Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Менеджмент в России и за рубежом №4,  2005

Менеджмент в России и за рубежом №4,  2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Квантовая природа менеджмента
Беляцкий Н.П.

Единство природы предполагает единую основу управления процессами в живой и неживой природе. Кибернетика как всеобщая управленческая наука уже предложила общие принципы организации систем независимо от природы элементов этих систем.

Мы позволим себе провести ряд аналогий между развитием физики и развитием менеджмента.

Понятие антикризисного управления в работах российских и зарубежных ученых
Помигалов И.А.

Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них является "латание дыр" (или реактивная форма управления) и недопущение банкротства. Подобный подход не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учётом постановки стратегических целей деятельности, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.

Наблюдение природы корпоративных отношений
Самосудов М.В.

В настоящее время активно изучаются вопросы корпоративного управления. Возникнув как ответ на изменение среды деятельности компаний, привлекая поначалу внимание лишь очень ограниченного круга специалистов, сегодня корпоративное управление стало значимым социально-экономическим явлением, которое во многом определяет развитие экономики. Именно поэтому к нему приковано внимание специалистов, о нём спорят и дискутируют.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Особенности механизма регулирования конкуренции предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
Жигун Л.А.

В последней четверти XIX в. началась чёткая дифференциация малых, средних и крупных предприятий. Между ними обозначилось резкое неравенство по возможностям и масштабам внутреннего регулирования факторов производства. Пользуясь равными условиями внешней компоненты механизма, крупные предприятия развивались интенсивнее, вытесняя меньших. Недовольство мелких конкурентов рынка своей участью при численном превосходстве над крупными участниками нуждалось в некотором подобии теоретического обоснования их рыночной миссии и защиты интересов. По сути, возникла проблема специфической внутриотраслевой структуры рынка.

Точно такой же процесс наблюдается и сейчас на рынке России.

Бенчмаркинг как современный метод управления бизнесом
Уваров В.В.

В процессе слияний и поглощений (M&A) сталкиваются иногда с непросчитанными потерями. Среди них снижение управляемости компании, качества производственной деятельности из-за повышения морального напряжения и конфликтов в сокращаемом коллективе, необходимость реструктуризации. Часто запланированная сделка по M&A не вполне оправдывает надежд инициаторов, а потому целесообразно обращаться к имеющемуся и хорошо себя зарекомендовавшему опыту по сравнению и взаимной адаптации производств и бизнес-процессов. Одним из таких инструментов является бенчмаркинг.

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Управление стоимостью бизнеса группы компаний
Крылов В.Г.

Процесс оценки потенциала увеличения стоимости бизнеса может быть представлен следующим образом:

  1. структуризация потенциала увеличения стоимости;
  2. выявление ключевых факторов стоимости;
  3. анализ потенциала по ключевым факторам стоимости;
  4. качественная оценка потенциала увеличения стоимости бизнеса;
  5. количественная оценка потенциала увеличения стоимости бизнеса.

Предлагаемый алгоритм расчёта стоимости действующего предприятия полностью соответствует известным положениям оценки бизнеса, основанным на реализации метода дисконтирования денежных потоков. Внимание уделено экспресс-диагностике потенциала увеличения стоимости бизнеса, что особенно волнует владельцев бизнеса и топ-менеджеров.

Менеджмент безопасности промышленного предприятия
Малков А.В.

В современных условиях проблема безопасного функционирования сложных промышленных объектов приобретает особое значение. Уровень безопасности промышленного региона, города, определяется состоянием общественного развития, научно-техническими и экономическими возможностями создания и внедрения в различных сферах деятельности экологически безопасных технологий, снижающих до приемлемого уровня возможность возникновения аварий и катастроф.

Управление бизнес-процессами регулирования и контроля финансового плана в системе SAP R/3 ОАО "НТМК"
Коржов О.В., Суковатин И.В., Телешев Ю.В., Маурер В.А.

На Нижнетагильском металлургическом комбинате насчитывается несколько десятков подразделений финансового менеджмента (ПФМ), являющихся структурными подразделениями комбината - центрами ответственности за платежи, поступление финансовых средств и управление кредиторской и дебиторской задолженностью. Совокупность ПФМ, сгруппированных по различным дирекциям ОАО "НТМК" и крупным управлениям, представляет распределённую организационную систему.

Все бизнес-процессы этой распределённой системы выполняются в соответствии с утвержденным регламентом по контролю и регулированию финансового плана в системе SAP R/3. Ежемесячно в системе формируется, визируется и утверждается более 600 реестров требований на оплату денежными средствами и банковскими векселями. Каждый реестр содержит от одного до нескольких десятков требований на оплату и может иметь один из восьми вариантов визирования. Ниже описывается технология поддержки одного из бизнес-процессов распределённой системы подразделений финансового менеджмента "Формирование и электронное визирование реестров на оплату".

Процессный подход к оценке внутреннего качества в сервисной организации
Пономарева Т.А., Супрягина М.С.

Концепция TQM, являющаяся по сути философией современной организации, основана на стремлении к качеству и такой практике управления, которая приводит к качеству как элементу производственного процесса и одновременно сущности организации. Предоставление услуг высокого качества и постоянное повышение уровня обслуживания сервисными организациями - доминанта в работах специалистов, исследующих проблемы управления качеством услуг. Оценка качества услуг традиционно проводится на основе изучения реакции потребителя. Используется набор качественных и количественных параметров, позволяющих более или менее адекватно оценить уровень обслуживания клиента обособленной точкой продаж организации. Однако есть показатели, которые не относятся к качественным или количественным в строгом понимании. Это показатели внутреннего качества, или эффективности внутренних процессов сервисной организации.

Реалистичный подход к формированию интегральных систем оценки и методов управления конкурентоспособностью современной компании
Маракулин М.В.

В настоящее время исключительно актуальной для российской экономики является задача сохранения и укрепления рыночных позиций предприятий в преддверии вступления страны во Всемирную торговую организацию. Расширенный допуск на отечественный рынок импортных товаров способен существенно обострить конкуренцию внутри страны по многим товарным позициям, поскольку в процессе вхождения в мировой рынок российские производители вступят в конкурентные отношения с лучшими мировыми производителями. Это актуализирует вопрос разработки современных методов повышения конкурентоспособности российских предприятий и требует создания методов оценки степени конкурентоспособности компании.

ИСО 9000 -помощник руководителя
Плетнёва Н.П.

Международные стандарты ИСО 9000 за последние 20 лет нашли применение во множестве различных организаций.

С появлением стандартов были сформированы теоретический и практический подходы к менеджменту качества и обеспечению качества. В корпорациях, компаниях, организациях неуклонно возрастает значение профессиональной деятельности в области качества. Многие организации нашли резервы, установив серьёзные требования к качеству, и достигли существенных положительных результатов в работе над качеством продукции или поставляемых услуг.

Новый подход к менеджменту качества реализован с выходом третьей, полностью изменённой редакции стандартов ИСО 9000:2000, в основу которой положены принципы всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM).

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Развитие крупной компании - фактор формирования социально-ориентированной экономики
Тимофеев А.В.

Официально провозглашённой целью развития России является формирование социально-ориентированной экономики. Важнейший фактор данного процесса - оптимальное с точки зрения интересов общества развитие социально- трудовой сферы крупных компаний. Особенностью экономических процессов, происходящих в крупных российских компаниях, является их фон: обострение демографических проблем и резкое ухудшение качества жизни подавляющего большинства населения.

Проблемы инвестирования в человеческий капитал
Лысков А.Ф.

Для развития любой современной компании первостепенную важность имеют её сотрудники, "человеческий капитал". Одной из важных особенностей "человеческого капитала" является его динамический характер: состав, структура "человеческого капитала" и ряд других параметров может изменяться, при этом изменяется и величина "человеческого капитала". Разумеется, компания заинтересована в том, чтобы величина её корпоративного "человеческого капитала" была как можно больше.

Основным путём увеличения (накопления, производства, воспроизводства) "человеческого капитала" является инвестирование в него.

Искренний менеджмент
Емельянов О.В.

С.И. Ожегов даёт определение: "Искренний - выражающий подлинные чувства, правдивый, откровенный". Совершенно очевидно, что не стоит правдой оперировать как дубиной. Не стоит априори призывать к дозированному её использованию, но причины быть осторожными с правдой существуют, порождая выражения Pia fraus ("святая ложь") и "Заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибёт"?

Руководителю нужно ответить на вопросы, когда, с кем и насколько он должен быть искренен. Именно босс является катализатором процессов коммуникативной неискренности, поражающих, как яд, весь персонал компании.

ОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Менеджмент качества продукции на предприятиях Казахстанской строительной индустрии
Донцов С.С.

Автор анализирует такие понятия, как качество строительства и факторы, его определяющие; управление качеством строительной продукции; контроль и надзор за исполнением качества в строительстве; стандарты качества.

Методика оценки уровня образовательных услуг и реинжиниринг учебного процесса
Зонова А.В.,Стариков А.И.

Вот уже 10 лет происходит становление новой модели системы высшего образования. Существенным её отличием является большая самостоятельность вуза в выборе содержания программ, методов и форм обучения, требований к преподавательскому составу. Изменились и характеристики внешней среды - абитуриентов и слушателей, получающих образование. Их отличает прагматизм, ориентация на получение практических знаний, необходимых в их будущей работе, а также завышенные и не всегда адекватные требования к вузу.

Изменение принципов и подходов во взаимодействии вуза и потребителя образовательной услуги, возрастание конкуренции в этой сфере требуют от образовательного учреждения выработки критериев диагностики и оценки своей деятельности.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Региональный менеджмент: социально-экологический аспект
Бычкова Е.А.

Для совершенствования системы управления регионом необходимо, по мнению автора, рассматривать единую социальную эколого-экономическую систему "регион - предприятие", так как наиболее полно требования социального и эколого-экономического развития и подчинения экономики принципу сбалансированного природопользования могут быть реализованы в пределах такого природно-хозяйственного комплекса, который образует равновесную социальную эколого-экономическую систему (ЭЭС).

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Корпоративные информационные системы на российских предприятиях: в чём проблемы?
Хапов Д.П.

Корпоративная информационная система - это принадлежащая корпорации (предприятию) система, которая управляет корпорацией (предприятием) на базе единой модели, включающей все процессы и функции бизнеса, совершая автоматизированные операции с информацией в рамках полного управленческого цикла прямой и обратной связи.

Главный управленческий смысл КИС - управление более эффективным способом по сравнению с предшествующими инструментами управления предприятиями. Предприятия тратят большие деньги на приобретение и внедрение системы, но не получают ожидаемого положительного эффекта.

И все же предприятия они все равно расходуют большие средства на покупку и внедрение КИС, обосновывая это "вынужденной стратегической необходимостью", а проще говоря, необходимостью равного соперничества с конкурентами (особенно зарубежными), которые активно используют преимущества интегрированного автоматизированного управления.

Что имеется в виду, когда речь идёт о неудачах внедрения и использования КИС?

Тренинг-ритуал и технология формирования организационной культуры предприятия
Никулин Д.В.

Современные управленческие технологии выделяют четыре типа организационных ритуалов:

  • ритуалы при поступлении на работу;
  • организационные ритуалы (собрания, обучение);
  • интегрирующие ритуалы;
  • ритуалы отдыха и восстановления.

Рассмотрим более подробно один из ритуалов организационной культуры - обучение (тренинги-семинары).


Подписаться на издание: Менеджмент в России и за рубежом



Ранее просмотренные страницы