Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Менеджмент в России и за рубежом №1,  2005

Менеджмент в России и за рубежом №1,  2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Оценка влияния организационной культуры предприятия на эффективность производственной деятельности
Стоянова В.А.

Организационная культура является оболочкой любого предприятия. Определяя состояние социальной системы, в рамках которой все факторы производства преобразуются в конечные результаты, организационная культура предприятия является важнейшим инструментом управления, лежащим в основе построения любой экономической модели деятельности. Влияние организационной культуры на результаты функционирования предприятия исследовали многие ученые. Некоторые ученые связывают эффективность деятельности предприятий с "силой" культуры. Однако каждый автор при этом выделяет свой набор элементов культуры, которыми должны обладать успешные и эффективные предприятия.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Информация как основной фактор формирования конкурентной стратегии
Таганов Д.H.

В данной статье автор рассматривает роль информации в процессе принятия решений, в анализе внешней среды и целевых рынков; её влияние на этапы разработки конкурентной стратегии и формирование конкурентных преимуществ компании.

Классификация стратегий развития автомобильных компаний в современном мире и перспективы отечественного автопрома
Владимирова И.Г., Дубинский А.А.

Авторы статьи сделали попытку проанализировать положение и направления развития отдельных автомобильных компаний в зависимости от степени кооперации и комбинирования бизнес-процессов (индекс аутсорсинга), уровня (индекса) транснационализации и сравнительных объёмов международной торговли.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Система взаимодействия государства и бизнеса на территории
Тидор С.Н., Фомичёв Н.П.

Авторы статьи попытались с позиций системного подхода определить общую структуру саморазвивающейся системы и её основные характеристики, которые лежат в основе жизнедеятельности многих субъектов социального пространства - от личности до общества в целом - и предполагают новое качество мышления в постижении их природы, а также определить главные функции дееспособного государства, приоритеты в условиях смешанной собственности на территории и обозначить принципы его взаимодействия с бизнесом в контексте системного подхода, или единой матричной модели.

Модель и организационная структура российской системы управления образованием в XXI веке
Саркисов П.Д.

Редакция журнала получила ряд писем с просьбой раскрыть суть реформирования высшего образования в России "на европейский манер". В новом тысячелетии развитие человечества в значительной степени зависит от культурного, научного и технического развития. Есть все основания утверждать, что вопросы образования обусловливают решение проблем во всех направлениях менеджмента: управления качеством и управления знаниями, HR и PR, экологии и управления инвестициями. Именно потому всех нас заботит проблема перехода России к новым образовательным стандартам. Не станет ли система образования "вместе с Европой" вариантом "европейская модель вместо российской"?

За комментариями по этому вопросу мы обратились к нашему автору, ректору РХТУ им. Д.И. Менделеева Саркисову П.Д. Надеемся, что публикуемая статья прояснит многие "тёмные места" вхождения РФ в Болонский процесс.

Путь из Арзамаса-16 в Саров
Редюшев А.А.

Город Саров отличается от большинства "малых" городов России. Во-первых, это закрытая административная территория. Во-вторых, г. Саров относится к "наукоградам", созданным для развития специфических направлений исследований (прежде всего в области обороноспособности страны) и создания для этого особых условий и учёным, и предприятиям.

По ходу рыночных социально-экономических преобразований в России в "закрытых городах" возникли проблемы сохранения кадрового потенциала науки. Приверженцы единожды выбранной профессии, отдавшие десятилетия жизни одному из направлений науки, учёные наукоградов в тяжёлые годы перехода к рыночной экономике большей частью не покинули рабочих мест, старея на копеечных окладах в родных организациях. Одновременно оставить наукоград оказалось проще молодым учёным и инженерам, искавшим востребованности опыта и знаний. Итогом стало старение кадров.

Как станут жить наукограды? Одна из перспектив, предложенная чиновниками - селекция малых научных городов и отбор немногих избранных для дальнейшей поддержки государством. Саров избрал свой путь самосохранения и развития.

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Делегирование полномочий производственным подразделениям промышленной компании: основные варианты и критерии выбора
Щиборщ К.В.

Впервые вопрос делегирования дополнительных полномочий по ведению хозяйственной деятельности производственным подразделениям (цехам) промышленного предприятия стал актуальным в период "поздней перестройки" (конец 1980-х годов), когда в стране развернулась кампания по внедрению различных моделей хозяйственного расчёта. В начале 1990-х этот процесс продолжался на приватизированных компаниях. Получив собственность даром и зачастую просто не зная, как ей оперативно управлять, новые владельцы часто прибегали к приёму разукрупнения и выделения на отдельный баланс подразделений из состава некогда унитарных компаний (выделение обособленных бизнес-единиц). Но так же, как аспирин - не универсальное лекарство от всех болезней, реструктуризация с выделением обособленных бизнес-единиц не всегда оправдана. На практике подобное делегирование полномочий часто приводило к результатам, обратным планируемым.

Существуют достаточно очевидные и формализуемые критерии оценки обоснованности и степени делегирования дополнительных полномочий центрального аппарата управления производственным подразделениям промышленного предприятия.

Теория О и теория Е как стратегии организационных изменений
Широкова Г.В.

Осуществление организационных изменений - "высший пилотаж" в работе руководителей компаний, предполагающий знание философии и технологии процесса, а также изучение успехов и неудач. Осуществление организационных изменений можно сравнить с восхождением на неизвестную вершину.

Всегда существует вероятность неудачи, но тщательная подготовка и знание ошибок, сделанных другими, как и знание успешного опыта, повышают вероятность успеха. В настоящей статье представлен опыт двух российских компаний в проведении организационных изменений. Для проведения изменений эти компании использовали и адаптировали известные модели проведения организационных изменений, в частности, теорию Е и теорию О.

Анализ критических факторов успеха внедрения автоматизированных систем управления предприятием класса ERP на российских промышленных компаниях
Пискунова Н.Н, Чуенко А.А.

Автоматизированные системы управления предприятиям (АСУП) представляют пакеты программного обеспечения с различной функциональной направленностью (управление производством, продажами, финансами), которая может быть настроена согласно нуждам конкретного предприятия.

Процесс внедрения АСУП и критерии успеха внедрения стали предметом серьёзного исследования за рубежом. Часто встречающийся сейчас термин "ERP-система" представляет класс систем, входящий в АСУП. Для ERP-систем характерна высокая степень интеграции и ориентация преимущественно на решение производственных задач предприятия.

Для обеспечения работы системы в ней приходится определять и уникальные бизнес-процессы предприятия, вcтраивая их в систему, что сопряжено с изменениями бизнес-процессов и дополнительной настройкой АСУП. Такие изменения могут быть довольно болезненны. Частота неудач (по данным Gartner Group - до 70%) проектов по внедрению АСУП подвигло нас внимательно рассмотреть комплекс факторов, слагающих в этом случае удачу или поражение.

Репутация компании на современном рынке
Кононова Д.Е.

По данным компании PRP Group, позиция и имя компании сегодня занимают третье место в списке приоритетов высшего и среднего менеджмента и четвёртое для молодых специалистов. Несколько лет назад термин "репутационный менеджмент" начал теснить дискредитировавший себя в политических баталиях PR. Приверженцы новой терминологии утверждают, что общественное мнение формируется, а репутация создаётся. Они полагают, что управление репутацией служит не только имиджу, но и экономически определят акционерную стоимость компании. Автор разделяет эту позицию.

Показатели процесса в системе менеджмента качества
Асташова Ю.В., Демченко А.И.

По мере внедрения процессного подхода в деятельность предприятия всё важнее формировать интегральную систему показателей, учитывающую вклад отдельных процессов. Система показателей, основанная на показателях результативности, эффективности и гибкости полно отражает функционирование процессов предприятия, позволяет учесть степень внедрения процессного подхода. Такая система соответствует требованиям международных стандартов в области менеджмента качества и может быть положена в основу интегральной системы показателей.

Структура и технология управления предприятиями строительной индустрии в Казахстане
Донцов С.С.

Структура управления предприятиями строительной индустрии Казахстана, сложившаяся в прежние годы её развития, включала различные объединения и тресты, а также самостоятельные или входившие в состав трестов строительно-монтажные управления (СМУ) и хозрасчётные участки - первичные самостоятельные производственно-хозяйственные единицы, непосредственно осуществляющие строительство.

В условиях резкого сокращения объемов капитального строительства, явившегося следствием кризисных явлений переходного периода, почти повсеместно исчезли такие крупные структурные образования как объединения и тресты. Пути дальнейшего совершенствования организационных форм управления строительным производством заключаются в том, чтобы приблизить органы хозяйственного руководства к производству, разграничить права и обязанности между звеньями управления, повысить оперативность и гибкость в работе аппарата управления.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Эффективность руководителя среднего звена в интерьере организационной культуры: от теоретической модели к корпоративной реальности железнодорожников
Семёнов Ю.Г., Важенина Е.В.

Сегодня некоторые авторы указывают на то, что основополагающей составляющей эффективности руководства будет являться социально-психологическая компетентность руководителя. Предпринимаются попытки построить модели социально-психологической компетентности руководителя.

Работники служб по управлению персоналом знают, что достаточно сложно выбрать для работы схему, наиболее действенную с точки зрения практического применения в работе конкретной организации. Связано это с тем, что в большинстве случаев схемы носят излишне обобщённый характер; в результате их трудно переносить в условия организации, обладающей уникальной организационной культурой. В теории организации установлено, что именно руководитель является основным автором организационной культуры, инициируя и формируя своей деятельностью, своими личностными качествами основные её характеристики. С другой стороны, сложившаяся организационная культура формирует заказ на тот или иной тип руководителя. Следовательно, подход к проблеме эффективности руководства должен содержать как минимум два компонента: формирование модели эффективного руководителя и проецирование особенностей организационной культуры организации на созданную модель.

Кадровые сокращения: классификация методов
Чуйкова С.Г.

Рано или поздно многие организации сталкиваются с необходимостью высвобождения персонала. Для нашей страны проблема увольнения работников по инициативе работодателя достаточно актуальна. После прокатившейся волны массовых кадровых сокращений середины и конца 90-х годов прошлого века, ситуация несколько стабилизировалась. Но в последние годы наметилась тенденция увеличения числа работников, уволенных по сокращению. По данным Федеральной службы государственной статистики, в России было сокращено в 2000 году 406,6 тыс. работников (3,5% от общей численности выбывших), в 2001 - 420, 7 тыс. (3,4%), в 2002 - 570,8 тыс. (4,6%).

Мировая управленческая практика выработала достаточно эффективный инструментарий для успешного управления сокращением персонала организации. Автор предлагает классификацию известных методов сокращения персонала организации в помощь руководителям при подборе комплекса мер, когда нужда заставляет сокращать персонал.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Отчет о состоявшейся 29 ноября 2004 г. в г. Москве конференции "Изменения в компании: эволюция или экспериментирование" с докладами:

  • Изменения в компании: эволюция, революция или экспериментирование?
    Кулькова И.В.
  • Мотивация по сумме свободных денежных потоков
    Андреев А.А.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Применимы ли в России традиции и опыт восточной школы менеджмента
Хачатуров А.Е., Белковский А.Н.

Нынешние руководители российских предприятий в основном изучали англо-американский опыт управления и теперь используют его в работе. Вершиной в образовании менеджера принято считать степень МВА (Master of Business Administration). Программы этих курсов также опираются на стандарты западного образца. В настоящее время большинство учебных материалов по менеджменту посвящено детальному изучению западного стиля управления; в учебниках лишь в общих чертах рассматривается опыт управления в других этнокультурных регионах. Робкие попытки разработать российскую стилистику менеджмента пока что оборачиваются идеями возврата на несуществующий "особый путь" России в социальной истории (и, как частный случай исторического развития, в экономике); они не простираются дальше замены идей протестантской этики индивидуальной ответственности архаичной триадой общинности, православия и жёсткой вертикальной системы управления. Мы полагаем, что заимствование принципов одного лишь западного стиля управления менеджерами российских предприятий не слишком рационально.

"Настоящий менеджер - очень хороший коктейль"

Взглядами практика управления на теорию менеджмента делится Максим Юрьевич Иванов, глава представительства АРС в России и странах СНГ

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Роль репутации на российском рынке фармакологических препаратов
Пашутин С.Б.

Считается, что отменная репутация, как и бренд, способна приносить владельцам финансовые выгоды, а нередко и сверхприбыли. Известно, что единственным конкурентным преимуществом целого ряда уважаемых и процветающих компаний является их репутация, представленная в виде корпоративного бренда или в качестве легендарной торговой марки (для Coca-Cola, например, соотношение цены материальных и нематериальных активов равно, по некоторым оценкам, 1:24). Стоимость бренда может в десятки раз превышать общую стоимость материальных активов компании, владеющей брендом, быть основой её капитализации. Доброе имя служит неплохой защитой от политических рисков и недружественных акций конкурентов.

Правила для авторов


Подписаться на издание: Менеджмент в России и за рубежом



Ранее просмотренные страницы