Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Менеджмент в России и за рубежом №6,  2004

Менеджмент в России и за рубежом №6,  2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями
Лысков А.В.

Одной из центральных проблем автору представляется сложившееся на сегодняшний день нечёткое разграничение важнейших понятий "человеческий капитал" и "рабочая сила". Многие ученые дают "человеческому капиталу" определения, схожие с определениями "рабочей силы". Другие считают "человеческий капитал" и "рабочую силу" синонимами. Ряд авторов формально разделяют понятия "человеческий капитал" и "рабочая сила", однако в итоге подразумевают под первым второе.

В связи со сказанным автор считает возможным предложить новую трактовку ряда положений теории "человеческого капитала".

Эффективная информация и управление знаниями внутри организации
Драчёва Е.Л., Селезнёв П.С.

Не секрет, что человеческое общество в лице США, Японии, стран ЕС вступило в постиндустриальную, или информационную, эпоху, когда основное внимание уделяется сфере услуг и коммуникаций. Сегодня всё чаще говорят о четвертичном, или информационном, секторе экономики, потому что главенствующие позиции в жизни людей теперь занимают процессы обмена, обработки и хранения информации. Что представляют собой данные процессы и как их можно охарактеризовать?

Эволюция организации и маркетинговое управление
Панин Г.С., Хачатуров А.Е., Белковский А.Н.

Переходу организации в новое состояние обычно предшествует рост неконтролируемых флуктуаций. Между характеристиками её внутренней среды и условиями внешней среды, в которых она функционирует, возникают несоответствия. Когда набор несоответствий достигает некого предела, происходит организационный кризис. Методы и подходы менеджмента позволяют организации в течение определённого периода (его протяжённость определяется эффективностью выбранной стратегии) адаптироваться к изменениям во внешней среде, подавляя негативные флуктуации. Но поскольку менеджеры не в состоянии охватить контролем все параметры внешней и внутренней среды, кризис рано или поздно настанет.

На какой стадии развития находится организация и как определить её дальнейшее стратегическое развитие? Каковы функции управления в данной ситуации и для чего приходится обращаться к маркетингу?

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Менеджер, предприниматель, стейкхолдер: кто из них формирует социальные задачи бизнеса?!
Хачатуров-Тавризян Е.А.

В данной статье автор повествует о взаимодействии государства и бизнеса, о социальных задачах, поставленных Правительством и о связи между этими задачами и целями бизнеса.

Отдельное внимание уделяется стейкхолдерам - лицам и сторонам, которые испытывают на себе влияние деятельность компании или могут влиять на работу компании, выступая при этом посредниками между компанией и обществом.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Построение государства благосостояния и социально-экономические преобразования в России
Кушнарёва О.С., Матузенко Л.И.

Благосостояние человека, понимаемое как богатство - это совокупность некоторых материальных благ, принадлежащих одному человеку или обществу в целом.

Необходимость повышения благосостояния населения остаётся одной из важнейших проблем российского общества на протяжении многих лет. Ясно, что для решения этой проблемы необходимы реформы, касающиеся законодательной основы экономической деятельности и функционирования объектов социальной сферы. Безусловно, все эти преобразования должны представлять собой различные направления политики государства. Поэтому при рассмотрении вопроса о повышении благосостояния населения России представляется целесообразным проанализировать изменения в объяснении сущности понятия благосостояния населения в зависимости от смены стадий общественного производства, основные направления экономической политики государства, способствующие росту благосостояния населения нашей страны и построению государства благосостояния.

Модель государственной системы управления территориальным комплексом объектов недвижимости
Иванов В.В., Хан О.К.

В России все государственные комплексы и объекты недвижимости разделяются на два уровня федеральный и региональный в зависимости от того, в чьем ведении они находятся - соответственно федеральных органов власти Российской Федерации и органов власти субъектов РФ. Социально-экономические отношения в Российской Федерации характеризуются наличием высокой степени государственного регулирования, в том числе и российской экономики. Вследствие этого формирование и эффективное применение как государственной, так частной и муниципальной, системы управления территориальными комплексами объектов недвижимости необходимо производить с учетом целей и задач, формулируемых государством, а также функций, осуществляемых государственными органами власти в процессе государственного регулирования и контроля.

Применение оптимизационных моделей в задаче повышения эффективности функционирования организации
Фёдоров Ю.В.

Предлагаемый материал представляет попытку реализации одного из возможных путей повышения эффективности функционирования Департамента по управлению муниципальным имуществом г. Тольятти. Не касаясь в явном виде самого болезненного вопроса (о сокращении численности работающих), будем вести речь об оптимальном распределении средств по функциям указанного объекта исследования. Считается, что подобный принцип распределения в условиях постоянного дефицита бюджетных ресурсов ведёт к повышению эффективности их использования.

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Управление по стоимости как система менеджмента
Ибрагимов Р.И.

Интеграция и системность - в этом девизе заключён смысл подхода, который позволяет корпорации превратить разрозненные направления бизнеса, разнородные процессы и разобщённых сотрудников в единое целое, направив каждое звено организационной цепочки к достижению главной цели. И эта цель - создание стоимости.

Оценки эффективности и неэффективности слияний и поглощений
Генске М.A.

На сегодняшний день слияния и поглощения (M&A) стали повседневной нормой жизни большинства компаний: только в 2003 году было заключено сделок общей стоимостью более 1,3 трлн. долларов США. Однако открытым остается вопрос, насколько эти сделки эффективны, и насколько экономически оправданы инвестиции в форме слияний и поглощений. Периодическая пресса полна самой печальной статистики.

В данной статье автор пытается придти к ответу на вопрос об эффективности слияний и поглощений, начав с анализа методов оценки информации о данных процессах.

Японская премия качества как инструмент достижения конкурентоспособности
Маслов Д.B., Белокоровин Э.A.

Качество становится краеугольным камнем конкурентоспособности бизнеса. Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям. Многие национальные и региональные премии в области качества призваны структурировать менеджмент организаций по принципам тотального управления качеством (TQM) и тем улучшить местную экономику. Лучший пример- широко известная и признанная в мире Национальная премия качества Малколма Болдриджа, вручаемая в США с 1988 г. В конкретных регионах мира доминируют свои премии - "Европейская премия качества", австралийская "Премия за достижение бизнес-превосходства", японская "Премия качества".

На последней остановимся подробно. Причиной тому является наше знакомство с ней "из первых рук" при посещении в рамках стажировки Японского центра производительности для социально-экономического развития (JPC-SED) - инициатора и основного организатора конкурса на соискание премии.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Социально-технологическая конфигурация фирмы как путь к партнёрству
Доманин А.Б.

Производственно-хозяйственная система - это подвижная социальная структура, которая всё время обновляется. Сегодня скорость перемен резко увеличилась, поэтому значительно возросла цена научных представлений об этих процессах. В рамках жизни одного поколения мы также замечаем очень сложную подвижную картину протекания социальных процессов.

Как показывает практика функционирования производственно-хозяйственных систем в условиях рынка, проблема согласования человеческого и технического факторов производства объективно существует и нуждается в пристальном внимании.

Телеработа в мировой экономической практике
Скавитин А.В.

Современные социально-экономические изменения, обусловленные глобализацией экономики, развитием информационных технологий и рядом других факторов, позволяют предположить, что характер социально-трудовых отношений будет меняться. В качестве одного из признаков наступивших изменений давно стали называть феномен телеработы (телетруда) - вида занятости, основанного на удалении от традиционного рабочего места, гибком режиме рабочего времени и использовании информационных и коммуникационных технологий в качестве основы организационных связей. В данной статье приведён сравнительный анализ ряда зарубежных исследований, посвящённых феномену телеработы. Автор попытался ответить на вопрос, что кроется за непривычным для нас термином "телеработа".

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Механизм планирования, организации и регулирования рынка прав на экологический ущерб в регионе
Бычкова Е.А., Дмитриев М.Н.

В настоящее время недостаточно изучены возможности сочетания и совместного использования положительных моментов административных и рыночных методов регулирования эколого-экономических проблем на уровне региона. Необходимо совершенствовать управление внутрирегиональной деятельностью, преломляя на уровень региона наиболее эффективные механизмы с высших уровней. Как показывает практика, это механизмы рынка прав на загрязнение окружающей среды, аналогичные предложенным в литературе на макроэкономическом уровне моделям: "компенсация выбросов" и "принцип пузыря". В связи с этим статья посвящена механизму управления рынком прав на экономический ущерб в регионе.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Дискретность лидерства
Беляцкий Н.П.

(От автора) В работах по квантовому менеджменту я проводил аналогии между механикой и менеджментом, критическими массами вещества и знаний. Дискретность лидерства не столь очевидна. Если она есть, то представляет непрерывный поступательный процесс отношений "лидер-последователь", основанный на реализации качеств лидера в группе при решении задач в зависимости от ситуации.

Карьеры лидеров напоминают движение серфингиста по волнам. Тот, кто преуспевал в одной фирме, может потерпеть неудачу в другой, имея одни и те же качества, но оказываясь в разных ситуациях. Дискретность лидерства задана динамикой ситуации, группы, неоднородностью последователей, дифференциацией задач. Неустойчивы большинство параметров среды, где действуют лидеры.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Здоровье населения и разумная экологическая стратегия
Ковалевский В.В., Оборотов А.В., Якушкина Т.А.

Авторы рассматривают цели, которые должны быть поэтапно достигнуты в результате природоохранной стратегической работы менеджеров организаций всех форм собственности. Анализируют необходимость приверженности экологической стратегии, приводят данные о состоянии здоровья населения и факторов, оказывающих на него непосредственное влияние.

E-mail-маркетинг и управление клиентами
Сарычева А.В.

Электронная почта стала неотъемлемой частью бизнеса. Проще ответить на электронное послание, чем отправлять письмо обычной почтой. С помощью электронного маркетинга компании привлекают потребителей к своему товару/услуге, посредством электронного контакта можно удержать клиента и сделать его лояльным.

Методические особенности оценки организационного механизма развития предприятия
Коваленко М.А.

Готовность руководства предприятий затрачивать финансовые средства и время на программы по развитию находится в прямой зависимости от осознания неотвратимости грядущих перемен как в бизнес-окружении, так и в основных направлениях деятельности предприятия.

Естественно, что реализация любого проекта развития, в том числе и организационного механизма развития предприятия, требует определённых усилий и затрат. Важно, насколько функционирование данного механизма окажется эффективным:

  • как повлияют изменения на прибыльность предприятия;
  • каким будет экономический эффект от внедрения организационного механизма развития;
  • каким будет социальный эффект от внедрения изменений.

Автором предложен ряд несложных вычислений, позволяющих объективно оценить вышеизложенные параметры.

Как оценивать деятельность кадровой службы предприятиям Республики Беларусь?
Рудак И.К.

На сегодняшний день на большинстве предприятий (организаций) Республики Беларусь координирующим центром управления человеческими ресурсами остаются кадровые службы. Раньше отделы кадров выполняли лишь функции, касающиеся процедур приёма, учёта, организации обучения и увольнения. Сегодня происходит трансформация отделов кадров в службу управления персоналом. Однако в реальной белорусской жизни редко удаётся встретить организацию, приоритетом кадровой работы которой были бы управление карьерой сотрудников, реализация мероприятий по трансформации действующих коллективов в эффективные команды, защита от моббинга.

Разработанная технология позволяет дать оценку деятельности кадровой службы, выявить и устранить недостатки работы HR-менеджмента.

О книге В.И. Маслова "Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры" (М.: Финпресс, 2004)
Холден Н.



Подписаться на издание: Менеджмент в России и за рубежом



Ранее просмотренные страницы