Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Менеджмент в России и за рубежом №5,  2010

Менеджмент в России и за рубежом №5,  2010

Менеджмент в России и за рубежом №5' 2010

Теория менеджмента
Management theory

Управленческие инновации XXI века
Чечурина М.Н., к. т. н., доцент, декан факультета мировой экономики и международных отношений Мурманского государственного технического университета, профессор кафедры международных экономических отношений, chechurinamn@mstu.edu.ru
В статье рассматриваются управленческие инновации как особый вид инноваций, а также новые инновации, соответствующие креативно-инновационному характеру управления XXI в.
Ключевые слова: управленческие инновации, смена парадигмы управления, креативно-инновационный характер управления.

Management innovations in XXI century
Chechurina M.N., Murmansk State Technical University, Dean of the Faculty of World Economy and International Relations, professor of International Economic Relations Department, candidate of technical sciences, chechurinamn@mstu.edu.ru
The management innovations as a special type of innovations are considered in this article, as well as new innovations relevant to creative and innovative character of XXI century management.
Keywords: management innovations, change of management paradigm, creative and innovative character of management.

Литература
1. Управленческие нововведения: неопознанные ресурсы // Управление персоналом. – 2000. – № 1.
2. Титов А.Б. Характеристика и принципы классификации инноваций / СПб. госуниверситет экономики и финансов. – СПб., 1998.
3. Управленческие нововведения в США. Проблема внедрения. – М. : Наука, 1986.
4. Гребнев Е.Т. Управленческие нововведения. – М. : Экономика, 1985.
5. Матвеев А.В. Управленческие инновации в деятельности руководителя коммерческой фирмы : автореферат дис. … к. э. н. / Рос. академия госслужащих при Президенте РФ. – М., 1999.
6. Ваганов П.И. Теория и методология инновационного управления и управленческих инноваций. – СПб. : СПбГУЭиФ, 2003.
7. Субетто А.И. Современный менеджмент и творчество // Достижения научно-технического прогресса : материалы семинара. – СПб. : ЛДНТП, 1991.

Стратегический менеджмент
Strategic management

Концепция управления на основе стоимости: теория и практика применения в России
Бобошко Д.Ю., к. э. н., ООО «Белмет», г. Тольятти, dboboshko@gmail.com
Статья посвящена анализу различий описания концепции управления на основе стоимости (Valued Based Management) в работах отечественных и зарубежных авторов. Выявлены проблемы применения этой концепции менеджмента в российских компаниях, подавляющее большинство которых являются непубличными. Предложено направление адаптации концепции управления на основе стоимости для применения в практике управления непубличными компаниями.
Ключевые слова: управление на основе стоимости, акционерное общество, непубличная компания, суммарная доходность акционеров, стоимость бизнеса.

Value Based Management in Russia in theory and in practice
Boboshko D.Y., associate professor, director of the economy, OOO “Belmet”, Togliatti, dboboshko@gmail.com
The article is dedicated to differences in description of the Value Based Management in works of native and foreign authors. Different issues of applying such management concept in Russian companies, which for the most part are non-public. The article offers way of adjusting the concept of Value Based Management for use with non-public companies in Russia.
Keywords: Valued Based Management, non-public companies, joint-stock venture, total shareholder return, business value.

Литература
1. Мартин Джон Б., Тети Вильям Дж. VBM – управление, основанное на стоимости. Корпоративный ответ революции акционеров. – Днепропетровск : Баланс Бiзнес Букс, 2006.
2. Емельянов А.М., Шакина Е.А. Основные этапы эволюции концепций управления стоимостью // Корпоративные финансы. – 2008. – № 4.
3. Белышева И., Козлов Н. Управление, основанное на стоимости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.intercom-audit.ru/experts/2008/07/14/experts_138.html/
4. Еленева Ю. Стоимостный подход как основа современного управления бизнесом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.iteam.ru/articles.php?tid=2&pid==1&sid=20&id=403.
5. Ибрагимов Р. Управление по стоимости как система менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cfin.ru/management/finance/valman/vbm_as_system.shtml.
6. Степанов Д. Value-Based Management и показатели стоимости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gaap.ru/biblio/mngacc/foreign/005.asp.
6. Бригхем Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. – 10-е изд. – СПб. : Питер, 2009.
7. Эшуорт Г., Джеймс П. Менеджмент, основанный на ценности (Value based mana ge ment): Как обеспечить ценность для акционеров. – М. : Инфра-М, 2009.
8. What is Value Based Management? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.valuebasedmanagement.net/faq_what_is_value_based_management.html/
9. Бобошко Д.Ю. Управление на основе стоимости (Value Based Management) в непубличных компаниях. – М. : Социально-гуманитарные знания, 2009.

Инновационный потенциал приграничных территорий
Божко Л.Л., к. э. н., доцент, Рудненский индустриальный институт, Республика Казахстан, leonlaris@mail.kz
В статье определен понятийный аппарат, характеризующий развитие приграничных территорий; выявлены факторы, оказывающие влияние на инновационный потенциал пограничного пространства; рассмотрены проблемные вопросы, связанные с развитием инновационного предпринимательства в регионе.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, приграничные территории, развитие, инновационный потенциал, глобализационные процессы, интеграция, стратегия.

Innovation potential of frontier territories
Bozhko L.L., PhD, pro-rector on studies, Rudnyi industrial institute, the Republic of Kazakhstan, leonlaris@mail.kz
The purpose of research consists in study of features of development and realization potential of frontier territories. Methods of research - diagnostics. Results of research: the conceptual device describing development of frontier territories is determined; the factors rendering influence on innovational potential of boundary space are revealed; the problem questions connected to development business in region are considered.
Keywords: managing innovation, frontier territories, development, potential, globalizing change, innovation process, strategy and innovation.

Литература
1. Castells M. City class and power. – N. Y. : St. Martin press, 1978.
2. Chorley R., Haggett P. Integrated Models in Geography (University Paperbacks). – L. : Methuen young books, 1969.
3. Hagerstrand T. Innovation diffusion as a spatial process. – Chicago : University of Chicago Press, 1967.
4. Harvey D. 1989: The urban experience. – Walmsley Prog Hum Geogr, 1991.
5. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. – М. : Мысль, 1977.
6. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор) : учебник. – М. : Гардарики, 2000.
7. Проблемы региональной интеграции: политические, экономические и культурные процессы / под общ. ред. Ю.Н. Гаврилова, Л.О. Терновой. – М. : РАГС, 2007.
8. Дергачёв В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение. – М. : Юнити-Дана, 2004.
9. Драмович К. Моделирование пространственной диффузии в географических исследованиях // Новые идеи в географии. Географические аспекты экологии человека. – M. : Прогресс, 1979. – Вып. 4.
10. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. – М. : Муниципальная власть, 2000.
11. Малые города Ивановской области: социально-экономический анализ и перспективы : монография / Б.Д. Бабаев, П.А. Белов, А.В. Лодышкин [и др.]; под рук. Б.Д. Бабаева. – Иваново : Ивановский гос. ун-т, 2006.
12. Семёнова Е., Колмыкова А. Рационализация отраслевой структуры депрессивного региона // Общество и экономика. – 2001. – № 1.
13. Трансграничные проблемы стран СНГ / под ред. В.М. Котлякова, Н.Ф. Глазовского, Л.В. Салтыковской. – М. : Ин-т географии , 2003.
14. Интервью с министром международного сотрудничества Астраханской области А.Н. Кабикеевым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.astbusines.ru/?nomer=15&column=224.
15. Семёнова Т.Ю. Программно-целевое управление инновационным развитием региона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=22563.

Ключевые факторы инвестиционной привлекательности сделок слияния-поглощения
Черкасова В.А., к. э. н., доцент кафедры экономики и финансов фирмы ГУ-ВШЭ, vacherkasova@yandex.ru
Сделки слияния/поглощения играют в жизни современных компаний значительную роль. Однако они не изучены должным образом с точки зрения инвестиционной привлекательности компаний. Не смотря на то, что у приобретаемой компании имеется хороший потенциал, его далеко не всегда можно реализовать, так как возникают факторы, изначально менеджерами не учтенные.
Ключевые слова: слияние/поглощение компаний, мотивационный анализ, операционная синергия, финансовые мотивы.

Key factors of investment attractiveness of M&A transactions
Cherkasova V.A., Ph.D., senior lecturer of chair of economics and finance SU-HSE, vacherkasova@yandex.ru
M&A transactions take a considerable part in the lives of modern companies. However they are not studied properly from the point of view of the companies’ investment attractiveness. Despite that the acquired company has a good potential, it does not means that it can always be realized, as there are factors which are not considered by primary managers.
Keywords: merge/acquisition of companies, motivational analysis, operational synergy, financial motives

Литература
1. Choelsoon P. Prior Performance Characteristics of Related and Unrelated Acquirers // Strategic Management Journal, Vol. 24, No. 5 (May, 2003), pp. 471–480.
2. Larsson R., Finkelstein S. Integrating Strategic, Organizational, and Human Resource Perspectives on Mergers and Acquisitions: A Case Survey of Synergy Realization. // Organization Science, Vol. 10, No. 1 (Jan.– Feb., 1999), pp. 1–26.
3. Ferguson S. Financial analysis of M&A integration. The McGraw-Hill Companies, Inc. 2003.
4. Rao V.R., Mahajan V.,Varaiya N.P. A Balance Model for Evaluating Firms for Acquisition. Management Science, Vol. 37, No. 3 (Mar., 1991), pp. 331–349.

Государственное управление
Public management

Анализ эффективности функционирования системы размещения заказов в Российской Федерации
Воробьёва О.М., заместитель директора Института подготовки кадров для системы государственных и муниципальных заказов Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, olga_vorobjova@mail.ru
Статья посвящена анализу существующей на сегодняшний момент системы размещения государственных и муниципальных заказов. В ней приводится краткий обзор существующих подходов к построению таких систем: централизации, децентрализации, смешанного подхода; приводятся признаки этих систем.
Автором исследуется практика функционирования систем размещения заказов на различных уровнях власти: федеральном, уровне субъекта и местного самоуправления. Дается оценка этих систем по отдельности и на уровне страны в целом.
Ключевые слова: размещение государственных и муниципальных заказов, система размещения государственных и муниципальных заказов, эффективность размещения государственных и муниципальных заказов, законодательство о размещении заказов, Закон 94-ФЗ, централизация, децентрализация, федеральный уровень, субъект Российской Федерации, уровень местного самоуправления.

Performance analysis of the orders system in the Russian Federation
Vorob’eva O.M., deputy director of the staff Training institute for the system of state and municipal orders of the Russian academy of Public Administration under the President of Russian Federation
The article is devoted to the analysis of the current public procurement system in the Russian Federation. The existing approaches of such systems are described: centralization, decentralization and the mixed approach. The characteristics of these systems are also mentioned.
The author made the analysis of the practice of the existing Russian public procurement system at the federal, state and municipal level. The analysis is made for each level of the system and at the country level as a whole.
Keywords: Public Procurement, Public Procurement System, efficiency of Public Procurement, Public Procurement legislation, the 94-FZ Federal Law, centralization, decentralization, federal level of the Russian Federation, subject (state) level of the Russian Federation, municipal level.

Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. № 119 «О Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной техники и материальных средств».
2. Положение об управлении по закупкам для государственных нужд Краснодарского края, утверждённое постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 декабря 2005 г. № 1290 «О создании управления по закупкам для государственных нужд Краснодарского края».
3. Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению размещения государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ставропольского края, утверждённый приказом комитета Ставропольского края по государственному заказу от 19 октября 2009 г. №_01-08/2611.
4. Положение об организации взаимодействия государственных заказчиков города Москвы и уполномоченного органа по размещению государственных заказов города Москвы (Тендерного комитета) при размещении заказов для государственных нужд, утверждённое постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. № 1030-ПП «О совершенствовании порядка размещения государственного заказа».
5. Положение об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга, утверждённое постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 ноября 2005 г. № 1829 «О мерах по совершенствованию системы государственного заказа Санкт-Петербурга».

Инновационный лифт как средство коммерциализации высокотехнологичных проектов
Фияксель Э.А., Доктор экономических наук, профессор Зав. кафедрой венчурного менеджмента и кафедрой маркетинга Нижегородский филиал Государственного университета — Высшая школа экономики, eduardf@pbox.ru
Бутрюмова Н.Н., Преподаватель кафедры венчурного менеджмента Нижегородский филиал Государственного университета — Высшая школа экономики, butryumovann@gmail.com
Данная статья посвящена вопросам работы системы развития малых инновационных предприятий в регионах. Вводится понятие «инновационного лифта», работа механизмов которого направлена на появление и развитие малых инновационных предприятий, которые во всем мире признаны мощным импульсом создания инновационной экономики. Рассматриваются участники инновационного лифта, а также предлагается механизмы и принципы его работы. Проанализированы принципы работы системы инновационного лифта в Нижегородской области.
Ключевые слова: инновационный лифт, малые инновационные предприятия, механизм, взаимодействие.

“Lift for Innovations” as a Mechanism for Hi-tech Projects Commercialization
Fiyaksel E.A., professor, State University – The Higher School of Economics, Nizhny Novgorod branch, venture management department.
Butryumova N.N., lecturer, State University – The Higher School of Economics, Nizhny Novgorod branch, venture management department.
The article addresses the problem of weakly developed regional system of small innovative companies’ growth. The term “Lift for Innovations” is introduced in this article. The basic function of its mechanism is creation necessary environment for emergency of small innovative companies and their development. Such companies all over the world are strong impulse for creation of innovative economy. In that article participants of the system “Lift for Innovations” are analyzed, also mechanisms and principles of its functioning are suggested. The article contains the results of the survey of Nizhny Novgorod region subject to the existence and functioning of the system “Lift for innovations”.
Keywords: Lift of innovations, small innovative companies, mechanism, collaboration.

Литература
1. Моргунова Е. Лифт не работает! // Газета научного сообщества «Поиск» [Электронная версия]. – Режим доступа http://www.poisknews.ru/2008/11/26/lift_ne_rabotaet.html.
2. Фияксель Э.А., Карюк В.М. Бизнес-ангелы вынянчивают инновационные проекты // Инновации. – 2008. – № 4.
3. Фияксель Э.А., Бутрюмова Н.Н. Роль бизнес-инкубаторов в инфраструктуре поддержки малого инновационного бизнеса регионов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2008. – № 4.

Концептуально-методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого предпринимательства
Саак А.Э., к.т.н., доцент, зав. каф. «Государственного и муниципального права и управления» Таганрогского технологического института Южного федерального университета,
Брюханова Н.В., к.э.н., доцент кафедры «Государственного и муниципального права и управления»
Статья посвящена разработке концептуально-методических основ формирования программы развития малого и среднего предпринимательства. Большое значение для выбора направлений поддержки малого предпринимательства имеет выявление существующих проблем развития малого предпринимательства. Поэтому программа разрабатывается на основе результатов анализа социально-экономической ситуации в регионе (городе, районе), оценки состояния малого предпринимательства, влияния внешней среды, эффективности выполнения предыдущей программы или мер по поддержки малого предпринимательства, проводимых на территории за прошедший период. Для проведения такого анализа рекомендуется использовать когнитивные технологии — современные технологии системного анализа. Когнитивный анализ является достаточно универсальным научным инструментарием понимания поведения сложных систем.
Ключевые слова: малое предпринимательство, механизм взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой, инфраструктура малого бизнеса, программа развития малого предпринимательства.

Conceptual and methodical base of regional politics in the sphere of development and support of small-scale business
Saak A.E., Cand.Tech.Sci., senior lecturer, Managing chair «The State both municipal right and management» the Taganrog institute of technology of Southern federal university,
Bruhanova N.V., Cand.Econ.Sci., senior lecturer of chair «The State both municipal right and management» the Taganrog institute of technology of Southern federal university
Article is devoted working out of conceptually-methodical bases of formation of the program of development of small and average business. The great value for a choice of directions of support of small business has revealing of existing problems of development of small business. Therefore the program is developed on the basis of results of the analysis of a social and economic situation in region (a city, area), estimations of a condition of small business, influence of environment, efficiency of performance of the previous program or measures on supports of the small business, spent on territory for the last period. For carrying out of such analysis it is recommended to use cognitive technologies - modern technologies of the system analysis. The cognitive analysis is universal enough scientific toolkit of understanding of behavior of difficult systems.
Keywords: small business, the mechanism of interaction of small business with environment, a small-scale business infrastructure, the program of development of small business.

Литература
1. Горелова Г.В., Радченко С.А., Брюханова Н.В. Когнитивное моделирование как инструментарий исследования состояния и развития малого бизнеса в регионе // Системный анализ в проектировании и управлении : Tруды Х Международной науч.-практ. конф. – СПб. : Изд-во политех. ун-та, 2006. – Ч. 1.
2. Илышев А.М., Демчук О.Н. Интегративные процессы в сфере малого бизнеса региона // Региональная экономика. – 2005. – № 5.
3. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство : учебник. – М. : ИНФРА-М, 2004.
4. Ларичева З.М., Стрелкова Л.В. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – № 5.
5. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решения : учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2007.
6. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления : учебник для вузов + CD. – СПб. : Питер, 2008.
7. Сидибе П. Мал бизнес, да дорог // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2008. – № 4624.

Отраслевой менеджмент
Branch mangement

Эффективность управления организационно-производственным потенциалом компании: стратегический аспект, концепция и оценка
Линкевич В.А., кандидат технических наук, доцент, главный специалист Управления технического развития ГАК «Узкимёсаноат», Республика Узбекистан, uzkimyo@mail.ru;
Гульманов С.Дж., аспирант кафедры «Менеджмент» Ташкентского государственного экономического университета, Республика Узбекистан, himil@mail.ru
В данной работе рассмотрена эффективность управления организационно-производственным потенциалом компании, определены его стратегический аспект, концепция и произведена оценка системы управления химической промышленности на основе ранговой корреляции и метода диагностического анализа. Сделан вывод о расширении внешнеэкономической деятельности данной отрасли для повышения финансовой устойчивости в будущем.
Ключевые слова: модель, стратегическая эффективность, промышленность, организационно-производственный потенциал, концепция, управление, модернизация, реконструкция.

Effectiveness of directing the organizational-production potential of the company: strategic aspects, conseption and valuation
Linkevich V.A., associate professor, chief specialist of Board Technical development state-joint-stock company «Uzkimyosanoat», Republic of Uzbekistan, uzkimyo@mail.ru;
Gulmanov S.Dj., graduate student of chair «Management», Tashkent State University of Economics, Republic of Uzbekistan, himil@mail.ru
Effectiveness of directing the organizational-production potential of the company were considered in this work, determined its strategic aspect, conception and made valuation of system of management chemistry industry on basis rank correlation and method of diagnostical analysis. For increasing financial stability have been drawn a conclusion on expansion external economic activities this industry.
Keywords: model, strategic effectiveness, industry, organizational-production potential, conception, management, modernization, reconstruction.

Литература
1. Банчева А.А. Рыночный потенциал организации в системе стратегического управления // Маркетинг. – 2007. – № 2.
2. Друкер Питер Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика : пер. с англ. – М. : Вильямс, 2008.
3. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М. : Финансы и статистика, 2007.
4. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты. – М. : ИНФРА-М, 2008.
5. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. – СПб. : Питер, 2008.
6. Анискин Ю.П., Сергеев А.Ф., Ревякина М.А. Финансовая активность и стоимость компании: аспекты планирования. – М. : Омега-Л, 2005.
7. Ендовицкий Д.А., Соболева В.Е. Экономический анализ слияний/поглощений компаний: научное издание. – М. : КНОРУС, 2008.

Трансакционные издержки: информационная база, классификация, оценка и механизм управления
Стукач В.Ф., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и управления сельскохозяйственным производством Институт экономики и финансов Омского государственного аграрного университета
Шумакова О.В., к.э.н., доцент, зав кафедрой бухгалтерского учета и аудита
Институт экономики и финансов Омского государственного аграрного университета
В статье предлагается методика управления трансакционными издержками сельскохозяйственных предприятий, основанная на применении классификации, позволяющей учесть их специфику. Она включает в себя внутрипроизводственные, внешние трансакционные издержки и трансакционные издержки в форме недополученной выручки, которые возникают в случаях потери сельхозпредприятиями части выручки. Разработка системы управления оптимизацией трансакционных издержек невозможна без учета особенностей агропромышленного комплекса и влияния государственного регулирования на взаимоотношения между субъектами.
Ключевые слова: трансакционные издержки, механизм управления, классификация, оценка, методика.

Transactions costs: information base, classification, the estimation and the management mechanism
Stukach V.F., doct. econ. sci., the professor, the manager. Chair of economy and farm management Institute of economy and the finance of Omsk state agrarian university;
Shumakova O.V., сand. econ. sci., the senior lecturer, the manager chair of book keeping and audit Institute of economy and the finance of Omsk state agrarian university
In article the management technique transactions costs of the agricultural enterprises, based on application of the classification is offered, allowing to consider their specificity. It includes intraindustrial, external transactions costs and transactions costs in the form of the half-received gain which arise in cases of loss by agricultural productions of a part of a gain. System engineering of management by optimisation transactions costs is impossible without features of agriculture and influence of state regulation on mutual relations between subjects.
Keywords: transactions costs, the management mechanism, classification, an estimation, a technique.

Литература
1. Commons J.R. Institutional Economics. Madison, 1934, University of Wisconsin Press.; Coase R.H. The Problem of Social Cost. – Journal of Law and Economics, 1960, vol. 3, p. 1–44.
2. Jones G.R., Hill C.W.L. Transaction Costs Analysis of Strategy-Structure Choice. – Strategic Management Journal, vol. 9, p. 160.
3. Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов. – М., 1995. – С. 20.
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М., 1997. – С. 45.
5. Стукач В.Ф., Шумакова О.В. Рыночная информация и «продуктовые цепочки» // Экономика сельского хозяйства России. – 2005. – № 5.

Анализ рынка российских фармацевтических предприятий-производителей лекарственных препаратов на основе матричного подхода
Шилова Е.В., доцент кафедры «Менеджмент», АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», vika-030800@yandex.ru
Отечественной фармацевтической промышленности сложно. Значительна доля зарубежных производителей на российском рынке, что создает серьёзную угрозу. Слабые научно-исследовательская, производственная, сырьевая, финансовая, кадровая составляющие, не позволяют осуществлять инновационные проекты, обеспечивающие конкурентное преимущество. В статье приведены результаты анализа рыночного положения российских фармацевтических предприятий - производителей лекарственных препаратов. Материал анализировался построением многокритериальной матрицы. В качестве определяющих параметров матрицы были выбраны масштабность деятельности предприятий (международный, национальный и региональный или межрегиональный рынки) и инновационность ассортимента выпускаемой продукции (удельный вес оригинальных лекарственных препаратов в структуре ассортимента производителя).
Ключевые слова: конкуренция фармацевтических предприятий- производителей лекарственных препаратов, матричный подход, степень инновационности ассортимента, стратегия первопроходца, стратегия фокусирования, нишевая стратегия, приспособительная стратегия, стратегия низких издержек.

