Главная    Интернет-библиотека    Пресс-релизы    Финансы    Как оставить российскую экономику без валюты

Как оставить российскую экономику без валюты

Кравченко П.П.
Журнал "Портфельный инвестор" №11 /2008

Пришло время для «легкой» критики Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева. Внимательный читатель заметил, что наше издание по мелочам не критикует. У Президента страны, как и у любого человека, могут быть ошибки, и это нормально. Но когда тактические ошибки могут перейти в стратегические, мы вынуждены срочно вмешиваться в ситуацию. Последнее вмешательство со стороны издания пришлось на весну 2008 года, когда нами были разосланы письма о негативных тенденциях в российской экономике. Вероятнее всего, (но не все) посчитали, что очередные писатели беспокоят верховную власть экономическими «страшилками». Вследствие чего не было принято ни одно важнейшее решение о создании механизмов, позволяющих менее болезненно пройти первую стадию кризиса (именно российского, а не западного). Но это уже их ответственность. Правда, в момент кризиса, с одной стороны, несколько запоздалые, но в то же время необходимые решения были приняты достаточно оперативно, что позволило избежать в краткосрочном плане резкого падения стоимости рубля и технического дефолта некоторыми компаниями. Правда, дальнейших стратегических шагов не наблюдается. Так, принимаются некоторые технические решения, не более того. В то же время глобальные проблемы, с которыми отечественная экономика столкнется через несколько лет, никуда не испарились. Как я уже говорил, у Правительства осталось максимум два года, чтобы каким-то образом отсрочить надвигающееся цунами (в настоящий момент волнение моря два, максимум три бала). Что нужно сделать за два года? Первое. Дать поручения специалистам проверить тренд ряда экономических показателей. Основная цель – получить из достоверных источников сведения о том, что проблема существует. На это уйдет максимум два-три месяца. Второе. Выработать план под условным названием «спасение отечественной экономики» (в том числе и самих себя), который необходимо запускать не позднее весны 2009 года. Да, дорогой читатель, это «мягкая корректировка экономического курса». В момент запуска первых решений дорабатывается до начала лета 2009 года вся нормативная документация с внесением в ГД РФ. В течение месяца принимается на законодательном уровне (оперативность принятия некоторых решений известна). Таким образом, через год будет запущен основной механизм, который на первом этапе сможет дать время для более детальной проработки «новой экономической политики страны». Благодаря этому несколько лет будет выиграно. В течение данного периода можно более точно все рассчитать и несколько скорректировать ранее принятые решения (все меняется очень быстро). Возможно, с божьей помощью Россия останется в нынешних границах еще лет тридцать.

Согласен, что все сложно сразу понять и осознать, поэтому перейдем к очевидным и простым решениям, которые в случае принятия могут ускорить окончание светлого будущего российской экономики.
Речь идет о неоднократном высказывании Дмитрия Анатольевича о создании на территории России мирового финансового центра и реализации отечественных энергоносителей (не только), идущих на экспорт, за рубли. К глубокому сожалению, до настоящего момента я не слышал (не читал) ни одного возражения по данному вопросу. Варианта два. Либо я чего-то не понимаю в финансах, экономике и геополитике (на среднестатистическом уровне), либо в России нет имеющих доступ к СМИ экономистов, которые разбираются в столь очевидных проблемах. В моем понимании, экономист, узнавший, что пропагандируется идея реализации энергоносителей, идущих на экспорт, за рубли, в срочном порядке обязан написать статью и отправить её во все издания. Кроме этого, должны быть разосланы официальные письма во все инстанции. К сожалению, я этого не вижу. Ну что же, буду критиковать в одиночестве.
Создания полноценного мирового финансового центра в России я не буду касаться, так как это меньшее зло для отечественной экономики, тем более директивно это сделать невозможно. Экономический (эволюционный) путь развития данного процесса – на моей стороне. Теоретически ребенок может появиться раньше девяти месяцев, но в нашем случае речь идет о трех неделях после зачатия.

Реализация отечественных сырьевых ресурсов, идущих на экспорт, за рубли

Зачем государству нужна валюта? В основном для удовлетворения потребностей экономики в широком смысле слова (домохозяйств, производителей, государства). В это понятие можно включить и инвестиции, обслуживание займов, накопление резервов и т. д. Так исторически сложилось, что в отечественной экономике всегда были проблемы с СКВ. Это наблюдалось при любом строе. На причинах останавливаться не будем (думаю, что это хроническая болезнь и вылечить её очень сложно, скорее всего, невозможно). В разные периоды времени данная проблема решалась по-своему. Чтобы получить СКВ, царская Россия продавала зерно, хотя народ в общей массе недоедал; молодая советская власть продавала все, что можно было продать, в том числе и художественные ценности. Логика Сталина мне еще более-менее понятна. Сегодня продали пару картин и колец, все равно завтра заберем музей. Когда выросли цены на нефть, СССР начал более активно продавать жидкое золото. Благодаря валютной выручке в стране начали появляться импортные товары, была предпринята попытка модернизации производства (хотя многие говорят, что закупленное оборудование так и оставалось лежать на складах). Если внимательно посмотреть торговый баланс СССР, то на протяжении длительного времени он был либо сбалансирован, либо экспорт несколько превышал импорт. Проблемы начались позже, когда с 1985 года по каким-то непонятным причинам внешнеэкономическую деятельность отдали в частные руки. Были частично открыты границы, и импорт стал более активно поступать на отечественный рынок, между тем валютная выручка за сырье все больше оставалась на Западе. Начались внешние займы, с одновременным невозвращением экспортной выручки. Результат всем известен. Отрицательный счет текущих операций с необходимостью обслуживания ранее взятых долгов и финансирования определенного количества импортных продуктов питания.
Всем известно, что жизнь никого и ничему не учит. С 1995 года зафиксировали курс рубля к доллару (завышенный), получили резкий спрос на импорт и утечку капитала. Пока сырье было в цене, никто не беспокоился. Но как только стоимость нефти резко пошла вниз, начались проблемы. В итоге счет текущих операций вновь «ушел» в отрицательную зону, но накопленные негативные моменты в экономике были уже несравнимы с 1991 годом. Результат известен: дефолт по внутренним государственным долговым обязательствам, девальвация рубля в несколько раз, мораторий на возврат внешних займов. Во всех трех случаях основной проблемой была нехватка СКВ.

Вывод. Если экономика желает потреблять в огромных количествах импорт (в широком смысле), она обязана обладать как минимум таким же объемом СКВ (счет текущих операций должен быть сбалансирован на длительный промежуток времени). С учетом ряда особенностей нашей страны, излишек СКВ должен быть значительным.
В необходимости СКВ убедились. Зададимся другим вопросом. А может ли быть так, чтобы меньше продавать (за валюту) и больше покупать? Ну раз российская экономика – «хроник», то не обхитрить ли как-нибудь экономические правила (закономерности)? Отвечаю. Можно продавать меньше (получать СКВ), а тратить (СКВ) больше. Т. е., имея устойчивый отрицательный счет текущих операций, жить припеваючи. Чтобы далеко не ходить, возьмем пример США. Таким образом они живут уже более 20 лет. Имея дефицит счета текущих операций в сотни миллиардов долларов, страна потребляет с каждым годом все больше и больше. Как такое может быть? Все очень просто. США привлекают внешние инвестиции, тем самым сальдируют отрицательный счет текущих операций. Одним словом, они постоянно что-то продают: долговые обязательства, недвижимость, акции, свободу предпринимательства, воздух и т. д. Дмитрий Анатольевич хочет поступить так же: финансировать отрицательный счет текущих операций внешними заимствованиями (инвестициями). Рассматривать данную конструкцию нет смысла, так как рубль не является резервной валютой (СКВ). А раз он не является резервной валютой, то весь приток капитала будет в СКВ и кредиторы с инвесторами захотят забрать именно СКВ. Соответственно, приток капитала в настоящий момент (его еще нужно получить) имеет негативную направленность – создание внешнего долга со всеми вытекающими рисками. А что если сделать рубль резервной валютой? Тогда все может получиться? Возникает вопрос: что будет продавать Россия (имеется в виду по счету движения капитала)? Точнее, что может заставить инвесторов покупать рубль и как результат финансовые инструменты, номинированные в рублях, по которым можно получать доход? Сразу отмечу, что речь идет не о странах СНГ, это не тот объем, который нужен российской экономике в долгосрочном плане. Речь должна идти об устойчивых как минимум 70–100 млрд долл. в год. Я не знаю, что может предложить отечественная экономика в виде объектов инвестирования на среднесрочную перспективу. К сожалению, каких-то глобальных преимуществ, позволяющих конкурировать со многими странами Запада и Востока за столь громадные средства, у нас нет. Разобрались – как в США, не получится.

Вернемся к предложению Президента. Я утверждаю, что, до тех пор пока российский рубль не станет СКВ со всеми вытекающими последствиями, т. е. российская экономика не будет одной из лучших в мире по инвестиционному климату, с огромной очередью граждан, желающих жить на территории России, стоимостью (нелегальной) получения российского гражданства в 500 тыс. долл. и т. д., продажа энергоносителей на экспорт за рубли – стратегическая ошибка, которая может в течение короткого промежутка времени оставить экономику без сырья и части СКВ. Попробую это доказать.
Блок-схема № 1. Движение сырья, идущего на экспорт, и валютной выручки (СКВ). Основной смысл – российские экспортеры получают за товар СКВ. Полученную валюту могут продать, могут не продавать. В настоящий момент РФ имеет положительный счет текущих операций (до 100 млрд долл. – 2008 г.), соответственно, основным покупателем является ЦБ РФ. Далее купленную СКВ инвестируют в безрисковые обязательства, номинированные в СКВ. Все логично.
Блок-схема № 2. Движение сырья, идущего на экспорт, с учетом расчетов за него российскими рублями. В данном случае от покупателей сырья в оплату будут брать рубли. Где возьмет рубли покупатель сырья? Естественно, он будет вынужден приобретать их на бирже (у кого, пока не принципиально). Если ему необходимо купить на 100 млрд долл. сырья, он проконвертирует 100 млрд долл. за рубли, которые в конечном счете выплатит продавцу сырья. В итоге те же 100 млрд поступают на биржу. Но если в первом случае экспортер может не продавать всю выручку (по разным причинам), то во втором случае все денежные средства в виде СКВ поступят на рынок. Все прекрасно. Можно предположить, что государство тем самым вынуждает не держать излишек валюты на счетах. Хотя в государственном капитализме, когда основные экспортные потоки подконтрольны государству, данный вопрос решается за круглым столом у премьер-министра, так как врачей (вероятнее всего, медбратьев) вряд ли кто хочет видеть в своих особняках.
Уважаемый читатель, как, по вашему мнению, можно навредить отечественной экономике, если будет использован вариант, предложенный Президентом? Предлагаю, прежде чем читать дальше, немного подумать.
Как бы я оставил российскую экономику без нескольких десятков миллиардов долларов выручки в год. Все очень просто. На месте внешнего покупателя я взял бы кредит в рублях и оплатил ими поставку сырья. Таким образом, российская экономика не досчитается валютной выручки на сумму займа. В период активного платежного баланса это не так заметно (все зависит от общей суммы займа в рублях, который идет на оплату экспортных товаров). Но в дальнейшем, когда счет текущих операций будет иметь отрицательное значение, любое недополучение валютной выручки (от 5 млрд долл. в год) будет иметь существенное значение. А если в этот период добавится серьезный отток капитала и снижение стоимости сырьевых ресурсов на мировых биржах, то проблем отечественной экономике не избежать.

Вывод: предложение по реализации экспортного сырья за рубли несет в себе риски недополучения значительной части валютной выручки и, как следствие, ухудшения общей экономической ситуации в стране.
Р.S. Возможно, у Правительства другое видение процесса, но поскольку информация полностью отсутствует, то явных экономических выгод от вышеуказанного предложения не нахожу. А если учитывать тот факт, что за последнее время было допущено несколько явных стратегических ошибок, то до полного опубликования развернутого плана по переходу на рубли в расчетах за товары, идущие на экспорт, данное решение можно считать еще одной стратегической ошибкой.

Блок-схема № 1. Реализация экспортных товаров (сырья) за СКВ

Блок-схема № 2. Реализация экспортных товаров (сырья) за рубли

Показатели внешней торговли РФ, баланса инвестиционных доходов и счет текущих операций (1970–2007 годы)

Период (год)

Экспорт товаров

Импорт товаров

Торговый баланс

Инвес. Доходы в РФ

Инвест дох. Из РФ

Баланс инвестиционных доходов

Счет текущих операций









1970

12 000

11 000

1 000

НД

НД

НД

500

1971

13 000

11 000

2 000

НД

НД

НД

1 500

1972

13 000

13 000

0

НД

НД

НД

-500

1973

16 000

16 000

0

НД

НД

НД

-500

1974

21 000

19 000

2 000

НД

НД

НД

1 500

1975

24 000

27 000

-3 000

НД

НД

НД

-3 500

1976

28 000

29 000

-1 000

НД

НД

НД

-1 500

1977

33 000

30 000

3 000

НД

НД

НД

2 000

1978

36 000

35 000

1 000

НД

НД

НД

0

1979

43 000

38 000

5 000

НД

НД

НД

4 000

1980

50 000

45 000

5 000

НД

НД

НД

4 000

1981

57 000

53 000

4 000

НД

НД

НД

3 000

1982

63 000

57 000

6 000

НД

НД

НД

5 000

1983

68 000

60 000

8 000

НД

НД

НД

7 000

1984

75 000

65 000

10 000

НД

НД

НД

9 000

1985

73 000

69 000

4 000

НД

НД

-1 500

1 000

1986

68 000

63 000

5 000

НД

НД

-1 500

2 000

1987

68 000

61 000

7 000

НД

НД

-1 500

4 000

1988

67 000

65 000

2 000

НД

НД

-1 500

-1 000

1989

68 000

67 000

1 000

НД

НД

-1 500

-2 000

1990

89 000

95 000

-6 000

НД

НД

-1 500

-9 500

1991

67 000

55 000

12 000

НД

НД

-1 500

8 000

1 992

51 681

47 981

3 700

2 541

-4 911

-2 370

-69

1993

58 608

46 003

12 605

2 702

-5 173

-2 471

9 013

1994

67 379

50 452

16 927

3 392

-5 111

-1 719

7 844

1995

82 419

62 606

19 813

4 112

-7 181

-3 069

6 963

1996

89 685

68 092

21 593

4 232

-9 268

-5 036

10 847

1997

86 791

71 768

15 023

4 140

-12 490

-8 350

-80

1998

74 694

58 670

16 024

4 000

-15 626

-11 626

219

1999

75 130

39 465

35 665

3 456

-11 393

-7 937

24 616

2000

105 033

44 862

60 171

4 253

-11 257

-7 004

46 839

2001

101 884

53 764

48 120

6 176

-10 544

-4 368

33 935

2002

107 301

60 966

46 335

4 973

-11 757

-6 784

29 116

2003

135 920

76 070

59 850

10 243

-23 270

-13 027

35 410

2004

183 207

97 382

85 825

10 792

-23 300

-12 508

59 514

2005

243 798

125 434

118 364

15 668

-33 450

-17 782

84 443

2006

303 926

164 692

139 234

27 857

-51 246

-23 389

96 106

2007

355 465

223 421

132 044

35 000

-65 000

-30 000

78 309

Показатели платежного баланса и макроэкономической статистики РФ (1985–2013 годы) (млрд долл. США)

Подробнее о журнале «Портфельный инвестор» и информация о подписке
Отдельные номера журнала можно купить на сайте 5B.ru





Ранее просмотренные страницы