Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Менеджмент в России и за рубежом №4,  2004

Менеджмент в России и за рубежом №4,  2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

КЛАССИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

Конкурентная стратегия современных компаний
(точка зрения Майкла Портера)

Белковский А.Н.

Продолжение серии статей, посвященных приезду ведущих теоретиков и практиков менеджмента в Россию. На этот раз предлагаем вашему вниманию обзор лекции и монографий Майкла Портера.

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Ресурсный потенциал и эффективность корпоративного управления
Захарченко В.В., Кошкин Л.И., Соловьев М.М.

Мировой опыт свидетельствует, что ускоренный рост и прогрессивное развитие экономики ведущих индустриально развитых стран в решающей степени определяют наиболее крупные компании промышленного профиля - транснациональные корпорации, производящие более половины ВВП этих стран.

Преимущество крупных корпораций по сравнению с предприятиями среднего и малого бизнеса состоит в значительно большей результативности производственно-хозяйственной деятельности за счёт масштабов производства и влияния на рынок продаж, в широких возможностях проведения целевых комплексных научных исследований и разработок, внедрения инноваций, привлечения высококвалифицированного персонала, создания современной системы маркетинга. Положительные результаты в управлении, направленном на достижение корпоративных целей и решение различных задач стратегического, тактического и оперативного характера в значительной мере обеспечиваются высоким ресурсным потенциалом корпораций, эффективным его использованием и развитием.

Пространство субъектов управления организации
Сухов С.В.

В статье рассматриваются различные аспекты взаимодействия субъектов управления и объектов управления в современных организациях. Вводится понятие "пространство субъектов управления", раскрывается его содержание. Предлагается авторский способ классификации субъектов управления.

Гиперсети поддержки управленческих технологий
Свищев А.В.

При исследовании и анализе управленческой технологии из ее состава можно выделить несколько специфических элементов, отражающих ее сущность и природу: аппаратное обеспечение, программное обеспечение, интеллектуальное обеспечение и сеть поддержки.

Гиперсеть поддержки управленческих технологий является определяющим фактором при формировании системы стратегического управления развитием фирмы. Менеджмент призван спроектировать сеть поддержки технологий с тем, чтобы, в конечном итоге, создать эффективную систему управления фирмой.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Факторы стратегии управления активностью экономического развития интегрированной корпорации (ИК)
Луконин И.С.

Любая организация (интегрированная корпорация не исключение) находится и функционирует во внешней среде. Среда функционирования ИК отличается тем, что множество входящих в неё бизнесов можно представить в виде отдельных компаний, у которых существует собственное непосредственное окружение; в то же время компании в структуре ИК заменяют друг другу отдельные элементы непосредственного окружения. На пересечении внутренней среды и непосредственного окружения входящих в ИК компаний возникает эффект синергии, который выражается в появлении кросс-продуктов, кросс-продаж, кросс-поставок, кросс-функций, общих технологий. Другой особенностью является вынос определённых функций из организаций, входящих в интегрированную корпорацию, на уровень управляющей компании. ИК создаёт для собственных структур неконкурентные внутренние условия непосредственного окружения.

Управленческие стратегии германских компаний и совместных германо-российских предприятий на российском рынке
Монахов Д.С.

Тенденция к постепенной децентрализации управления российскими филиалами немецких компаний, предоставления им дополнительной свободы, делегирования полномочий российским топ-менеджерам чётко прослеживалась по мере прихода немецких компаний в Россию и их закрепления на нашем рынке. Помимо объективных трудностей для внедрения немецких принципов управления вне пределов Германии в России приходится сталкиваться с дополнительными проблемами, некоторые из которых принято относить на счет менталитета, некоторые воспринимать как "уникальные национальные особенности". Российская специфика заставляет существенно изменить подход к управлению российским филиалом или совместным предприятием не только на внутрифирменном уровне, но и на более высоких иерархических ступенях.

ОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Как управлять процессами на жилищном рынке?
Печатникова С.М.

Жилищная сфера и жилищная политика сегодня не устраивают ни большинство граждан страны, ни государство. Проводимая уже несколько лет реформа ЖКХ, принятие государством мер по реализации жилищной политики так и не привели к кардинальным изменениям в этой области. Отсутствие ожидаемых результатов во многом объясняется тем, что эффективный механизм управления таким сложным объектом, как жилищный рынок, не найден. Принимаемые на уровне государства управленческие решения в силу целого ряда причин остаются достаточно противоречивыми, не учитывающими систему внутренних закономерностей работы жилищного рынка, особенности и хозяйственную практическую деятельность экономических субъектов рынка жилья.

Аттестация, паспортизация и учёт рабочих мест как фактор развития человеческого капитала в российском машиностроении
Доманин А.Б., Якунина Т.В.

Глобальная конкуренция должна стать стратегической целью всех производственно-хозяйственных систем. Ни одно учреждение не может рассчитывать на выживание, не говоря об успехе, если оно не будет соответствовать стандартам, которые устанавливают лидеры индустрии, в какой бы части мира они не находились (результат глобализации). Это связано и с тем, что для периода потрясений, которые мы сейчас переживаем, неизбежность перемен - норма. И если организация не ставит себе целью идти навстречу изменениям и быстро меняться вместе с окружающим миром, используя при этом разработанную для себя концепцию адаптации к окружающей среде, она обречена на прозябание. В такие периоды коренных структурных преобразований выживают только лидеры перемен - те, кто чутко улавливает тенденции изменений, и мгновенно приспосабливаются к ним, используя себе во благо открывшиеся возможности. В этих условиях политика лидера перемен должна быть направлена на инициирование перемен. Сказанное весьма актуально для предприятий отечественного тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.

Роль высшей школы в развитии инновационных процессов в России. Становление отечественной системы корпоративного образования
Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н., Цыганов С.А.

Для ускорения развития отечественной экономики необходимо сделать ставку на пока ещё существующий научно-промышленный потенциал нашей страны. Оптимисты считают, что Россия могла бы претендовать на 10-15% мирового рынка наукоёмкой продукции, что могло бы приносить 120-180 млрд. долл. в год, одновременно обеспечивая социальный спрос на науку и высшее образование. Но для этого, помимо повышения общего уровня финансирования исследований и разработок, нужны радикальные преобразования, причем не столько непосредственно в технологической сфере, сколько в сфере механизмов, стимулирующих создание и внедрение новых технологий. Хотя сейчас по большинству основных показателей Россия имеет ту же промышленную инфраструктуру, что и западные страны, мы сильно отстаём в развитии технологической среды, определяющей темп появления и освоения инноваций. Именно это отставание необходимо преодолеть в первую очередь, и огромную роль в этом может сыграть развитие инновационных структур в высшей школе.

Анализ издержек обращения в сети реализации нефтепродуктов (на примере ОАО "ЛУКОЙЛ")
Федосеев В.Н., Федорцов С.Н., Капустин С.Н.

Затраты, возникающие в процессе реализации нефтепродуктов, принято называть издержками обращения. Издержки обращения на предприятиях нефтепродуктового обеспечения - это затраты, связанные с приёмом, хранением и реализацией нефтепродуктов, оказанием услуг по хранению горюче-смазочных материалов, выполнением посреднических услуг и реализацией сопутствующих товаров. ОАО "ЛУКОЙЛ" в качестве одной из важнейших стратегических задач рассматривает проблему развития системы нефтепродуктообеспечения путём увеличения объёмов и эффективности продаж на уже освоенных рынках, а также внедрения на новые рынки сбыта… (Далее - в статье).

Современные аспекты управления высшим образованием в России
Саркисов П.Д.

Утверждение о необходимости непрерывного образования стало уже сегодня совершенно тривиальным. Так же очевидно, что в наступающую эпоху информатизационного общества знания оказываются одной из высших ценностей и источником конкурентных преимуществ. Разумеется, системы образования (даже такая прочно сложившаяся и высоко ценимая в мире, как отечественная) нуждаются в развитии и реформировании. Значимым при этом будет разумное сочетание новаций и традиций - лишь так мы сможем обеспечить успешность трудоустройства и последующей деятельности главного продукта российской высшей школы - её выпускников.

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Логистический менеджмент сбытовой сети
Петров А.В.

Себестоимость перевозок можно существенно уменьшить, правильно выбрав вид транспорта и маршрут, грамотно организовав деятельность транспортных отделов и служб предприятия. Менеджерам в решении этой задачи помогают современные компьютерные технологии, воплощенные в различных программных продуктах и методиках. Описание одного из таких методов представлено в статье. Речь идет о базируемом на математических моделях анализе дистрибутивных систем, посредством которого предприятия с сетевой структурой добиваются сокращения затрат в области физического распределения.

Актуальные стратегические и тактические задачи управленческой команды предприятия
Ревуцкий Л.Д.

Процесс управления предприятием состоит в разработке, принятии и реализации стратегических и тактических управленческих решений, соответствующих, с одной стороны, рыночному спросу окружающего мира на конечные результаты работы предприятия, а с другой - производственным (организационным, техническим и технологическим), экономическим, финансовым и социальным возможностям управляемого объекта.

Эффективность и качество принимаемых управленческих решений во многом зависят от глубины обоснованности, строгости разграничения и чёткости изложения стратегических и тактических задач, стоящих перед управленческой командой предприятия.

Показатели и методы оценки эффективности организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием
Воронов А.А., Катичев В.Ф.

Предлагаемая авторами система показателей оценки эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием в условиях конкуренции позволяет получить комплексное представление о предприятиях, действующих на рынке, особенностях их функционирования и управления, сделать выводы об уровне управления и выделить резервы роста эффективности управления.

Стратегический контроллинг в системе управления предприятием
Толкачева Е.В.

В настоящее время стратегическое управление признается самой комплексной и адекватной системой управления для текущих динамично и непредсказуемо развивающихся условий бизнеса. В то же время внедрение стратегического управления сталкивается с рядом трудностей.

С нашей точки зрения, указанные трудности не делают систему стратегического управления бесполезной, однако признают актуальным введение новой функции управления, позволяющей часть из этих ограничений нивелировать. В качестве данной функции может выступать стратегический контроллинг, нацеленный на совершенствование системы стратегического управления и повышение её эффективности посредством максимальной координации отношений и действий в разрезе "предприятие - внешняя среда".

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Принципы политики оплаты труда персонала крупного промышленного холдинга
Тимофеев А.В.

В современных условиях для повышения конкурентоспособности крупного промышленного холдинга принципиально важным является совершенствование политики оплаты труда персонала. Это связано с тем, что экстенсивные факторы повышения эффективности использования персонала (за счет его сокращения, вывода) ограничены и основное внимание следует уделять интенсивным факторам (прежде всего, совершенствованию организации и оплаты труда работников).

Важнейшим фактором, определяющим формирование политики оплаты труда персонала холдинга, является стратегия его развития, ключевой элемент которой - укрепление трудового потенциала компаний. Необходимо добиваться сбалансированности спроса и предложения рабочей силы внутри компаний и формирования предпосылок для инновационного развития.

Методы оценки эффективности труда менеджеров по персоналу
Рыбин С.В.

Оценка эффективности труда является одной из приоритетных задач менеджмента в современной организации, стремящейся к достижению оптимальных результатов в управлении человеческими ресурсами.

При формировании сбытовой политики многие организации, функционирующие в сфере оптовой торговли как продукцией потребительского, так и промышленного назначения, ориентируются на привлечение к процессу реализации специалистов, обладающих достаточным уровнем знаний как в отношении реализуемого продукта, так и в отношении экономических вопросов, связанных с предметом их деятельности. Их именуют менеджерами по продажам. Они оказывают непосредственное воздействие на результативность сбыта, управляя как процессом купли-продажи, так и клиентским блоком. Они причастны к осуществлению таких функций управления, как планирование, организация, мотивация и контроль. Данное заключение позволяет определить содержание труда менеджера по продажам.

Мотивация инвестиционных проектов
Дымшаков А.В.

Роль инвестиционного процесса в управлении стоимостью огромна. Стоимость бизнеса в наибольшей степени зависит от полученной прибыли за период и от будущих дисконтированных денежных потоков из осуществленных инвестиций. Система управления должна быть настроена на эти показатели, саморегулироваться и отвечать всем требованиям эффективного использования капитала.

Предлагаемая автором модель описывает возможный способ реализации программы мотивации проектов. Основная предпосылка в том, что личное вознаграждение любого сотрудника, внесшего вклад в реализацию инвестиционного проекта, должно быть оценено, исходя из степени инновационности и рискованности проекта, а также из степени участия сотрудника в проекте. Другими словами, рискованность и инновационность - признаки, которым должен отвечать проект. В случае удачной реализации можно будет говорить, что часть выгоды получена благодаря творческим и профессиональным усилиям отдельного человека или группы лиц.



Подписаться на издание: Менеджмент в России и за рубежом



Ранее просмотренные страницы