Analysing the market of russian pharmaceutical enterprises – medicine manufactures through multicriterial matrix
Shilova E.V., тhe associate processor of chair of manadement, the independent noncommercial organisation of higher professional education “Perm institute of economy and finance”, vika-030800@yandex.ru
These days russian pharmaceurtical industry faced a difficult problem – on the one hand there is a great number of foreign manufactures and it threatens the russian market, and on the other hand there are poor research and development, industrial and raw materials bases, financial and personnel components do not allow to make innovative projects that provide significant competitive advantage etc. At this article the results of market position zondage of russian pharmaceutical enterprises – medicine manufactures based on multicriterial matrix. Coverage of these enretprises (international, national and regional/inter-regional markets) and the number of innovative products (specific gravity of original medicines in the range of products of manufacture).
Keywords: competition of pharmaceutical enterprises – medicine manufactures, multicriterial matrix, international, the number of innovative products, strategy of the trailblazer, focusing strategy, strategy of niches, аdaptive strategy, strategy of low costs.

Литература
1. Дрёмова Н.В. Типология и классификация лекарственных средств/ Н.В. Дрёмова, Э.А. Коржавых // Новая аптека. – 2004. – № 12. – С. 49–54.
2. Дрёмова Н.В. Типология и классификация лекарственных средств/ Н.В. Дрёмова, Э.А. Коржавых // Новая аптека. – 2005. – № 1. – С. 41–55.
3. Дрёмова Н.В. Типология и классификация лекарственных средств/ Н.В. Дрёмова, Э.А. Коржавых // Новая аптека. – 2005. – № 2. – С. 38–55.
4. Кравченко Д.В. Корзинов О.М. Есть ли будущее у российских инновационных лекарств? // Ремедиум. – 2008. – № 11. – С. 9–20.
5. Усенко В.А. Фармацевтический маркетинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.provisor.com.ua/archive/1999/N14/usenko.htm/
6. Федеральный закон от 22.06.1998 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О лекарственных средствах» (принят ГД ФС РФ 05.06.1998)// «Российская газета» от 31.12.2008.

Сбалансированный механизм управления бизнес-процессами на предприятиях химической промышленности
Хлевная Е.А. к. э. н., доцент кафедры экономики и организации промышленного производства ГОУ ВПО Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова
В результате финансового кризиса произошёл спад активности в сфере промышленного производства практически во всех отраслях экономики. Ситуация в химической промышленности не может не вызывать озабоченности. Учитывая роль химической промышленности в экономике страны, инновационный подход к механизму управления в данной сфере может оказать позитивное влияние на развитие страны в посткризисный период.
Ключевые слова: управление бизнес-процессами, лучшее бюджетирование, показатели эффективности, методы контроля, анализ затрат.

The balanced mechanism of management of business processes at the enterprises of the chemical industry
Hlevnaya E.A., doct. econ. sci., associate professor of economics and industrial engineering, State Educational Institution of the Plekhanov Russian Academy of Economics
As a result of the financial crisis there was a decline of industrial production virtually in all sectors of the economy. The situation in the chemical industry is a cause for concern. Considering the role of the chemical industry in the economy it’s could be argued that an innovative approach to the control in this area can have a positive impact on the development of the country in post-crisis period
Keywords: management of business processes, better budgeting, efficiency indicators, quality monitoring, the analysis of expenses.

Литература
1. Боровиков П. Бюджетирование в торговых компаниях // Финансовый директор. – 2005. – № 6.
2. Миронова Н.В. Построение структуры управления в объективно-функциональной системе управления / Н.В. Миронова, В.Н. Шведенко // Совершенствование системы управления организаций в современных условиях : сб. материалов. – Пенза : ПГТА, 2004.
3. Кондратова И.Г. Основы управленческого учёта. – М. : Финансы и статистика, 2000.
4. Концепция контроллинга: Управленческий учёт. Система отчётности. Бюджетирование / Horvath & Partners ; пер. с нем. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.
5. Стрижова О.И. Формирование методов управления процессом бюджетирования промышленных предприятий : дис. … к. э. н. – СПб., 2006
6. Хоуп Дж., Фрайзер Р. Бюджетирование, каким мы его знаем. Управление за рамками бюджетов. – М. : Вершина, 2005.
7. Шведенко В.Н. Объективно-функциональная система управления предприятием // Известия вузов «Технология текстильной промышленности». – 2004. – № 4.
8. Шведенко В.Н. Современные системы интегрирования предприятий / В.Н. Шведенко, Н.В Миронова, А.А. Кулебякин, Ю.М. Басов. – Кострома: КГТУ, 2004.

Менеджмент за рубежом
Management abroad

Моделирование инновационного развития на примере биотехнологического кластера Израиля
Сомова Е.Ю., соискатель ученой степени кандидата экономических наук ИМЭМО РАН
На сегодняшний день известны пять форм моделирования технологического развития компании. Однако последние инновации таковы, что ранее созданные модели перестали отвечать требованиям современных тенденций достижения конкурентных преимуществ за счет планирования технологических изменений. Теперь инновации доступны компаниям в условиях локализации, межфирменного взаимодействия и сильной внутренней конкуренции, то есть в условиях кластера. В настоящей статье на примере биотехнологического кластера Израиля автором предлагается модель того, как это у них получается.
Ключевые слова: технологический виток, производительность, инновационность, жизненный цикл, динамика, развитие в условиях кластера.

Innovation development modelling with Israel biоtechnologic cluster as an exemple
Somova K.Y., post-graduate student of The Academy of National Economy under the Government of the Russian Federation
To date five models forms modeling technology company development. However, recent innovations is such that the previously created a model ceased to meet the requirements of modern trends achieve competitive advantage by technological change. Now innovations are available to companies in the face of localization, inter-firm linkages and strong domestic competition, i.e. in terms of the cluster. In this article the author proposes a model of how this is they are obtained.
Keywords: the technological spiral, productivity, innovation, life cycle, dynamics, development in a cluster.

Литература
1. Портер М. Конкуренция. – М. : Вильямс, 2005.
2. Dean J. Pricing policies for new products. – Harvard Business Review, 1976.
3. Levitt T. Exploit the product life cycle. – Harvard Business Review, 1965.
4. Henderson B.D. Henderson on Strategy. – Cambridge, MA : Ballinger, 1979.
5. Sallenave J.-P. The uses and abuses of experience curves // Long Range Planning. – 1985. – 18.
6. Seide, A. A citation system from Patent Office // Journal of the Patent Office Society. – 1949. – 31.
7. Ganduli P., Blackman M.J.R. Patent documents: A multi-edge tool // World Patent Information. – 1995. – 17.
8. Тремасов К.В. Теория экономических колебаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.finam.ru/files/news690.pdf.
9. Barnum S.R. Biotechnology: An Introduction. – Belmont, CA : Wandsworth, 1998.
10. Massachusetts Biotechnology Council and BCG «MassBiotech 2010: Achieving global leadership in the life sciences economy». – 2002.

Технология управления
Management technology

Экономико-математическая модель выбора оптимального варианта долгосрочной целевой программы

Сбитнев А.Е., доцент кафедры экономики Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат экономических наук, sbitnev80@bk.ru
Выбор оптимальных вариантов долгосрочных целевых программ является одной из важнейших задач в управлении социально-экономическим развитием территорий. В статье рассматриваются вопросы, связанные с принятием решений о выборе оптимальной альтернативы в условиях многокритериальной оценки. Предложена разработанная автором экономико-математическая модель, практическая реализация которой позволяет осуществить выбор оптимального варианта долгосрочной целевой программы.
Ключевые слова: долгосрочная целевая программа; оптимальный вариант; принятие решений; многокритериальная оценка.

Economical-mathematical model of the choice of optimum alternative of long-term target program
Sbitnev A.E., the senior lecturer of chair of economy, Tyumen state university of building and architecture, candidate of economic science, sbitnev80@bk.ru
The choice of optimum alternatives of long-term target programs is one of the main tasks in management of socioeconomic development of territory. In this article there are questions which are connected with the accepting of decision of the choice of optimum alternative in conditions of multi-objective assessment. It is proposed the economical-mathematical model (developed by the author), practical realizing of which allows to legislate the choice of optimum alternative of long-term target program.
Keywords: long-term target program; optimum alternative; the accepting of decision; multi-objective assessment.

Литература
1. Васильев В.Д. Оптимизационный подход к выбору инвестиционных стратегий и проектов в строительстве объектов региона. – СПб. : СПбГУЭиФ, 2004.
2. Воронцовский А.В. Управление рисками : учеб. пособие. – СПб. : СПбГУ, 2000.
3. Завадскас Э.-К. К. Системотехническая оценка технологических решений строительного производства. – Л. : Стройиздат, 1991.
4. Зубарев А.А., Скворцова Н.К., Сбитнев А.Е. Формирование системы оценки и учёта региональных инвестиционных рисков при обосновании эффективности инвестиционно-строительных проектов. – СПб. : СПбГУЭиФ, 2005.
5. Крушвиц Л. Инвестиционные расчёты : пер. с нем. / под ред. В.В. Ковалёва, З.А. Сабова. – СПб. : Питер, 2001.
6. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. – М. : Наука, 1970.
7. Риск-менеджмент инвестиционного проекта : учебник для студентов вузов / под ред. М.В. Грачёвой, А.Б. Секерина. – М. : Юнити-Дана.
8. Саати Т.Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: аналитические сети. – 2-е изд. – М. : ЛИБРОКОМ, 2009.

Особенности применения процессного подхода для совершенствования системы управления энергоинжиниринговой компании
Коровкина Ю.В., аспирант кафедры экономики и организации предприятия Ивановского государственного энергетического университета, julia_korovkina@mail.ru
Энергетический инжиниринг – это высокотехнологическая отрасль, оказывающая услуги на протяжении всего жизненного цикла энергообъекта и соответственно предъявляющая высокие требования к системам управления субъектов отрасли. Российские энергоинжиниринговые компании в силу особенностей условий формирования имеют ряд проблем, препятствующих их эффективному развитию. Перспективным направлением оптимизации систем управления современных предприятий является использование процессной методологии. В статье рассматривается методика внедрения процессного подхода, как инструмента совершенствования системы управления энергоинжиниринговой компанией, представлены результаты применения методики на конкретном предприятии.
Ключевые слова: энергоинжиниринг, процессный подход, система управления.

Peculiarities of the application of the process approach to the improving of the engineering company management system
Korovkina Y.V., post-graduate student of economics department and enterprise, Ivanovo State Power University
Energy engineering is a highly technological sector providing services during the whole life-cycle of the energy unit and making high demands for the systems of sector entity management. On the cause of the peculiarities of conditions of their formation, Russian companies have a range of problems preventing them from the most efficient development. One of the most prospective areas of optimizing the systems of modern enterprises managements is the use of the of the process methodology. In the article the method of the process approach adoption as a tool of improving the engineering management system is considered and the results of the use of the method for one definite business are presented.
Keywords: energy engineering, process approach, management systems.

Литература
1. Мильто А.В. Анализ современного состояния рынка инжиниринговых услуг в энергетической отрасли России : материалы конференции «Russia Power 2008 – Электроэнергетика России» [Электронная версия]. – Режим доступа: http://www.combienergy.ru/stat955.html/
2. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. – М. : Альпина Бизнес Брукс, 2006.
3. Репин В.В. Бизнес-процессы компании. Построение, анализ, регламентация. – М. : Стандарты и качество, 2007.

Управление персоналом
Stuff management

Методические аспекты оценки нормы управляемости и применение ее в регулярном менеджменте
Свирина А.А., доцент каф. ЭиУ КГТУ им. А.Н.Туполева , к.э.н.
В данной статье представлена методика оценки нормы управляемости как ключевого критерия, характеризующего выполнение функции организации в процессе управления. Применение нормы управляемости в предложенном формате позволяет определить, с одной стороны, необходимое количество уровней управления в организации, и, с другой, максимально возможную численность персонала при имеющейся управленческой структуре. Решение двух указанных задач является одним из критериев оценки эффективности управления организацией в целом.
Ключевые слова: норма управляемости, функция организации, управленческая иерархия, организационная структура.

Span of Management Estimation Method and the Use of It within Process of Management
Svirina A.A., Ph.D., associate professor, Kazan State Technical University
The paper emphasizes suggested method for span of management estimation and the use of it in case of measuring the quality of organizational function performance. Span of management allows from one hand to estimate the necessary number of levels within hierarchy and from the other hand the number of staff members a company can employ with the current organizational structure. Those two issues are essential in estimating the efficiency of company’s management system.
Keywords: span of management, organizational function, hierarchy, organizational structure.

Литература
1. Ricky M. Griffin. Management. – 6th Ed. – Houghton Mifflin Company, 1999.
2. Друкер Питер Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика : пер. с англ. – М. : Вильямс, 2008.
3. Роббинз Стивен П., Коултер М. Менеджмент : пер. с англ. – 8-е изд. – М. : Вильямс, 2007.

Управление процессами коммерциализации и оценки стоимости интеллектуального капитала наукоёмких предприятий
Лукичёва Л.И., д.э.н., профессор Московского института электронной техники (технического университета),
Егорычев Д.Н., к.э.н., доцент, руководитель отдела маркетинга и планирования ООО НПО «Текон-Автоматика»,
Салихов М.Р., к.э.н., заведующий сектором экономических исследований Института энергетики и финансов,
Егорычева Е.В., к.э.н., доцент Московского института электронной техники (технического университета)
В статье определены основные способы получения дохода от использования интеллектуального капитала. Проведён сравнительный анализ существующих подходов к оценке его стоимости. Также рассмотрены наиболее важные этапы управления коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности персонала наукоёмких компаний.
Ключевые слова: коммерциализация интеллектуального капитала.

Lukitseva L.I., Doctor of Economics, professor of Moscow Electronic Engineering Institute (Technical University),
Egoritsev D.N., c.e.s, associate professor, head of Marketing department in nonprofit government organization “Tekon-Avtomatika”,
Salihov M.P., c.e.s, superintendent of economical researches in the Institute of Energetic and Finance,
Egoritseva E.V., c.e.s, associate professor of Moscow Electronic Engineering Institute (Technical University)
Intellectual capital of science-driven companies: managing evaluation and commercialization
An article reviews the ways of profiting from intellectual capital and provides the benchmarking study of the prevailing methods using for its evaluation. Also the article highlights the essential steps of manager holding out for commercialization of company’s intellectual assets.
Keywords: intellectual capital commercialization.

Литература
1. Лукичёва Л.И. Управление интеллектуальным капиталом наукоёмких предприятий : монография. – М. : Омега-Л, 2006.
2. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами. – М. : Омега-Л, 2004.
3. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н, Егорычева Е.В. Проблемы и особенности инвестирования в интеллектуальный капитал наукоёмких предприятий // Сб. науч. Трудов Международной академии теории и практики организации производства. – М., 2008.
4. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н., Егорычева Е.В. Управление интеллектуальными активами (научно-практический аспект) // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2004. – № 6.
5. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н., Егорычева Е.В. Оценка коммерческого потенциала интеллектуальных активов наукоёмких предприятий // Оборонный комплекс – научно-техническому прогрессу России. – 2006. – № 3, 4.
6. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью : учеб. пособие. – М. : Дело, 2003.
7. Лев Б. Нематериальные активы: управление, измерение, отчётность. – М. : Квинто-консалтинг, 2003.
8. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: Ключ к успеху в новом тысячелетии. – СПб. : Питер, 2001.
9. Коммерциализация интеллектуальной собственности: проблемы и решения / сост. и общ. ред. Н.М. Фонштейн и В.Г. Зинова. – М. : ЗелО, 1996.
10. Pulic A. Measuring the performance of intellectual potential in knowledge economy. – NY, 1998.

Проблемы управления сопротивлением в процессах реструктуризации предприятий
Бекетова О.Н., кандидат экономических наук, доцент, astole@yandex.ru,
Белов К.С., студент кафедры экономики и управления на предприятии, Саратовский государственный социально-экономический университет, kirill1719@yandex.ru
В статье рассмотрены существующие подходы к проблеме, связанной с определением понятия «сопротивление». Авторами приведена классификация видов сопротивлений, необходимая для выбора эффективной стратегии управления изменениями; выявлены особенности управления сопротивлением на российских предприятиях.
Ключевые слова: управление сопротивлением, классификация сопротивлений, способы управления сопротивлением, биографический подход к управлению сопротивлением.

Problems of resistance management in process restrukturizacii enterprise
Beketova O.N., c. e. s, associate professor, astole@yandex.ru,
Belova K.S., student of management and economics departments of Saratov State Socio-Economic University, kirill1719@yandex.ru
Existing approaches are considered In article to problem, connected with determination of the notion «resistance». The Author is brought categorization type resistances, необходимая for choice of the efficient strategy of management change; the revealled particularities of resistance management on russian enterprise.
Keywords: resistance management, categorization of the resistances, ways of resistance management, biographic approach to resistance management.

Литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление : пер. c англ. – М. : Экономика, 1989.
2. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики. – М. : Класс, 2004. – (Библиотека практической психологии и психотерапии).
3. Хентце Й., Каммель А. Как преодолеть противодействие запланированным организационным изменениям // Проблемы теории и практики управления. – 1997. – № 3.
4. Сазанов Е.Г. Сопротивление организационным изменениям: диагностика и преодоление // Проблемы теории и практики управления. – 2003. – № 6.

Внутрикорпоративные связи с общественностью как инструмент управления персоналом предприятия
Юрко Т.С., главный специалист по связям с общественностью ЗАО ТПО «Лемакс», ассистент кафедры менеджмента ТТИ ЮФУ, yurkotatiyana@rambler.ru
В работе проведен анализ внутрикорпоративных связей с общественностью как инструмента управления персоналом предприятия, представлен механизм формирования и развития связей с общественностью во внутреннем коммуникационном пространстве предприятия, а также схема воздействия внутрикорпоративных связей с общественностью с учетом барьеров восприятия, характерных для целевой аудитории. Систематизирован инструментарий внутрикорпоративных связей с общественностью, рассмотрены показатели эффективности внутрикорпоративной PR-деятельности как инструмента управления персоналом современных компаний.
Ключевые слова: управление персоналом, внутрикорпоративные связи с общественностью, инструментарий внутрикорпоративных PR, барьеры восприятия, корпоративная культура, коммуникации, обратная связь.

Intra public relations as a management tool for enterprise staff
Yurko T.S., Closed joint-stock business and industry company «LEMAX», Post: Chief Specialist of Public Relations, Taganrog Institute of Technology Southern Federal University, Post: assistant of department of management, yurkotatiyana@rambler.ru
In this paper, an analysis of intra-corporate public relations as a management tool, enterprise staff, presented the mechanism of formation and development of public relations in the inner space of the communication companies, as well as chart the impact of intra-corporate public relations, taking into account the perception of barriers specific to the target audience. Systematized tool internal corporate public relations, considered indicators of the effectiveness of intra-PR-work as a tool for personnel management of modern companies.
Keywords: personnel management, corporate public relations, tools of intra-PR, barriers of perception, corporate culture, communication, feedback.

Литература
1. Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров : учебник. – М. : ЭКМОС, 2004.
2. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз : учеб. пособие для вузов / пер. с англ. ; под ред. Б.Л. Еремина. – М. : Юнити-Дана, 2003.
3. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. – М. : Альфа-Пресс, 2005.
4. Синяева И.М., Маслова В.М., Синяев В.В. PR в маркетинге : учеб. пособие для вузов. – М. : Юнити-Дана, 2007.
5. Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб. : Питер, 2001.
6. Тимофеев М.И. Связи с общественностью (паблик рилейшнз) : учеб. пособие. – М. : РИОР, 2005.
7. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. – СПб. : Алетейя, 2001.

Дискуссионный клуб
Discussion club

О преподавании дисциплины «операционный менеджмент»
Барашков С.В, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и организация производства» Ульяновского государственного университета, barsv@yandex.ru
Белый Е.М., д.т.н., профессор, директор Института экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета, mbely@mail.ru
Статья посвящена формированию содержательных аспектов дисциплины «Операционный менеджмент». Определяются объект, предмет, метод дисциплины, её назначение и место в системе наук об управлении. Рассматриваются отдельные вопросы преподавания дисциплины.
Ключевые слова: организация, операция, управление, учебное пособие, учебная программа.

On teaching a discipline of “operations management”
Barashkov S.V., candidate of economic science, assistant professor of a department of economic and organization of an enterprise, e-mail: barsv@yandex.ru
Bely E.M., doctor of technical science, director of an Institute of economy and business, mbely@mail.ru
This paper is devoted to the substantial aspects of the discipline of “Operation management”. The paper tries to define its object of study, theme, methods, purpose and position as element of the management science system. Diverse matters of teaching the discipline are considered.
Keywords: enterprise, operation, management, tutorial, teaching program.

Литература
1. Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Лобов С.В. Операционный менеджмент : учебник. – М. : ИНФРА-М, 2005. – (Учебник для программы МВА).
2. Курочкин А.С. Операционный менеджмент. – К. : МАУП, 2000.
3. Krajewsky, Lee J., Ritzman, Larry P. Operations management. – Addison-Wesley Publishing Company, 1987.
4. Schroeder Roger G. Operations management. Decision making in the operations function. – McGrow-Hill, 1989.

Краткие сообщения
Briefs

Логистика как ключ к развитию интернет-торговли в России
Фирсов М.В., докт.экон.наук, профессор кафедры Экономического анализа и управления недвижимостью Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ), fimv@inbox.ru
В статье проводится анализ и дается прогноз развития розничной и интернет-торговли в России. Даются концепция построения и описание бизнес-процессов успешных торговых предприятий будущего. Также показаны основные последствия внедрения данных процессов на бизнес по управлению коммерческой недвижимостью и занятость.
Ключевые слова: розничная торговля, интернет-торговля, бизнес-процесс, логистические компании, логистика, управление коммерческой недвижимостью, занятость.

Logistics as a key of e-commerce in Russia
Firsov M.V., dokt. ekon. nauk,The professor of cathedra «Economic Analysis and property management» Nizhny Novgorod State Architectural University (NNGASU), fimv@inbox.ru
The retail and e-commerce in Russia are analyzed and provided by the forecasts in the article. We give the concept of building and description of the business processes for successful business enterprises in the future. The main effects of the introduction of these processes to the business management of commercial real estate and to the employment are also shown.
Keywords: retail, Internet commerce, business process, logistics companies, logistics, management of commercial real estate, employment.

Литература
1. Евпланов А. Реальные доходы виртуальных магазинов // Российская бизнес-газета. – 2010. – 16 февр.


Подписаться на издание: Менеджмент в России и за рубежом



Ранее просмотренные страницы