Менеджмент в России и за рубежом №5,  2003

 

СОДЕРЖАНИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

О развитии российской системы корпоративного управления предприятием (на примере промышленного производства)
Карасев А.Б.

Уровень развития предприятий в современных условиях высокой конкуренции и глобализации производства и сбыта определяется в первую очередь тремя, одинаково важными показателями их деятельности:

  • производительностью труда;
  • конкурентоспособностью продукции;
  • качеством роста и развития, определяемым степенью инновационности технологической базы и адекватностью систем управления и организационного развития внешней и внутренней ситуации компании.

Повышение и совершенствование этих показателей составляет сегодня ключевую задачу руководителей предприятий, так как именно их совокупность определяет текущую позицию предприятия на рынке и возможности и перспективы его успешного и стабильного развития.

Инвестиционное поведение российских корпораций в условиях инсайдерского контроля
Дзарасов Р.С., Новоженов Д.В.

На наш взгляд, доминирующая сегодня в России неоклассическая экономическая теория не дает эффективные инструменты анализа инвестиционного поведения российских корпораций. Согласно ее взглядам, фирма максимизирует краткосрочную прибыль, устанавливая такой объем производства, при котором предельные издержки совпадают с предельным доходом. Решение об инвестициях в этом случае принимается исходя из соотношения стоимости капитальных благ и нынешней стоимости потока будущих доходов от него. Как видим, инвестиционные решения здесь отделены от ценовых. В этой теории содержатся неявные предпосылки о том, что фирма управляется единым хозяином-капиталистом и состоит из одного завода. Анализ ведется в краткосрочном периоде времени.

Развитие компании на основе использования ключевых компетенций
Ефремов В.С., Ханыков И.А.

Цель стратегического планирования - формирование определённого образа действий, призванного обеспечить получение и развитие устойчивого конкурентного преимущества. В такой ситуации целесообразно сосредоточиться на развитии востребованных обществом внутренних возможностей, являющихся исходной точкой отсчета для выстраивания всего бизнеса. Этот подход предлагает одно из свежих направлений в стратегическом планировании, названное "школой компетенций", появление которого относят к 1990г.

Однако как определить: какие способности важны? Какая именно часть исполняемой компанией функции, какие ресурсы, материалы и техника, бизнес-процессы и знания ответственны за формирование наибольшей доли итоговой потребительной стоимости, востребованной обществом? Как выстроить стратегию развития компании с целью максимизировать эффективность формирования потребительной стоимости?

При всем многообразии исследований, имевших место в этой области за последнее десятилетие, теория стратегического планирования до сих пор не смогла предложить способов решения этой задачи. Поэтому практика часто основывается на интуиции руководителей.

Цель настоящей работы - предложить практический механизм разработки стратегии развития компании на основе использования ключевых компетенций.

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Власть и организационное развитие
Либман А.М.

Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций, а также экономики и общества в целом. "Власть и организация неотделимы друг от друга, как жизнь и воздух", - отмечают исследователи. И в периоды стабильного роста, и при необходимости осуществления быстрых всеобъемлющих изменений, властные отношения оказываются в центре внимания. При всем этом существует множество различных, порой противоречивых толкований явлений и процессов, связанных с властью...

Жизненный цикл организации, понимаемой как социальная система
Лавизина О.В.

В данной работе социальные свойства организации рассмотрены через организационную культуру как её отдельную подсистему; проанализированы процессы формирования и развития организационной культуры на протяжении жизненного цикла организации. Предложена модель соответствия определенных параметров организационной культуры стадиям жизненного цикла организации; показаны возможные пути управления жизненным циклом через управление организационной культурой.

Онтология управления организациями
Сухов С.В.

Формирующийся сегодня новый тип общества еще не имеет общепринятого названия. Его именуют "новым индустриальным" (Дж. Гэлбрейт), "сверхиндустриальным" (О. Тоффлер), "посткапиталистическим" (Р. Даренфорф), "постцивилизационным" (К. Боулдинг), "постбуржуазным" (Г. Лихтгейм) и т.д. Во всех этих названиях прослеживается некое противопоставление текущего состояния социо-экономического и производственного пространства ранее существующему состоянию ("индустриальному", "буржуазному" и т.д.). Закономерным следствием происходящих изменений является переосмысление сути многих понятий, долгое время составлявших основу науки об управлении (менеджмента).

В настоящей публикации предпринята попытка создания единой терминологической базы, позволяющей построить корректную модель управления организацией.

Управление логистической системой (методологические аспекты)
Бакунина И.М., Кретов И.И.

В настоящее время в связи с заметным ростом производства и расширением номенклатуры производимых товаров, расширением сети оптовой и розничной торговли, её совершенствованием, созданием складов, что в целом способствует росту оборота, в значительной мере выросла роль логистики, которую мы определяем как управление товарными потоками.

Грамотная организация логистической операции от закупки сырья, материалов, комплектующих и до поставки покупателю готовой продукции, позволяет получать весьма заметную экономию оборотных средств, и в этом смысле представляется важным инструментом в управлении производственно-коммерческой деятельностью предприятия.

В работах зарубежных и российских специалистов, ученых и практиков, опубликованных по проблемам логистики, зачастую содержатся разные, порой противоречивые подходы к определению места логистики в производственном цикле, менеджменте и маркетинге.

Главная задача публикации - попытка определить истинное место логистики среди других деловых дисциплин. Место, не противоречащее давно разработанным принципам и функциям менеджмента и маркетинга, изложенным в достаточно представительном объёме зарубежных и российских источников.

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Интеграция как закономерный этап развития систем менеджмента
Гусева Т.В.

В эпоху бурного расцвета механистического естествознания натурфилософия (философия природы, рассматривавшая мир в его целостности, создававшая основы для развития физики, астрономии, биологии, химии и многих других наук) отошла на второй план: наступил период дифференциации научных знаний. Но с накоплением информации, ее систематизацией человеческое общество вновь пришло к необходимости развития в научном познании междисциплинарных или даже так называемых многодисциплинарных направлений.

Подобный, хотя гораздо более сжатый во времени путь характерен и для эволюции понятия системы менеджмента, теперь уже прочно вошедшего и в русский язык. Система менеджмента в соответствии с международными стандартами представляет собой не что иное, как систему для установления политики и целей, а также для достижения этих целей...

Интеграция организационных культур на совместных российско-германских предприятиях
Агафонов Ю.Г., Писке Р.

Факторы, влияющие на успех управления совместными германско-российскими предприятиями, изучаются с 1999 года в рамках научного проекта, выполняемого с 1999 года Московским государственным горным университетом и Берлинским техническим университетом. В статье изложены некоторые эмпирические данные, полученные в ходе исследований, проведённых на 21 предприятии, аквизированном (приобретённом в собственность) немецкой стороной в 90-е годы ХХ в. Исследовались только промышленные предприятия с численностью персонала более 100 человек и долевым участием немецкой стороны не менее 51%. С помощью 32 личных интервью и специально разработанной анкеты было опрошено 282 российских сотрудника из 85 подразделений исследованных предприятий.

Организационно-институциональные преобразования и стратегические задачи управления в нефтяной отрасли на примере НК "ЛУКОЙЛ"
Лепин В.В., Калошина М.Н.

Управление нефтяной отраслью в СССР осуществлялось в соответствии с принципами административно-командной экономики, которые предполагали централизованное планирование, материально-техническое снабжение, сбыт и т.д. Работа промышленности реализовывалась посредством совокупности министерств и ведомств.

Основными недостатками такой системы управления функционированием отечественного нефтяного комплекса были обособленность подотраслей, несогласованность действий, сложность принятия однозначных решений и т.п. Все это значительно снижало возможности эффективной самоорганизации и саморазвития нефтяной отрасли в целом.

Процесс перехода к рыночным отношениям и либерализация внешнеэкономической деятельности потребовали повышения отдачи, в первую очередь, от традиционных для России экспортных отраслей, к которым относится и нефтяной комплекс.

Начиная с 1991 года, стало очевидным, что для эффективной деятельности необходимо следовать мировым принципам организации и управления нефтяного бизнеса. Такой апробированной и хорошо зарекомендовавшей себя моделью является вертикально интегрированная нефтяная компания (ВИНК).

Первым примером ВИНК в России явилась нефтяная компания (НК) "ЛУКОЙЛ"...

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Классификация должностей и профессий как инструмент управления персоналом
Супрун Т.П., Мясоедова Т.Г.

Длительное время персонал организации рассматривался в России лишь как источник затрат, а не как источник прибыли и процветания организации. Однако практика показала, что управление производственным персоналом имеет большое значение для повышения производительности труда и обеспечения качества готовой продукции, оказывает прямое влияние на затраты и прибыль. Современный менеджмент рассматривает персонал как ресурс организации, причем особое внимание уделяется методам, позволяющим повысить стоимость ресурса и эффективность его использования.

Программы МВА в Америке, Европе и России
Мешкова Е.В.

Развитие рыночной экономики и обострение конкуренции на российских и международных рынках создают ситуацию, в которой достигать коммерческого успеха могут только компании, обладающие реальными конкурентными преимуществами. Важнейшим из них становится уровень профессиональной подготовки высших руководителей компании. Помимо предпринимательского таланта и практического опыта управления, необходимы знания современных технологий управления, умения и навыки их применения. Иными словами, необходимо специальное управленческое образование.

Признано, что одной из самых серьезных форм подготовки менеджеров-профессионалов являются программы МВА (Master of Business Administration, или, по-русски, "Мастер делового администрирования" - МДА). На них специалисты, имеющие высшее образование, обучаются менеджменту как второй профессии. Во всем мире количество слушателей на программах МВА из года в год возрастает.

МЕНЕДЖМЕНТ ЗА РУБЕЖОМ

Совместные и иностранные предприятия в Китае
Савин В.А.

Законодательство об иностранных инвестициях в Китае состоит из законов, принимаемых Всекитайским собранием народных представителей или Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей, и положений, принимаемых Госсоветом страны. В последних развёрнуто излагается порядок реализации соответствующих законов. Таким образом, процессы привлечения иностранных инвестиций регулируются как законами, так и подзаконными актами. В этом отношении китайское законодательство принципиально совпадает с правовой практикой, применяемой в других странах, в том числе в России.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Управленческое проектирование: оптимизация выборов инвестиционных стратегий с помощью математического моделирования
Ермоленко Б.В.

В статье рассматриваются подходы к решению задачи выбора оптимальной стратегии инвестирования средств в проекты создания производственно-сбытовых сетей для многоассортиментных производств, ориентированные на применение экономико- математических методов и моделей. Учитывая сложность задачи и принимая во внимание содержание прединвестиционной фазы проекта, предлагается осуществлять выбор стратегии путем последовательного решения ряда более простых задач с организацией, при необходимости, итерационного процесса.



Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста