Главная    Интернет-библиотека    Словарь    Финансы    Регулирование экономики государственное

Регулирование экономики государственное

Поиск по словарю
С появлением государства зарождается государственное регулирование рыночных отношений. До перехода капиталистической экономики в монополистическую стадию вмешательство государства в экономические процессы носило локальный характер в преимущественной форме государственного протекционизма и государственного долга. Для рыночной экономики в условиях монополистического капитализма необходимы государственная власть, государственный порядок и государственная инициатива так же, как государственное пространство, государственные границы и государственный хозяйственный центр.
Государство в современных капиталистических странах выступает как активная регулирующая сила в отношении рыночного и нерыночного секторов экономики.
Объекты государственного регулирования - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы.
Основные объекты государственного регулирования: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также  социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.
Система субъектов регулирования рыночной экономики. Эта система находится в процессе становления и включает три подсистемы:
1. Подсистему общегосударственного регулирования экономики.
2. Подсистему общественного регулирования деятельности ассоциаций, союзов, фондов различного рода и уровня, участвующих в общегосударственном регулировании и осуществляющих саморегулирование экономических отношений в локальных границах.
3. Подсистему регулирования экономики в основном ее звене фирмами и организациями, функционирующими в сфере производства и реализации товаров и услуг и осуществляющими прямой менеджмент (в высокоразвитых индустриальных странах - маркетинговый менеджмент).