Главная    Интернет-библиотека    Аннотации к журналам    Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании №5,  2003

Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании №5,  2003

 

СОДЕРЖАНИЕ

Статья "Автозаправочная станция. Вопросы бухгалтерского учета и налогообложения поступления и реализации горюче-смазочных материалов, оказание сопутствующих услуг"
Автор - Талалаева Ю.Н.

Традиционная автозаправочная станция (АЗС) представляет собой АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется разнесением резервуаров и топливораздаточных колонок.

АЗС - это розничная торговая организация, обеспечивающая горюче-смазочными материалами конечного потребителя - население и юридических лиц.

В статье рассмотрен порядок учета и налогообложения, поступления и реализации горюче-смазочных материалов и оказания сопутствующих услуг.

Статья "Формирование, учет и списание торговой наценки"
Автор - Березкин И.В.

В соответствии с пунктом 13 ПБУ 5/01 организации розничной торговли вправе оценивать для целей отражения в бухгалтерском учете приобретенные товары по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок). В полной мере данные положения вправе применять также и предприятия общественного питания, занимающиеся розничной торговлей как собственной изготовленной продукции, так и приобретенных готовых товаров (продукции).

Исходя из данных бухгалтерского учета продажная стоимость товаров складывается из покупной стоимости товаров, отражаемой по счету 41 "Товары", и величины торговой наценки, отражаемой по счету 42 "Торговая наценка".

В статье рассмотрен порядок формирования, учета и списания торговой наценки. Многочисленные примеры, расчеты и бухгалтерские проводки подробно и доступно иллюстрируют достаточно сложную проблематику данного вопроса.

Статья "Особенности учета специальной одежды в организациях торговли и общественного питания (с учетом требований Приказа Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. № 135н)"
Автор - Захарьин В.Р.

3 февраля 2003 г. в Минюсте РФ зарегистрирован приказ Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. № 135н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды" (далее - Методические указания).

Хотя в преамбуле приказа сказано, что Методические указания разработаны во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, по существу, речь идет о частичном возврате к ранее использовавшемуся принципу списания стоимости отдельных видов имущества на издержки обращения организаций торговли и общественного питания.

Ранее, до перехода на новый План счетов и введения в действие главы 25 НК РФ, специальная одежда в организациях торговли и общественного питания учитывалась в составе издержек обращения по двум статьям - "Расходы на оплату труда" - стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам) и "Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов".

Как можно заключить из Методических указаний, с 2003 года стоимость спецодежды в организациях торговли и общественного питания должна списываться на издержки обращения (счет 44 "Расходы на продажу") частями в течение срока ее эксплуатации. Следует, правда, оговориться, что Методические указания допускают и единовременное списание стоимости приобретенной спецодежды на издержки обращения организаций торговли и общественного питания. При этом должны быть выполнены определенные условия, речь о которых пойдет ниже.

Статья "Упрощенная система налогообложения: как учесть расходы?"
Автор - Самохвалова Ю.Н.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.24 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения на основании книги учета доходов и расходов, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога.

Очевидно, что для организаций, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, такими показателями являются доходы, для организаций, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, доходы и расходы.

Если с доходами все понятно (они учитываются в том же порядке, что и при применении общего режима налогообложения), то учет расходов осложнен двумя обстоятельствами:

  • во-первых, тем, что состав расходов, уменьшающих налоговую базу, ограничен перечнем, установленным пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ;
  • во-вторых, тем, что расходы принимаются к учету по кассовому методу, т.е. после их фактической оплаты.

При этом оплаченные расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство, что следует из пункта 19 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, а оплаченные расходы на приобретение основных средств - в последний день отчетного (налогового) периода (пункт 2 статьи 346.17 НК РФ).

Естественно, что перечень расходов, принимаемых при налогообложении, установленный пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ, носит общий характер, т.е. не учитывает специфику организаций торговли и общественного питания. Не учтена отраслевая специфика и в статьях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, которые согласно пункту 2 статьи 346.16 следует применять при идентификации элементов перечня. В связи с этим у организаций торговли и общественного питания возникает много вопросов, связанных с определением принадлежности тех или иных возникающих в ходе осуществления торговой деятельности расходов к элементам указанного перечня.

Детальному пояснению этих сложных вопросов и посвящается эта публикация.

Статья "Новый порядок документального оформления учета основных средств"
Автор - Сергеева С.Н.

Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 утверждены новые унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств.

Новые формы распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

С введением указанных унифицированных форм первичной учетной документации унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств (№ ОС-1, № ОС-3, № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-6, № ОС-14, № ОС-15, № ОС-16), утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. № 71а, признаны утратившими силу.

При применении унифицированных форм следует иметь в виду, что в соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20, в унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом РФ, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

Согласно указанному Порядку форматы бланков, указанных в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться. При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичной учетной документации допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф и добавления строк (включая свободные) и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации.

Введение новых форм обусловлено изменением требований к информации по учету основных средств, связанным, в первую очередь, с принятием ПБУ 6/01.

В статье дана краткая характеристика новых унифицированных форм.

Статья "Обязанности и ответственность главного бухгалтера предприятия торговли или общественного питания, определенные нормативными документами"
Автор - Худолеев В.В.

Главный бухгалтер - должностное лицо предприятия торговли или общественного питания, осуществляющее непосредственное руководство бухгалтерской службой этого предприятия. Обязанности главных бухгалтеров могут исполнять старшие бухгалтеры, бухгалтеры и иные работники финансовых служб предприятий торговли и общественного питания, уполномоченные на то распоряжением руководителя этих предприятий.

Правовой статус должности главного бухгалтера определяется действующими нормативными актами и должностными инструкциями, разработанными и утвержденными руководителем предприятия торговли или общественного питания. Главный бухгалтер непосредственно подчиняется руководителю предприятия торговли или общественного питания, им же назначается на должность и освобождается от должности. Кроме того, без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (пункт 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете, пункт 14 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Фактически главный бухгалтер по кругу обязанностей и видам ответственности является по финансовым вопросам вторым после руководителя лицом на предприятии торговли или общественного питания.

Напомним, что согласно пункту 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете в случае разногласий между руководителем предприятия торговли или общественного питания и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя предприятия, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

В статье рассмотрены основные обязанности и меры ответственности главных бухгалтеров предприятий торговли и общественного питания, установленные действующими нормативными правовыми актами.

Статья "Расчет и выплата компенсации за неиспользованный отпуск"
Автор - Гейц И.В.

Согласно положениям Трудового кодекса РФ выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск на предприятиях торговли и общественного питания может производиться в двух случаях.

Во-первых, в соответствии со статьей 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена по письменному заявлению работника соответствующей денежной компенсацией. При этом следует учитывать, что не допускается замена отпуска денежной компенсацией беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Во-вторых, выплата компенсации может производиться при увольнении работника. В этом случае оплате подлежат все неиспользованные отпуска. Право на получение компенсации по данному основанию не зависит от причины увольнения работника. Все увольняемые работники, которые не реализовали своего права на отпуск в текущем рабочем году, имеют право на получение компенсации за неиспользованные дни отпуска.

Основанием для выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск является приказ руководителя предприятия торговли и (или) общественного питания об увольнении работника, в котором и отражаются суммы подлежащей к выплате компенсации.

При этом следует учитывать, что согласно статье 127 ТК РФ по письменному заявлению работника неиспользованные им отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). В этом случае днем увольнения должен считаться последний день отпуска.

Многочисленные примеры и расчеты рассматривают порядок расчета и выплаты компенсации, а также учет сумм компенсации за неиспользованный отпуск в целях налогообложения.

Тесты

По многочисленным просьбам читателей редакция журнала продолжает публиковать тесты по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения и права и ответы на них.

Отличительной особенностью наших тестов является то, что вопросы формулировались не механически, а исходя из проблем, возникающих в практической деятельности бухгалтерских служб. При этом был обобщен не только опыт многолетней личной работы автора в различных бухгалтерских должностях, но и (что, представляется более важным) содержание и характер вопросов, поступающих от читателей в адрес редакции журнала. Таким образом, помимо стандартной функции проверки знаний практических работников, предлагаемые тесты могут использоваться и в качестве справочного пособия.

Еще одной особенностью предлагаемых тестов является то, что даются развернутые ответы на них со ссылкой на соответствующий законодательный или нормативный акт, что исключает вероятность разногласий по поводу правильности ответа. Такой подход, по нашему мнению, позволяет с максимальной эффективностью изучать сложные участки теории и практики бухгалтерского учета, налогообложения и права.



Подписаться на издание: Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании



Ранее просмотренные страницы