Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Кадры предприятия №9,  2003

Кадры предприятия №9,  2003

 

СОДЕРЖАНИЕ

КОММЕНТАРИИ

Руководитель организации: права, обязанности, ответственность
Ю.Н. Строгович, главный консультант Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ

Со вступлением в силу Трудового кодекса РФ положение руководства компании во многом изменилось. В номере 9 "КП" автор продолжает рассматривать трудоправовой статус руководителя организации. В этой части публикации анализируется юридическая ответственность (административная, уголовная, дисциплинарная и материальная), которую первое лицо компании несет в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей, а также такое основание его увольнения, как решение уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) о досрочном прекращении трудового договора.

Поскольку в отличие от любой иной категории работников руководитель организации в трудовых отношениях наделен особым правовым статусом, такое его правовое положение влечет за собой необходимость особого подхода к содержанию заключаемого с ним трудового договора. О том, как должен корреспондировать этот договор с учредительными документами, вы также узнаете из материала Ю.Н. Строговича.

В качестве документального приложения к статье в специальном разделе журнала "БУМАГИ" приводится примерный образец Положения о генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью.

Интервенция в коллективный трудовой спор: проблемы правового регулирования
А.В. Соловьев, менеджер по социально-трудовым отношениям к.п.н.

Интервенция или вмешательство в коллективный трудовой спор третьей стороны, т.е. лиц, способных и заинтересованных в оказании помощи сторонам конфликтного взаимодействия в разрешении и исходе конфликта, исходя из собственных интересов или потребностей, не является чем-то новым для отечественного трудового законодательства. Однако, анализ норм Трудового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что существует ряд проблем правового регулирования интервенции в коллективный трудовой спор.

Первая проблема, с которой сталкиваются все правоприменители трудового законодательства, заключается в наличии нечеткого и недостаточно полного юридического обеспечения правового статуса лиц, осуществляющих интервенцию в коллективный трудовой спор в качестве посредника и трудовых арбитров.

Вторая проблема, заключается в том, что при определенных условиях вся правовая модель рассмотрения коллективного трудового спора, действовавшая до вступления в силу ТК РФ, становится настолько эффективной, что ставит под вопрос необходимость сохранения институтов посредничества и трудового арбитража. Как раз она пока не нашла адекватного отражения в исследованиях конфликтологов и правоведов.

В статье А.В. Соловьева раскрывается суть проблем, возникших в связи с появлением в трудовом законодательстве новой нормы, обуславливающей правомочие соответствующей службы исполнительной власти вмешиваться в коллективный трудовой спор.

Ненормированный рабочий день: правовое регулирование
Ю.А. Заречный, юрист

Продвижение по служебной лестнице, а также профессиональные успехи, в целом, зачастую связаны с необходимостью работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Вопросов же, связанных с ненормированным днем, с введением Трудового кодекса РФ не убавилось. В статье Ю.А. Заречного анализируются все элементы ненормированного рабочего дня и даются рекомендации по отражению условий, связанных с привлечением работников к работе на условиях ненормированного рабочего дня в Правилах внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актах.

СОВЕТЫ

От юриста

Отпускные хлопоты: предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска
Д.Л. Щур, начальник юридического отдела Издательско-консультационного центра "Дело и сервис"

Оформление предоставления очередного оплачиваемого отпуска только на первый взгляд кажется простой процедурой. Несмотря на то, что она не сопровождается согласованием с работником, составлением дополнительных документов, проблемы все же существуют. Поскольку "дачники", использующие свои участки для выращивания сельскохозяйственных культур, предпочитают отпуска в сентябре, этот месяц может оказаться для кадровиков не менее "жарким", чем июль и август.

В статье вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • Каким должен быть приказ о предоставлении отпуска?
  • Что нужно указывать в приказе?
  • В скольких экземплярах составляется приказ?
  • Когда работник должен быть ознакомлен с приказом?
  • Зачем нужна записка-расчет?

От психолога

Располагайте к себе, но и предполагайте (или разделите психологию и психотерапию)
А.И. Шипилов, доктор психологических наук, профессор МОСУ

Прием новых сотрудников - святая обязанность кадровика. Это одна из ключевых функций специалиста по персоналу. Поэтому все учебники и учебные пособия пестрят рекомендациями о том, как изучить, понять и принять еще не новоиспеченного сотрудника, распознать его плюсы и минусы, "влезть ему в душу". Но как же защитить себя от человека, который назойливо, а может быть и беспардонно, хочет стать работником вашей фирмы? 10 советов от психолога помогут вам найти ответ на этот вопрос.

От специалиста по кадровой безопасности

Как сделать найм безопасным?
И. Чумарин, генеральный директор Агентства исследования и предотвращения потерь

В процессе оформления приема на работу в иерархии средств предотвращения потерь, кадровой безопасности, на первое место ставится правовое обеспечение деятельности службы управления персоналом. Следует признать, что только юридически грамотные документы и действия способны эффективно и без лишних затрат основать безопасные отношения с персоналом. И это основной принцип "безопасного" найма, то есть такой процедуры, которая способна уберечь компанию от потенциальных негативных последствий правового характера.

Очевидно при этом, что регламентация закрепления взаимных прав и обязанностей сторон, предлагаемая Трудовым кодексом РФ, лишь частично может удовлетворить работодателя, так как отражает только обязательное, что в малой степени сходится с желаемым. Результаты такой неувязки мы можем наблюдать на большинстве предприятий, когда каждому новому работнику предстоит ознакомиться и подписаться кроме необходимых еще под десятком желаемых документов.

И здесь творчество работодателей, их кадровых и юридических служб не знает границ. Помимо трудового договора, должностной инструкции, правил внутреннего трудового распорядка, работника ожидают всевозможные регламенты, бизнес-процессы, стандарты, кодексы, политики, обязательства, соглашения, порядки и т.д.

Из статьи вы узнаете о том, какие моменты должны быть отражены в этих документах с точки зрения кадровой безопасности, а также сможете получить представление о структуре и содержании некоторых из них (обязательства сотрудника о неразглашении конфиденциальной информации, Правил внутреннего трудового распорядка).

От тренера

До, после и вокруг тренинга
Н. Петрова, тренер-консультант

Выбирая кому доверить корпоративный тренинг, руководители и менеджеры по персоналу скурпулезно оценивают тренера, программу и цены. Но в то же время часто упускают из виду процедуры, сопровождающие обучение, за исключением, наверное, предтренингового демонстрационного семинара или встречи с тренером. А между тем успех внедрения результатов семинара в работу компании во многом зависит от гибкости и наличия процедур посттренингового консультирования, а также от возможности встреч для коррекции программ в процессе обучения. Последнее особенно важно, если программа обучения предполагает длительную серию тренингов, ибо за это время ситуация в компании может измениться как независимо от результатов обучения, так и в связи с ними.

Из статьи вы узнаете не только о том, на что нужно обращать внимание при выборе тренера, но и о тонкостях оценки результативности тренинга.

БУМАГИ

В разделе приводятся примерные образцы:

  1. Положения о генеральном директоре (к статье Ю.Н. Строговича "Руководитель организации: права, обязанности, ответственность").
  2. Приказа о предоставлении отпуска работнику (к статье Д.Л. Щура "Отпускные хлопоты: предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска").
  3. Приказа о предоставлении отпуска работникам (к статье Д.Л. Щура "Отпускные хлопоты: предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска").
  4. Записки-расчета о предоставлении отпуска (к статье Д.Л. Щура "Отпускные хлопоты: предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска").
  5. Должностной инструкции директора ресторана (кафе, бара).
  6. Производственной инструкции официанта.

ПОЧТА

"Почта" отвечает на следующие вопросы читателей "КП":

  • об оплате проезда членов семьи северянина;
  • об оплате листка временной нетрудоспособности;
  • о разделении отпуска на части;
  • об оплате учебных отпусков;
  • о гарантиях женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, при сокращении штата;
  • об оставлении на работе при сокращении штата;
  • об отпуске совместителю;
  • о компенсации за отпуск при увольнении по статье 71 ТК РФ;
  • о разделении отпуска на части в локальном нормативном акте;
  • о принятии правил внутреннего трудового распорядка;
  • об обязательности психиатрического освидетельствования.

По сложным кадровым вопросам читателей "КП" консультируют:
Ю.Н. Строгович, главный консультант Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ
Э.В. Шашкина, заместитель начальника отдела правового регулирования труда Правового департамента Министерства труда и социального развития РФ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Оценка компетенции персонала как объекта стратегического управления организацией
Т.И. Овчинникова, профессор Воронежской государственной технологической академии, д.э.н.

Отличительной особенностью современных промышленных и торговых предприятий, ориентированных на потребителя, является компетенция персонала как объекта стратегического управления. Для прогнозирования своих потребностей в кадрах предприятие должно располагать четким описанием должностей и всех функций, выполняемых для реализации поставленных задач, определить необходимый состав компетенций под каждую из должностей, провести анализ взаимосвязи между должностями по составляющим компетенции.

О том, как это сделать - рассказывается в статье Т.И. Овчинниковой.

КОНСАЛТ

"Опять повели…"!
Надя Крылов, бизнес-тренер, консультант по управлению

"Опять повели неизвестно куда..." - характерное восклицание сотрудников, которые выслушали новые планы руководства на очередном заседании.

В статье вы узнаете о первой реакции персонала на новые планы руководства и способах управления этими реакциями, а на также о том, на что руководству компании нужно обратить первоочередное внимание в тех случаях, когда речь идет о конкретных планах и действиях, правилах, мерках и процедурах.

МИР

Оценка персонала - основа кадровой политики зарубежных фирм
Ю.К. Балашов, к.э.н.

Кадровая политика, в конечном счете, сводится к выработке определенного набора кадровых решений, касающихся отдельных лиц или их групп, в целях обеспечения нормального функционирования организации: решений по найму, расстановке, продвижению, обучению, стимулированию и оплате, увольнению кадров. В основе этих решений - разнообразные методы оценки персонала и кадрового состояния организации в целом.

Особая задача этой оценки - отбор так называемого "ключевого персонала", формирование "кадрового ядра" организации, предопределяющего как ее текущее функционирование, так и развитие. Тщательный отбор "ключевого персонала" рассматривается западными фирмами как своего рода гарантия обеспечения наилучшего помещения капитала, направленного на приобретение и развитие человеческих ресурсов.

В первой части статьи Ю.К. Балашова подробно рассматриваются:

  • оценка результатов труда;
  • оценка (анализ) деловых и личных качеств работника;
  • особенности критериев оценки деловых и личных качеств руководителей;
  • оценка потенциала работников;
  • центры оценки.

Вторая часть будет опубликована в следующем номере "КП". В ней будут рассмотрены такие вопросы, как выбор метода оценки персонала, групповая оценка, переход от оценки работников к программам развития, оценка работников при их найме, оценка будущего работника при отборе в вузах. Кроме того, в качестве иллюстрации к статье будут размещены анкеты - типовые формуляры по оценке трудовой деятельности, применяемые во Франции, Германии, Великобритании и США.

Дискриминация и санкции: зарубежный опыт. Что может быть полезного для России?
В. Сердюк, менеджер по персоналу

Наступивший XXI век считается веком информации, поскольку в нем сконцентрированы последние достижения человечества. Говорить же о том, что в этих условиях еще существует дискриминация, весьма сложно. Объяснить это, отчасти, можно тем, что источники дискриминационного воздействия весьма многолики и разобраться в них можно, лишь уповая на одну из важнейших сторон жизни общества - межличностные взаимоотношения. Считается, что эти взаимоотношения теснейшим образом связаны с человеческим поведением, которое, в свою очередь, выдвигает на первый план не только рациональность в экономических интересах, но и моральные ценности, эмоции, идеологии и даже виды исповедуемой религии. В конечном итоге межличностные взаимоотношения между представителями того или иного общества могут быть поняты как совокупный результат всех его особенностей, включающих экономические, политические, культурные, рациональные и иррациональные параметры. В статье на опыте зарубежных стран рассматривается, каким образом формируются прецеденты для дискриминационных воздействий, и как этим воздействиям можно противодействовать.

СПРАВКИ

Правила оформления справки-вызова, дающей право на получение учебного отпуска
Л.С. Саркисова, заместитель декана юридического факультета

В материале рассматриваются правила оформления основного документа, дающего право на получение учебного отпуска. О том, как готовятся справки-вызовы, в какие сроки они оформляются, в каком порядке они передаются студентам или работодателям, вы узнаете от самого составителя. Кроме того в разделе приводятся новые формы, по которым справки должны составляться в 2003 году.

НОВОСТИ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ

Из "КП" № 9 Вы узнаете о том:

  • на каких условиях разрешили работать по совместительству медикам, педагогам и работникам культуры;
  • какие новые семинары в сфере кадровой безопасности пройдут осенью;
  • как получить заключение о целесообразности привлечения иностранцев;
  • по каким нормам работникам должны выдаваться смывающие и обезвреживающие средства;
  • какие изменения произошли в порядке исчисления "северного" стажа;
  • в каком размере утверждены новые пенсионные индексы;
  • как изменились функции Минтруда России;
  • тождество каких наименований установил Минтруд России;
  • как и почему работодатели лишились инструмента подтверждения состояния алкогольного опьянения;
  • насколько за лето вырос прожиточный минимум;
  • в каком порядке осуществляется налогообложение безработных;
  • по каким правилам государственные служащие должны обращаться за пенсией за выслугу лет;
  • в каких случаях работнику грозит "кароши".


Подписаться на издание: Кадры предприятия



Ранее просмотренные страницы