Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Кадры предприятия №4,  2004

Кадры предприятия №4,  2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

КОММЕНТАРИИ

О.П. Фролов, заслуженный экономист Российской Федерации, к.э.н.
Л.В. Труханович, гл. редактор журнала "Кадры предприятия", юрист

Из 270 федеральных законов, регулирующих социально-экономические и связанные с ними отношения, действующих с многочисленными изменениями и дополнениями, как минимум, 65 имеют все основания быть отнесенными к социальным.

Вопросы бюджетного финансирования социальной сферы регулируются, как минимум, 6 законами, охраны труда и экологии - 11, социального обслуживания и страхования - 8, деятельности отраслей социальной сферы - образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта - 7, пенсионного обеспечения и страхования - 6. Ряд целевых социальных законов посвящены защите безработных, детей, инвалидов, ветеранов, малочисленных народов Севера, минимальной заработной плате, порядку ее индексации, прожиточному минимуму и т.д.

Помимо федеральных законов социальные отношения регулируются многочисленными подзаконными актами, счет которых ведется на тысячи. Многие из этих актов дублируют друг друга, между ними имеются определенные противоречия. Некоторые, будучи принятыми в качестве актов Союза ССР, не отвечают современным реалиям.

Массивная нормативно-правовая база затрудняет правильную работу сотрудников органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с нормами, регулирующими социальные отношения. Специалисты не всегда имеют возможность оперативно ознакомиться с действующей редакцией пакета социальных законов, так как в них неоднократно вносились многочисленные изменения и дополнения; значительное количество нормативных правовых актов постоянно претерпевают законодательное редактирование.

Все это, а также иные объективные условия свидетельствуют о необходимости принятия единого кодифицированного акта. О том, как ведется работа по подготовке Социального кодекса РФ, рассказывается в статье О.П. Фролова и Л.В. Труханович.

СОВЕТЫ

От юристов

Увольнение по всем статьям: несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе (пункт 3 статьи 81 ТК РФ)
Н.С. Калашникова, юрист

Журнал "Кадры предприятия" продолжает публиковать комментарии к нормам Трудового кодекса РФ, устанавливающим основания увольнения.

В этом номере подробно рассматриваются основания, предусмотренные пунктом 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ:

а) несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Несмотря на то, что данные основания расторжения трудового договора и объединены общим мотивом увольнения - несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе - между ними имеются и весьма существенные различия, проявляющиеся, в частности:

  • в причинах, влекущих признание несоответствия работника;
  • в процедуре увольнения;
  • в уровне предоставляемых при увольнении гарантий.

Все особенности увольнения работников по данным основаниям рассматриваются подробно и сопровождаются образцами записей в трудовой книжке, а также образцами документов, приводимых в разделе "Бумаги":

  1. приказом о проведении мероприятий по итогам аттестации;
  2. предложением о переводе;
  3. приказом об увольнении в связи с несоответствием занимаемой должности.

Трудовой и гражданско-правовой договор: сходства и различия
М.М. Покровская, Ю.Н. Строгович, юристы

Ни для кого не является секретом, что во многих организациях, особенно в сфере малого бизнеса, для осуществления тех или иных возникающих в процессе их деятельности задач руководителям зачастую бывает более выгодно не увеличивать штат своих работников, а привлекать в этих целях граждан, заключая с ними соответствующие договоры гражданско-правового характера. То же самое можно сказать и в отношении такой категории работодателей, как индивидуальные предприниматели.

Выгода работодателя при этом совершенно очевидна - гражданину в таком случае можно не предоставлять те права и гарантии, которые в соответствии с действующим законодательством предусмотрены для лиц, работающих по трудовому договору (работников), например, касающиеся предоставления отпусков, зачета времени работы в трудовой стаж и т.п.

В ряде случаев выполнение работы в рамках гражданско-правовых отношений бывает выгодным и самим гражданам. Например, когда гражданин, работая по трудовому договору в какой-либо организации, является совместителем в другой организации и по определенным соображениям для него оказывается предпочтительным не оформлять совместительство еще и в третьей организации. Однако подобное совпадение интересов имеет место далеко не всегда.

О том, чем и как различаются трудовые и гражданско-правовые договоры - читатели узнают из статьи, а о том, как должны составляться эти договоры - из раздела "Бумаги", в котором приводятся примерные образцы:

  1. трудового договора;
  2. гражданско-правового договора.

От консультанта по управлению

Системы менеджмента качества и управление трудовыми ресурсами: проблемы и решения
О.Н. Шинкаренко, консультант по управлению персоналом

К руководству любой компании рано или поздно приходит понимание того, что для повышения эффективности и возможностей предприятия, обеспечения конкурентных преимуществ, получения новых и расширения старых рынков сбыта необходимо упорядочивание всех направлений деятельности. Одним из возможных направлений этой работы является внедрение на предприятии системы менеджмента качества, основанной на международных стандартах серии ISO9000:2000, в которую могут быть успешно интегрированы существующие на предприятии системы управления различными процессами и ресурсами (маркетинг, реклама, финансы, человеческие ресурсы, логистика и т.п.).

