Главная    Интернет-библиотека    Пресс-релизы    Маркетинг    Кризис в головах или социальные настроения россиян

Кризис в головах или социальные настроения россиян

Данные исследования GfK «Поведение потребителей в условиях кризиса»
Январь 2009. - Начиная с 1995 года, ГфК-Русь проводит мониторинг потребительского поведения и социальных настроений россиян, связанных с общей оценкой своего социального самочувствия, удовлетворенностью уходящим годом и надеждами на будущее. Респондентам задаются вопросы о том, хорошим или плохим был уходящий год для них самих, их семьи и страны в целом, а также ожидают ли они больше хорошего или больше плохого в будущем году.

В мае 2008 года была проведена основная часть исследования, однако в связи с изменившейся к осени прошлого года экономической и социальной ситуацией мы повторили исследование в декабре 2008 года.

Самый низкий показатель социальных настроений россиян бы зафиксирован в 1998 году, когда уходящий год признали хорошим для себя и своей семьи 20% респондентов, а плохим 39%. После этого уровень социальных настроений быстро рос из года в год, и в 2007 уходящий год уже считали хорошим 58%, а плохим - только 10% населения.

Социальные настроения в декабре 2008 года претерпели серьезные изменения по сравнению с предыдущими годами. Оценка уходящего года для себя и своей семьи оказалась достаточно высокой, только чуть ниже уровня 2007 года - 54% посчитали год хорошим, а 12% - плохим. Этот показатель соответствует уровню 2006 года.


Рис. 1.

В то же время оценки положения в стране, а также ожидания от 2009 года резко упали. Так, для страны в целом уходящий год посчитали хорошим 36% опрошенных, а плохим - 18%, в то время как в 2007 году - 53% и 9% соответственно. По этому показателю мы вернулись на уровень 2003 года. (Рис. 1).

Еще ниже оказались ожидания от будущего года. Для себя и своей семьи ждут больше хорошего - 58% россиян, плохого - 11%. В прошлом году этот показатель был равен, соответственно, 78% и 5%. Здесь мы вернулись в 2002-й год. (Рис.2).


Рис. 2

Для страны в целом в 2009 году хорошего ждет 46% россиян, а больше плохого - 16%. В прошлом году показатели составили 71% и 5%, соответственно. По этому показателю мы тоже попадаем в 2002-й год. (Рис.3).


Рис. 3

Нельзя сказать, что показатели социальных настроений достигли какого-то критического минимума, как это было в 1998 г., однако тенденция постоянного улучшения социального самочувствия населения однозначно прервалась.

Кризисное поведение

Несмотря на объективные данные о сохраняющихся уровнях доходов и безработицы, три четверти населения России считает, что кризис уже наступил. Еще 18% считает, что кризис будет в 2009 году (Рис.4).


Рис.4

В то же время две трети респондентов считает, что лично их кризис еще не коснулся. При этом у 14% россиян начали задерживать зарплату, 9% - сократили зарплату и 3% - сократили на работе. Остальные показатели кризиса получили десятые доли процента. (Рис.5).


Рис.5.

Большинству респондентов (87%) не приходилось сталкиваться с отсутствием тех или иных товаров повседневного спроса в магазинах. Только 9% указали на отсутствие отдельных продуктов. В то же время, подавляющее большинство населения считает, что в условиях кризиса цены на все виды товаров и услуг повысятся, особенно на продукты (86% респондентов). (Рис.6)


Рис.6

В условиях кризиса россияне предполагают изменить свое покупательское поведение. В частности, снизятся покупки в магазинах современных форматов - гипермаркетах, супермаркетах и дискаунтерах. Особенно это относится к супермаркетам. Увеличится посещение традиционных торговых точек - универсамов и небольших магазинов рядом с домом. (Рис.7).


Рис. 7.

Что касается финансового поведения в условиях кризиса, то самая большая доля респондентов (26%) говорит, что не будет предпринимать ничего, так как в финансовом смысле кризис ее не касается. 24% населения собирается хранить свои сбережения дома. Еще 9% собираются забрать деньги со счета в банке, правда 11% россиян собираются положить или оставить деньги на счете в банке. Значительная часть населения (19%) собирается приобрести недвижимость, 9% - обменять рубли на валюту, столько же - купить крупную бытовую технику, а 7% - задумываются о покупке драгоценностей. 7% планируют досрочно выплатить кредит, 6% - купить впрок продуктов, пока они не подорожали, а 4% - одежду и обувь. Такова в целом финансовая стратегия населения на период кризиса. (Рис.8).


Рис.8.

Большая часть населения (61%) считает, что в условиях кризиса будет невыгодно совершать покупки в кредит. При этом 7% респондентов заявляют, что планировали взять кредит, но из-за кризиса придется отказаться. В то же время 6%, несмотря на кризис, все же планируют брать кредит.

Ожидание кризиса сказалось и на планировании крупных покупок, в частности, автомобиля. Еще в мае 2008 года 16% респондентов заявили о намерении приобрести автомобиль в ближайшие два года. В декабре 2008 года их доля снизилась больше, чем в два раза - до 7%.

В числе тех, кто собирается купить автомобиль, значительно увеличилась доля планирующих купить подержанный отечественный автомобиль, и уменьшилась доля тех, кто планирует приобрести новый отечественный автомобиль или иномарку.
56% опрошенных полагают, что кризис продлиться один-два года, 36% полагают, что 3-4 года. Так или иначе, подавляющее большинство населения считает, что кризис будет иметь длительный характер. (Рис. 9)


Рис.9

Что же касается оценки действий властей, то, в наибольшей степени россияне одобряют действия по преодолению кризиса со стороны премьер-министра Владимира Путина (54%), президента Дмитрия Медведева (49%) и Правительства РФ (31%). Правда, эти показатели несколько ниже, чем показатели доверия Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву в целом.
Также россияне скорее не одобряют действия по преодолению кризиса со стороны лидеров партий, Госдумы, региональных властей.

Слегка положительный баланс наблюдается у руководителей предприятий, где работают респонденты. 22% опрошенных одобряют и 21% не одобряют их действия по преодолению кризиса. (Рис.10)


Рис.10.

Об исследовании:

Исследование проводилось методом личного опроса респондентов. Целью исследования было выявить отношение россиян к проблеме кризиса, проследить изменения в финансовой и экономической сфере жизни людей, а также изменения в привычках потребителей в условиях кризиса. В ходе опроса респондентам задавались вопросы о том, начался ли, по их мнению, кризис в России/ коснулся ли кризис семьи респондента, приходилось ли сталкиваться с отсутствием продуктов/ товаров, которые респонденты обычно покупают, повысятся или понизятся цены на продукты/ товары, где обычно покупают продукты питания/ товары повседневного спроса/ одежду/ обувь, и где будут их покупать в условиях кризиса, какие, на их взгляд, способы сохранения личных сбережений являются наиболее эффективными, отношение к покупкам в кредит и планы на приобретение продуктов/ услуг в кредит в течение ближайших 12 месяцев, планы на покупку автомобиля в течение ближайших 2-х лет (планируют/ не планируют, если планируют, то какой автомобиль), насколько долгими будут последствия кризиса в стране, насколько одобряют/ не одобряют действия по преодолению последствий кризиса в России (оценка политических лидеров/ ветвей власти) и другие. В исследовании принимали участие 2204 респондентов в возрасте 16 лет и старше по всей России.

GfKGroup

GfK Group занимает 4 место в мире среди компаний, занимающихся маркетинговыми исследованиями. Во всех компаниях, входящих в GfK Group, работа ведется по трем основным направлениям: Специализированные исследования на заказ (Custom Research), Аудит розничной торговли (Retail & Technology) и Медиа исследования (Media Research). Помимо 13 подразделений компании, находящихся в Германии, компания имеет 115 дочерних компаний, расположенных в более чем 100 странах мира. Общая численность сотрудников, работающих в компании, составляет более 10 000 человек, при этом 80% сотрудников работают за пределами Германии. Компания ГфК-Русь была образована в 1991 году.