Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Кадры предприятия №7,  2002

Кадры предприятия №7,  2002

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРСОНЫ

«Охотник за головами» снимает доспехи

«Охотниками за головами» или в англоязычном варианте «хэдхантерами» называют людей, осуществляющих поиск руководителей высшего звена. «КП» встретился с партнером компании BPO (Executive search–Consulting–Outsourcing) Татьяной Кузнецовой и выяснил, кого называют хэдхантерами и чем занимаются эти люди.

В ходе интервью «КП» помогал профессиональному хэдхантеру «снимать доспехи» и прояснять истинные задачи, методы и формы работы в сфере executive search.

Из интервью читатели узнают:

  • какие требования предъявляются к хэдхантерам?
  • чем хэдхантинг отличается от рекрутинга?
  • кто чаще всего прибегает к услугам профессионалов в сфере executive search?
  • какие требования предъявляет клиент к кандидатам?
  • по какой схеме осуществляется поиск и отбор кандидатов?
  • как топ-менеджмент мотивируется на переход в другую компанию?
  • пользуются ли хэдхантеры услугами сыскных агентств?
  • сколько хэдхантеру нужно времени, чтобы «увести» менеджера из компании?
  • «охотятся» ли на самих «охотников за головами»?
  • почему целесообразно обратиться к хэдхантерам, а не осуществлять поиск самому?

КОММЕНТАРИИ

Трудовой кодекс РФ: прекращение трудового договора

М.М. Покровская, советник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ, советник юстиции 1 класса, к.ю.н.

Ю.Н. Строгович, главный консультант Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ, советник юстиции 1 класса

Это продолжение статьи, опубликованной в № 6 «КП». В ней авторы продолжают комментировать нормы Трудового кодекса РФ, устанавливающие основания и порядок прекращения трудового договора. В этом номере предметом подробного анализа стали:

1) обстоятельства, не зависящие от воли сторон:

  • призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;
  • неизбрание на должность;
  • осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;
  • признание работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; другие;

2) нарушение обязательных правил заключения трудового договора:

  • заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
  • отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иными нормативным правовым актом;
  • иные случаи, предусмотренные федеральным законом.

Таким образом, в серии публикаций, посвященных проблемам прекращения трудового договора как по инициативе его сторон, так и по иным основаниям, был рассмотрен ряд основных положений трудового законодательства, без учета которых решения, принимаемые работодателем по рассмотренным вопросам, всегда будут связаны с риском ненужного для него имущественного ущерба. После появления определенной судебной практики в данной области авторы не исключают возможности возвращения к данной теме с целью более подробного освящения ее отдельных спорных и сложных аспектов.

Социальные амортизаторы, регулирующие социально-трудовые отношения

В.Ф. Лазарев, руководитель Департамента по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Минтруда России

В статье анализируется досудебная стадия разрешения коллективных трудовых споров. Прежде всего, автор анализирует нормы Трудового кодекса РФ о порядке разрешения коллективных трудовых споров. Постатейный сравнительный анализ норм «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и Трудового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что порядок разрешения коллективных трудовых споров концептуально не изменился. Но все же есть положения, которые претерпели значительные изменения; им и посвящены материалы первого раздела статьи. Кроме того, порядок разрешения коллективного трудового спора с учетом новелл Трудового кодекса РФ представлен в виде схемы, разработанной специалистами Департамента по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Минтруда России.

В отдельных разделах публикации читателям поясняется, как изменились: понятие «коллективный трудовой спор», общие правила разрешения коллективного трудового спора; порядок проведения забастовок. Сравнение сроков разрешения коллективных трудовых споров осуществляется также с помощью оригинальной схемы, которая всегда должна быть у работодателя под рукой.

СИТУАЦИЯ

Можно ли предотвратить воровство?

«Ситуация» – это рубрика в которой один вопрос рассматривается с разных точек зрения. В «КП» № 5 за 2002 г. была опубликована статья А.Л. Шестакова «Про несунов, плагиаторов, взяточников или о том, что стыдно и о том, что нужно делать». Она и предопределила ситуацию настоящего номера. О том, можно ли предотвратить воровство в организации рассуждают психологи, менеджер по управлению персоналом и юрист.

Е. Чутчева, менеджер по управлению персоналом

Автор в непринужденной форме показывает читателям под какими формами и терминами, зачастую скрывается воровство в компании. В статье анализируется воровство как работников, так и работодателей. Отвечая на вопрос «Что делать с воровством?» Е Чутчева говорит: «Причин воровства может быть великое множество. В зависимости от традиций организации, можно сменить работника или попытаться дополнительно замотивировать его каким-либо заманчивым предложением. Но, в обязательном порядке, нужно более жестко проводить отбор соискателей, стараясь максимально выявить мотивационную направленность человека, наиболее важные для него ценности, притязания и, в конце концов, список «покупок, запланированных на ближайшее будущее».

А.И. Шипилов, доктор психологических наук, профессор МОСУ

О.А. Шипилова, психолог

Анализируя ситуацию воровства в компании психологи поясняют что такое воровство и почему воруют с научной точки зрения. В числе инстинктов, являющихся первоосновой воровства, по мнению авторов являются:

1) стремление человека удовлетворить свои потребности;

2) агрессия человека;

3) стремление к накопительству;

4) стремление к самоутверждению.

В числе психологических факторов, влияющих на распространенность воровства в организации рассматриваются: влияние лидера; эффект «заражения»; корпоративная культура; психологический климат организации; преданность организации; мотивация.

Можно ли победить воровство? Авторы не думают, что искоренить воровство в обществе можно. Но для борьбы с ним в организации следует подумать о решении определенного перечня задач, а также воспользоваться советами, как можно попытаться предотвратить воровство.

СОВЕТЫ

От юриста

Командировки: оформляем, провожаем, встречаем

Е. Ловягина, И. Морозов, юристы

Авторы продолжают давать советы по оформлению и организации командировок.

Прежде всего авторы советуют зайти в бухгалтерию для того, чтобы оформить командировочные документы, определить размеры, условия получения и расходования командировочных.

Далее, следует решить такие вопросы, как:

  • приобретение (предварительный заказ) билетов на транспорт до места назначения и обратно;
  • бронирование мест в гостинице или ином месте проживания;
  • согласование заранее встречи с принимающей стороной и т.п.

Кроме того, нужно дать последние указания командированному, вручить ему надлежаще оформленные документы и отправить в дорогу.

В статье также рассматриваются все тонкости (юридические и не только) нахождения командированного в дороге, проживания в пункте назначения, пребывания в принимающей организации, возвращения из командировки, составления отчета о командировке, возмещения расходов, связанных со служебными командировками.

В результате командировок образуется целый пакет документов. Как правильно оформить унифицированные формы, связанные с командировками, а также, кто и сколько должен хранить командировочные документы, рассказывается в заключительном разделе статьи.

От менеджера по управлению персоналом

Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования

Ю.К. Балашов, заведующий отделом аудиторской и консалтинговой фирмы «Топ-Аудит», к.э.н.,

А.Г. Коваль, заведующий отделом аудиторской и консалтинговой фирмы «Топ-Аудит», к.т.н

Каждая организация состоит из людей. Каждый человек является субъектом, то есть имеет интересы и возможности. Возможности работника – это его профессиональные знания, умения и навыки. Возможности работника определяют его способность выполнять определенные функции, что естественно применяется при подборе персонала на работу, распределении должностных обязанностей, поручении производственных задач и пр. Интересы, представляя собой проявление системы ценностей, определяют предпочтения (склонность) субъектов по отношению, в частности, к производственной деятельности. Одна из крайних точек зрения на отношение между интересами субъекта и деятельностью заключается в том, что субъект делает только то, что он хочет, то есть то, что соответствует его интересам. Системы стимулирования персонала работают именно с данным аспектом поведения работников как субъектов.

Именно этим вопросам посвящена статья специалистов ведущей аудиторской и консалтинговой фирмы «Топ-Аудит». В ней рассматриваются основы теории построения системы стимулирования и в отдельных разделах анализируются:

  • мотивационные типы персонала;
  • формы стимулирования и их соответствие мотивационным типам;
  • техника применения модели «Мотивация-стимул».

Методики построения мотивационного профиля и Положения о стимулировании персонала будут подробно рассмотрены в следующем номере «КП».

БУМАГИ

В данном разделе приводятся образцы заполнения:

  • приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку (унифицированной формы № Т-9)
  • приказа (распоряжения) о направлении работников в командировку (унифицированной формы № Т-9а);
  • командировочного удостоверения (унифицированной формы № Т-10);
  • служебного задания для направления в командировку и отчета о его выполнении (унифицированной формы № Т-10а).

Рекомендации по оформлению этих документов и сами образцы являются дополнением статьи Е. Ловягиной и И. Морозова (рубрика «Советы от юриста»).

КОНСАЛТ

Деловая этика: роскошь или необходимость?

Надя Крылов, независимый бизнес-тренер, консультант по управлению

«Этический кодекс» – не то же самое, что и этика» - с этого начинает свою статью американский бизнес-консультант, имеющий более чем десятилетний опыт работы с российскими компаниями. Этика, как это ни странно, не ставит перед собой задачу регулирования поведения. Она действительно не может сделать действия людей «этичными», но может помочь в принятии более качественных решений.

В статье рассказывается как и о чем заботится этика, есть ли связь между этикой и конкурентоспособностью, как этика влияет на свободу действий, каковы основные принципы и правила этики, какие вопросы решаются при внедрении в компании этических принципов и правил, с какими сложностями может столкнуться компании при введении этики, и т.д.

«Этика – это больше процесс, нежели список правил или этический кодекс!» - резюмирует автор.

СПРАВКИ

Энциклопедия должностей и профессий

Д.Л. Щур, юрист, консультант по управлению

Должность «супервайзер» – американское изобретение начала 70–х годов теперь уже прошлого века. Само слово имеет английские корни – supervisor («надсмотрщик», «надзирающий»). Появление такой должности в американских компаниях вызвано развитием технологий и необходимостью усиления контроля за персоналом. С приходом западных технологий в России появилась и «прижилась» должность «супервайзера». В статье рассказывается:

  • что собой представляет должность супервайзера и есть ли у нее российский аналог;
  • какие должностные обязанности возлагаются на супервайзера;
  • какие требования предъявляются к кандидату на должность супервайзера;
  • какие правовые и социальные гарантии предусмотрены законодательством для супервайзеров;
  • каким документом регламентируются отношения компании и супервайзера.

ПОЧТА

На вопросы читателей «КП» отвечал Ю.Н. Строгович – главный консультант
Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ, советник юстиции 1 класса.

В этом номере читатели получили ответы на вопросы, касающиеся:

  • отказа от заключения трудового договора в письменной форме;
  • поощрения работника, имеющего дисциплинарное взыскание;
  • наступления права на отпуск;
  • оплаты отпуска работникам, получающим второе высшее образование;
  • сроков подачи заявления об увольнении по собственному желанию;
  • оснований для приема на работу;
  • перерыва стажа для оплаты больничных листов;
  • особенностей расторжения трудового договора.

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

В этих рубриках Вы узнаете о том:

  • как изменился прожиточный минимум;
  • какие изменения в законодательстве об охране труда;
  • над какими законопроектами работала Государственная Дума РФ;
  • что сделано для летнего отдых детей;
  • какие статьи Трудового кодекса РФ будут изменены в ближайшем будущем;
  • какой позиции придерживается Правовой департамент Минтруда России в отношении статьи 126 Трудового кодекса РФ;
  • как будут рассчитываться пенсии индивидуальным предпринимателям;
  • какие вопросы решались на майском заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • как применять пункт 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» и какие новые акты пенсионного законодательства вступили в силу;
  • какие профессиональные праздники в июле.




Подписаться на издание: Кадры предприятия



Ранее просмотренные страницы