Консультант бухгалтера №2,  2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел "БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ"

Статья "Расчеты по выплате дивидендов учредителям"
Автор - Гуккаев В.Б.

Закончился финансовый год. В соответствии с законодательством должны быть проведены годовые собрания учредителей. Получившие прибыль предприятия должны решить, когда и сколько выплатить дивидендов учредителям. Соответственно работникам бухгалтерий таких организаций предстоит решить ряд вопросов, связанных с отражением таких операций в учете и для целей налогообложения.

В настоящей статьей мы как раз и рассмотрим порядок расчетов с учредителями по выплате дивидендов.

Статья "Хранение, сдача в архив и уничтожение бухгалтерских документов организации"
Автор - Шишкин В.Ю.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Это, так называемые первичные учетные документы, на основании которых собственно и ведется бухгалтерский учет. Кроме того, бухгалтеру приходится вести соответствующие регистры учета, а также составлять отчетность. В итоге накапливается большое количество документации. И естественно возникает вопрос: куда девать все эти "бумажки"? Сдать в архив - скажете вы. Но как правильно это сделать? Как долго хранить те или иные документы? А когда этот срок закончится, что делать дальше?

Тем более, что в 2003 году вступил в силу ряд документов, так или иначе, касающихся хранения документов на предприятиях. В частности, это ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", он утвержден постановлением Госкомстата России от 3 марта 2003 года № 65-ст, и вступил в силу с 1 июля 2003 года. Ну и конечно же постановление ФКЦБ России от 16 июля 2003 года № 03-33/пс "Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов". Последний предназначен для акционерных обществ. Федеральный закон "Об акционерных обществах" содержит требование: акционерное общество обязано хранить по месту своего нахождения документы, перечень которых определен в статье 89 указанного Закона. При этом порядок и сроки хранения таких документов, согласно закону, должны были быть установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (то есть ФКЦБ России). Однако до последнего времени документа, регулирующего этот вопрос, не существовало (за исключением документа общего характера, относящегося не только к акционерным обществам, но и к организациям различных организационно-правовых форм - Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, который утвержден Росархивом от 6 октября 2000 г.).

Теперь принят специальный документ, определяющий порядок, сроки хранения документов акционерного общества, а также порядок их уничтожения и передачи в архив - постановление ФКЦБ России от 16 июля 2003 г. № 03-33/пс.

В данной статье мы расскажем о том, как организовать хранение, передачу в архив и уничтожение бухгалтерских документов. При этом мы учтем все последние изменения, произошедшие в законодательстве.

Раздел "УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО"

Статья "Вопросы бухгалтерского учета и налогообложения на полиграфических предприятиях"
Автор - Самойлов С.В.

В настоящее время деятельность полиграфических предприятий регулируется положениями Федерального закона от 1 декабря 1995 года № 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (в редакции изменений и дополнений), а также целым рядом других нормативных правовых актов, ссылки на которые приводятся в настоящей публикации.

Под полиграфическим предприятием в соответствии со статьей 1 Закона № 191-ФЗ понимается предприятие государственной формы собственности или организация иной формы собственности, осуществляющие материально-техническое обеспечение выпуска газетной и книжно-журнальной продукции.

При организации и ведении бухгалтерского учета предприятия полиграфической отрасли руководствуются Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности, Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов), а также отдельными стандартами (положениями) по бухгалтерскому учету.

При решении вопросов, связанных с налогообложением осуществляемой деятельности, а также исчислением и уплатой отдельных видов налогом и обязательных сборов, предприятия руководствуются положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118-1 "Об основах налоговой системы" (в редакции изменений и дополнений), а также иными законами, регулирующими порядок уплаты тех видов налогов и сборов, по которым до настоящего времени не приняты отдельные главы части второй НК РФ.

При организации и ведении бухгалтерского и налогового учета затрат предприятия вправе руководствоваться также Методическими рекомендациями по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на полиграфических предприятиях, утвержденными Минпечати России 25 ноября 2002 года.

В статье рассмотрены следующие вопросы: учет оборудования; учет бумаги и других материалов; учет производственных и других затрат; учет реализации готовой продукции и незавершенного производства; налогообложение. Приведены схемы бухгалтерских проводок.

Раздел "БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОИЗВОДСТВА"

Статья "Особенности организации и ведения бухгалтерского учета и налогообложения организациями потребительской кооперации"
Автор - Захарьин В.Р.

Публикация освещает следующие вопросы:

  • общие требования по организации бухгалтерского учета;
  • учет хозяйственных операций при создании потребительского общества;
  • особенности формирования издержек обращения и себестоимости продукции (работ, услуг);
  • использование доходов;
  • учет расчетов с членами, прекратившими членство в потребительском обществе, налогообложение.

Приведены цифровые примеры, расчеты, бухгалтерские проводки.

Раздел "СОВЕТЫ АУДИТОРА"

Статья "Бухгалтерский учет и налогообложение в рекламных агентствах"
Консультация подготовлена сотрудниками Консалтингового агентства "Советник"

В настоящее время, что такое реклама не знает, может быть, только снежный человек, скрывающийся в недоступных горах. Да и то не факт, что к нему еще не залетали воздушные шары с нарисованной на них рекламой зубной пасты или таинственным образом у него в пещере не оказывалась бы куча листовок, рекламирующих доставку продуктов на дом и евроремонт жилища.

Даже исходя из приведенного выше курьезного примера видно, что для того, чтобы убедить потенциального потребителя (покупателя) приобретать товары (работы или услуги) рекламу необходимо в том или ином виде изготовить. Иными словами, ее необходимо представить в виде, оказывающем определенное воздействие (смысловое, информационное, имиджевое) на этого потребителя. При этом только очень незначительный объем рекламы осуществляется самими рекламодателями (например, бесплатная раздача (дегустация) своей продукции). Поэтому ее изготовлением, как правило, занимаются специальные лица, называемые рекламопроизводителями.

Кроме того, изготовленную рекламу необходимо довести до сведения потребителя. Для этого нужно ее распространить. Причем, во многих случаях в качестве распространителя зачастую выступает сам производитель рекламы.

В тоже время, в связи с большим спросом на рекламу, непосредственные производители и распространители рекламной продукции и услуг не могут сами охватить всех рекламодателей. Помимо этого, организациям во многих случаях нужна комплексная рекламная компания, включающая различные виды рекламы (и, следовательно, требующая привлечения различных рекламопроизводителей и рекламораспространителей).

Для этих целей и нанимаются специализированные посреднические организации - рекламные агентства.

Кстати, рекламные агентства могут и сами заниматься производством рекламы (к примеру, подготавливать макеты рекламных объявлений, разрабатывать схемы рекламных компаний, сценарии рекламных видеороликов и т.д.).

Однако основным видом деятельности таких организаций, как правило, все равно являются посреднические услуги при изготовлении и размещении (распространении) рекламы.

В настоящей статье как раз и рассмотрены правовые аспекты подобной деятельности и некоторые особенности бухгалтерского и налогового учета в рекламных агентствах.

Раздел "РАСЧЕТЫ С РАБОТНИКАМИ"

Статья "Новый порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам"
Автор - Гейц И.В.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" изменен порядок исчисления в 2004 году пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам.

До 2004 года в основу расчета данных пособий были положены положения постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года № 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию" (в редакции изменений и дополнений) и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждено постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года № 13-6). Применение положений именно данных нормативных актов в условиях действия нового Трудового кодекса РФ было подтверждено письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 5 мая 2003 года № 02-18/05-2788 "О Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".

В 2004 году в соответствии со статьей 8 Закона № 166-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам должны исчисляться из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

Цифровые примеры, расчеты подробно разъясняют новый порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам.

Статья "Вопросы учета и ведения трудовых книжек"
Автор - Владимиров В.В.

В соответствии с положениями действующего Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка отнесена к основному документу о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В статье на основе вновь принятых нормативных документов рассмотрены вопросы учета и ведения трудовых книжек.

Раздел "КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА"

Статья "Комментарий к изменениям и дополнениям в уголовный, уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации и другие законодательные акты"
Автор - Воинов В.Р.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс РФ. Так как эти изменения и дополнения являются весьма существенными, мы посчитали целесообразным выделить комментарий к упомянутому Закону (а также к Федеральному закону № 161-ФЗ) в отдельный материал.

Разумеется, комментарий ограничивается только вопросами, которые могут быть интересными для подавляющего большинства наших читателей - руководителей организаций, бухгалтерских работников и менеджеров, а также для тех, кто изучает бухгалтерский учет.

Раздел "НАЛОГИ"

Статья "Комментарий к законодательным и нормативным актам в области налогообложения"
Автор - Воинов В.Р.

Конец года, как обычно, оказался урожайным на различные нормативные документы и разъяснения, касающиеся исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов. Поэтому комментарий к законодательным и нормативным актам в области налогообложения мы решили выделить в отдельную статью, где и рассмотрены последние изменения в Налоговом законодательстве.

Статья "Некоторые вопросы учета налога на добавленную стоимость при применении упрощенной системы налогообложения"
Автор - Самохвалова Ю.Н.

В статье рассмотрены наиболее сложные вопросы учета НДС, приведена нормативная база.

Статья "Единый налог на вмененный доход"
Автор - Сергеева С.Н.

В статье рассмотрены вопросы:

  • применение индекса-дефлятора при исчислении вмененного дохода;
  • определение понятия "розничная торговля";
  • организация раздельного учета.

Статья "Некоторые вопросы применения счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг)"
Автор - Талалаева Ю.Н.

Публикация рассматривает вопросы: особенности составления счетов-фактур при получении авансовых платежей; порядка выставления счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет; заполнения счетов-фактур при реализации имущества, учитываемого по стоимости с учетом НДС.

В журнале также опубликованы тесты по бухгалтерскому учету, налогообложению, праву и ответы на них.

В разделе "ОТВЕЧАЕМ НА ВАШИ ВОПРОСЫ" опубликованы ответы на вопросы читателей.



Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста