Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Кадры предприятия №11,  2002

Кадры предприятия №11,  2002

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРСОНЫ

Не боги горшки полируют, но и пенсия полировщика не за Олимпом!

Под таким заголовком опубликовано интервью с Николаем Алексеевичем Софинским, заместителем генерального директора по научной работе - начальником управления нормативов по труду Научно-исследовательского института труда и социального страхования Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

В нем вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • Применим ли ЕТКС, утвержденный еще в восьмидесятые годы прошлого века, для решения указанных в новом Кодексе вопросов?
  • Сколько новых выпусков ЕТКС принято в последнее время?
  • Что будет с Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР в 1984 году?
  • Исходя из норм Трудового кодекса РФ юридическая сила и характер ЕТКС вызывают сомнения. Насколько он вообще обязателен?
  • Должен ли ЕТКС быть обязательным?
  • Не вмешивается ли государство в процесс управления предприятием, придавая ЕТКС статус обязательного нормативного правового документа?
  • Обязательность ЕТКС для установления наименования профессии признать можно. А как же с самими тарифно-квалификационными характеристиками? Не возникнет ли такая ситуация, когда работник будет выполнять только те работы, которые указаны в характеристиках, а за не предусмотренные будет требовать доплаты?
  • Может ли предприятие, взяв за основу тарифно-квалификационную характеристику, разработать свою квалификационную характеристику - дополнить ее недостающими работами, требованиями к знаниям и ввести ее в качестве документа прямого действия?
  • Как же быть, если с внедрением какого-то нового оборудования, технологии возникает новая профессия, которая пока не описана в ЕТКС и неизвестно, произойдет ли это в ближайшие 10 лет, которые понадобятся для пересмотра ЕТКС в целом?
  • Как будет разрабатываться тарифно-квалификационная характеристика по новой профессии?
  • Сфера услуг остается самой неурегулированной с точки зрения профессиональных стандартов. Планируется ли разработка ЕТКС для общественного питания, торговли, гостиничного и бытового обслуживания, организации досуга (игорный бизнес, развлекательные и иные центры)?
  • Каково значение ОКПДТР, если он не "успевает" за реформой системы ЕТКС и не отражает всех изменений, произошедших за последний год?
  • Основой для разработки какого документа являются тарифно-квалификационные характеристики на рабочих?
  • В 1991 г. был утвержден Сборник межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по комплектованию и учету кадров. Действует ли он, и планируется ли его пересмотр или замена?
  • Какова схема приобретения ЕТКС и межотраслевых нормативов?
  • Если у кадровиков есть сомнения в правильности определения наименования профессии, куда им обращаться для оперативного решения вопроса?

Кроме того в данном разделе приводится перечень выпусков и входящих в них разделов Единого тарифно-квалификационного справочника.

КОММЕНТАРИИ

Заключение трудового договора
М.М. Покровская, советник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ, к.ю.н.
Ю.Н. Строгович, главный консультант Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ

В номере приводится последняя, заключительная часть большого материала, посвященного заключению трудового договора. Авторы подробно анализируют содержание трудового договора. Каждому существенному условию, предусмотренному частью второй статьи 57 Трудового кодекса РФ уделено пристальное внимание. Не остались в стороне и дополнительные условия трудового договора. В целом статью "Заключение трудового договора" можно назвать "инструкцией" по составлению основного документа, оформляющего трудовые отношения. С учетом данных рекомендаций авторы предлагают форму трудового договора, которая приводится в разделе "БУМАГИ".

СОВЕТЫ

От юриста

Состояние опьянения: процедура отстранения от работы
В.И. Глушко, юрист

В прошлом номере "КП" речь шла о процедуре установления и подтверждения факта состояния алкогольного опьянения, о документах, которыми должно подтверждаться нетрезвое состояние, а также о схеме действий работодателя по направлению работника на медицинское освидетельствование. В этом номере приводится вторая часть статьи, в которой даются ответы на вопросы о том, является ли медицинское заключение неоспоримым доказательством нахождения работника в состоянии алкогольного опьянения, на какой срок должен быть отстранен нетрезвый работник, каким документом оформляется отстранение от работы, нужно ли увольнять работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного опьянения. Для кадровиков и юристов несомненный интерес представляет судебная практика по оспариванию медицинских заключений. В разделе "БУМАГИ" приводится форма приказа об отстранении работника, составленная с учетом требований законодательства и стандартов делопроизводства.

От менеджера по персоналу

Собеседование: подготовка и проведение
Е.Б. Чутчева, менеджер по персоналу

Собеседование является одним из наиболее распространенных методов отбора и оценки персонала. При кажущейся внешней простоте применения этот процесс является одним из самых трудоемких, требующим обязательной подготовки проводящего его сотрудника.

В статье определяются цели проведения собеседования, даются рекомендации по подготовке к нему, перечисляются документы, которые необходимо составить (разработать).

Также приводится классификация собеседований по структуре собеседования, по форме организации, по поставленным целям; каждому виду дается краткая характеристика. Еще автор подробно рассматривает структуру собеседования.

От психолога

Будьте осторожны! Вами манипулируют подчиненные
О.А. Шипилова, психолог

Хотим мы того или нет, но манипуляция прочно вошла в нашу жизнь. В деятельности кадровика, менеджера по персоналу она занимает важное место. Однако манипуляция - это оружие не только в руках руководителя, но и в руках подчиненных.

Есть ли среди ваших подчиненных манипуляторы? Может быть вы пока их просто не заметили, так как они успешно вами манипулируют?

Ответы на эти вопросы, а также характеристика манипулятивных техник, перечень мер контрманипулирования, описание манипулятивной стратегии содержатся в статье психолога.

От математика

Методы определения оптимальной численности менеджеров по продажам
В.В. Юрашев, доцент МГИЭМ, к.ф.м.н.

Торговый персонал является связующим звеном между компанией и потребителями. В сознании большинства покупателей менеджер по продажам является "лицом" компании. Поэтому он должен быть подготовлен к квалифицированному решению проблем каждого клиента, уметь анализировать их и всегда быть готовым предложить нужное решение. Для этого ему необходимо не только знать аналитические маркетинговые методы, приобретающие особую значимость в высших уровнях торгового менеджмента, но и уметь применять их.

В настоящей статье использованы известные в маркетинге методы, которые обычно служат лишь для того, чтобы упорядочивать наши мысли и содержат лишь каталог неясных терминов, кажущихся общепринятыми. Описываемая автором модель, дает алгоритм оптимизации числа менеджеров по продажам, основанный на последовательном уточнении решения с использованием экспертных оценок. Использованные методы относятся к наукоемким маркетинговым технологиям, представляющим собой интегрированные компьютерно-математические модели прогнозирования в маркетинге. Они позволяют усовершенствовать логические основы процедуры прогнозирования работы компании с учетом практически неограниченного материала, что невозможно при традиционном маркетинге.

БУМАГИ

В разделе "Бумаги" приводятся формы трудового договора и приказа об отстранении работника от работы. Формы заполнены и отвечают требованиям законодательства и стандартов делопроизводства. Они являются приложениями к статьям М.М. Покровской, Ю.Н. Строговича "Заключение трудового договора" и В.И. Глушко "Состояние опьянения: процедура отстранения от работы".


КОНСАЛТ

Кадровый и тренинговый отделы: их отношение к конечным результатам деятельности компании
Надя Крылов, бизнес-тренер, консультант по управлению

Нередко значимость отдела кадров, тренингового отдела занижается. Эти структурные подразделения не всегда воспринимаются, как имеющие отношение к конечным финансовым результатам и очень редко за ними признается центральная роль в управлении бизнесом.

Если сотрудники отдела кадров или тренингового отдела желают иметь тот же уровень престижа и признания, как и специалисты маркетингового отдела, отдела продаж и производственных отделов, им следует показать связь между своей работой и конечными результатами, а также доказать, что деньги на их содержание и реализуемые ими проекты затрачены не напрасно. Вопрос в том, как это сделать? Ответ на него - в статье Н.Крылов.

ПОЧТА

В номере приводятся ответы на вопросы читателей "КП":

  • об отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет;
  • о правомерности заключения срочных трудовых договоров;
  • о специальной форме одежды для работников;
  • о праве на компенсацию затрат по оплате проезда;
  • о гражданско-правовых и трудовых договорах;
  • о снижении заработной платы работникам административно-управленческого персонала;
  • о кадровых агентствах, специализирующихся на подборе молодых специалистов;
  • о средствах массовой информации по трудоустройству в регионах.

На вопросы отвечали М.М. Покровская, Е.А. Саркисянц, В.В. Екомасов.

МИР

Инженер, магистр, гибридный или ПРОФИТ-Менеджер: кого приемлет XXI век?
В. Сердюк, консультант по управлению персоналом

За последнее десятилетие термины "менеджер" и "менеджмент" практически вытеснили более знакомые нам, россиянам, "управленец" и "управление". Смысл новых терминов не совсем адекватен, и огульное их употребление может привести к путанице, к непониманию и нечеткости в работе. Признавая менеджмент, как нововведение для России, необходимо понять и его роль в иерархии управления производством, поскольку вопросы руководства или лидерства (в данном случае - это синонимы) являются важнейшей проблемой современного бизнеса. В статье рассматриваются различия, имеющиеся между понятиями "руководство (лидерство)" и "управление (менеджмент), а также даются ответы на вопросы как стать эффективным менеджером, какое влияние оказывают информационные технологии на современного менеджера.

СПРАВКИ

Нормы времени на оформление поощрений
Д.Ф. Рысина, эксперт "КП"

На составление приказа (распоряжения) о поощрении работника Сборником межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по комплектованию и учету кадров отводится 0,19 чел.-ч на один приказ.

В статье с позиций нового Трудового кодекса РФ анализируются операции, входящие в состав работ по оформлению поощрений.

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Из "КП" № 11 вы узнаете:

  • каковы новые размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками;
  • что представляет собой проект новой трудовой книжки;
  • какие нормативные правовые акты, необходимые для реализации ТК РФ будут приняты в ближайшем будущем;
  • по каким правилам начисляются повышения к расчетному размеру трудовой пенсии;
  • какова теперь продолжительность ежегодных основных отпусков педагогов;
  • в какой степени уточнены права Минтруда России;
  • на какую статью ТК РФ ссылаться при расторжении трудового договора по собственному желанию работника;
  • что день матери в ноябре;
  • как будет проводиться психиатрическое освидетельствование;
  • кто выплатит пособие при рождении ребенка индивидуальному предпринимателю;
  • что Минфин России считает неправомерным применение районных коэффициентов, установленных субъектами Российской Федерации, для расчета денежного содержания федеральных государственных служащих.

 



Подписаться на издание: Кадры предприятия



Ранее просмотренные страницы