Менеджмент в России и за рубежом №1,  2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Граница ценности и стратегический выбор компании
Кургин Е.А.

Выработка стратегии компании подразумевает постоянный поиск способов, с помощью которых в условиях меняющейся среды могут быть раскрыты уникальные ресурсы фирмы. Исходные ресурсные позиции представляют собой очень слабые индикаторы будущего лидерства в отрасли, поэтому наметился переход от игры ресурсами к игре со скоростью изменений технологий.

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Проблемы трансформации предметной области менеджмента
Пудич В.С.

Прогноз развития предметной области менеджмента необходим для своевременного определения свойств систем менеджмента, так как их функциональные пространства по логике взаимодействия должны быть адекватны. Усложнение объекта управления вызывает усложнение системы менеджмента. Углубляется дифференциация труда в системе управления "по вертикали" и "по горизонтали", усложняется управленческий цикл, увеличивается разнообразие видов деятельности и средств коммуникации, происходит наслоение функциональных пространств (функционального, информационного, правового, финансового), наблюдается разделение масштабов и уровней иерархии систем, происходит изменение приоритетов развития.

Рассмотренная проблема - лишь одна из круга вопросов, значимых для придания науке менеджмента свойств системности.

Эволюция систем управления в контексте организационного развития бизнеса
Толкачева Е.В.

В данной статье автор рассматривает взаимозависимость внешней среды, этапов организационного развития бизнеса и систем управления, обращает внимание на соответствие эпох предпринимательства, этапов организационного развития бизнеса и систем управления.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Банковская и пенсионная системы Казахстана как партнёры предприятий при реализации инвестиционных проектов
Донцов С.С.

Создание в Республике Казахстан (РК) основ рыночной экономики сопровождается трудностями, характерными для большинства государств постсоветского пространства.

Преодоление трудностей, структурная перестройка экономики и возможность экономического роста нереальны без создания и развития соответствующей инвестиционной инфраструктуры. Для успешного решения всех этих вопросов необходима достаточно полная информация о ведущих институциональных инвесторах, действующих на казахстанском фондовом рынке.

МЕНЕДЖМЕНТ ЗА РУБЕЖОМ

Новая парадигма государственного управления "Good Governance": пример Японии как перспектива для стран СНГ
Саханова А.Н.

Новая концепция понимания государственного управления отражена в понятии "Good Governance", которое не имеет в русском языке точного эквивалента и впервые было предложено в 1997г. в документах ПРООН. В этих документах эффективное госуправление рассматривается как осуществление экономической, политической и административной власти в целях руководства делами страны на всех уровнях. Предполагается, что управление строится на основе принципов разделения властей, народовластия, выборности и сменяемости высших должностных лиц, подотчётности институтов исполнительной власти, верховенства закона, политического плюрализма, инклюзивности и транспарентности, партисипативности, независимости средств массовой информации, имеет демократический характер. Одновременно эффективность управления понимается как достижение целей в установленные сроки и с минимальными затратами общественных ресурсов.

Концепция "Good Governance" нашла отражение и в Японии. Проанализируем её применение в развитии системы японского госменеджмента. Возможно, эти уроки будут полезны и на пространстве СНГ. (Рекомендации выработаны автором по результатам стажировки в Японии).

Финансово-промышленные группы японского типа
Кузнецова Н.В.

Джон Скот в работе "Корпоративный бизнес: сравнительные перспективы" выделяет четыре основные модели корпоративного развития: англо-американскую, японскую, германскую и латинскую.

Японская модель характеризуется долгосрочной ориентацией на инвестиции в промышленность и тесными связями между промышленным и финансовым секторами. Отличительной чертой является тенденция к группированию. Хозяйственные единицы тесно связаны друг с другом посредством механизма перекрёстного владения акциями, образуя корпоративные группы. Хозяйствующие субъекты, входящие в группу, не только независимы от внешних инвесторов, но и от банков, не входящих в группу. Механизм мобилизации капитала каждой группы происходит на коллективной основе посредством банка группы.

Японская модель корпоративного управления и её проекция на интегрированные корпоративные структуры наименее изучены…

ОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Как управлять изменениями на предприятиях жилищно-коммунального комплекса (на примере государственных унитарных предприятий водоснабжения)
Иванов С.Г.

Как стимулировать реформирование предприятий жилищно-коммунального комплекса, направить процесс изменений и повысить эффективность их деятельности?

Автор попытался дать ответ на этот вопрос, рассматривая организацию менеджмента в Государственных унитарных предприятиях водоснабжения (Водоканалах) России.

Корпоративная стратегия управления тарифами в ЖКХ
Урбазаев М.Н.

Действующая практика автономного формирования тарифов по отдельным видам жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) приводит к тому, что сумма совокупных фактических затрат на ЖКУ превышает федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых услуг на 1 м2 общей площади жилья в месяц. Следствием этого является удержание средств трансферта, направляемых из федерального бюджета на поддержание реформ в ЖКХ in situ. В условиях, предусмотренных в постановлениях Правительства РФ, актуальны сокращения, а затем ликвидации дотирования предоставляемых населению ЖКУ за счёт промышленных и приравненных к ним потребителей, проблема обеспечения федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых ЖКУ.

В статье разработана система регулирования тарифов, обеспечивающая выполнение федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых ЖКУ. Система основана на корпоративном управлении взаимных связей и зависимостей ставок по отдельным видам услуг.

Совершенствование организационных структур управления как фактор стратегического развития вуза на современном этапе
Архипова Н.И.

Влияние рынка сильно сказывается на системе высшего образования России. Получив новые обязанности и свободы, вузы создают новые структуры. Возникающие структуры близки к тем, которые традиционно используют предприниматели. Таковы неизбежные для управления в конкурентной среде функции и подразделения: стратегического менеджмента, маркетинга, управления проектами, попечительские советы.

Вузы корректируют стратегические цели деятельности и, естественно, вносят необходимые изменения в организационную структуру. При этом появление новых задач и служб зачастую происходит стихийно. Оттого новые подразделения иной раз выходят тяжеловесными, слабо структурированными.

Диверсификация бизнеса вхождением на лекарственный рынок
Пашутин С.Б.

Диверсификация бизнеса - это не только "предусмотрительность", позволяющая компенсировать неудачи одних проектов за счёт иных, коммерчески более успешных. Диверсификация - в определённой степени "всеядность", направленная к захвату новых сегментов рынка. В умелых руках диверсификация - верный способ удержаться "на плаву" и успешно противостоять усилению конкурентной борьбы. К тому же это дополнительный источник извлечения прибыли.

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Отчётность в области устойчивого развития: возможности, открывающиеся перед малыми и средними предприятиями
Гусева Т.В., Дайман С.Ю., Панова Ю.А.

Для российского общества само понятие "открытость" достаточно ново и непривычно. Десятилетия полной закрытости сменились эпохой обновления и борьбы нового с традиционным. Ни то, ни другое не способствовало росту открытости ни государства, ни бизнеса. Сейчас ясно, что вовремя проявленные добрая воля и готовность к диалогу помогли бы избежать многих конфликтов. Собственно, так в ряде случаев и происходило. Те, кто больше не мог жить в состоянии борьбы, находили естественный выход из сложившейся ситуации - диалог. К сожалению, примеров этому в России не так много, и изменения в обществе происходят крайне медленно. Именно поэтому растущий и развивающийся российский бизнес заимствует сейчас опыт открытости с Запада, старается приспособить этот опыт к нашим условиям.

В экономически развитых странах к настоящему времени разработан целый комплекс подходов: триединый итог, открытая отчётность, корпоративная социальная ответственность. Возникавшие конфликты экономических, экологических и социальных интересов привели к пониманию необходимости в устойчивом развитии общества, основополагающей роли бизнеса в устойчивом развитии. Проанализируем возможности, которые открываются перед малыми и средними предприятиями России, принимающими решение о разработке открытой отчётности.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Управление численностью персонала крупной энергокомпании в современных условиях
Тимофеев А.В.

Важнейшее направление повышения эффективности деятельности энергокомпании - оптимизация численности работников. Ключевым элементом этого процесса является нормирование численности персонала, которое представляет собой не только техническую процедуру и фактор снижения затрат, но и путь формирования человеческого капитала энергокомпании.

Сейчас к управлению численностью персонала энергокомпании и его нормированию предъявляются новые требования.

Влияние человеческого фактора на прибыльность нефтедобывающих предприятий России.
Гаммух А.

В долгосрочном плане динамика хозяйственной деятельности нефтедобывающих предприятий России зависит от так называемого "человеческого фактора". Утверждается взгляд на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов фирмы. В настоящее время руководство должно знать потребности персонала (моральные и материальные) и предоставлять им больше возможностей для обучения, профессионального роста и развития, для раскрытия творческого потенциала, для повышения производительности труда. Это должно опираться на адекватную систему группового стимулирования труда.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

О жизненном цикле внутренней среды организации
Хмелькова Н.В., Попов Е.В.

Данная статья является реакцией на статью Лавизиной О., опубликованной в журнале "Менеджмент в России и за рубежом", в номере 5 за 2003 год и посвящённой вопросам, связанным с жизненным циклом организации, рассматриваемой через призму социальной компоненты.

К новой бизнес-модели
Белковский А.Н.

27-28 ноября в Петербурге прошла конференция "Управление в России: к новой бизнес-модели". Во встрече приняли участие 69 предпринимателей, менеджеров, учёных и журналистов из России и Украины. Журнал "Менеджмент в России и за рубежом" выступил информационным спонсором конференции и сделал это, как оказалось, совершенно разумно: конференция удалась.

Об итогах конкурса "На лучшую постановку и решение управленческой проблемы"
Хачатуров А.Е., Карасев А.Б., Белковский А.Н.

О конкурсе, прошедшем на сайте www.dis.ru

Основа успешных стратегий
Белковский А.Н.

13 ноября 2003 г. редакция журнала "Менеджмент в России и за рубежом" при поддержке ректората Российского государственного гуманитарного университета провела в здании РГГУ на Миусской площади заседание очередного "круглого стола", посвящённого актуальным проблемам современного менеджмента. На этот раз темой дискуссии выбрали серьёзный вопрос: "Инновационное развитие и синергия альянсов - основа успешных стратегий в XXI веке".

НОВЫЕ КНИГИ

Предлагаем Вашему вниманию фрагмент из книги Маслова В.И. "Перспективы развития стратегического управления персоналом в России".

Новая монография доцента МГУ Владимира Маслова посвящена методам формирования кадровой политики и практическим аспектам управления персоналом, необходимым для успешного выживания и развития деловой организации. На 290 страницах удачно изданного учебника каждый человек, интересующийся современной практикой управления персоналом организации или поставленный перед необходимостью сдать экзамен по этому предмету, найдёт немало интересного и полезного. Каждая из 6 глав книги написана достаточно просто и завершена набором практикумов, полезных для самостоятельного пытливого читателя. Той же цели научного познания с успехом послужит список литературы, включающий более сотни ссылок.




Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста