation of work of experts
Popova N.V., cand. econ. sci., the senior lecturer of chair Economy and management, the Penza state technological academy, , n1968p@yandex.ru
In the article features of the organization of stimulation spe-tsialistov the modern enterprise are considered, the author's model of distribution of incentive fund depending on quality of work, its efficiency, features of activity of division and other snatch own criteria is considered.
Keywords: a wages, awarding, work stimulation, incentive fund, the personal extra charge, personal factor.

 

Методическое обеспечение карьерной политики предприятия
Беляцкий Н.П., д. э. н., профессор, Белорусский государственный экономический университет, belyacki_n@mail.ru,
Маевская А.В., ассистент, Белорусский государственный экономический университет
В статье рассмотрены теоретические основы управления деловой карьерой: дано понятие карьеры, определено место управления деловой карьерой в кадровой политике предприятия. Также приводятся основные инструменты методического обеспечения карьерной политики предприятия, рассмотрены основные факторы мотивации карьерного развития.
Ключевые слова: деловая карьера, персонал, управление, карьерная политика, карьерный рост.

Methodologikal support of the career development policy of the company

Belyacki N.P., Doctor of the economic sciences, professor, Head of the Organization and management department of the Byelorussian State Economic University, belyacki_n@mail.ru,
Maevskaya A.V., assistant of the Organization and management department of the Byelorussian State Economic Universit
The article considers the theory of a business career management: idea of the career, the place of a business career management in the network of the enterprise personnel policy. Besides, the main instruments of a methodical support of the enterprise career policy are also given here; the article considers the main motivational factors of the career development.
Keywords: business career, personnel, management, career policy, career development.

Литература
1. Беляцкий Н.П. Управление персоналом / Н.П. Беляцкий. – Минск: Современная школа, 2008.
2. Биллсберри Д. Как подобрать и сохранить нужный персонал: Как принять на работу мотивированный персонал / Д. Биллсберри. – Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2002.
3. Журавлев П.В. Менеджмент персонала / П.В. Журавлев. – М.: Экзамен, 2004.
4. Сотникова С.И. Управление карьерой / С.И. Сотникова. – М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Управление персоналом организации / под общ. ред. А.Я. Кибанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2005.

Построение адаптационной модели персонала на предприятии розничной торговли (на примере работы гипермаркета)
Рулёва Ю.С., к. пед. н., доцент кафедры управления персоналом Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, rul@post.rrn.ru,
Колчина Е.М., менеджер по персоналу ООО «Гиперглобус» (г. Рязань), evgenia.kolchina@mail.ru
Сегодня совершенно очевидно, что пускать процесс адаптации сотрудников на самотек – непозволительная роскошь. Чем быстрее новый сотрудник адаптируется в профессиональном, организационном, социально-психологическом плане, тем скорее он выйдет на точку рентабельности и станет максимально полезен для компании. Поэтому адаптация персонала – одно из ведущих направлений деятельности современного HR-менеджера. Данная статья раскрывает возможности построения эффективной адаптационной модели, доказавшей свою результативность на практике в сфере ретейла.
Ключевые слова: адаптация персонала, персонал в ретейле, программа адаптации, управление адаптацией, стажировка, испытательный срок, наставничество, адаптационные мероприятия, аттестация.

Construction of the personnel adaptable model аt the enterprise of retail trade (hypermarket work)
Ruleva J.S., candidate of pedagogical sciences, associate professor at the Department of HR Management, Ryazan State University of the name of S.A. Yesenin, rul@post.rrn.ru,
Kolchina Eu.M., HR Manager, LLC «Giperglobus» (Ryazan city), evgenia.kolchina@mail.ru
It is clear today that it is impossible to ignore adaptation process. The faster the new employee adapts in the professional, organizational, socially-psychological plan, the faster it leaves on a point of profitability and becomes as much as possible useful to the company. Therefore personnel adaptation is one of the leading directions of the modern HR-manager’s activity. This article opens possibilities of the effective adaptable model’s construction which have proved the productivity in practice in sphere retail.
Keywords: рersonnel adaptation, the personnel in retail, the adaptation program, management of adaptation, training, a trial period, preceptorship, adaptable actions, certification.

Литература
1. Белова М. Обучение завершено, а что же дальше? (опыт посттренингового сопровождения) / М. Белова, А. Мартынова // Управление персоналом. – 2007. – № 19. – С. 17–20.
2. Бутурлина Е. Алгоритмы построения системы обучения и развития / Е. Бутурлина, Т. Нестерёнок // Справочник по управлению персоналом. – 2007. – № 3. – С. 42–48.
3. Володина Н.В. Адаптация персонала: российский опыт построения комплексной системы / Н.В. Володина. – М.: Эксмо, 2009.
4. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебн. пособие / А.П. Егоршин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 92–94.
5. Занько Д.И. Адаптация, мотивация и развитие персонала отдела продаж / Д.И. Занько. – СПб.: Вершина, 2006.
6. Ньюмен Э., Розничная торговля: организация и управление / Э. Ньюмен, Э. Каллен. – СПб.: Питер, 2005. – С. 348–352.
7. Радзиевская Т. Растить или нанять, или Как посчитать выгоды обучения / Т. Радзиевская // Справочник по управлению персоналом. – 2007. – № 4. – С. 76–80.
8. Управление организацией: Учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 428–445.
9. Управление персоналом: Учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ерёмина. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – С. 233–235.
10. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 117.

Дискуссионный клуб
Discussion club

Удобная неправда
Калинин А.В., д. ф-м. н., к. т. н., профессор Университетского колледжа Мэрилендский Университет, akalinan@yahoo.com
Статья содержит полемические заметки, отражающие критическую точку зрения на процесс глобального потепления. В ней подвергаются краткому анализу научные, статистические и политические аспекты дискуссии, ведущейся вокруг этой проблемы. Название статьи пародирует название книги известного Нобелевского лауреата.
Ключевые слова: парниковые газы; глобальное потепление; научная неопределённость.

A convenient untruth
Kalinin A.V., Sc. D., Ph.D., Professor University College University of Maryland USA
The article contains considerations reflecting a critical point of view towards the process of global warming. Scientific, statistical and political aspects of the public debates on the issue are being briefly analyzed. The title of the article presents a parody to the title of the book published by a famous Nobel Prize winner
Keywords: green house gases; global warming; scientific uncertainty

Литература
1. Величко А. Долгопериодные изменения климата; палеоклиматы эпох глобального потепления, близкого к ожидаемому в ХХI веке / А. Величко. – Библиография, 1990–2009 гг.
2. Global Warming Bibliography. – Berkeley Hills Books, 2000.
3. Philander G. The Uncertain Science of Global Warming / G. Philander. – Princeton University Press, 1998.
4. Global Warming: a very short introduction. – Oxford University Press, 2004.
5. Global Warming Science: An Annotated Bibliography. NRDC // www.nrdc.org/globalwarming/fgwscience.asp/
6. Global Warming Bibliography, an online bibliography from King’s College, Cambridge // www.kings.cam.ac.uk/

К одной актуальной проблеме управления региональной конкурентоспособностью
Нагоев А.Б., к. э. н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета, A_Nagoev@mail.ru
В условиях финансового кризиса экономическое положение многих регионов становится нестабильным, сокращается финансирование региональных социально важных программ и проектов. Для выхода из данной ситуации среди прочих мер регионы должны обладать преимуществами, т. е. быть конкурентоспособными. В связи с этим наряду с экономическими методами развития конкурентоспособности региона решающую роль на начальном этапе должны сыграть усилия региональных органов власти, так как именно они могут создать благоприятные условия для притока капитала на фоне неблагоприятной для инвесторов экономической ситуации в самих регионах.
Ключевые слова: конкурентоспособность, региональная конкурентоспособность, инвестиционный потенциал, региональное развитие, государственное финансирование.

To one actual problem of management of regional competitiveness
Nagoev A.B., the Kabardino-Balkarian state university, A_Nagoev@mail.ru
In the conditions of financial crisis, the economic situation of many regions becomes astable, financing regional socially vazh th programs and projects is reduced. For an exit from the given situation, among other measures, regions should possess advantages i.e. to be competitive. And in this connection on-number with economic methods of development of competitiveness of region, I solve-shchuju a role at the initial stage, efforts of regional authorities as they can create favorable conditions for inflow of the capital against not-favorable for investors of an economic situation in regions should play.
Keywords: competitiveness, regional competitiveness, investment potential, regional development, state financing.

Литература
1. Ушинский Л.И. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность / Л.И. Ушинский, В.Н. Парахина // Методы оценки, современное состояние: Сборник научных трудов СевКав ГТУ. – 2005. – № 1. – (Серия «Экономика»).
2. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России / А.З. Селезнев. – Юрист, 1999.
3. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. – М.: Международные отношения, 1993.
4. Шеховцева Л.С. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ / Л.С. Шеховцева // Прогнозирование и стратегия развития Особой экономической зоны России: Межвузовский сборник научных трудов. Калининградский университет. – Калининград. – С. 20–32.
5. Материалы сайта www.kbr-invest.ru/
6. Материалы сайта www.economykbr.ru/index.html/

Нужен ли убыточной компании антикризисный менеджер
Пашутин С.Б., д. б. н., sergepashutin@yandex.ru
Может ли антикризисный менеджер сотворить «чудо»? В убыточной компании и в условиях глобального экономического спада? Скорее всего – нет. В этой роли, с успехом может выступить и сам собственник. Одной из причин, по которой они берут бразды правления в свои руки, отказываясь от услуг извне, это не столько желание сэкономить на дорогостоящем консультанте в условиях кризиса, а скорее неготовность афишировать свои проблемы, даже когда от этого зависит выживание их бизнеса. Однако, в некоторых случаях услуги антикризисного менеджера могут быть востребованы. В частности, приглашенный профессионал будет незаменим в процессе слияний и поглощений, когда надо оперативно провести «генеральную уборку» в купленной компании и включить её в структуру холдинга без осложнений. Подробному анализу всех проблем антикризисного менеджмента и посвящена данная работа.
Ключевые слова: антикризисный менеджмент, оптимизация расходов, убыточные проекты, реабилитационные программы, планирование уровня прибыли.

Do unprofitable companies need a crisis manager
Pashutin S.B., Doctor of sciences, sergepashutin@yandex.ru
Whether the crisis manager сотворить "miracle"? In unprofitable companies and in a global economic slowdown? Likely not. In this role with access to the owner himself. One of the reasons on which they take the reins of Government into their own hands of externally, is not so much desire to save money on expensive consultant in crisis, but rather a lack of confidential their problems, even when the survival of their business. However, in some cases Services Manager can be demanded by the crisis. In particular, visiting professional will be indispensable in the process of mergers and acquisitions, when you want to proceed in the General cleaning company has bought and include it in the structure holding without complications. Detailed analysis of all problems, crisis management and dedicated to this work.
Keywords: crisis management, optimization, the unprofitable projects, rehabilitation programmes, planning level of profit.

Пять признаков фиктивного предпринимательства
Криони А. Е., частный детектив, krioni@krioni.com
Приступая к изучению проблемы, необходимо, прежде всего, поставить себе вопросы: что такое фиктивная компания; чем она отличается от других организаций; каковы её особенные признаки, дающие ей способ существования и составляющие основу её экономической деятельности.
С каждым днём проблема фиктивной деятельности фирм-«однодневок» всё острее. С практическим решением задачи их диагностики связаны важные экономические, юридические и социальные интересы. И тем не менее, как это ни удивительно, сформулированные выше вопросы не только не получили ясного и определённого решения, но даже и не были до сих пор поставлены во всей своей полноте.
В научной литературе не существует точного определения понятия «фиктивная компания». Из многочисленных источников, затрагивавших данную тему, ни один из авторов даже и не поставил себе вопроса об определении признаков основного понятия, с которым он оперировал. Между тем, в неопределённости основного понятия, надо думать, кроется одна из важнейших причин «невидимости» проблемы и слабых результатов при практическом осуществлении дела борьбы с «однодневками».
Для того, чтобы более-менее точно определить признаки фиктивной организации, необходимо обратить внимание на особенности её функций, придающих фирме-«однодневке» особые характерные черты.
Ключевые слова: фиктивное банкротство, преднамеренное банкротство, индекс финансовой честности, малое предпринимательство, методика прогнозирования риска возникновения банкротства, фиктивные предприятия, фирмы-однодневки.

Five characteristics of a fictitious enterprise
Krioni A.E., private detective, krioni@krioni.com
In approaching this case study, it is necessary first of all to ask oneself the following questions: what is a fictitious company, how does one differ from other, similar organizations, and what are the special characteristics that give it the right to exist and form the basis of its economic activities. Every day, the problem of fictitious enterprises – ‘fly-by-night companies’ – grows faster and faster. A practical solution is connected to a whole host of important economic, legal, and social interests. And nevertheless, surprising though it may be, the question formulated above has not only failed to receive a clear and decisive answer, but in fact has not even been clearly articulated. It stands to reason that the ambiguity and multiplicity of notions referring to the merits of the case represent one of the main barriers to legal and vitally important resolutions. Meanwhile, in this ambiguity of the basic understanding, one must think if it is hiding ‘invisible’ problems. In order to arrive at a more precise definition of the characteristics of a fictitious organization, we must pay attention to the details of its functioning, peculiar to fly-by-night operations.
Keywords: fraudulent bankruptcy, deliberate bankruptcy, financial integrity index, small business, bankruptcy (insolvency) risk assessment model, fictitious enterprise, fly-by-night.

Литература
1. Материалы сайта www.Lenta.Ru от 21.09.2009.
2. К ремонту Саяно-Шушенской ГЭС допустили аффилированную с «РусГидро» компанию // Ведомости. – 2009. – 21 сентября.
3. Материалы сайта департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы // http://www.dmpmos.ru/info.asp?id=36/
4. НП «Московский центр развития предпринимательства». Анализ финансовоэкономического состояния малых предприятий г. Москвы по данным официальной статистки в 2005–2008 гг. // www.giac.ru/
5. Информация Федеральной налоговой службы России // http://egrul.nalog.ru/fns/index.php/


Подписаться на издание: Менеджмент в России и за рубежом



Ранее просмотренные страницы