Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Кадры предприятия №11,  2005

Кадры предприятия №11,  2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

КОММЕНТАРИИ

Особенности сохранения непрерывного трудового стажа работникам, имеющим ребенка-инвалида
Д.В. Чекрыжов, аналитик журнала "Кадры предприятия"

05.09.2005 Фонд социального страхования РФ письмом № 02-18/07-8692 направил в свои территориальные подразделения решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2005 № ГКПИ04-1644 о признании недействующим пункта 5 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 № 252 в части слов "до 16 лет".

Значение указанного решения Верховного Суда РФ трудно переоценить - наконец, снят вопрос о том, как поступать с 2 годами до достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет, "терявшимися" в связи с несогласованностью старого и нового законодательства.

В статье излагается содержание принятого решения и разъясняется его значение для решения вопросов, связанных с исчислением непрерывного трудового стажа.

СОВЕТЫ

От юристов

Увольнение по всем статьям: "неподходящесть" работы
Д.Л. Щур, начальник издательско-консультационного центра "Дело и Сервис"

В прошлом номере журнала подробно рассматривалась процедура расторжения трудового договора по статье 71 Трудового кодекса РФ - в связи с неудовлетворительным результатом испытания. В этом - внимание сконцентрировано на основании увольнения, которое хотя и непосредственно связано с испытанием и статьей 71 Трудового кодекса РФ, тем не менее, предусмотрено другой статьей Кодекса.

Согласно части четвертой статьи 71 Трудового кодекса РФ, если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за 3 дня. Однако расторгается трудовой договор не по статье 71, а по пункту 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

В статье разъясняются общие правила увольнения по указанному основанию и особенности оформления увольнения, а также анализируются основные причины трудовых споров, возникающих по поводу увольнения в связи с "неподходящестью" работы.

В качестве документальных приложений к статье в разделе "Бумаги" приводится образец приказа (распоряжения) об увольнении работника по пункту 3 статьи 77 ТК РФ, а в самой статье - образец записи об увольнении в трудовой книжке, а также в личной карточке работника.

Процедура привлечения работников с родительскими обязанностями к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных
Л.В. Труханович, главный редактор журнала "Кадры предприятия"

Ненормальный режим работы приводит к разрушительным последствиям для семьи. Сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и (или) нерабочие праздничные дни не позволяет работнику качественно выполнять не только супружеские, но и родительские функции.

Для защиты семейной жизни, а также здоровья самих работников и их детей, законодатели многих стран вводили запреты и ограничения на привлечение работников к работе, имеющих родительские обязанности.

В статье подробно анализируются ограничения, установленные российским трудовым законодательством, перечисляются категории работников, в отношении которых установлены такие ограничения, разъясняются особенности привлечения к сверхурочной работе, к работе в ночное время, к работе в выходные или нерабочие праздничные дни, а также направления в служебные командировки, излагаются правила такого привлечения (порядок ознакомления с правом отказаться от работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, оформления согласия работника, проведения проверки наличия медицинских противопоказаний).

В качестве документальных приложений к статье в разделе "Бумаги" приводятся образцы таких документов, как:

  1. протокол ознакомления работника с правом отказаться от работы в условиях, отклоняющихся от нормальных;
  2. уведомление о необходимости работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (2 варианта);
  3. лист ознакомления работников с решением работодателя.

От консультанта по персоналу

Значение компетенций персонала в современных условиях
Н.Е. Папонова, консультант по управлению человеческими ресурсами

Впервые термин компетенция был введен в научный оборот В. Макелвилом в 1982 году. "Компетенция - круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом; совокупность полномочий, прав и обязанностей должностного лица, общественной организации; управление персоналом заключается в управлении процессом приобретения, стимулирования и развития компетенции персонала организации" или "способность, отражающая необходимые стандарты поведения, определяется как компетенция".

Для компании компетенции представляют собой рациональное сочетание знаний и способностей сотрудников, которые ей требуются в определенный период времени для достижения намеченных целей и планируемых результатов.

В статье разъясняется значение компетенций персонала в современных условиях. В качестве документальных приложений к статье в разделе "Бумаги" приводятся образцы:

  1. бланка компетенций на должность руководителя службы управления персоналом;
  2. общего бланка компетенций.

От психолога

"Что посеем, то и пожнем", или как организовать эффективную адаптацию
О.А. Шипилова, психолог, эксперт журнала "Кадры предприятия"

Любой процесс приспособления организма к условиям изменяющейся среды называется адаптацией. Социально-психологическая адаптация - это процесс приспособления целей, системы ценностей личности к целям и системе ценностей группы, в которую она включена.

Если мы говорим о появлении нового сотрудника в организации, то подразумеваем наличие адаптационного периода, то есть процесса включения личности в новый трудовой коллектив.

Как происходит адаптация нового работника, какими качествами должен обладать специалист, отвечающий за введение в должность нового работника, как разработать программу адаптации и определить ее итоги - рассказывается в статье консультанта-психолога О.А. Шипиловой.

РАЗЪЯСНЕНИЯ

График отпусков: заполняем форму № Т-7
Л.В. Труханович, главный редактор журнала "Кадры предприятия"

Ноябрь - месяц, когда кадровые службы организаций приступают к составлению одного из важнейших локальных нормативных актов - графика отпусков. В конце 2004 года кадровики впервые воспользовались унифицированной формой графика отпусков № Т-7, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. На первый взгляд, каких-либо сложностей с ее заполнением быть не должно. Однако ваши письма свидетельствуют, что некоторые вопросы все же возникают.

Хотя большинство из них носит технический характер, на каждый из них в данной статье по ходу рассмотрения полной схемы заполнения формы № Т-7 дается обстоятельный ответ.

В первой части материала, опубликованной в "Кадры предприятия" № 11/2005, рассматриваются правила указания учетно-регистрационных данных (номера и даты, мнения профсоюзного органа, грифа утверждения), а также указания таких реквизитов, как структурное подразделение, наименование должности (специальности или профессии), фамилия, имя и отчество работника, табельный номер, продолжительность отпуска. Все пояснения сопровождаются образцами заполнения соответствующих граф унифицированной формы № Т-7.

Во второй части материала, подготовленного к публикации в следующем номере журнала, будет рассматриваться порядок решения оставшихся вопросов, связанных с заполнением формы графика отпусков.

Некоторые вопросы учета периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность
М.М. Покровская, юрист

Возрастающее количество вопросов, связанное с учетом периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, свидетельствует о потребности в разъяснениях отдельных положений законодательства, определяющего порядок учета указанных периодов в отношении педагогических работников.

Для рассмотрения некоторых особенностей правил учета таких периодов было выбрано письмо одного из подписчиков журнала, на примере которого разъяснены некоторые вопросы учета периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.

БУМАГИ

В разделе приводятся формы и образцы следующих документов:

  1. приказа (распоряжения) об увольнении работника по пункту 3 статьи 77 ТК РФ (к статье Д.Л. Щура "Увольнение по всем статьям: "неподходящесть" работы);
  2. протокола ознакомления работника с правом отказаться от работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (к статье Л.В. Труханович "Процедура привлечения работников с родительскими обязанностями к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных");
  3. уведомления о необходимости работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (к статье Л.В. Труханович "Процедура привлечения работников с родительскими обязанностями к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных") - 2 варианта;
  4. листа ознакомления работников с решением работодателя (к статье Л.В. Труханович "Процедура привлечения работников с родительскими обязанностями к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных");
  5. бланка компетенций на должность руководителя службы управления персоналом (к статье Н. Папоновой "Значение компетенций персонала в современных условиях");
  6. общего бланка компетенций (к статье Н. Папоновой "Значение компетенций персонала в современных условиях").

КОНСУЛЬТАЦИИ

В № 11/2005 "Кадры предприятия" опубликованы следующие консультации по вопросам подписчиков и читателей журнала:

  1. о возможности трансформации договора, заключенного на неопределенный срок, в срочный трудовой договор (подготовлена Ю.Н. Строговичем, главным консультантом Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ);
  2. об оплате проезда к месту использования отпуска и обратно (подготовлена Ю.Н. Строговичем, главным консультантом Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ);
  3. об учете рабочего времени водителей автомобилей (подготовлена Е.В. Щуровой, заместителем начальника отдела социальной политики, организационного развития и штатного обеспечения Департамента управления кадрами и сопровождения специальных программ Минтранса России);
  4. об оплате сверхурочных часов (подготовлена Е.А. Саркисянц, государственным советником Российской Федерации 2-го класса, специалистом по оплате труда);
  5. о сроках хранения списков на зачисление заработной платы на банковские счета работников (подготовлена Б.В. Альбрехтом, заместителем начальника отдела комплектации Федерального архивного агентства);
  6. о праве работников, работающих на ПЭВМ и ПК на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда (подготовлена Л.А. Ревизоровой, советником Российской Федерации 1 класса, специалистом по охране труда и компенсациям за работу во вредных условиях труда);
  7. о функциях по оформлению документов на досрочное назначение пенсий (подготовлена совместно М.В. Карловой, главным научным сотрудником НИИ труда и социального страхования, заслуженным экономистом Российской Федерации, Б.В. Альбрехтом, заместителем начальника отдела комплектации Федерального архивного агентства, Л.В. Труханович, главным редактором журнала "Кадры предприятия");
  8. о продолжительности отпуска работника, работающего на 0,25 ставки (подготовлена Л.В. Труханович, главным редактором журнала "Кадры предприятия").

ИССЛЕДОВАНИЯ

Использование социальных процессов для повышения эффективности деятельности менеджеров
С.А. Сурков, ведущий тьютор МИМ ЛИНК,
А.М. Лукашев, главный врач Московской городской клинической больницы № 60
Ю.П. Бойко, профессор РМАПО

Повышение эффективности деятельности организаций как следствие повышения управленческой деятельности менеджеров может стать, в условиях равенства других возможностей (доступ к материальным ресурсам, отношение общества к рекламе, уровень потребительского спроса и покупательной способности и т.д.), важным конкурентным преимуществом.

Большинство менеджеров начинает свои действия, направленные на улучшение положения своей организации, с ближнего окружения и внутренней среды организации, забывая о том, что все организации действуют во внешней среде социума, и преуспеют те из них, которые смогут лучше других приспособиться к этим внешним условиям и использовать их в своих интересах.

Однако уровень знания социальных институтов, процессов и явлений в среде менеджеров в целом для этого явно недостаточен, хотя некоторые представители этой сложной профессии обладают необходимыми знаниями и(или) реагируют на "вызовы" окружающей среды интуитивно. Для обеих категорий менеджеров привнесение необходимых знаний будет полезным, так как повысит уровень их уверенности в принимаемых решениях и создаст предпосылки для более последовательного и полного использования внешних условий.

Особый интерес такой подход представляет для менеджеров лечебно-профилактических учреждений, особенно, крупных и стационарных, поскольку медицина, как один из важных социальных институтов, играет в социальных процессах значительную роль.

Целью данной статьи, первая часть которой опубликована в № 11/2005 "Кадры предприятия", является предоставление необходимых знаний для выработки у менеджеров соответствующих представлений о социальных процессах, как о наиболее сложном аспекте внешнего окружения и выдача некоторых рекомендаций. Более подробные алгоритмы действий могут быть выработаны самими менеджерами на основании полученных представлений в соответствии с реалиями окружающей среды.

ОПЫТ

Аутсорсинг и сертификация: "за" и "против"
Е.Т. Родионов, генеральный директор Ассоциации аутсорсинговых предприятий на транспорте "Даль-Экспресс"

В статье подробно анализируются плюсы и минусы аутсорсинга на транспорте, механизмы аутсорсинга, обосновывается необходимость сертификации услуг аутсорсинга, разъясняется роль, которую может сыграть Ассоциация аутсорсинговых предприятий на транспорте для упорядочения деятельности по оказанию посреднических услуг данного рода, а также повышения их качества.

НОВОСТИ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ

Из № 11/2005 "Кадры предприятия" подписчики узнают о том, что:

  • Минздравсоцразвития России определил порядок финансирования поддержки безработных;
  • ФНС России разъяснила порядок обложения НДФЛ граждан Республики Беларусь;
  • Росстат утвердил форму наблюдения за заработной платой, а также новый статистический инструментарий для наблюдений за трудом;
  • Ростехрегулирования внес изменения в ОКАТО.

Подписаться на издание: Кадры предприятия



Ранее просмотренные страницы