Подписка на журналы: печатные, электронные и онлайн версии
Главная    Интернет-библиотека    Анализ соотношения "затраты — объем — прибыль"

Анализ соотношения "затраты — объем — прибыль"



Анализ соотношения "затраты — объем — прибыль"

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2000

Руководителю любого предприятия напрактике приходится принимать множестворазнообразных управленческих решений. Каждоепринимаемое решение, касающееся цены, затратпредприятия, объема и структуры реализациипродукции, в конечном итоге сказывается нафинансовых результатах предприятия. Простым ивесьма точным способом определения взаимосвязии взаимозависимости между этими категориямиявляется установление точки безубыточности— определение момента, начиная с которого доходыпредприятия полностью покрывают его расходы.

Одним из мощных инструментовменеджеров в определении точки безубыточностиявляется анализ безубыточности производства илианализ соотношения «затраты – объем – прибыль»(Cost – Volume –Profit; CVP – анализ).

Этот вид анализа является одним изнаиболее эффективных средств планирования ипрогнозирования деятельности предприятия. Онпомогает руководителям предприятий выявитьоптимальные пропорции между переменными ипостоянными затратами, ценой и объемомреализации, минимизировать предпринимательскийриск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты иконсультанты, используя данный метод, могут датьболее глубокую оценку финансовых результатов иточнее обосновать рекомендации для улучшенияработы предприятия.

Ключевыми элементами анализасоотношения «затраты – объем – прибыль»выступают маржинальный доход, порогрентабельности (точка безубыточности),производственный левередж и маржинальный запаспрочности.

Маржинальный доход — это разницамежду выручкой предприятия от реализациипродукции (работ, услуг) и суммой переменныхзатрат.

Порог рентабельности (точкабезубыточности) — это показатель,характеризующий объем реализации продукции, прикотором выручка предприятия от реализациипродукции (работ, услуг) равна всем егосовокупным затратам, т.е. это тот объем продаж,при котором предприятие не имеет ни прибыли, ниубытка.

Производственный левередж — этомеханизм управления прибылью предприятия взависимости от изменения объема реализациипродукции (работ, услуг).

Маржинальный запас прочности — этопроцентное отклонение фактической выручки отреализации продукции (работ, услуг) от пороговойвыручки (порога рентабельности).

Для проведения анализа безубыточностипроизводства необходимым условием являетсяделение затрат предприятия на постоянные ипеременные. Как известно, постоянные затраты независят от объема производства, а переменные –изменяются с ростом (снижением) объема выпуска ипродаж. Для расчета объема выручки, покрывающегопостоянные и переменные затраты,производственные предприятия в своейпрактической деятельности используют такиепоказатели, как величина и норма маржинальногодохода.

Величина маржинального доходапоказывает вклад предприятия в покрытиепостоянных затрат и получение прибыли.

Существует два способа определениявеличины маржинального дохода.

При первом способе из выручкипредприятия за реализованную продукцию вычитаютвсе переменные затраты, т.е. все прямые расходы ичасть накладных расходов (общепроизводственныерасходы), зависящих от объема производства иотносящихся к категории переменных затрат.

При втором способе величинамаржинального дохода определяется путемсложения постоянных затрат и прибылипредприятия.

Под средней величиной маржинальногодохода понимают разницу между ценой продукциии средними переменными затратами. Средняявеличина маржинального дохода отражает вкладединицы изделия в покрытие постоянных затрат иполучение прибыли.

Нормой маржинального доходаназывается доля величины маржинального доходав выручке от реализации или (для отдельногоизделия) доля средней величины маржинальногодохода в цене товара.

Использование этих показателейпомогает быстро решить некоторые задачи,например, определить размер прибыли приразличных объемах выпуска.

Пример 1. Производственноепредприятие выпускает и продает безалкогольныйнапиток «Байкал», средние переменные затраты напроизводство и сбыт которого составляют 10 руб. за1 бут. объемом 2л. Напиток продается по цене 15 руб.за 1 бут. Постоянные затраты предприятия в месяцсоставляют 15 тыс. руб. Рассчитаем, какую прибыльможет получить предприятие в месяц, если онопродает напитков в объеме 4000 бут., 5000 бут., 6000 бут.

Поскольку постоянные затратыпредприятия не зависят от объема выпуска, найдемвеличину маржинального дохода и прибыль (какразность между величиной маржинального дохода исуммой постоянных затрат) для всех трехвариантов (табл. 1).

Так как средняя величинамаржинального дохода одинакова для всех трехвариантов, расчет прибыли можно упростить.Определим прибыль предприятия при любом объемевыпуска. Для этого:

— умножив среднюю величинумаржинального дохода на объем выпуска, получимобщую величину маржинального дохода;

— от общей величины маржинальногодохода отнимем постоянные затраты.

Таблица 1

Прибыль предприятия при различных объемах выпуска, руб.

 

Прибыль предприятия при различных объемах выпуска, руб.

Например, какую прибыль получитпредприятие, если произведет и продаст 4800 бут.«Байкал»?

Величина маржинального дохода дляданного объема составит:

5 руб. х 4800 бут. = 24000 руб.

Прибыль: 24000 руб. – 15000 руб. = 9000 руб.

Пример 2. Производственноепредприятие производит и реализует одновременнодва вида безалкогольных напитков. Данные обобъемах продаж и затратах приведены в табл. 2.

Таблица 2

Основные показатели деятельности предприятия, руб.

 

Основные показатели деятельности предприятия, руб.

Предположим, что требуется определить:

— размер прибыли, получаемойпредприятием за месяц;

— среднюю величину маржинальногодохода для каждого изделия;

— норму маржинального дохода длякаждого изделия;

— размер прибыли, которую получитпредприятие, если расширит продажу напитка«Байкал» до 6000 бут., а напитка «Тархун» – до 5000бут.

Для ответа на поставленные вопросы всенеобходимые данные сведем в табл. 3.

Как видно из таблицы, за месяцпредприятие заработает 26000 руб. прибыли. Средняявеличина маржинального дохода для напитка«Байкал» составляет 5 руб., а для напитка «Тархун»– 4 руб. Норма маржинального дохода для обоихнапитков составляет 0,33.

Таблица 3

Расчет средней величины, нормы маржинального дохода и размера прибыли предприятия

 

Расчет средней величины, нормы маржинального дохода и размера прибыли предприятия

При расширении объема продажпредприятие получит следующую прибыль:

Величина маржинального дохода отпродажи напитка «Байкал»:

5 руб. х 6000 бут. = 30000 руб.

Величина маржинального дохода отпродажи напитка «Тархун»:

4 руб. х 5000 бут. = 20000 руб.

Величина маржинального дохода отпродажи безалкогольных напитков:

30000 руб. + 20000 руб. = 50000 руб.

Постоянные затраты предприятия: 15000руб.

Прибыль предприятия: 50000 руб. – 15000 руб.= 35000 руб.

Пример 3. Предприятие производит иреализует безалкогольный напиток «Байкал»,переменные затраты на единицу которогосоставляют 10 руб. за 1 бутылку. Напиток продаетсяпо цене 15 руб. за 1 бутылку, постоянные затратысоставляют 15000 руб. Какое количество напиткапредприятие должно продать, чтобы обеспечитьполучение 20 тыс. руб. прибыли?

Определим величину маржинальногодохода. Ее можно определить как разницу междуваловой выручкой и переменными затратами, атакже как сумму постоянных затрат и прибыли:

15000 руб. + 20000 руб. = 35000 руб.

Определим среднюю величинумаржинального дохода как разницу между ценойнапитка и средними переменными затратами:

15 руб. – 10 руб. = 5 руб.

Определим количество реализуемогонапитка для планируемой величины прибыли какотношение общей величины маржинального дохода ксредней величине маржинального дохода.

35000 руб. : 5 руб. = 7000 бут.

Пример 4. Производственноепредприятие планирует продать 10000 бутылокнапитка «Байкал». Средние переменные затраты напроизводство и сбыт составляют 10 руб., постоянныезатраты – 20000 руб. Предприятие планируетполучить прибыль в размере 15000 руб. По какой ценеследует продать напиток?

1. Определим величину маржинальногодохода, прибавив к постоянным затратампланируемый объем прибыли:

20000 руб. + 15000 руб. = 35000 руб.

2.Определим среднюю величинумаржинального дохода, разделив общую величинумаржинального дохода на количество реализуемыхизделий:

35000 руб. : 10000 бут. = 3 руб. 50 коп.

3.Определим цену напитка, прибавив ксредней величине маржинального дохода средниепеременные затраты:

3 руб. 50 коп. + 10 руб. = 13 руб. 50 коп.

Приведенные данные показывают, чтоCVP-анализ позволяет отыскать наиболее выгодноесоотношение между переменными и постояннымизатратами, ценой и объемом производствапродукции. Ситуации, которые мы рассмотрели,свидетельствуют, что главная роль в выборестратегии поведения предприятия принадлежитвеличине маржинального дохода. Очевидно, чтодобиваться увеличения прибыли можно, увеличиввеличину маржинального дохода. Достичь этогоможно разными способами: снизить цену продажи исоответственно увеличить объем реализации;увеличить объем реализации и снизить уровеньпостоянных затрат, пропорционально изменятьпеременные, постоянные затраты и объем выпускапродукции. Кроме того, на выбор модели поведенияпредприятия также оказывает существенноевлияние величина маржинального дохода в расчетена единицу продукции. Одним словом, виспользовании величины маржинального доходазаложен ключ к решению проблем, связанных сзатратами и доходами предприятий.

Анализ соотношения «затраты — объем –прибыль», как уже отмечалось выше, на практикеиногда называют анализом точки безубыточности.Эту точку также называют «критической» или«мертвой», или точкой «равновесия». В литературечасто можно встретить обозначение этой точки какBEP (аббревиатура «break-even point»), т.е. точка или порогрентабельности.

Для вычисления точки безубыточности(порога рентабельности) используются три метода: графический,уравнений и маржинального дохода.

При графическом методе нахождениеточки безубыточности (порога рентабельности)сводится к построению комплексного графика«затраты — объем — прибыль». Последовательностьпостроения графика заключается в следующем:

  • наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс;

  • выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;

  • вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Стоим прямую, отвечающую этому значению.

Точка безубыточности на графике – этоточка пересечения прямых, построенных позначению затрат и выручки (рис. 1).

Изображенная на рис. 1 точкабезубыточности (порога рентабельности) – этоточка пересечения графиков валовой выручки исовокупных затрат. Размер прибыли или убытковзаштрихован. В точке безубыточности получаемаяпредприятием выручка равна его совокупнымзатратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка,соответствующая точке безубыточности,называется пороговой выручкой. Объемпроизводства (продаж) в точке безубыточностиназывается пороговым объемом производства(продаж). Если предприятие продает продукциименьше порогового объема продаж, то оно терпитубытки, если больше – получает прибыль.

Определение точки безубыточности (порога рентабельности)

Рисунок 1. Определение точки безубыточности (порога рентабельности)

 

Для определения точки безубыточности(порога рентабельности) в международной практикетакже используют метод уравнений, основанныйна исчислении прибыли предприятия по формуле:

Выручка – Переменные затраты – Постоянныезатраты = Прибыль

Детализируя порядок расчетапоказателей формулы, ее можно представить вследующем виде:

(Цена за единицу х Количество единиц) –(Переменные затраты на единицу х Количествоединиц) – Постоянные затраты = Прибыль

Для определения точки безубыточности(порога рентабельности) методом уравненийвоспользуемся следующим примером.

Пример 5. Производственноепредприятие выпускает безалкогольный напиток«Байкал» и имеет следующие показатели,представленные в табл. 4.

В точке безубыточности прибыль равнанулю, поэтому эта точка может быть найдена приусловии равенства выручки и суммы переменных ипостоянных затрат:

15х = 10х + 15000 + 0;

5х = 15000;

х = 3000,

где х – точка безубыточности;

15 – цена единицы продукции;

10 – переменные затраты на единицупродукции;

15000 – общая сумма постоянных затрат.

Таблица 4

Показатели производственногопредприятия по выпуску безалкогольного напитка«Байкал»

 

Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольного напитка «Байкал»

Как видно из приведенного примера,безубыточность реализации достигается приобъеме 3000 бутылок напитка «Байкал».

Точку безубыточности можно рассчитатьтакже в денежных единицах. Для этого достаточноумножить количество единиц продукции в точкебезубыточности на цену единицы продукции:

15х = 15 х 3000 = 45000 руб.

Метод уравнений, кроме того, можноиспользовать при анализе влияния структурныхизменений в ассортименте продукции. В этомслучае реализация рассматривается как наборотносительных долей продукции в общей суммевыручки от реализации. Если структура меняется,то объем выручки может достигать заданнойвеличины, а прибыль может быть меньше. В этихусловиях влияние на прибыль будет зависеть оттого, как произошло изменение ассортимента – всторону низкорентабельной иливысокорентабельной продукции.

Пример 6. Производственноепредприятие выпускает два вида безалкогольныхнапитков и имеет следующие показатели:

Таблица 5

Показатели производственногопредприятия по выпуску безалкогольных напитков

 

Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольных напитков

На реализацию 1 бутылки напитка«Байкал» приходится 0,8 бутылок напитка «Тархун».Поэтому для определения точки безубыточности(порога рентабельности) мы условно приравниваем«х2» бутылок напитка «Байкал» к «0,8х» бутылкенапитка «Байкал». Подставляя эти значения вуравнение получим:

(15 х 0,8х) + 12х – (10 х 0,8х) – 8х – 15000 = 0;

12х + 12х – 8х – 8х – 15000 = 0;

8х = 15000 бут.;

х = 15000 : 8 = 1875 бутылок напитка «Байкал»;

1875 х 0,8 = 1500 бутылок напитка «Тархун»;

Всего: 1875 + 1500 = 3375 бутылок.

Как видно из приведенных данных, точкабезубыточности (порог рентабельности) объемареализации будет 3375 бутылок, из них напитка«Байкал» — 1875 бут. и напитка «Тархун» — 1500 бут.

А теперь предположим, что в структуререализованной продукции произошли изменения (см.табл. 6).

Таблица 6

Показатели производственногопредприятия по выпуску безалкогольных напитковс учетом изменений структуры реализуемойпродукции

 

Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольных напитков с учетом изменений структуры реализуемой продукции

Сопоставляя структуру продукции,становится очевидным, что увеличилась доляпродукции с низкой величиной маржинальногодохода, в связи с чем у предприятия снизиласьприбыль на 2000 руб. (24000 – 26000).

Точка безубыточности после изменений,произошедших в ассортименте, будет следующей:

(15 х 2х) + 12х – (10 х 2х) – 8х – 15000 = 0;

3,0х + 12х – 20х – 8х –15000 = 0;

14х = 15000 бутылок;

х = 15000 : 14 = 1071,4 бутылок напитка«Тархун»;

1071,4 х 2 = 2142,8 бутылок напитка «Байкал»;

Всего: 1071,4 + 2142,8 = 3214,2 бутылок.

Приведенные данные свидетельствуют, что вцелом по предприятию точка безубыточности (порогрентабельности) будет равна 3214,2 бутылкамбезалкогольных напиток, из них 1071,4 бутылокнапитка «Тархун» и 2142,8 бутылок напитка «Байкал».Сравнивая результат с предыдущим расчетомотмечаем, что точка безубыточности (порогрентабельности) снизилась на 160,8 бутылок (3214,2 –3375). При этом обращает на себя внимание тот факт,что объем реализации в натуральном выраженииостался без изменения (9000 бутылок).Следовательно, даже при контроле общего объемапродаж необходим анализ структурных изменений вассортименте выпускаемой продукции, так как ондает картину отклонений фактической прибыли отзапланированной.

Разновидностью метода уравненийявляется метод маржинального дохода, прикотором точка безубыточности (порогрентабельности) определяется по следующейформуле:

                                                             Постоянныезатраты

        Точка безубыточности=                                                              

                                                         Нормамаржинального дохода

Как найти точку безубыточности?Рассмотрим этот вопрос на примере.

Пример 7. Производственноепредприятие производит и реализуетбезалкогольный напиток «Байкал». Ниже приведеныданные, характеризующие его деятельность:

                                        (руб.)

Выручка от реализации 75 000

Переменные затраты 50 000

Постоянные затраты 15 000

Прибыль                  10 000

Объем произведенной продукции, бут. 5000

Цена единицы напитка 15

Чтобы найти точку безубыточности(порог рентабельности), необходимо ответить навопрос: до какого уровня должна упасть выручкапредприятия, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзяпросто сложить переменные и постоянные затраты,так как при снижении выручки переменные затратытакже снизятся.

В этом случае последовательностьрасчетов для нахождения точки безубыточности(пороговой выручки) будет следующей:

Находим величину маржинального дохода

75000 руб. – 50000 руб. = 25000 руб.

Вычисляем норму маржинального дохода

25000 руб. : 75000 руб. = 0,33

Определяем точку безубыточности(пороговую выручку) в стоимостном выражении

15000 руб. : 0,33 = 45455 руб.

Определяем точку безубыточности(порог рентабельности) в натуральном выражении

45445 руб : 15 руб. = 3030 бутылок.

Маржинальный запас прочности — этовеличина, показывающая превышение фактическойвыручки от реализации продукции (работ, услуг)над пороговой, обеспечивающей безубыточностьреализации. Этот показатель определяетсяследующей формулой:

         Маржинальный              (Фактическая выручка –Пороговая выручка)

        запас прочности =                                                                                               

                                                             Фактическаявыручка х 100 %

Чем выше маржинальный запас прочности,тем лучше для предприятия. Для предыдущегопримера маржинальный запас прочности составляет39,4% [(75000 – 45455) : 75000 х 100%]. Значение маржинальногозапаса прочности, равное 39,4%, показывает, что еслив силу изменения рыночной ситуации (сокращениеспроса, ухудшение конкурентоспособности)выручка предприятия сократится менее, чем на 39,4%,то предприятие будет получать прибыль, еслиболее, чем на 39,4% — окажется в убытке.

Для определения цены продукции прибезубыточной реализации можно воспользоватьсяследующей формулой:

Цена                                    Пороговаявыручка

безубыточности =                                                                                                                 

                                   Объемпроизведенной продукции в натуральном выражении

Для расчета воспользуемся даннымипредыдущего примера. В нашем случае ценабезубыточности единицы изделия равна 9 руб.09 коп.(45445 : 5000 бут.). Зная формулу цены безубыточности,всегда можно установить необходимую ценуреализации для получения определенной величиныприбыли при реализации установленного объемапроизводства.

Производственный левередж (leverage вдословном переводе – рычаг) – это механизмуправления прибылью предприятия, основанный наоптимизации соотношения постоянных и переменныхзатрат. С его помощью можно прогнозироватьизменение прибыли предприятия в зависимости отизменения объема продаж, а также определитьточку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применениямеханизма производственного левереджа являетсяиспользование маржинального метода, основанногона подразделении затрат предприятия напостоянные и переменные. Чем ниже удельный веспостоянных затрат в общей сумме затратпредприятия, тем в большей степени изменяетсявеличина прибыли по отношению к темпам изменениявыручки предприятия.

Производственный левереджопределяется с помощью следующей формулы:

  (1)

либо =  (2)

где ЭПЛ — эффектпроизводственного левереджа;

МД — маржинальный доход;

Зпост — постоянные затраты;

П — прибыль.

Найденное с помощью формулы (1)значение эффекта производственного левереджа вдальнейшем используется для прогнозированияизменения прибыли в зависимости от изменениявыручки предприятия. Для этого используютследующую формулу:

(3)

где П – изменение прибыли, в %;

В – изменение выручки, в %.

Для наглядности рассмотрим эффектпроизводственного левереджа на следующемпримере:

                                                (руб.)

1. Сумма продаж (выручка) 75000

2. Переменные затраты 50000

3. Маржинальный доход (п. 1 — п. 2) 25000

4. Постоянные затраты 15000

5. Прибыль (п. 3 — п. 4) 10000

6. Объем реализованной продукции, бут.5000

7. Цена за единицу напитка, руб. 15

8. Эффект производственного левереджа(п. 3 : п. 5) 2,5

Используя механизм производственноголевереджа, спрогнозируем изменение прибылипредприятия в зависимости от изменения выручки,а также определим точку безубыточнойдеятельности. Для нашего примера эффектпроизводственного левереджа составляет 2,5единиц (25000 : 10000). Это означает, что при снижениивыручки предприятия на 1%, прибыль сократится на2,5%, а при снижении выручки на 40% мы достигнемпорога рентабельности, т.е. прибыль станетнулевой. Предположим, что выручка сократится на10% и составит 67500 руб. (75000 – 75000 х 10 : 100). В этихусловиях прибыль предприятия сократится на 25% исоставит 7500 руб. (10000 – 10000 х 25 : 100).

Производственный левередж являетсяпоказателем, помогающим менеджерам выбратьоптимальную стратегию предприятия в управлениизатратами и прибылью. Величинапроизводственного левереджа может изменятьсяпод влиянием:

– цены и объема продаж;

– переменных и постоянных затрат;

– комбинации любых перечисленныхфакторов.

Рассмотрим влияние каждого фактора наэффект производственного левереджа на основевышеприведенного примера.

Увеличение цены реализации на 10% (до 16руб. 50 коп. за единицу) приведет к увеличениюобъема продаж до 82500 руб., маржинального дохода –до 32500 руб. (82500 – 50000) и прибыли до 17500 руб. (32500 –15000). При этом также увеличится маржинальныйдоход в расчете на единицу напитка с 5 руб. (25000руб. : 5000 бут.) до 6 руб. 50 коп. (32500 руб. : 5000 бут.). Вэтих условиях для покрытия постоянных затратпотребуется меньший объем продаж: точкабезубыточности составит 2308 бут. (15000 руб. : 6 руб. 50коп.), а маржинальный запас прочности предприятияувеличится до 2692 бут. (5000 – 2308) или на 53,8%. Какследствие, предприятие может получитьдополнительную прибыль в сумме 7500 руб. (17500 – 10000).При этом, эффект производственного левереджаснизится с 2,5 до 1,86 единиц (32500 : 17500).

Снижение переменных затрат на 10% (с 50000руб. до 45000 руб.) приведет к увеличениюмаржинального дохода до 30000 руб. (75000 – 45000) иприбыли до 15000 руб. (30000 – 15000). В результате этоготочка безубыточности (порог рентабельности)увеличится до 37500 руб. [15000 : (30000 : 75000)], что внатуральном выражении составит 2500 бут. (37500 : 15).Как следствие, маржинальный запас прочностипредприятия составит 37500 руб. (75000 – 37500) или 2500бут. (37500 руб. : 15 руб.). В этих условиях эффектпроизводственного левереджа на предприятииснизится до 2 единиц (30000 : 15000). При снижениипостоянных затрат на 10% (с 15000 руб. до 13500 руб.)прибыль предприятия увеличится до 11500 руб. (75000 –50000 – 13500) или на 15%. В этих условиях точкабезубыточности в денежном выражении составит 34848руб. [13500 : (25000 : 75000)], а в натуральномвыражении – 2323 бут. (34848 : 15). При этоммаржинальный запас прочности предприятия будетсоответствовать 40152 руб. (75000 – 34848) или 2677 бут. (40152: 15). Как следствие, в результате сниженияпостоянных затрат на 10% эффект производственноголевереджа составит 2,17 единиц (25000 : 11500) и посравнению с первоначальным уровнем снизится на0,33 единиц (2,5 – 2,17).

Анализ приведенных расчетов позволяетсделать вывод о том, что в основе измененияэффекта производственного левереджа лежитизменение удельного веса постоянных затрат вобщей сумме затрат предприятия. При этомнеобходимо иметь в виду, что чувствительностьприбыли к изменению объема продаж может бытьнеоднозначной на предприятиях, имеющихразличное соотношение постоянных и переменныхзатрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат вобщей сумме затрат предприятия, тем в большейстепени изменяется величина прибыли поотношению к темпам изменения выручкипредприятия.

Следует отметить, что в конкретныхситуациях проявление механизмапроизводственного левереджа имеет рядособенностей, которые необходимо учитывать впроцессе его использования. Эти особенностисостоят в следующем:

1. Положительное воздействиепроизводственного левереджа начинаетпроявляться лишь после того, как предприятиепреодолело точку безубыточной своейдеятельности.

Для того, чтобы положительный эффектпроизводственного левереджа начал проявляться,предприятие в начале должно получитьдостаточной размер маржинального дохода, чтобыпокрыть свои постоянные затраты. Это связано стем, что предприятие обязано возмещать своипостоянные затраты независимо от конкретногообъема продаж, поэтому чем выше сумма постоянныхзатрат, тем позже при прочих равных условиях онодостигнет точки безубыточности своейдеятельности. В связи с этим, пока предприятие необеспечило безубыточность, высокий уровеньпостоянных затрат будет являться дополнительным«грузом» на пути к достижению точкибезубыточности.

2. По мере дальнейшего увеличенияобъема продаж и удаления от точки безубыточностиэффект производственного левереджа начинаетснижаться. Каждый последующий процент приростаобъема продаж будет приводить к нарастающемутемпу прироста суммы прибыли.

3. Механизм производственноголевереджа имеет и обратную направленность – прилюбом снижении объема продаж в еще большейстепени будет уменьшаться размер прибылипредприятия.

4. Между производственным левереджем иприбылью предприятия существует обратнаязависимость. Чем выше прибыль предприятия, темниже эффект производственного левереджа инаоборот. Это позволяет сделать вывод о том, чтопроизводственный левередж являетсяинструментом, уравнивающим соотношение уровнядоходности и уровня риска в процессеосуществления производственной деятельности.

5. Эффект производственного левереджапроявляется только в коротком периоде. Этоопределяется тем, что постоянные затратыпредприятия остаются неизменными лишь напротяжении короткого отрезка времени. Как тольков процессе увеличения объема продаж происходиточередной скачок суммы постоянных затрат,предприятию необходимо преодолевать новую точкубезубыточности или приспосабливать к ней своюпроизводственную деятельность. Иными словами,после такого скачка эффект производственноголевереджа проявляется в новых условияххозяйствования по-новому.

Понимание механизма проявленияпроизводственного левереджа позволяетцеленаправленно управлять соотношениемпостоянных и переменных затрат в целях повышенияэффективности производственно-хозяйственнойдеятельности при различных тенденцияхконъюнктуры товарного рынка и стадии жизненногоцикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуретоварного рынка, определяющей возможноеснижение объема продаж, а также на ранних стадияхжизненного цикла предприятия, когда им еще непреодолена точка безубыточности, необходимопринимать меры к снижению постоянных затратпредприятия. И наоборот, при благоприятнойконъюнктуре товарного рынка и наличииопределенного запаса прочности, требования косуществлению режима экономии постоянных затратмогут быть существенно ослаблены. В такиепериоды предприятие может значительно расширятьобъем реальных инвестиций, проводяреконструкцию и модернизацию основныхпроизводственных фондов.

При управлении постоянными затратамиследует иметь в виду, что высокий их уровень взначительной мере определяется отраслевымиособенностями деятельности, определяющимиразличный уровень фондоемкости производимойпродукции, дифференциацию уровня механизации иавтоматизации труда. Кроме того следуетотметить, что постоянные затраты в меньшейстепени поддаются быстрому изменению, поэтомупредприятия, имеющие высокое значениепроизводственного левереджа, теряют гибкость вуправлении своими затратами.

Однако, несмотря на эти объективныеограничители, на каждом предприятии имеетсядостаточно возможностей снижения принеобходимости суммы и удельного веса постоянныхзатрат. К числу таких резервов можно отнести:существенное сокращение накладных расходов(расходов по управлению) при неблагоприятнойконъюнктуре товарного рынка; продажу частинеиспользуемого оборудования и нематериальныхактивов с целью снижения потока амортизационныхотчислений; широкое использование краткосрочныхформ лизинга машин и оборудования вместо ихприобретения в собственность; сокращение объемаряда потребляемых коммунальных услуг и другие.

При управлении переменными затратамиосновным ориентиром должно быть обеспечениепостоянной их экономии, так как между суммой этихзатрат и объемом производства и продажсуществует прямая зависимость. Обеспечение этойэкономии до преодоления предприятием точкибезубыточности ведет к росту маржинальногодохода, что позволяет быстрее преодолеть этуточку. После преодоления точки безубыточностисумма экономии переменных затрат будетобеспечивать прямой прирост прибылипредприятия. К числу основных резервов экономиипеременных затрат можно отнести: снижениечисленности работников основного ивспомогательных производств за счет обеспеченияроста производительности их труда; сокращениеразмеров запасов сырья, материалов и готовойпродукции в периоды неблагоприятной конъюнктурытоварного рынка; обеспечение выгодных дляпредприятия условий поставки сырья и материалови другие.

Использование механизмапроизводственного левереджа, целенаправленноеуправление постоянными и переменными затратами,оперативное изменение их соотношения применяющихся условиях хозяйствования позволитувеличить потенциал формирования прибылипредприятия.

Для отечественных предприятий метод анализабезубыточности производства еще не являетсяофициально рекомендованным, в связи с чем пока ониспользуется в основном для прогнозных расчетовзначений цены, прибыли, выручки от реализации.Оценить по достоинству аналитическиевозможности этого метода могут производители,работающие в условиях реального рыночногохозяйства.

 

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы