Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Консультант бухгалтера №10,  2003

Консультант бухгалтера №10,  2003

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел "БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ"

Статья "Бухгалтерский учет и налогообложение расходов на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта"
Автор - Гуккаев В.Б.

В настоящее время практически любая организация (а не только автобазы) имеет на своем балансе один или даже несколько автомобилей. Естественно, эксплуатируемый автотранспорт требует постоянного обслуживания и ремонта. Соответственно у бухгалтерии предприятий зачастую возникают различного рода вопросы, связанные с отражением данных операций в бухгалтерском и налоговом учете. В настоящей статье рассмотрены некоторые из них.

Статья "Учетные и налоговые аспекты отражения неотфактурованных поставок"
Автор - Самойлов И.В.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, а также пунктом 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 года № 119н под неотфактурованными поставками понимаются товарно-материальные ценности, работы и услуги, поступившие (потребленные) в организацию и по которым отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком).

На практике к неотфактурованным поставкам чаще всего относятся поставки материальных запасов, что и будет являться предметом рассмотрения настоящей публикации. Если в практической деятельности организация сталкивается с необходимостью отражения в составе неотфактурованных поставок объектов основных средств, потребленных работ (услуг) учетные и налоговые последствия также рассмотрены в статье.

Статья "Кредиторская задолженность: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения"
Автор - Берёзкин И.В.

Кредиторская задолженность представляет собой задолженность организации по выполнению взятых на себя обязательств, или обязательств, исполнение которых предусмотрено действующим законодательством (гражданским, налоговым, трудовым и т.д.).

Образование кредиторской задолженности организации в соответствии с пунктом 16 ПБУ 10/99 признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

а) образование задолженности производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательства и нормативных актов, обычаями делового оборота;
б) величина задолженности может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (такая уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива).

Кредиторская задолженность признается в том отчетном периоде, в котором она в соответствии с вышеизложенным порядком должна была быть признана, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления организацией своих обязательств (пункт 18 ПБУ 10/99).

В статье рассмотрены следующие вопросы: оценка кредиторской задолженности; списание кредиторской задолженности; отражение списания сумм задолженности в бухгалтерском учете; налоговые аспекты списания сумм кредиторской задолженности; особенности отражения и списания депонентской задолженности. Приведены числовые примеры, бухгалтерские проводки.

Статья "Как разделить производственные и личные разговоры с мобильных телефонов, принадлежащих организациям"
Автор - Руков В.Б.

За пользование услугами сотовой связи в большинстве случаев взимается два вида платежей: абонентская плата и повременной тариф за время разговора по телефону.

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 части второй НК РФ затраты на оплату услуг мобильной связи могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. В тоже время налоговым законодательством определены два основных условия для признания любых расходов организации для целей налогообложения (пункт 1 статьи 252 части второй НК РФ):

  1. расходы должны быть документально подтверждены;
  2. расходы должны быть обоснованы (экономически оправданы) или, иными словами, непосредственно связаны с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг).

Таким образом, для признания расходов по оплате услуг сотовой связи организации обязаны иметь:

  1. документальное подтверждение этих расходов;
  2. подтверждение их производственной направленности (то есть, отсутствие личных переговоров по мобильным телефонам, принадлежащим организациям).

Как же разделить такого рода затраты, если организацией установлены случаи непроизводственного (в личных целях) использования мобильных телефонов?

Разъяснению этих вопросов и посвящается данная публикация.

Раздел "ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ДРУГИЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ"

Статья "Бухгалтерский и налоговый учет строительства и ликвидаций временных нетитульных зданий и сооружений"
Автор - Воинов В.Р.

При осуществлении строительно-монтажных работ возникает необходимость создания временных зданий и сооружений - объектов, которые для запланированных целей используются только в течение периода строительства. По окончании строительных работ и вводе законченных строительством объектов в эксплуатацию временные здания и сооружения либо ликвидируются (при невозможности дальнейшего использования с учетом возможного изменения их функционального предназначения) или в составе основных средств передаются заказчику.

В статье на основе примеров, бухгалтерских проводок дан полный цикл создания и ликвидации временных нетитульных зданий и сооружений.

Раздел "УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО"

Статья "Договор аренды. Правовое регулирование. Отражение в бухгалтерском и налоговом учете арендных операций"
Автор - Захарьин В.Р.

Общие положения договора об аренде, а также нормы, регулирующие заключение договоров отдельных видов объектов аренды, установлены главой 34 ГК РФ. Вопросы отражения расходов и доходов, связанных с арендой, в налоговом учете, регулируются нормами части второй НК РФ (в частности, глав 21 и 25 НК РФ). Что касается регулирования бухгалтерского учета операций, связанных с арендой объектов основных средств (или иных активов, которые могут быть объектами аренды), то отдельного нормативного акта на это счет в настоящее время не существует. В прежней редакции ПБУ 6/98 имелся раздел, который устанавливал общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета арендных операций. В действующей редакции ПБУ 6/01 соответствующий раздел исключен. Таким образом, при ведении бухгалтерского учета операций, связанных с арендой, следует руководствоваться положениями и нормами других документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета - Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов), ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 и т.д. Заметим, что в системе Международных стандартов финансовой отчетности имеется отдельный стандарт, регулирующий организацию учета по договору аренды.

Кроме того, к системе правового регулирования арендных отношений следует отнести судебную и арбитражную практику, накопленную со времени введения в действие части второй ГК РФ.

В статье рассмотрены следующие вопросы: правовое регулирование; учет основных операций по договору аренды; требования к имуществу, предоставляемому в аренду; срок аренды; порядок устранения недостатков арендованного имущества; особенности установления арендной платы; обслуживание, текущий и капитальный ремонт арендуемого имущества; субаренда; досрочное расторжение договора аренды; возврат арендованного имущества арендодателю; особенности выкупа арендованного имущества; особенности оплаты коммунальных услуг; особенности аренды государственного и муниципального имущества.

Статья "Отражение в бухгалтерском учете порядка списания топлива и смазочных материалов"
Автор - Сергеева С.Н.

Практически каждое предприятие при осуществлении своей деятельности пользуется транспортными средствами, а следовательно, и несет расходы, связанные с приобретением горюче-смазочных материалов.

Как проконтролировать расход топлива? Применять или не применять для целей бухгалтерского учета и налогообложения нормы расхода топлива? На основании каких документов списать его на затраты? Какие проводки оформить? Эти и другие вопросы освещены в предлагаемой вниманию читателей статье.

Раздел "УЧЕТ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ"

Статья "Законодательство о контрольно-кассовой технике: отдельные вопросы порядка применения"
Автор - Талалаева Ю.Н.

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", вступивший в силу с 27 июня 2003 года, оказался достаточно сложным для применения. Дело в том, что соблюдение всех установленных им требований невозможно без принятия большого количества нормативных документов. Только непосредственно в тексте Закона указано на необходимость принятия Правительством РФ 12-ти подзаконных нормативных актов.

Поскольку Закон уже введен в действие, а для разработки соответствующих документов, которые бы обеспечили выполнение его требований, необходимо время, на период их подготовки МНС РФ в письме от 23 июня 2003 г. № БГ-10-22/406, изданном во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства РФ А.Л.Кудрина от 18 июня 2003 г. № КА-П5-6943, предлагает сохранить действие нормативных актов Правительства РФ и иных принятых решений по данному вопросу до введения в действие Закона, в части, не противоречащей ему.

В статье детально рассмотрен порядок применения Закона о ККТ с учетом ранее изданных нормативных документов.

Статья "Транспортно-экспедиционная деятельность предприятий торговли и общественного питания"
Автор - Кудрявцева И.А.

Транспортно-экспедиционная деятельность предприятий торговли и общественного питания - это деятельность по организации перевозок товаров любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок товаров.

Транспортно-экспедиционную деятельность предприятий торговли и общественного питания составляют следующие виды услуг:

  • организация перевозки товаров транспортом и по маршруту, избранными предприятием торговли, общественного питания или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от имени предприятия торговли, общественного питания договоров перевозки товаров;
  • обеспечение отправки и получения товаров.

В качестве дополнительных услуг в рамках транспортно-экспедиционной деятельности предприятия торговли и общественного питания могут осуществлять такие необходимые для доставки товара операции, как:

  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния товара, его погрузка и выгрузка;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение товара;
  • получение товара в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Отметим, что для предприятий торговли и общественного питания транспортно-экспедиционная деятельность является вспомогательной деятельностью, позволяющей предприятию торговли или общественного питания организовать максимально быструю и удобную для клиента доставку товара.

Согласно статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" транспортно-экспедиционная деятельность предприятий торговли и общественного питания не подлежит лицензированию.

В статье подробно рассмотрены все положения федерального закона, с учетом применения его в организациях торговли и общественного питания.

Раздел "СОВЕТЫ АУДИТОРА"

Статья "Рекламные расходы предприятия: вопросы учета и налогообложения"
Статья подготовлена сотрудниками аудиторско-консалтинговой группы "Советник"

Кто в наше время не знаком с рекламой? От нее никуда не денешься. Включаешь телевизор - там памперсы, твиксы и "правильное пиво"; на радио - сплошной "Би Лайн Джи-Эс-Эм"; выходишь на улицу и видишь громадный щит, вещающий о том, что "имеешь право"; даже когда открываешь свой почтовый ящик, и то он полон листовок разных калибров, рекламирующих все, что угодно - от ремонтных услуг до открытия нового гипермаркета.

Естественно, организации также не остаются в стороне от этого процесса. Сейчас практически каждая фирма нуждается в рекламе. При этом у бухгалтеров часто возникают вопросы, связанные с отражением такого рода операций в бухгалтерском учете и для целей налогообложения. Часть из них мы постараемся осветить в данном материале.

Раздел "РАСЧЕТЫ С РАБОТНИКАМИ"

Статья "Особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры"
Автор - Гейц И.В.

Статьей 282 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность законодательного установления особенностей работы по совместительству для педагогических, медицинских и фармацевтических работников, а также работников культуры.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 года № 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" такого рода особенности работы по совместительству должны быть определены Минтрудом России по согласованию с Минобразования России, Минздравом России и Минкультуры России и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Во исполнение приведенного постановления Правительства Российской Федерации Минтруд России своим постановлением от 30 июня 2003 года № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" определил требуемые особенности работы по совместительству, которые и будут являться предметом рассмотрения настоящей публикации.

Раздел "КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА"

Статья "Реорганизация унитарных предприятий путем преобразования их в юридические лица других организационно-правовых форм"
Автор - Худолеев В.В.

Данная статья продолжает тему унитарных предприятий, ранее рассмотренную автором на страницах журнала "Консультант бухгалтера". Практика применения Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях к настоящему моменту уже существует, однако остается ряд вопросов, на которые необходимо дать однозначные ответы, а именно вопросы, связанные с порядком реорганизации унитарных предприятий и их дочерних предприятий путем преобразования их в предприятия других организационно-правовых форм (учреждение, акционерное общество и т.д.), что и сделано в настоящей публикации.



Подписаться на издание: Консультант бухгалтера



Ранее просмотренные страницы