Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Кадры предприятия №12,  2002

Кадры предприятия №12,  2002

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПОБЕДЫ

Какой будет новая трудовая книжка?

С июня 2002 г. редакция журнала "Кадры предприятия" проводила конкурс на тему "Какой должна быть трудовая книжка?". Специалисты по кадрам имели возможность высказать свои мнения и пожелания по новой форме трудовой книжки на форумах, открытых журналом "КП" и компанией "HRM.RU" в Интернете, а также в своих письмах и телефонных звонках.

В результате обобщения мнений, высказанных работниками отделов кадров, менеджерами по персоналу, юристами и иными специалистами, был сформулирован ряд интереснейших предложений. Все они были направлены в Минтруд России и стали предметом изучения специалистами Правового департамента Министерства.

Какой будет новая трудовая книжка сейчас сказать сложно: просьбы по вынесению сведений в отдельный раздел нашли одобрение; предложение предусмотреть на титульном листе соответствующие графы под номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования и ИНН встречено специалистами Минтруда России неоднозначно. Окончательно результаты пересмотра формы трудовой книжки станут известными уже к концу 2002 г.

В любом случае, можно считать, что совместными усилиями нам удалось убедить руководство Минтруда России в серьезности вопроса.

В № 12 "КП" публикуется список победителей конкурса "Какой должна быть новая трудовая книжка" и объявляет перечень призов.

В ближайшее время статья будет полностью размещена на странице журнала в Интернете - http://www.dis.ru/kp.

КОММЕНТАРИИ

Ошибки работодателей в применении ТК РФ: нарушение процедуры увольнения работника в связи с сокращением численности или штата
М.М. ПОКРОВСКАЯ, советник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ, к.ю.н.

Сразу после вступления в силу Трудового кодекса РФ на страницах журнала ежемесячно публиковались статьи, посвященные различным аспектам трудового договора - его заключению, изменению и прекращению.

Не ставя перед собой цели дать исчерпывающий анализ соответствующих положений Трудового кодекса РФ, авторы этих статей попытались, во-первых, отразить те нововведения, которые появились в правовом регулировании вопросов, связанных с трудовым договором, и, во-вторых, основываясь на собственном профессиональном опыте, дать некоторые общие рекомендации по применению на практике этих новых положений.

Однако и на сегодняшний день, спустя несколько месяцев после введения Трудового кодекса РФ в действие, по-прежнему сложно говорить о наличии какой-либо единообразной практики его применения, по крайней мере, в части новых норм о трудовом договоре. Логично предположить, что это служит одной из причин отсутствия до настоящего времени руководящих разъяснений Верховного Суда РФ по указанным вопросам.

Именно поэтому особенно важной представляется подготовка для читателей журнала углубленных рекомендаций, которые носили бы уже не общий, а вполне конкретный характер и могли бы оказывать более действенную помощь специалистам-кадровикам в их практической деятельности.

В качестве пробы в решении подобной задачи авторами предлагается статья, в которой с использованием такого исходного "сырья", как материалы рассмотрения конкретного трудового спора, предпринята попытка обобщить и проанализировать некоторые характерные ошибки работодателей и их кадровых служб, совершаемые при применении норм трудового законодательства об увольнении с работы по инициативе работодателя в связи с сокращением численности и штата работников (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) - как и прежде остающегося одним из наиболее конфликтных случаев расторжения трудовых договоров работодателем.

Как всегда, в качестве документальной иллюстрации к статье приводится бланк документа - уведомления о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работников организации (раздел "БУМАГИ").

Макет коллективного договора организации: реалии трудового законодательства
А.В. СОЛОВЬЕВ, менеджер по социально-трудовым отношениям, к.п.н.

Через полгода практики правоприменения Трудового кодекса РФ есть основания считать, что перед менеджерами различных организаций, в том числе финансируемых из различного уровня бюджетов, встал ряд вопросов, касающихся социального партнерства. В первую очередь это вопросы, связанные с ведением коллективных переговоров по заключению коллективного договора.

Так обозначилась актуальность следующих вопросов:

  • обязан ли работодатель заключать с работниками (их представителями) коллективный договор или может ограничиться ведением коллективных переговоров?
  • обязан ли работодатель включать в коллективный договор положения, закрепленные, например, в отраслевых тарифных соглашениях?
  • где работодатели могут найти макет типового коллективного договора?

В статье А.В. Соловьева предпринята попытка найти ответы на эти и другие вопросы. Для этого анализируются отдельные нововведения Трудового кодекса РФ, и в особенности, нормы Части второй "Социальное партнерство".

СОВЕТЫ

От юриста

Составляем график отпусков
Д.Л. ЩУР, консультант по управлению, начальник юридического отдела Издательско-консультационного центра "Дело и Сервис"

К реализации нормы, изложенной в части первой статьи 123 Трудового кодекса РФ работодатели должны были приступить в октябре или ноябре текущего года. Для тех, кто упустил из виду этот момент и привык по традиции утверждать график отпусков не позднее 5 января, напоминаем, что теперь в соответствии с названной статьей Трудового кодекса РФ график отпусков должен быть утвержден работодателем не позднее чем за две недели до наступления календарного года, то есть до 16 декабря. Если штат организации небольшой, а профсоюзного органа нет, то шансы успеть до назначенного срока еще сохраняются.

В статье даются ответы на следующие вопросы:

I. Обязателен ли график отпусков?

II. С чего начинается составление графика отпусков?

III. Какие факторы должны учитываться при составлении графика отпусков?

1. Пожелания работников.

2. Действующее законодательство.

2.1. Наличие стажа работы, дающего право на основной ежегодный оплачиваемый отпуск

2.2. Очередность отпусков.

2.3. Продолжительность отпуска. При ее определении необходимо:

  • выяснить, есть ли у работников право на дополнительные оплачиваемые отпуска и какова продолжительность этих отпусков;
  • определить категории работников, которым в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ или иных федеральных законов предоставляется удлиненный отпуск, т.е. продолжительностью более 28 календарных дней;
  • проверить, нет ли работников, которым отпуска не предоставлялись в прошлом календарном году;
  • учесть правила присоединения дополнительных отпусков к ежегодным;

2.4. Время ухода в отпуск.

3. Специфика деятельности организации и необходимость обеспечения нормальной работы организации.

IV. По какой форме разрабатывается график отпусков?

V. Когда в график отпусков вносятся изменения?

VI. Нужны ли опросы работников для определения пожеланий работников относительно времени использования отпуска?

В качестве приложений к статье в разделе "БУМАГИ" приводятся приказ о разработке графике отпусков, вариант опросного листа, а также заполненная унифицированная форма графика отпусков.

От менеджера по персоналу

Собеседование: подготовка и проведение
Е.Б. ЧУТЧЕВА, менеджер по персоналу

В № 12 "КП" приводится вторая часть статьи, начатой в № 11. Здесь особое внимание уделено классификации вопросов, а также приемам, применяемым интервьюерами: организационно-процедурным и психологическим приемам, логическим уловкам, дополнительным приемам, позволяющим лучше оценить соискателя. Кроме того, приводится перечень литературы, рекомендуемый интервьюерам компании.

В заключение автор статьи рекомендует менеджерам по персоналу, кадровикам быть аккуратными в выборе того или иного приема, методики, а также напоминает, что правильная оценка кандидата позволит в дальнейшем снизить "текучку", оказать благотворное влияние на корпоративную культуру, сформировать команду, способную наиболее успешным образом решить задачи, поставленные перед ней собственниками компании. И последнее: не забывайте перед применением описанных выше приемов оценить их с точки зрения этичности и целесообразности, поскольку именно беседа с интервьюером зачастую и является первым кирпичиком в формировании представления соискателя о компании-работодателе.

Как организовать корпоративный праздник?
О. КЛОЧКОВА, тренер-консультант

Уходят в прошлое те времена, когда в канун очередного предусмотренного календарем праздника в отпущенный трудовым законодательством дополнительный один час свободного времени, обменявшись официальными рукопожатиями и выслушав от руководства краткую оду процветанию коллектива, сотрудники торопливо покидают стены родной организации, чтобы в полной мере окунуться в праздничную атмосферу в кругу семьи и друзей.

Также постепенно изживает себя традиция, когда включив в предпраздничное утро офисные компьютеры для имитации рабочей обстановки, наиболее выносливые представители мужской части коллектива без лишнего шума снаряжаются в ближайший супермаркет, а по их возвращении наименее наманикюренные представительницы женской его части озадачиваются рассортировкой и частичной нарезкой "добычи". И все это для того, чтобы, как минимум, к обеду всем уже было хорошо и весело, а после уничтожения всех запасов - потребовать друг у друга продолжения банкета с немедленным претворением идеи в жизнь в первом попавшемся ресторанчике либо посредством повторного набега на супермаркет.

Сегодня многое изменилось. Все больше компаний задумываются на тем, как грамотно потратить предпраздничное время: и коллектив сплотить, и обсудить планы компании в непринужденной атмосфере. Сколько будет стоить организация корпоративного праздника, на что менеджерам по персоналу необходимо обратить внимание при его подготовке - в статье О. Клочковой.

От психолога

Это вполне по силам - управлять своими эмоциями!
А.И. ШИПИЛОВ, доктор психологических наук, профессор МОСУ,
О.А. ШИПИЛОВА
, психолог

Любой специалист, работающий с людьми, на своем собственном опыте знает, как порой бывает трудно сдержаться и не выплеснуть сгусток негативных эмоций не только на источник их возникновения, но даже на того, кто просто оказался под рукой. Особенно грешат этим руководители. У них и ответственности, и прав больше, а поэтому они иногда позволяют себе подобный эмоциональный срыв, в лучшем случае, бросая на ходу "Ну, не сдержался, нервы уже не те".

В статье психологов вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • Можно ли управлять эмоциями?
  • Что нужно делать, чтобы преодолеть эмоционально напряженные ситуации?
  • Как избавиться от раздражения?
  • Как контролировать собственное раздражение и страх?
  • Можно ли оценить степень управляемости ваших эмоций?

БУМАГИ

В разделе приводятся:

  1. уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников;
  2. приказ о разработке графика отпусков;
  3. лист опроса работников об отпусках;
  4. график отпусков.

Это своего рода документальные приложения к статьям М.М. Покровской "Ошибки работодателей в применении ТК РФ: нарушение процедуры увольнения работника в связи с сокращением численности или штата" и Д.Л. Щура "Составляем график отпусков".

КОНСАЛТ

На что направлена ваша корпоративная культура?
НАДЯ КРЫЛОВ, бизнес-тренер, консультант по управлению

Любому менеджеру или предпринимателю уже известно, что эффективность деятельности компании зависит от множества разных факторов. "Твердые" вопросы, связанные с финансами или производимыми продуктами, несомненно влияют на результативность. Но качество и скорость выполнения работ на всей цепочке производства, их творческий характер в большей степени зависят от "мягких" факторов - степени мотивации людей, отношений между ними и руководством разных уровней иерархии и т.д. - то есть от того, что мы складываем в корзину "КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА". В этой статье автор вместе с читателями старается выделить из этих "мягких" условий, на первый взгляд еле заметные, но при детальном рассмотрении очень сильные элементы - силу, потенциал и возможный вред.

ИССЛЕДОВАНИЯ

Личность бизнес-тренера: взгляд "снаружи" и "изнутри"
О. ПЕРМИНОВА, психолог

Концепция непрерывного обучения и постоянного профессионального роста начинает постепенно приживаться в условиях российского рынка. Основополагающие ее принципы заключаются в том, что руководство организации должно обладать достаточными знаниями и компетентностью, для того чтобы разработать реалистичную политику в области обучения персонала, нацеленную на успешное осуществление корпоративной стратегии. С позиции работника реализуется идея "взрослого" ответственного сотрудника, который убежден в том, что его карьера зависит только от него самого: он готов обучаться и не останавливаться в своем профессиональном росте. На практике же эта концепция, как и любая другая модель, безусловно, испытывает некоторые трудности и связана с большим сопротивлением изменениям.

В последнее время все чаще и чаще подготовка и обучение персонала ассоциируется с такими людьми, как "тренеры". Иногда это опытные сотрудники, обучающие новичка, иногда - руководитель, который сам в состоянии провести тренинг со своими подчиненными. Но чаще всего эту роль играют те, кто с утра до вечера занимаются обучением работников и называют себя "профессионалами".

Кто такие профессиональные тренеры, и как они реализуют себя в своей профессии? - Об этом статья О. Перминовой.

ПОЧТА

В номере публикуются ответы на вопросы читателей:

  • о продлении отпуска;
  • об учебном отпуске;
  • о продолжительности рабочего времени для работающих по совмещению;
  • о внештатных работниках;
  • о компенсации за неиспользованные отпуска;
  • о замене отпуска денежной компенсацией;
  • о доплате за совмещение профессий (должностей);
  • о выплатах, из которых начисляются премии;
  • о проблемах коллектива старого типа;
  • об анкете "обратной связи" по итогам практики.

На вопросы отвечали: Ю.Н. СТРОГОВИЧ, Е.А. САРКИСЯНЦ, В.В. ЕКОМАСОВ.

СПРАВКИ

Нормы времени на оформление перевода в другое подразделение, на должность
Д.Ф. РЫСИНА, юрист, эксперт "КП"

На оформление перевода в другое подразделение или на другую должность Сборником межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по комплектованию и учету кадров отводится 0,38 ч на одного работника. В статье рассказывается, какие операции входят в состав этих работ, а также сколько времени затрачивается на их выполнение.

ДОКУМЕНТЫ

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Данные Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 и устанавливают порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

Из "КП" № 12 вы узнаете:

  • что направление букетов женам своих работников может закончиться печально;
  • какие праздники будут в декабре, и какие дни подлежат переносу в 2003 году;
  • что в России есть свой Клуб бизнес-тренеров;
  • что новые пенсионные списки приняты;
  • куда запрещено ступать ноге иностранца;
  • что Минтруд России установил тождество некоторых наименований в здравоохранении;
  • что нового в трудовом законодательстве и законодательстве о социальном обеспечении;
  • что Положения о вахтовом методе опять анализируются Верховным Судом РФ;
  • что ФСС России разъяснил порядок исчисления непрерывного трудового стажа при назначении пособий по временной нетрудоспособности;
  • что переход к новой системе оплаты труда планируется уже в следующем году;
  • как будут утверждаться ЕКС и ЕТКС;
  • о прожиточном минимуме и повышении МРОТ.


Подписаться на издание: Кадры предприятия



Ранее просмотренные страницы