Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Кадры предприятия №12,  2003

Кадры предприятия №12,  2003

 

СОДЕРЖАНИЕ

КОММЕНТАРИИ

Тарифные ставки (оклады) ЕТС: что изменилось?
Е.А. Саркисянц, государственный советник Российской Федерации 2 класса, консультант по оплате труда

В сентябре 2003 года Государственная Дума РФ рассматривала Федеральный закон "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" № 127-ФЗ.

Одновременно с федеральным законом о минимальном размере оплаты труда в Государственную Думу РФ Правительством РФ был внесен и проект федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", который был подписан Президентом РФ 1 октября 2003 года под № 128-ФЗ.

Оба эти Федеральных закона, а также принятое в их исполнение постановление Правительства РФ от 02.10.2003 № 609 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" изменили размеры тарифных ставок (окладов) ЕТС. Какие именно произошли изменения, а также как определять оклады (ставки) отдельных категорий работников - читайте в комментариях разработчика новых нормативных правовых актов.

Особенности правового регулирования трудовых отношений педагогических работников образовательных учреждений
Н.И. Тимофеев, юрист,
А.М. Ильина, юрист, к.ю.н.

Трудовым кодексом РФ предусмотрены особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников, различающихся в том числе и по "профессиональному" признаку. Одной из таких категорий являются педагогические работники образовательных учреждений.

В статье рассматриваются:

  1. система нормативных правовых актов, регулирующих труд педагогических работников;
  2. особенности найма работников образовательных учреждений:
  • необходимость соблюдения возрастных ограничений;
  • ограничения в приеме на работу;
  • порядок приема на работу;
  1. условия работы педагогических работников по совместительству;
  2. положения законодательства о рабочем времени и времени отдыха;
  3. правила увольнение с работы педагогических работников.

Полная коллективная (бригадная) материальная ответственность: условия договора
М.С. Карпов, юрист

Вот уже в третьем номере журнала публикуется статья, в которой подробно анализируются условия договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности. В первой части статьи (№ 9 "КП") читатели вместе с автором выясняли, при выполнении каких работ заключаются договоры о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, решали, обязательна ли типовая форма договора, утвержденная Минтрудом России, определяли, какие изменения целесообразно внести в преамбулу и предмет договора, а также готовили приказ об установлении полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

В № 11 "КП" приводились подробные рекомендации по комплектации коллективов и бригад с полной материальной ответственностью и рассматривались принципы формирования коллективов и бригад.

В настоящем номере приводится заключительная часть статьи, в которой анализируются следующие условия договора:

  • права и обязанности коллектива (бригады);
  • права и обязанности работодателя;
  • права и обязанности руководителя коллектива (бригады);
  • порядок проведения инвентаризаций;
  • порядок возмещения ущерба;
  • перезаключение, расторжение и прекращение договора, изменение его условий.

Кроме того, в разделе "Бумаги" приводятся примерные образцы договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности - если в первом произведена техническая корректировка условий типовой формы договора, то второй составлен на основании итогов правового анализа условий типовой формы и представляет собой юридически проработанную и выверенную универсальную форму договора.

Рекомендации, изложенные в статье, могут быть использованы не только при разработке договоров, но и локальных нормативных актов о материальной ответственности в организации.

СОВЕТЫ

От юристов

В № 12 "КП" публикуется третья статья из цикла "Увольнение по всем статьям".

В этот раз подробно рассматривается основание увольнения, предусмотренное пунктом 3 статьи 77 ТК РФ.

Увольнение по всем статьям: инициатива работника (пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ)
А.В. Маркелов, эксперт по правовым вопросам Консультационного центра "Правовая защита"

Трудовой кодекс РФ предоставляет обеим сторонам трудового договора право расторгнуть этот договор. Если свое право реализует работник, то увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ, осуществляется в порядке, изложенном в статье 80 Кодекса.

В статье рассказывается о том, что должен и что может выполнить работник, какие действия обязан совершить работодатель, какие проблемы и сложности возникают у кадровиков при увольнении по данному основанию, и, наконец, по какому поводу чаще всего спорят работники.

А еще читатели узнают о том, на какую норму ссылаться при расторжении трудового договора по инициативе работника - на пункт 3 статьи 77 или на статью 80 ТК РФ, как правильно писать "по собственному желанию" или "по собственной инициативе", а также разберутся с рядом заблуждений.

Кроме того, как и во всех статьях этого цикла, приводятся подробные рекомендации по оформлению увольнения, а также примеры записей в трудовые книжки и документов, составляемых при увольнении.

В качестве документальных приложений в разделе "Бумаги" приводятся примерные образцы:

  1. приказа (распоряжения) о прекращении действия трудового договора с работником;
  2. записки-расчета о прекращении трудового договора.

График отпусков: последние дни перед утверждением
Д.Л. Щур, начальник юридического отдела Издательско-консультационного центра "Дело и сервис"

Если работники кадровой службы своевременно прочитали первую часть статьи в "КП" № 11 и приступили к составлению графика, значит, на первые числа декабря они обладают информацией о пожеланиях работников относительно времени использования ежегодного отпуска.

В том случае, если из пожеланий работников следует, что они более или менее планомерно рассчитывают использовать свой отпуск, определение очередности предоставления отпусков начинается с увязки предложений работников с законодательством. Если же первичная матрица отпусков показывает, что летом работать никто не хочет, сначала необходимо соотнести пожелания работников с интересами организации (необходимостью обеспечения нормальной работы), а затем с законодательством.

В статье рассказывается о том, как правильно это сделать и в мельчайших деталях рассматривается схема действий кадровиков по установлению очередности отпусков, определению стажа, дающего право работников на отпуск, и продолжительности отпусков каждого работника.

Затем, приводятся подробные рекомендации по заполнению унифицированной формы № Т-7 и разъясняется, каким образом отдел кадров должен довести информацию об установленной очередности отпусков до сведения работников.

В разделе "Бумаги" читатели найдут образец графика отпусков.

От консультанта по управлению

Групповые и индивидуальные аспекты развития персонала
С.А. Сурков, ведущий тьютор Международного института менеджмента по курсам "Профессиональный менеджер" и "Организационное поведение", к.т.н.

Развитие персонала является одной из важнейших и неотъемлемых составляющих деятельности топ-менеджеров компаний и менеджеров среднего звена, в особенности тех, кто отвечает за работу с персоналом или управляет большими или сложными трудовыми коллективами. Однако во многих российских организациях этому вопросу уделяют недостаточно внимания, во многом из-за того, что отечественный менеджмент в большинстве своем не имеет достаточного опыта и не владеет методами управления развитием персонала.

Для анализа и последующего управления развитием персонала могут использоваться следующие методы и приемы:

  1. количественные модели;
  2. расчетные методики;
  3. качественные модели;
  4. графики, раскрывающие тенденции развития персонала в организации;
  5. номограммы.

Выбор определенного инструмента определяется конкретными условиями деятельности организации, включая ее размер, историю, внешнее окружение, область деятельности и обеспеченность кадрами, а также пристрастиями и стратегическими установками специалистов по персоналу и топ-менеджеров компании.

Целью данной статьи является предоставление топ-менеджерам компаний и менеджерам среднего звена количественных методов оценки развития персонала в качестве основы для выработки тактических и стратегических действий в этой области.

От директора службы персонала

С чего начинается корпоративная культура?
В.В. Екомасов, директор по персоналу группы компаний "Белая Дача"

Российский бизнес в последние годы находится в состоянии постоянного и динамичного развития. Большинство организаций увеличивает численность персонала в связи с ростом оборотов. Владельцы многих компаний начинают всерьез задумываться о потребностях персонала, о внутренних ценностях компании, которые позволят закрепить сотрудников на рабочих местах и усилить общие стабилизационные процессы внутри компании. Одним из таких факторов специалисты по управлению персоналом называют корпоративную культуру компании. Используя в качестве "компаса" наиболее часто задаваемые кадровиками вопросы, автор рассказывает, что представляет собой корпоративная культура и какие возможности она открывает для фирм.

От аудитора

Особенности учета расходов на медицинские осмотры работников
Н.В. Корсун, специалист отдела общего аудита ООО АКГ "Акция", преподаватель кафедры экономики и управления Всероссийской государственной налоговой академии МНС России

Обязанность проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) возложена на работодателей статьей 212 Трудового кодекса РФ. Этой же статьей установлена невозможность допущения работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований).

Из "советов от аудитора" читатели узнают:

  • Какие медицинские осмотры являются обязательными?
  • Как учитывать расходы на проведение медицинских осмотров?
  • Как исчислить налоги?

Все советы сопровождаются примерами по отражению в бухгалтерском учете расходов, связанные с проведением медицинских осмотров.

ПРОБЛЕМЫ

Закрываем кадровые "дыры" (о заместителях и исполняющих обязанности)
Л.В. Труханович, юрист,
М.М. Покровская, юрист

Если в первой части статьи ("КП" № 11) подробно анализировались способы "закрытия бреши", образовавшейся в результате временного отсутствия работника, то в этом - рассказывается о способах "латания" такой кадровой "дыры", как вакансия.

Что означает "и.о." знают даже те, кто не имеет никакого отношения к решению кадровых вопросов и управлению. Все хорошо помнят, как государственными органами и ведомствами в течение длительного времени управляли "исполняющие обязанности". Первыми, о ком вспоминают собственники компаний при решении вопроса о срочном замещении вакантной должности руководителя организации - об "и.о. Генерального прокурора РФ" и "и.о. Центрального банка РФ". Очень часто юристам, перед которыми ставится задача оформления назначения "и.о. генерального директора" на время открытой вакансии, доводится слышать - "Почему Ильюшенко пробыл "и.о." полтора года, а мы не можем назначить исполняющего обязанности?".

Из второй части статьи читатели узнают:

  • Почему нельзя использовать эту схему при заполнении вакансии "руководитель организации", и что можно сделать в сложившейся ситуации?
  • Каким способом можно закрыть вакансию "руководитель организации" и иные вакансии?
  • Сколько времени работник может пребывать в статусе "и.о.", если должность вакантна?
  • Как правильно вести учет заместительства?
  • Как должны подписываться исполняющие обязанности?

В статье также приводится форма журнала (книги) учета замен временно отсутствующих работников. А в разделе "Бумаги" читатели найдут примерный образец приказа о назначении исполняющим обязанности по вакантной должности.

Рубрика "Проблемы" - это новый стиль, в котором параллельно с анализом норм права приводятся ответы на вопросы читателей.

БУМАГИ

В разделе приводятся:

  • два варианта договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности;
  • примерный образец графика отпусков;
  • образец приказа об увольнении по п. 3 ст. 77 ТК РФ;
  • образец заполнения записки-расчета о прекращении трудового договора по п. 3 ст. 77 ТК РФ;
  • примерный образец приказа о назначении исполняющим обязанности по вакантной должности;
  • примерная форма должностной инструкция офис-менеджера.

ПОЧТА

М.М. Покровская, советник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ, к.ю.н.,
и Ю.Н. Строгович, главный консультант Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ
отвечали на вопросы читателей журнала о том:

  • Продлевается ли срок предупреждения об увольнении по собственному желанию в случае болезни работника?
  • Какие уважительные причины могут быть включены в коллективный договор?
  • Что делать, если работодатель сразу же при заключении трудового договора предлагает подписать соглашение о расторжении трудового договора?
  • Как правильно уволить члена коллектива (бригады) с полной материальной ответственностью?
  • Как поступить с работником, который был несправедливо уволен за прогул?

А.А. Никанов - советник Российской Федерации 1 класса, юрист
разбирался с вопросами читателей о том:

  • Что делать, если утрачена трудовая книжка, и как правильно составить дубликат?
  • Какая печать должна проставляться в трудовой книжке, и может ли, например, использоваться печать канцелярии?

ИССЛЕДОВАНИЯ

Способы укрепления кадрового потенциала
Г.Д. Костина, доцент кафедры "Маркетинг и управление проектами" МИЭТ, к.э.н.,
Ю.А Хотимский, аспирант кафедры "Маркетинг и управление проектами" МИЭТ, начальник отдела перспективных технологий Зеленоградского территориального отделения Городского центра жилищных субсидий

Эффективное и целенаправленное использования кадрового потенциала, управление им с целью повышения конкурентоспособности предприятия невозможно без осуществления целенаправленной кадровой политики. Не являются исключением и наукоемкие предприятия. Для определения тенденций движения кадровых ресурсов и их роли в обеспечении конкурентоспособности наукоемкого производства было исследовано кадровое состояние предприятий электронной промышленности наукограда (г. Зеленоград) и характер его влияния на экономические результаты деятельности региона.

Результаты исследования могут быть полезными для кадровых и социальных служб аналогичных по профилю организаций.

ДОКУМЕНТЫ

11 ноября 2003 года Минюст России зарегистрировал постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69, которым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 "О трудовых книжках" утверждены:

  1. Инструкция по заполнению трудовых книжек;
  2. Форма приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;
  3. Форма книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Текст Инструкции и указанные формы приводятся в рубрике "Документы".

Вниманию читателей!

В первом полугодии 2004 года на страницах журнала положения Инструкции будут комментироваться разработчиками нормативных правовых актов по ведению трудовых книжек.



Подписаться на издание: Кадры предприятия



Ранее просмотренные страницы