В статье рассказывается:

  • о том, как система менеджмента качества создается на предприятии;
  • о роли кадровых подразделений в системе менеджмента качества;
  • об основных направлениях деятельности кадровых подразделений;
  • о том, в какой информации о кадрах нуждается руководство предприятия и как ее представлять.

От специалиста по нормированию труда

Нетрадиционный метод нормирования численности управленческого персонала
И.Б. Омельченко, зав. отделом проблем управления персоналом и нормирования труда Института труда, к.э.н.

Проблемы нормирования труда в последние годы объективно выдвинулись на первый план и являются одним из важных элементов системы управления персоналом организации. Связано это, прежде всего, с необходимостью повышения эффективности использования трудового потенциала работников, оптимизации их численного и профессионального состава и своевременной корректировкой требований к персоналу, исходя из условий рынка.

Применяемые сегодня подходы к организации и нормированию труда не позволяют в должной мере раскрыть и использовать человеческий потенциал.

Анализ существующих методик расчета численности персонала и практики их использования различными учреждениями показывает, что в настоящее время оптимальной или универсальной методики для расчета численности персонала государственных и приравненных к ним административных структур не существует. Поэтому возникает объективная потребность в разработке единой доступной методологии расчета.

Суть этой методологии дана в статье И.Б. Омельченко. В ней также рассказывается о проблемах нормирования труда, методах нормирования труда, нормативных материалах для нормирования труда и методах расчета численности персонала.

Предлагаемая методика для расчета требуемой численности персонала может применяться в любых государственных учреждениях; учреждениях, приравненных к государственным; организациях различных форм собственности.

От тренера

Наша фирма - в окружении
Надя Крылов, бизнес-тренер

Когда мы рассматриваем компанию и ее корпоративную культуру, то в основном смотрим внутрь компании - на ее структуры, системы, политику, процедуры, взаимоотношения и т.д. Но, должно ли наше внимание ограничиваться этими пределами? Существует ли наша компания в вакууме? Конечно, все мы скажем "нет". Самое очевидное, что следует добавить к этому списку - это всех наших клиентов и всех наших конкурентов.

Эта статья о тех отношениях, которые находятся за пределами очевидного - об отношениях, о которых компания должна уметь не только заботиться, но и управлять ими. Их можно назвать "сетью" отношений компании, средой, которая окружает компанию. И это "окружение" может стать для нас преимуществом, если мы его ясно видим и управляем им, или же "камнем преткновения".

В статье рассказывается о способах построения отношений с нашим окружением: источниками персонала, средствами массовой информации, финансовыми учреждениями, знаменитостями и конкурентами.

От психолога

Лояльность персонала - необходимое условие успешности компании
О. Шипилова, психолог

Что такое лояльность? Обычно каждый из нас на интуитивном уровне без особого труда отличает лояльное поведение человека от нелояльного. В общем смысле, лояльность - это чувство преданности по отношению к чему-то.

Сразу же хотелось бы развести понятия "лояльность" и "благонадежность". Под благонадежностью мы понимаем следование нормам, правилам, законам организации, под лояльностью - верность, преданность сотрудника целям и ценностям компании, осуществление деятельности, которая поддерживает и помогает реализовать эти цели. То есть благонадежность сотрудника указывает на степень нормативности его поведения по отношению к компании, а лояльность - на степень принятия компании сотрудником и терпимость к ней.

Лояльность подразумевает желание работать лучшим образом, стремление соответствовать принципам компании, безоговорочно содействовать достижению ее целей, смирение с одними требованиями и способность принять другие - те, что ранее не были частью представлений о компании.

В статье психолога подробно рассматривается, что понимается под лояльностью персонала, какие бывают уровни лояльности персонала, какие факторы способствуют возникновению лояльности персонала и как осуществляется оценка лояльности персонала.

ПРАКТИКА

Методика разработки положений о структурных подразделениях
Д.Л. Щур, начальник юридического отдела Издательско-консультационного центра "Дело и Сервис"

Положение о структурном подразделении является локальным нормативным актом организации, который определяет порядок создания подразделения, правовое и административное положение подразделения в структуре организации, задачи и функции подразделения, его права и взаимоотношения с другими подразделениями организации, ответственность подразделения в целом и его руководителя.

Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательством не установлены, каждое предприятие самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.

В статье подробно рассматриваются основные вилы структурных подразделений, состав реквизитов положения о структурном подразделении, а также порядок разработки первого раздела положения. Это только первая часть большого материала, который работодатель может использовать в качестве основы для разработки собственного стандарта.

В качестве приложения к статье в разделе "Бумаги" приводится образец самого простого Положения об отделе кадров.

ПРОБЛЕМЫ

Учет трудовых книжек по новым правилам
Л.В. Труханович, главный редактора журнала "Кадры предприятия"

Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, предписывают работодателям организовать и обеспечить:

  • хранение и учет бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;
  • хранение, учет и выдачу заполненных трудовых книжек и вкладышей в нее.

Учет трудовых книжек представляет собой отдельную операцию, которая заключается в регистрации движения бланков и непосредственно заполненных трудовых книжек в специальных учетных документах, которые должны вестись в каждой организации в силу пункта 40 Правил ведения трудовых книжек. Такими документами являются:

  1. приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;
  2. книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Формы обеих учетных книг утверждены постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 и введены в действие с 30.11.2003.

Тот, кто впервые приступает к заполнению книг, сталкивается с техническими сложностями, которые решаются значительно легче, чем кажется на первый взгляд.

Данная статья - о том, какие требования предъявляются к учетным книгам, как правильно организовать учет бланков и самих трудовых книжек в бухгалтерии и кадровой службе и как в учетные книги вносятся исправления.

В качестве документальных приложений к статье в разделе "Бумаги" приводятся образцы:

  1. книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них;
  2. журнала учета невостребованных трудовых книжек;
  3. отчета об использовании бланков трудовой книжки и вкладыша в нее.

БУМАГИ

В разделе приводятся образцы следующих документов:

  1. приказа о мероприятиях по итогам аттестации работников (к статье Н.С. Калашниковой "Увольнение по всем статьям: несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе (пункт 3 статьи 81 ТК РФ)");
  2. предложения о переводе (к статье Н.С. Калашниковой "Увольнение по всем статьям: несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе (пункт 3 статьи 81 ТК РФ)");
  3. приказа об увольнении в связи с несоответствием занимаемой должности (к статье Н.С. Калашниковой "Увольнение по всем статьям: несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе (пункт 3 статьи 81 ТК РФ)");
  4. трудового договора (к статье М.М. Покровской и Ю.Н. Строговича "Трудовой и гражданско-правовой договор: сходства и различия");
  5. гражданско-правового договора (к статье М.М. Покровской и Ю.Н. Строговича "Трудовой и гражданско-правовой договор: сходства и различия");
  6. положения об отделе кадров (К статье Д.Л. Щура "Методика разработки положений о структурных подразделениях");
  7. книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (к статье Л.В. Труханович "Учет трудовых книжек по новым правилам");
  8. журнала учета невостребованных трудовых книжек (к статье Л.В. Труханович "Учет трудовых книжек по новым правилам");
  9. отчета об использовании бланков трудовой книжки и вкладыша в нее (к статье Л.В. Труханович "Учет трудовых книжек по новым правилам").

ПОЧТА

На вопросы читателей журнала "Кадры предприятия":

  • об увольнении работника, содержащегося под стражей;
  • о положениях о курении в Правилах внутреннего трудового распорядка;

отвечала М.М. Покровская, советник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ, к.ю.н.

Ю.Н. Строгович, главный консультант Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ, консультировал кадровиков по вопросам:

  1. сокращения штата;
  2. продолжительности рабочего дня накануне нерабочего праздничного дня.

ДОКУМЕНТЫ

Примеры расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

Фонд социального страхования Российской Федерации совместно со специалистами Минтруда России подготовил примеры расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 08.12.2003 № 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" и довел их своим информационным письмом от 05.02.2004 № 02-18/07-773.

Одиннадцать примеров расчета пособий помогут работодателям разобраться с новым порядком исчисления пособий.

В номере приводится полный текст письма ФСС России.

НОВОСТИ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ

Из № 4/2004 "Кадры предприятия" читатели узнают о том:

  • что размер пособия по беременности и родам не изменился;
  • как кадровикам следует применять Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • что разъяснен порядок выплаты пособий при рождении ребенка;
  • что только сейчас в Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" внесены изменения, связанные с единым социальным налогом;
  • какая административная головоломка устроена кадровикам;
  • что изменились Правила обеспечения работников спецодеждой;
  • в каких случаях химики не могут бастовать;
  • что 19-21 апреля пройдет вторая специализированная выставка "Подготовка кадров для малого бизнеса";
  • какие изменения внесены в пенсионное законодательство;
  • что определены особенности труда работников воздушного транспорта;
  • что 21 апреля газета "Ведомости" приглашает Вас принять участие в ежегодном HR-форуме "Оплата и мотивация. Мотивация топ-менеджеров: новые тенденции и решения";

Наконец, читатели журнала "Кадры предприятия" узнают, что все подписчики журнала на второе полугодие получат подарок - специальный выпуск журнала "ВСЁ ОБ ОТПУСКАХ", в котором будет опубликовано 100(!) консультаций юристов по вопросам, связанным с предоставлением и оформлением отпусков. Не медлите с подпиской, и в самый разгар отпусков и осенью, когда придется составлять график отпусков, Вы быстро и оперативно разберетесь с самыми сложными вопросами.



Подписаться на издание: Кадры предприятия



Ранее просмотренные страницы