Менеджмент в России и за рубежом №6,  2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Некоторые подходы к организации управленческого контроля
Муллахметов Х.Ш.

Дитгер Хан в монографии "Планирование и контроль: концепция контроллинга" выделяет шесть фаз (комплексов операций) процесса управления.

Начальная фаза - фаза постановки проблемы (определение задачи, требующей решения). Для контрольных аспектов управления важно, что начальной операцией является выявление проблемы через сравнение фактического состояния и планируемого. Это и составляет суть контрольной деятельности. Можно заявить, что управление как процесс начинается с контрольных процедур.

Конечная фаза - фаза контроля (определение успеха реализации). Сравниваются результаты, анализируются отклонения и, в случае необходимости, принимается решение о проведении нового цикла рассмотрения проблемы.

Таким образом, процесс управления начинается с предоставления полезной информации по результатам контрольных процедур для принятия управленческих решений и завершается собственно фазой контроля.

Обеспечение развития на основе анализа моделей корпоративного поведения
Скориков О.В.

Развитие рыночной экономики, пусть даже с элементами госкапитализма в стратегически важных областях деятельности, приводит к увеличению влияния деятельности корпораций на общество. Подавляющее большинство фирм в России ещё не выработало устойчивых моделей поведения, и поэтому отечественным предприятиям для обеспечения общественного прогресса необходимо пройти этот путь возможно быстрее. Существенную помощь в реализации такого процесса могли бы оказать специально разработанные модели корпоративного поведения. Эти модели не нужно придумывать, они существуют в реальной практике компаний, их нужно только выделить и описать как устойчивые социально-психологические характеристики поведения компаний и составляющих их индивидов.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Институциональное управление потребительским рынком Москвы
Белковский А.Н., Абрамов В.В.

В данной статье авторы рассматривают предпосылки и необходимость институционального управления рынком Москвы. Упоминается о системе формирования экономически эффективного размещения предприятий потребительского рынка и "О Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004 - 2006 годы".

Управление процессами гуманизации социально-экономических отношений в России на основе укрепления позитивных нравственных ценностей
Власов Ф.Б.

В годы рыночной трансформации социально-экономическая жизнь России ухудшалась. Одновременно с падением производства резко снижался уровень жизни населения, скачкообразно увеличивались различия в уровне доходов, быстро росла безработица, повсеместное распространение преступности и коррупции обусловили криминализацию общественной жизни и разрушали нравственность. Отношения в обществе и экономике становились всё менее человечными.

За годы рыночных преобразований в ценностных предпочтениях населения России произошли крупные сдвиги. Об их содержании можно судить по результатам многочисленных социологических опросов.

Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона
Лапыгин Д.Ю.

Автором рассматривается концепция планирования и методика разработки стратегического плана развития региона. Анализируются управленческие решения в региональном стратегическом планировании и этапы их разработки.

Формирование системы управления инвестиционно-строительным комплексом Пензенской области
Хрусталёв Б.Б., Артамонова Ю.С.

Ключевую роль в процессе инвестиционно-строительной деятельности играет строительное предприятие, поскольку именно оно производит конечную продукцию. В настоящее время большая часть строительных предприятий Пензенской области обладает неплохим экономическим потенциалом. Однако без эффективных механизмов взаимодействия строительного предприятия с другими участниками инвестиционно-строительного комплекса (ИСК), для которого нужна гибкая структура отраслевого управления, развитие комплекса оказывается проблематичным.

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Target costing как метод целевого стратегического управления затратами
Славников Д.В.

Как свидетельствует опыт развитых стран мира, перспективной системой, позволяющей значительно повысить степень эффективности управления предприятием и финансовую устойчивость организации, является контроллинг - система поддержки управления экономикой предприятия, ориентированная на рационализацию выполнения оперативных и стратегических целей и достижения заданных результатов, объединяющая информационное обеспечение, планирование, контроль и анализ. Контроллинг располагает большим количеством разнообразных инструментов. Исторически сложилось так, что эти инструменты направлены в основном на оптимизацию затрат предприятия. Среди них сравнительно новый метод стратегического управления затратами - таргет-костинг (target costing), который исключительно хорошо зарекомендовал себя на предприятиях Японии, США и начинает набирать популярность в Европе.

Оптимизация внедрения системы сбалансированных показателей
Сертаков А.С.

В начале 90-х годов ХХ века Дэвид Нортон и Роберт Каплан разработали сбалансированную систему показателей. Одна из основополагающих идей этого инструмента управления эффективностью компании заключалась в дополнении традиционных финансовых и "запаздывающих" показателей так называемыми "нефинансовыми" и "опережающими". Привлекательность сбалансированной системы для управления компанией показателей оказалась настолько велика, что её по состоянию на начало 2005 года уже используют в той или иной форме более 60% компаний, входящих в список "Top-500 Fortune".

На территории постсоветского пространства уже можно найти несколько десятков примеров удачного внедрения сбалансированной системы показателей. Следует говорить о значительном росте внимания к ней руководителей отечественных компаний.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

"Свободные" компании. Прихоть или необходимость?
Мамлеева Р.Р.

Наверное, многим хоть однажды приходила мысль о том, что счастливые люди - работники компании ведут предприятия к успеху компании намного чаще, чем недовольные своей работой, начальством и жизнью вообще. Счастливые люди - как мощный двигатель. Они способны ускорять все процессы, склонны к творческим решениям, предпочитают не вдаваться в мелкие передряги, не вносить раздор в коллектив. Можно сказать, что "счастливая", успешная компания - это почти всегда та организация, где счастливы сотрудники.

Какой же должна быть организация, её структура, чтобы в неё вписались необходимые предпосылки человеческого счастья? Какими должны быть сотрудники и руководители в "счастливых" компаниях?

ОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Военно-промышленный комплекс: отраслевой интегрированный анализ SWOT
Лесных В.В., Попов Е.В.

Российский военно-промышленный (оборонно-промышленный, ОПК, комплекс), исторически сконцентрировал самые передовые технологии страны. Вхождение этой отрасли в рынок последние полтора десятка лет происходило драматично. Несмотря на значимость выработки адекватной современной обстановке стратегии развития ОПК, в литературе эта тематика отражена явно недостаточно. Среди возможных инструментов формирования стратегии можно выделить анализ SWOT, использованию которого применительно к ОПК и посвящена предлагаемая читателям работа.

Современная организация медицинской службы
Матыцина О.С., Казакова И.В.

Статья повествует о подходах к организации медицинского обслуживания и службы.

МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Арифметика побед и поражений
Пржиялговская И.С.

Эффективность стратегии оценивается в точках соприкосновения продукции компании с потребителями и конкурентами. Взаимодействие с покупателями носит обычно позитивный характер, а взаимодействие с конкурентами - негативный. Взаимоотношение с потребителями направлено на достижении синтеза между предложением компании и потребительским спросом. Результатом синтеза спроса и предложения являются удовлетворение потребностей потребителя и получение прибыли компанией. Взаимодействие с конкурентами подразумевает соперничество и борьбу за дополнительные территории. Борьба происходит прежде всего в умах менеджеров, потребителей и стейкхолдеров.

Для того чтобы выжить в конкурентной среде, компания должна постоянно развиваться. При насыщенном рынке под развитием понимаются атаки на товарные позиции конкурентов. Поэтому перед менеджментом организации всегда стоит стратегический маркетинговый выбор: ввязываться в конкурентную борьбу или нет.

Комплексная оценка деятельности предприятия с использованием систем ERP
Соломонов Л.А.

Концепция маркетингового управления, порождая методологию комплексного подхода в управлении предприятием, заложенную в основу систем ERP, не просто получает в своё распоряжение ещё один, хотя и мощнейший, инструмент. Слишком теоретизированный, отпугивающий академичностью форм, подход маркетингового управления получает уникальную возможность быть, наконец, востребованным на практике наряду с современными стандартами и новейшими технологиями. Создание ERP без структуры, использующей и реализующей её возможности - чересчур дорогая игрушка. Любая система, как бы совершенна она не была, остаётся только средством перемещения информации между отделами. Инструмент, порождённый концепцией, подхваченный и формируемый информационными технологиями, как бы втягивает её за собой на рынок. (На начальном этапе эту роль мужественно берут на себя поставщики программного обеспечения). Методология ERP наглядно демонстрирует давно назревшую необходимость в движущей силе, способной на основе системного подхода анализировать и использовать все доступные ресурсы для достижения наибольшей эффективности деятельности предприятия.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Как закрепить колеблющихся клиентов?
Явдаченко А.С.

В связи с "лавинообразным" развитием торговых розничных сетей в России многие крупные дистрибьюторы переключаются исключительно на обслуживание сетевых клиентов и магазинов "категории A". Это обосновано многими факторами: большими товарооборотами, поддержкой продаж производителями продукции. Целому ряду международных и отечественных торговых сетей присуща чёткая финансовая дисциплина в отношении оплат поставок (есть и досадные "исключения"). В странах Восточной Европы бум международных сетей за несколько лет смёл большую часть розничных операторов. То же ожидается в России: магазины относительно небольших форматов, лишённые поддержки поставщиков-дистрибьюторов не могут обеспечить достойный уровень сервиса для конечного потребителя, в конечном счёте не выдерживают конкуренции и уходят с арены бизнеса.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Управление развитием сети Runet для инновационного развития науки и образования
Белковский А.Н.

30 сентября в ИА ИТАР-ТАСС представители научных кругов, руководители российского образования и журналисты ведущих СМИ обсуждали достижения, недостатки и перспективы в развитии Runet - национального участка сети Internet. Участники сосредоточились на управлении развитием научно-образовательного сегмента Сети, который, на мой взгляд, является преувеличенно оптимистичным отражением состояния российских образования и науки.

Итоги VI ежегодной международной выставки и конференции "ТРЕНИНГ-2005"

27-28 сентября в выставочном комплексе "Экспоцентр" на Красной Пресне состоялась VI ежегодная международная выставка и конференция "ТРЕНИНГ-2005". Организатором мероприятия выступила компания "Амплуа-Брокер".


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста