Подписка на журналы
Главная    Интернет-библиотека    Финансовая оценка объема продаж, обеспечивающего безубыточное производство

Финансовая оценка объема продаж, обеспечивающего безубыточное производство



Финансовая оценка объема продаж, обеспечивающего безубыточное производство

Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №4 год - 2006

Маркова О.В., Дуань Юнь



Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество управленческих решений. Принятие грамотного решения невозможно без финансовой оценки хозяйственных процессов. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры продажи продукции, в конечном итоге сказывается на финансовых результатах предприятия.

Дать финансовую оценку взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями позволяет управленческий анализ. Управленческий анализ – это анализ изучения зависимостей финансовых результатов предпринимательства от издержек и объемов производства (продажи). Поэтому его называют еще анализом «издержки—объем—прибыль» («Cost—Volume—Profit») или «CVP».

Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом продажи, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Основные показатели, получаемые при управленческом анализе и используемые для дальнейшего принятия управленческих решений, — точка безубыточности, маржинальный запас прочности и операционный рычаг.

В целях изучения зависимости между изменениями объема производства, совокупного дохода, расходов и прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определять критические точки производства. В литературе встречается несколько терминов, обозначающих критическую точку: точка безубыточности, порог рентабельности, кромка безопасности, точка перелома. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации своей продукции, то есть нет ни прибыли, ни убытков.

Анализ безубыточности производства определяет зависимости между объемами продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени. Период, в течение которого по результатам анализа даются рекомендации, ограничен имеющимися в данное время производственными мощностями.

Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой активности) организации.

В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяется три метода.


1.

Математический метод (метод уравнения).

2.

Метод маржинального дохода (валовой прибыли).

3.

Графический метод.

 

Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле

ВП – ПЕР – ПОР = ПП,

(4)

 

где ПОР — постоянные расходы.

Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:

К х Ц – К х ПЕРед – ПОР = ПП,

(5)

 

К — количество единиц продукции;
Ц — цена единицы продукции;
ПЕРед — переменные расходы на единицу продукции.

ООО «Промстройдеталь» выпускает продукцию трех видов:
— бетон на гранитном щебне М-200;
— бетон на гранитном щебне М-300;
— бетонные стеновые блоки ФБС 24-4-6Т и имеет следующие показатели (табл. 1).

Таблица 1

Данные о доходах и расходах ООО «Промстройдеталь» за декабрь 2005 года

Показатели

Бетон М-200

Бетон М-300

Стеновые блоки ФБС 24-4-6Т

Итого

1. Объем продаж, м3

79,8

32,9

193,85

306,55

2. Цена за 1 м3, руб.

1477,78

1669,36

964,39

3. Выручка от продаж, руб.

117 926,84

54 921,94

186 947

359 795,84

4. Переменные расходы на 1м3, руб.

1122,98

1268,03

884,68

5. Переменные расходы на весь объем, руб.

89 613,8

41 718,19

171495,22

302 827,21

6. Маржинальный доход, руб.

28 313,04

13 203,75

15451,78

56 968,57

7. Постоянные расходы, руб.

19 139,23

8510,57

9958,07

37 607,87

8. Прибыль от продажи, руб.

9173,81

4693,18

5493,71

19360,7

9. Критическая точка, м3

52,68

21,72

127,98

202,32

 

Обозначим x количество проданных кубических метров бетона М-300, тогда 2,4255 x м3 будет соответствовать количеству проданного бетона М-200, а 5,8921 x м3 – бетонных стеновых блоков ФБС 24-4-6Т.
Подставим известные данные в формулу

К х Ц – К х ПЕРед – ПОР = ПП.

(964,39 х 5,8921 x + 1477,78 х 2,4255 x + 1669,36 x) – (884,68 х 5,8921 x++ 1122,98 х 2,4255 x + 1268,03 x) –37607,87 = 0;
(5682,2832 x + 3584,3554 x + 1669,36 x) – (5212,623 x + 2723,788 x + 1268,03 x) = 37607,87;
1731,5576 x = 37607,87;
 x = 21,72.
1) 21,72 м3 – бетон М-300;
2) 2,4255 х 21,72 = 52,68 (м3) — бетон М-200;
3) 5,8921 х 21,72 = 127,98(м3) — бетонные стеновые блоки ФБС 24-4-6Т.
21,72(м3) + 52,68(м3) + 127,98 (м3) = 202,32(м3).
Критическая точка объема продаж составляет 202,32 м3, из них 52,68 м3 приходится на бетон М-200, 21,72 м3 — на бетон М-300, , 127,98 м3 — на бетонные стеновые блоки.
Метод маржинального дохода является альтернативным математическому методу. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки:

МД = ВП – ПЕР.

(6)

 

Тогда критическая точка равна отношению постоянных расходов в общей сумме к величине маржинального дохода на единицу продукции.

В нашем примере это будет:
маржинальный доход на единицу = 56968,57/306,55=185,84 (руб.);
критическая точка = 37607,87 / 185,84 = 202,37 (м3).

Организация также должна продавать свою продукцию, чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.

При маржинальном подходе менеджер получает информацию о постоянных расходах, возмещаются ли они общей маржой или нет, о величине маржинального дохода от каждого вида продукции, о маржинальности каждого продукта.

Маржинальность продукта – это маржинальный доход, приходящийся на единицу продукта, выраженный в процентном отношении к выручке (цене). В нашем примере:
Бетон М-200 – 354,8 / 1477,78 х 100 = 24,01%;
Бетон М-300 – 401,33 / 1669,36 х 100 = 24,04%;
ФБС 24-4-6Т – 79,71/ 618,2 х 100 = 8,27%.

Чем выше маржинальность продукта, тем выгоднее его производство.

Маржинальный доход лежит в основе управленческих решений, связанных с пересмотром цен, изменением ассортимента выпускаемой продукции, установлением размера премий, стимулирующих продажу продукции, проведением рекламной кампании и других маркетинговых операций.

Графический метод выявляет теоретическую зависимость совокупного дохода от продажи, издержек и прибыли от объема производства на основе построения графика бухгалтерской модели безубыточности.

Бухгалтерская модель безубыточности — это график линейной зависимости совокупного дохода и совокупных издержек от изменения объема производства. Основанием для анализа служит расчет точки безубыточности (критической точки).

Возвращаясь к вышерассмотренному примеру, представим компоненты производственных расчетов графически. Для этого необходимо построить графики переменных, совокупных расходов и выручки (см. рис.).

Рис. Бухгалтерская модель безубыточности по данным ООО «Промстройдеталь» за декабрь 2005 года

На рисунке представлена точка безубыточности Е и приемлемый диапазон объемов производства. Зона прибыли и зона убытков распространяется направо и налево от критической точки. При этом линия ОА показывает переменные затраты, ВС — совокупные затраты, ОD — выручку от продажи продукции.

Бухгалтерская модель показывает изменение совокупных издержек и доходов при уровне производства, который запланирован на будущее.

Результаты расчета точки безубыточности с помощью рассмотренных выше методов сведены в таблице 2.

Таблица 2

Величина точки безубыточности, рассчитанная альтернативными методами, м3

Методы определения точки безубыточности

Бетон М-200

Бетон М-300

Блоки ФБС 24-4-6Т

Итого

1. Метод уравнения

21,71

52,66

127,92

202,32

3. Метод маржинального дохода

202,37

2. Графический метод

202

 

Рассмотрев три метода анализа безубыточности производства, можно отметить, что получены одинаковые результаты (с учетом погрешности при расчетах). Однако можно сделать следующие выводы.
1. Метод уравнения является довольно трудоемким и велика погрешность в довольно громоздких расчетах.
2. Метод маржинального дохода является наименее трудоемким.
3. Графический метод трудоемкий, наиболее рациональное его применение на практике возможно при использовании электронных таблиц Excel.

Таким образом, признав метод маржинального дохода наиболее удобным, можно отметить, что система «директ-костинг» кроме содействия эффективной политике ценообразования также успешно формирует информационную базу для проведения анализа безубыточности.

Одним из основных показателей операционного анализа является маржинальный запас прочности.

Маржинальный запас прочности — это величина, показывающая превышение фактической выручки от продажи продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность продажи. Этот показатель определяется следующей формулой:

МЗП = (ВП – ПВ) / ВП х 100,

(7)

 

где

МЗП

маржинальный запас прочности,

 

ПВ

пороговая выручка.

 

С помощью графика безубыточности можно легко оценить фактическую ситуацию соотношения доходов и расходов. На рисунке 1 видно, что фактический объем продаж превышает точку безубыточности на 105 кубических метров, а соответствующие этим точкам размеры выручек отличаются на 122 356 рублей.

Таким образом, маржинальный запас прочности для ООО «Промстройдеталь» в декабре 2005 года составил:
МЗП = (359794,84 – 237439) / 359794,84 х 100 = 34 (%).

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. Значение маржинального запаса прочности, равное 34 процентам, показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее чем на 34 процента, то предприятие будет получать прибыль, если более чем на 34 процента — окажется в убытке.

При увеличении объема продаж прибыль будет возрастать непропорционально. Нелинейная (непропорциональная) зависимость скорости процентного изменения прибыли по отношению к процентному изменению объема продаж вблизи точки безубыточности связана с наличием постоянных затрат в общей сумме затрат и получила название эффекта операционного (производственного) рычага или левереджа («leverage» в дословном переводе — рычаг) и рассчитывается по формуле:

ОР = (ВП – ПЕР) / ПП.

(8)

 

Результаты расчета операционного левереджа для каждого вида продукции приведены в таблице 3.

Таблица 3

Данные о размере операционного левереджа по видам продукции ООО «Промстройдеталь» за декабрь 2005 года

Виды продукции

Операционный левередж

1. Бетон М-200

3,09

2. Бетон М-300

2,81

3. Стеновые блоки ФБС 24-4-6Т

2,81

 

Величина эффекта операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1 процент. То есть при увеличении (уменьшении) на 1 процент выручки от продажи бетона М-200 прибыль от продажи увеличится (уменьшится) на 3,09 процента, бетона М-300 и ФБС 24-4-6Т — на 2,81 процента.

Кроме того, данный показатель позволяет выяснить, на сколько процентов должна уменьшиться выручка, чтобы организация перестала получать прибыль, то есть чтобы достичь критической точки. Так, выручка от продажи бетона М-200 должна уменьшиться на 32,36 процента (100/3,09), бетона М-300 и ФБС 24-4-6Т — на 35,58 процента по каждому виду продукции.

При стремлении объема продаж к критической точке прибыль стремится к нулю, а величина операционного рычага неограниченно возрастает. При этом падение выручки на несколько процентов, скажем из-за снижении цены, может вызвать снижение прибыли в несколько раз и наоборот. Чтобы избежать столь неустойчивой, рискованной ситуации, руководство предприятия должно стараться поддерживать объем продаж не менее чем на 15—20 процентов выше точки безубыточности. В исследуемом периоде для ООО «Промстройдеталь» сложилась благоприятная ситуация, так как согласно вышепроизведенным расчетам фактическая выручка превысила пороговую выручку на 51,5 процента.

Эффект операционного рычага проявляется тем сильнее, чем больше доля постоянных затрат в совокупных затратах. Снижение переменных затрат на ту же величину приводит к меньшим изменениям в точке безубыточности. В этой связи целесообразно рассмотреть следующий подход к определению операционного рычага.

Производственный левередж – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. Производственный (операционный) левередж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя «прибыль до вычета процентов и налогов». Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левереджа на финансовые результаты деятельности фирмы.

Уровень операционного левереджа рассчитывается по формуле

ОР=ПОР/ПЕР.

(9)

 

Результаты расчета операционного левереджа представлены в таблице 4.

Таблица 4

Данные о размере операционного левереджа по видам продукции ООО «Промстройдеталь» за декабрь 2005 года

Виды продукции

Операционный левередж

1. Бетон м-200

0,21

2. Бетон М-300

0,2

3. Стеновые блоки ФБС 24-4-6Т

0,06

 

Размер операционного левереджа по видам бетона практически одинаковый, значительно отличается величина данного показателя по стеновым блокам ФБС 24-4-6Т. При изменении объема продаж на одну единицу прибыль от продажи стеновых блоков (имеющих меньший уровень производственного левереджа) изменяется не так сильно, как прибыль от продажи бетона (с более высоким уровнем производственного левереджа). При резком уменьшении объема продажи бетона прибыль будет падать несколько быстрее и уже при объеме продаж, равном 74,37 кубических метра по двум видам бетона (то есть в 1,52 раза меньше текущего объема продаж) организация из прибыльной станет убыточной. Запас безубыточности по бетонным стеновым блокам несколько выше. Убытки будут зафиксированы при более резком падении сбыта до 127,92 м3 (в 1,55 раза).

Таким образом, организации с более высоким уровнем постоянных расходов (и следовательно, с более высоким производственным левереджем) несут больший риск убытка при неблагоприятном развитии рыночной ситуации.

Однако считать, что высокая доля постоянных расходов в структуре затрат предприятия является отрицательным фактором, нельзя. Увеличение производственного левереджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении производительности труда, а также о реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Все эти факторы, являющиеся положительными, проявляются в увеличении доли постоянных расходов и приводят к увеличению эффекта производственного левереджа.

Таким образом, необходимым условием применения механизма производственного левереджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Анализ величин постоянных и переменных расходов предприятия позволяет выявить уровень риска финансово-хозяйственной деятельности, что является необходимым этапом планирования, принятия рациональных управленческих решений.

Анализ безубыточности, использующий метод маржинального дохода, следует считать одним из ключевых направлений анализа всей деятельности организации. Ведь точка безубыточности является неким ориентиром, началом отсчета для определения объема производства, приносящего прибыль, — главной цели любой организации.

В общем, CVP-анализ дает развернутое представление о взаимосвязи расходов, объема продаж и прибыли, соотношении доходов и расходов, структуре себестоимости, формировании финансовых результатов и влияющих на них факторов.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы