Главная    Интернет-библиотека    Пресс-релизы    Менеджмент    «Семь навыков высокоэффективных людей»: с чего начать?

«Семь навыков высокоэффективных людей»: с чего начать?

(интервью с Алексеем Кругляковым – ведущим бизнес-тренером и генеральным директором компании MTISystem, которая является российским лицензированным представительством в России американской компании FranklinCovey)

Аннотация:

Модель эффективности Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» пользуется большой популярностью среди людей самых разных профессий. Для маркетологов и управленцев она представляет особый интерес, т.к. помогает не только повысить собственную результативность, а также эффективность отдельных проектов и организации в целом. Предлагаем Вашему вниманию интервью с Алексеем Кругляковым – ведущим бизнес-тренером и генеральным директором компании MTI System, которая является российским лицензированным представительством в России американской компании FranklinCovey. В этом интервью он делится своими знаниями касательно теории Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей»: что означает быть «высокоэффективным» и как им стать.

Модель эффективности Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» пользуется большой популярностью среди людей самых разных профессий. Для маркетологов и управленцев она представляет особый интерес, т.к. помогает не только повысить собственную результативность, а также эффективность отдельных проектов и организации в целом. Книги Стивена Кови переведены на многие языки и продаются огромными тиражами; у компании FranklinCovey, которая занимается консультированием и обучающими программами, - предостаточно клиентов. В конце марта 2011 Кови приезжал в Москву и собрал громадную аудиторию. Почему?

Кови пишет, что эффективность невозможна без учета четырех измерений: физического (поддержание физического здоровья и тонуса, чтобы это помогало достижениям на других уровнях); интеллектуального (постоянное самообразование); социально-эмоционального (конкретные социальные роли, которые человек выполняет, например: роль отца, менеджера, учащегося) и духовного (осознание собственной системы ценностей и приверженность ей). Все четыре аспекта должны приниматься во внимание, и если человек успешен в одной сфере в ущерб чему-то значимому из другой, то такого человека нельзя назвать ни успешным, ни эффективным. Этот целостный подход одинаково применим как к жизни человека, так и к функционированию организации.

Стивен Кови относится к той категории философов, которые не только выстраивают храм своих теорий, но и сами живут в нем: он успешный предприниматель, вице-президент консалтинговой компании FranklinCovey, отец большого семейства; и во всех сферах своей жизни руководствуется сформулированными им принципами высокоэффективного человека.

Предлагаем Вашему вниманию интервью с Алексеем Кругляковым – ведущим бизнес-тренером и генеральным директором компании MTI System, которая является российским лицензированным представительством в России американской компании FranklinCovey. В этом интервью он делится своими знаниями касательно теории Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей»: что означает быть «высокоэффективным» и как им стать. Уже около 8 лет Алексей проводит тренинги с одноименным названием, предварительно пройдя обучение и получив сертификацию центра FranklinCovey.

Для вашего удобства приводим ниже семь навыков, о которых идет речь:

  1. Будьте проактивны.
  2. Начинайте, представляя конечную цель.
  3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала.
  4. Думайте в духе «Выиграл/Выиграл»
  5. Сначала стремитесь понять, потом – быть понятым.
  6. Достигайте синергии.
  7. «Затачивайте пилу».

- Первый вопрос – относительно сути теории Стивена Кови. Пожалуйста, изложите ее в нескольких словах.

- Стивен Кови создал модель повышения эффективности - как личной, так и организационной, - в которую заложены семь навыков. Это некие социальные законы, которые действуют также как законы физики. Очень важно понимать, что заслуга Кови заключаются не в том, что он сформулировал эти семь навыков - каждый из этих навыков по отдельности давно известен, и ни один из них Кови не придумал. Его основная заслуга в том, что он создал систему, в которой эти навыки находятся в очень жесткой зависимости друг от друга. Более того, любая попытка применения этих навыков внесистемно, т.е. вне связи друг с другом, может быть не только бесполезна, но и даже вредна. Эта система представляет собой путь постоянного повышения собственной эффективности. Под эффективностью (это определение очень важно и с него мы начинаем все наши тренинги) мы понимаем, прежде всего, не результативность и не коэффициент полезного действия, а постоянное поддержание баланса между результатами и ресурсами, за счет которых этот результат достигается. Если внимательно посмотреть на модель Кови, она состоит из простых вещей: разберись, какого результата ты хочешь достичь, и какие для этого необходимы ресурсы, а затем добивайся его! Самым важным ресурсом для каждого из нас являемся мы сами. Это наше умение определять цель, идти к ней и взаимодействовать с теми людьми, без которых мы не в состоянии достичь собственных целей. Вот, собственно говоря, и все.

- Если говорить о «разберись, какого результата ты хочешь достичь», то тут мы касаемся непосредственно стратегии и миссии. Кови пишет,что, прежде всего, нужно определить свою миссию, а затем в соответствии с ней предпринимать все свои действия. В его книге также приведена цитата Виктора Франкла: «Мы выявляем, а не придумываем наши жизненные миссии». Как Вы можете её прокомментировать?

- Свою миссию ищут и люди, и организации. В обоих случаях очень часто возникает подмена понятий между выявлением миссии и созданием миссии. Вообще понятие «миссия» в последнее время стало очень затасканным и потеряло свой изначальный смысл. Миссия – это, по возможности, очень простые ответы на очень непростые вопросы: «Что я делаю? Для кого я делаю? Зачем я делаю?» Это касается как человека, так и организации. И любой человек, который живет и сформировался, как и любая организация, которая живет и сформировалась, - они уже что-то делают, для кого-то делают и зачем-то делают. Другой вопрос, что сейчас под словом «миссия» очень часто воспринимают не ответ на этот вопрос – честный и искренний, а PR-мессидж, который посылают во внешнее пространство. Отсюда часто возникают миссии, при чтении которых возникает ощущение, что люди хотели красивыми словами передать в окружающий мир сообщение: «Мы пришли в этот мир, чтобы сделать его лучше». Но на самом деле они не понимают, для чего все-таки их компания «пришла в этот мир» и политику взаимоотношений с «этим миром». Например, однажды мы работали с компанией, которая продавала электроосветительные приборы, и у них была очень красивая миссия. Они писали, что «Мы дарим людям свет». Красиво звучит? Да! Но смысла в этом нет никакого.

Основная мысль Франкла о том, что «мы не создаем миссию, а мы её выявляем», в следующем: любая разумная деятельность уже подразумевает наличие миссии. И когда мы совершаем тот или иной выбор, т.е. когда мы принимаем для себя решение, мы чем-то руководствуемся. Руководствуемся мы некоторыми своими соображениями о том, что такое «хорошо» и «плохо», что «правильно» и «неправильно», приведет меня это куда-то или не приведет. Проблема только в том, что этот процесс часто не до конца осознается. Когда принимаются важные решения, основой для них часто становятся не конечные цели, а какие-то сиюминутные обстоятельства. И происходит очень серьезный перекос: мы принимаем целый ряд значимых решений, опираясь на изменчивые сиюминутные обстоятельства. Потом наблюдаем результат, который может нам понравиться или не понравиться. Если мы им довольны, то проблем нет. Если не очень, то нужно понять, почему и в чем причина того, что я получил не то, что хотел? Причина обычно в том, что мы теряем фокусировку на нашу дальнюю цель - хотя бы потому, что она не сформулирована или до конца не осознана.

При определении личной миссии возникает много вопросов, в том числе касающихся непосредственно личности: «Кто я? Что я? Зачем я?» - вечные вопросы собственно о месте человека в этой жизни. То же и с миссией организации. Поэтому основной вопрос, который мы обычно задаем аудитории: «А вы, собственно говоря, зачем бизнесом занимаетесь?» Первый ответ на него звучит несколько недоуменно: «Ну как зачем? Бизнес – он ради денег». Стоит начать копать глубже и спросить: «Если лишь из-за денег, то зачем вы таким сложным бизнесом занялись? Если лишь для того, чтобы заработать денег,– могли бы заниматься более прибыльным и менее хлопотным делом». В процессе этого диалога и поиска ответов на сложные вопросы осознается и формулируется то, что называется миссией.

По сути, миссия есть некий ориентир, реперная точка, которая позволяет понять даже в условиях неопределенности, куда двигаться. Представьте себе витязя, стоящего на распутье дорог. Сложность его выбора в том, что всегда есть риск утратить то, что уже есть, и отсутствие гарантий, что он там точно найдет какие-либо блага. Однако выбор делать необходимо. Возникает вопрос, на основании чего принимать важные решения в столь неясной ситуации.

Если говорить о бизнесе, понимание миссии также дает ответ на очень многие маркетинговые вопросы. Например, куда развиваться и за счет чего расширяться. То есть опять позволяет отделить главное от второстепенного.

- Чтобы успешно следовать миссии, огромное значение приобретает навык 3 «Сначала делайте то, что необходимо делать вначале». Представим, что человек или компания определили свою миссию. Теперь требуется двигаться в нужную сторону и не потонуть в завалах ежедневных дел. Интересно узнать, какими программами вы пользуетесь?

- Мы пользуемся простыми календарями типа Google или Outlook, которые позволяют в удобном формате видеть нагрузки и проекты, а также планировать наши задачи таким образом, чтобы они не пересекались. Как видите, у нас очень простые инструменты планирования.

Суть третьего навыка Кови «Сначала делайте то, что необходимо делать сначала» на самом деле заключается не в непрерывном использовании инструментов планирования, а в базовом сдвиге парадигмы: ориентироваться надо на Важные дела, а не на Срочные. Все остальное – это уже надстройки на этом фундаменте. Этих настроек может быть огромное количество, причем самых разных. Мы не претендуем на звание знатоков в том, как надстраивать этот фундамент. Но вот какой должен быть фундамент – это мы знаем, потому что мы специалисты по фундаменту.

Вообще, на рынке предлагается очень много самых разных инструментов тайм-менеджмента.. Я уверен, что со временем станет еще больше: эта тема будет актуальна всегда, потому что мы живем в мире, в котором никто ничего не успевает. Но если использовать тайм-менеджмент лишь для поиска волшебного инструмента, который позволит успевать делать абсолютно все, то этот поиск будет бесконечен, потому что такого инструмента, к сожалению, нет. Вопрос в ином: что-то мы успеваем сделать, что-то нет. Таким образом, передо мной стоит выбор: что успеть обязательно, а что можно позволить себе не успеть. Мне все равно на что-то не хватит времени, с этим надо смириться. Тогда вопрос: что я не успею сделать? Вот здесь очень важен сдвиг в парадигме, так как обычно люди ориентируются на понятия «срочно – не срочно».

Что же обычно вычеркивают из своего ежедневника в конце дня и как чаще всего происходит планирование дня у обычных среднестатистических людей? Человек нервно утром прибегает на работу, открывает ежедневник и составляет список дел, которые ему сегодня позарез надо сделать. При этом он ориентируется, прежде всего, на срочность, а не на то, какое из них более важное. Он сортирует задачи по порядку срочности: что-то выполнить сегодня, потому что дедлайн был вчера, что-то можно пока отложить. Потом целый день человек интенсивно работает. В конце дня он то, что не успел сделать, вычеркивает («все, поезд уехал, время прошло, уже нет смысла этим заниматься») или переносит на завтра. Таким образом, человек каждый день выполняет массу Срочных дел: получается, что за день огромное количество Срочных дел сделано, и огромное количество – не сделано. Но какие из них были Важными, он сможет оценить лишь потом.

Поэтому базовый сдвиг парадигмы заключается в том, чтобы ориентироваться не на срочность, а на важность: я должен заниматься теми и только теми делами, которые ведут меня к моим целям и помогают реализовать мою миссию. Я сам решаю, чем заниматься, чем не заниматься. Таким образом, навык тайм-менеджмента по Кови сводится к одному: отношение к своему времени должно быть проактивным. Потому что когда мы заняты срочным, мы реагируем; когда заняты важным, мы проактивны: мы сами решаем, что именно это для нас важно, и сами определяем, когда это надо сделать.

- В России, когда говорят о тайм-менеджменте, сразу вспоминают Глеба Архангельского. Его теория пересекается с теорией Кови?

- Они не противоречат друг другу. На мой взгляд, все, о чем говорит Глеб – это очень полезные вещи. Однако он придает огромное значение именно техникам тайм-менеджмента: как непосредственно управлять временем, как успеть огромное количество дел. А мы, прежде всего, говорим о том, зачем успевать. Может быть, из дикого количества дел, которыми я занят, надо выделить не 10-15, а 2-3. И заняться ими, потому что именно они приведут меня к моим целям.

В чем суть тайм-менеджмента? В самом название «тайм-менеджмент» - управление временем – таится ментальная ловушка, ведь временем невозможно управлять. Время - это некая абстрактная субстанция. Это нечто, мимо чего мы течем. Или оно течет мимо нас. И процесс этот однонаправленный – его нельзя повернуть назад, нельзя замедлить, убыстрить или остановить. По сути, тайм-менеджмент – это управление собой относительно времени. Но чтобы управлять собой, надо сначала разобраться в себе и понять свои желания. Ради чего я это делаю? Что для меня первично, что вторично? Поэтому и на нашем тренинге не даются отдельно взятые инструменты по тайм-менеджменту. Потому что мы таким образом провоцировали бы некоторый самообман наших клиентов. Вот представьте, что вы пришли на тренинг. Я рассказал о теории Кови: что вначале надо разобраться с тем, что для вас значимо, а что не существенно. А потом дал бы какой-то инструмент и сказал, что теперь вы будете планировать не в своем обычном, а вот в этом замечательном электронном или бумажном ежедневнике. Тут же возникает некая иллюзия, что если вы будете заносить свои дела в другой ежедневник, то в вашей жизни все сказочным образом переменится. Однако ничего не переменится, пока не сдвинется парадигма. А она двигается медленно, т.к. процесс «разборок» с собой – это не сиюминутный процесс. И попытки заменить его на инструменты тайм-менеджмента ничего не дают. 90 процентов людей, у которых я спрашивал о том, помогли ли им инструменты тайм-менеджмента, ответили отрицательно - нет, легче жить им не стало. Именно поэтому тема тайм-менеджмента по-прежнему актуальна, сама себя кормит и будет жить вечно.

- Спасибо большое за интересное повествование! Какое напутствие Вы можете дать нашим читателям?

Хочется посоветовать людям больше думать. Наша жизнь сейчас как-то не очень способствует этому. Мы много работаем головой, но мы думаем не о себе и не о ближних - мы думаем о работе. Когда мы прибегаем домой, то думать не хочется вообще. На мой взгляд, основная проблема состоит в том, что мы мало думаем на тему, как стать эффективным, как стать счастливым и как сделать людей вокруг себя счастливыми. Надо вырваться из рутины и попытаться о чем-то задуматься!

Развивайтесь. Читайте. Делайте что-нибудь!