Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Менеджмент в России и за рубежом №2,  2004

Менеджмент в России и за рубежом №2,  2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

КЛАССИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

Заново изобретая приемы менеджмента (уроки Т. Питерса)
Белковский А.Н.

Том Питерс - один из крупнейших специалистов в области менеджмента, бизнес-консультант с мировым именем. Написанная им 20 лет назад знаменитая поныне "In search of Excellence" до сих пор остаётся бестселлером управленческой литературы. Такие книги, как "A Passion for Excellence" (1985), "Thriving on Chaos" (1987), "Liberation Management" (1992), "The Circle Of Innovation" становились событиями при выходе из печати и прочно вошли в корпус выдающихся размышлений о современном менеджменте.

В основу публикуемой статьи положены интервью Тома Питерса журналу "Менеджмент в России и за рубежом", а также материалы лекции, прочитанной гуру 16.02.2004 года в Москве.

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Интеграционный менеджмент: проблемы, которые необходимо решать
Хачатуров А.Е.

Перед современным человечеством стоят три глобальные проблемы: бедность, угроза экологической катастрофы и истощение природных ресурсов. Каждая из них грозит потерей так необходимой человечеству стабильности; каждая может перечеркнуть всё ещё существующие надежды на сохранение нашей цивилизации и её устойчивое развитие.

Мир меняется с пугающей быстротой, рождая как новые возможности, так и новые угрозы. Шарахаясь от новых напастей и хватаясь за соломинку технических достижений, человечество так и не нашло эффективных подходов к решению глобальных проблем. Стало общим местом утверждение: для поиска и отыскания путей развития в XXI веке человечество нуждается в новой парадигме, которая обеспечила бы баланс экономического, социального и экологического развития. Какова новая парадигма? Не ищем ли мы того, что давно на виду и оттого кажется нам тривиальным?

Социокультурная концепция общей теории менеджмента
Алексеевский В.С.

Значительное внимание к менеджменту со стороны руководителей вновь возникающих коммерческих организаций в российской экономике причудливо сочетается с полным пренебрежением и даже отрицанием такой науки руководителями государственных унитарных предприятий, а также с произвольным толкованием менеджмента чиновниками, пытающихся применить его отдельные технологии в решении своих проблем. Увы, полученные всеми ими представления о менеджменте нередко носят догматический характер, поскольку при изучении его основ за исторической сменой школ менеджмента не всегда замечают принципиальное, революционное обновление его содержания, а потому не используют его методологическое и технологическое богатство.

Столетняя практика показывает, что освоение культуры управления, присущей современному менеджменту, оказывает мощное влияние на развитие цивилизованных форм деловых отношений, создает предпосылки устойчивого развития национальных экономик. При разработке общей теории менеджмента необходимо использовать социокультурный подход к его гуманитарному содержанию.

К вопросу о виртуализации бизнес-систем
Иванова Т.Ю., Приходько В.И.

В теоретических подходах современного менеджмента превалируют два. Первый основан на первоначальном выявлении некоторых новых свойств, тенденций, закономерностей объекта исследования. Затем формируется понятийный аппарат, уже познанному явлению даётся определение, которое однозначно трактуется научной общественностью.

Второй подход основан на присвоении признакам нового явления (зачастую слабо проявляющимся) образного, привлекательного названия, которое сразу же становится популярным среди теоретиков и практиков менеджмента. Впрочем, каждый из них вкладывает новое имя свой смысл. При этом возникают различные ситуации методологического характера: и тупиковые и перспективные.

История развития научной мысли хранит немало примеров, когда само название зарождающегося научного направления, его имя играет роль системообразующей основы, является идеальным фактором, стимулирующим и ускоряющим его развитие; это справедливо в отношении кибернетики, теории катастроф и синергетики. Особняком видится ситуация, когда использование нового понятийного аппарата продляет жизнь устаревшим концепциям менеджмента. Подмена понятий является одной из серьёзнейших проблем современной теории менеджмента.

Авторы руководствовались вышеизложенными наблюдениями, замышляя статью как попытку развить представления о трансформации организаций в новое качественное состояние, характеризуемое понятием "виртуальная бизнес-система". Предлагая текст читателю, мы исходим из того, что он уже знаком с основными публикациями по вопросам виртуальных организаций. Цель нынешней публикации - исследовать предпосылки и основные направления виртуализации организаций.

Макросистемный подход к управлению международными интегрирующими экономическими функциями
Кретов И.И.

Мне уже доводилось писать, что не только международный менеджмент, но и его старший, интегрирующий брат - международный маркетинг во всех трёх ипостасях (экспортный, мультинациональный, глобальный) преодолевает специфические трудности. Это - подавление конкуренции, укрепление зарубежных позиций и получение конкурентных преимуществ. Он вынужден решать большой и зачастую нестандартный набор проблем в каждом регионе, в каждой отдельно взятой стране.

Макросистемный подход - философия, позволяющая осмыслить значение двух глобальных интегрирующих функций в деятельности экспортно-ориентированных, мультинациональных и глобальных компаний, по преимуществу транснациональных корпораций (ТНК). Я надеюсь, что каждый догадался: речь идёт о менеджменте и маркетинге.

Бизнес-среда и бизнес-стратегия в условиях конкуренции юрисдикций
Либман А.М.

В данной статье автор рассматривает вопрос конкуренции юрисдикций в современном мире, обращает внимание на влияние конкуренции юрисдикций на бизнес-среду, а также на трансформацию корпоративных стратегий.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Корпоративная культура в современной экономике России
Багриновский К.А., Бендиков М.А., Исаева М.К., Хрусталев Е.Ю.

Авторы данной статьи подводят читателя к необходимости рассмотрения понятия "корпоративная культура". Предлагается попытка ответить на вопрос: "Что понимать под корпоративной культурой? Рассматриваются культура и потенциал личности, проводится анализ стратегического планирования как необходимого элемента корпоративной культуры. Также дается характеристика корпоративной культуры и этики бизнеса российских предприятий в современных условиях глобализации.

Управление сокращением персонала: опыт Великобритании
Скавитин А.В.

Управленческая практика, прежде всего западная, выработала достаточно эффективный инструментарий для успешного управления сокращением персонала организации. Изученный мной опыт управления высвобождением персонала в Великобритании призван дать представление о том, как там складывается обычная управленческая практика. Возможно, некоторые российские работодатели примут этот опыт с пользой.

Деловая культура России: измерение по Г. Хофстиду
Струкова О.С., Пушных В.А.

Описано немало случаев, когда незнание или игнорирование особенностей деловой культуры партнёров приводило к конфузам, а то и к разрыву деловых отношений. Одним из эффективных инструментов, позволяющих прогнозировать и анализировать проблемы, связанные с межкультурными различиями в бизнесе, является предложенная Г. Хофстидом методика описания деловых культур с помощью численных показателей. К сожалению, исследования Хофстида не охватывают РФ, что лишало российских менеджеров и менеджеров стран, сотрудничающих с Россией, возможности использовать указанный эффективный инструмент. Целью данного исследования была оценка современной российской деловой культуры по методике Хофстида и сравнение полученных результатов с данными других исследований. Мы постарались показать, как эти результаты могут быть использованы в практической деятельности международных менеджеров.

Гендерные проблемы в современном управлении
Хохлова Т.П.

Рыночная трансформация российской экономики должна быть обеспечена формированием инновационных моделей менеджмента, учитывающих гендерные изменения в структуре современного общества. Гендер должен рассматриваться как одно из базовых измерений структуры управления наряду с другими характеристиками, организующими социально-экономическую систему.

ОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Методика разрешения альтернативы "разработка корпоративных информационных систем собственными силами или привлечение стороннего разработчика"
Воробьев В.Г., Ямпурин А.Н.

Существуют два основных подхода к созданию корпоративной информационной системы (КИС): создание КИС собственными силами и приобретение готовой информационной системы. Изучение многочисленных публикаций о внедрении информационных систем показало, что единой методики выбора решения не существует.

Цель данной статьи - построить математическую модель, анализ которой позволит разобраться, какие факторы влияют на стоимость разработки системы и разработать алгоритм проведения расчётов для выбора оптимального метода разработки КИС.

Статистическая оценка эффективности менеджмента туристических организаций (на примере гостиниц Нижнего Новгорода)
Забаева М.Н., Дмитриев М.Н.

Значимость туризма в экономике субъектов России в последнее время существенно возросла. Увеличиваются потоки туристов и, как следствие, растут доходы бюджетов различных уровней управления, решаются проблемы занятости, повышается инвестиционная привлекательность регионов. Однако существуют факторы, которые снижают эффект от развития туристического сектора. Один из них - несоответствие системы национального туристического менеджмента современным требованиям рынка, что приводит к экономическим потерям и предопределяет необходимость совершенствования механизма управления туристическими организациями в субъектах России.

Нами сделана попытка решения региональных проблем в туристическом секторе экономики на основе совершенствования механизма управления туристической организацией.

Использование инвесторами - "хищниками" нерентабельных фармацевтических предприятий
Пашутин C.Б.

Производство лекарств уже не является столь выгодным бизнесом, как несколько лет назад. Подавляющее большинство российских фармацевтических заводов сегодня выглядят бесперспективными предприятиями, непривлекательными для инвесторов. Однако данная ниша с кажущейся низкой коммерческой привлекательностью даёт сегодня иную возможность для извлечения прибыли. Российский фармакологический рынок располагает определённым пространством, где остались условия для малозатратного высокодоходного бизнеса. Используемые для этого технологические приемы, как правило, предусматривают применение экономических схем на грани дозволенного. Не каждый потенциальный инвестор приемлет неэтичные формы бизнеса. Но желающие воспользоваться конъюнктурой, неблагоприятно складывающейся для отечественных производителей фармпрепаратов, всё же находятся.

Работа на заказ
Ковалев А.И.

Стремление предприятий к приобретению конкурентных преимуществ, позволяющих им выделиться в ряду других организаций, приводит к тому, что они все более предпочитают работать на заказ в отличие от стандартных подходов к изготовлению массовой продукции. Залог успеха видится в обеспечении удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами. Концепция производства на заказ означает, что предприятие работает по заранее полученным заказам, осуществляя изготовление готовой продукции в соответствии со спецификациями потребителей.

Российские химические компании: оценка перспектив
Белов А.

В данной статье автор повествует о состоянии российского химпрома в настоящее время, рассматривает барьеры, стоящие на пути модернизации промышленности и роста компаний.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Система управления развитием малого бизнеса территории
Иванов В.В., Михальченков А.И.

Сектор малого предпринимательства обладает рядом характеристик: высокая динамичность, гибкость, инновационная активность, способность к быстрому созданию новых производств и рабочих мест. Поэтому он должен находиться в фокусе социально-экономической стратегии любого административного уровня. В России для поддержки и развития предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) создана информационная инфраструктура, разрабатываются и выполняются целевые комплексные программы, однако анализ показывает низкую эффективность как самих механизмов программ, так и деятельности малого бизнеса…

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Эволюции удалённого управления: три мира, два подхода
Белкин А.Н.

19 января 2003г. редакция журнала "Менеджмент в России и за рубежом" при поддержке экономического факультета Российского государственного химико-технологического университета провела в здании РХТУ им. Менделеева заседание очередного "круглого стола", посвящённого национальным традициям современного удалённого управления. Тема вызвала повышенный интерес среди студентов управленческих специальностей московских вузов.

В работе "круглого стола" приняли участие специальные гости: профессоры М. Херман (Университет "Цепеллин", Германия), Дж. Андерссон (Университет Огайо, США), президент клуба "Регионы России" М. Пранова, руководитель МС "Отечество" И. Краюшкин. Ядром дискуссии стала проблема эволюционного изменения компетенций потребителей и возможностей дистанционного управления ими при помощи печатных и электронных СМИ.



Подписаться на издание: Менеджмент в России и за рубежом



Ранее просмотренные страницы